Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Налоговые правоотношения и их особенности

Налоговое право Республики Беларусь, его понятие, роль и место в системе финансового права

Понятие налоговой системы Республики Беларусь, ее структура и принципы

 

Налоговый кодекс Республики Беларусь устанавливает систему налогов, сборов (пошлин), взимаемых в республиканский и (или) местные бюджеты, основные принципы налогообложения в Республике Беларусь, регулирует властные отношения по установлению, введению, изменению, прекращению действия налогов, сборов (пошлин) и отношения, возникающие в процессе исполнения налогового обязательства, осуществления налогового контроля, обжалования решений налоговых органов, действий (бездействия) их должностных лиц, а также устанавливает права и обязанности плательщиков, налоговых органов и других участников отношений, регулируемых налоговым законодательством.

Институты, понятия и термины гражданского и других отраслей права, используемые в Налоговом кодексе Республики Беларусь, применяются в тех значениях, в каких они используются в этих отраслях права, если иное не установлено Налоговым кодексом Республики Беларусь.

В соответствии со статьей 2 Налогового кодекса Республики Беларусь, устанавливаются следующие принципы налогообложения в Республике Беларусь:

  • Каждое лицо обязано уплачивать законно установленные налоги, сборы (пошлины), по которым это лицо признается плательщиком.
  • Ни на кого не может быть возложена обязанность уплачивать налоги, сборы (пошлины), а также обладающие установленными Налоговым кодексом Республики Беларусь признаками налогов, сборов (пошлин) иные взносы и платежи, не предусмотренные Налоговым кодексом Республики Беларусь либо установленные в ином порядке, чем это определено Конституцией Республики Беларусь, Налоговым кодексом Республики Беларусь, принятыми в соответствии с ним законами, регулирующими вопросы налогообложения, актами Президента Республики Беларусь.
  • Налогообложение в Республике Беларусь основывается на признании всеобщности и равенства.
  • Не допускается установление налогов, сборов (пошлин) и льгот по их уплате, наносящих ущерб национальной безопасности Республики Беларусь, ее территориальной целостности, политической и экономической стабильности, в том числе нарушающих единое экономическое пространство Республики Беларусь, ограничивающих свободное передвижение физических лиц, перемещение товаров (работ, услуг) или финансовых средств в пределах территории Республики Беларусь либо создающих в нарушение Конституции Республики Беларусь и принятых в соответствии с ней законодательных актов иные препятствия для осуществления предпринимательской и другой деятельности организаций и физических лиц, кроме запрещенной законодательными актами.
  • Допускается установление особых видов таможенных пошлин либо дифференцированных ставок таможенных пошлин в зависимости от страны происхождения товаров в соответствии с Налоговым кодексом Республики Беларусь и таможенным законодательством.

 

В современных условиях могут быть сформулированы следующие принципы построения налоговой системы:

  • Обязательность;
  • Справедливость;
  • Определённость;
  • Удобство (привилегированность) для налогоплательщика;
  • Экономичность;
  • Пропорциональность;
  • Эластичность;
  • Однократность налогообложения;
  • Стабильность;
  • Оптимальность;
  • Денежная форма уплаты налогов;
  • Единство налоговой системы.

 

В основу налоговой системы Республики Беларусь положены следующие принципы:

  • однократность обложения, то есть один и тот же объект одного вида налогов облагается только один раз за определенный законом период;
  • оптимальное сочетание прямых и косвенных налогов;
  • одинаковый подход ко всем хозяйствующим субъектам обложения;
  • установленный порядок введения и отмены органами власти разного уровня налогов, их ставок, налоговых льгот;
  • четкая классификация налогов, взимаемых на территории страны, в основу которой положена компетенция соответствующей власти;
  • обоснование и точное распределение налоговых доходов между бюджетами разных уровней;
  • стабильность ставок налога в течение довольно длительного периода и простота исчисления платежа.

 

Основными элементами налоговой системы выступают:

  • плательщики налогов (субъекты налогообложения);
  • объекты налогообложения;
  • налоговая база;
  • налоговый период;
  • налоговая ставка;
  • налоговые льготы;
  • порядок исчисления;
  • источник уплаты;
  • порядок и сроки уплаты;
  • санкции.

 

 

 

 

Налоговое право – совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения, возникающие в связи с установлением и взиманием налогов, сборов (пошлин).

Налоговое право в настоящее время рассматривается в двух аспектах:

  • как самостоятельная отрасль права;
  • как подотрасль финансового права.

 

В связи с наличием у налогового права таких признаков, как самостоятельный предмет правового регулирования, наличие специфического метода правового регулирования, комплекса специфических институтов, целесообразным, все же, будет рассматривать финансовое право как самостоятельную отрасль права.

В то же время, на данный момент в учебном процессе принято рассматривать налоговое право в структуре финансового права.

Предмет налогового права характеризуется наличием комплекса правоотношений, связанных с установлением и взиманием налогов, сборов (пошлин). Кроме того, часть правоотношений, входящих в структуру предмета налогового права, сочетается с предметом правового регулирования в таможенном праве Республики Беларусь.

Метод правового регулирования в налоговом праве характеризуется абсолютным доминированием императивного метода и, лишь, некоторыми не явными признаками диспозитивного метода правового регулирования.

 

 

 

В соответствии со статьей 1 Налогового кодекса Республики Беларусь, последний устанавливает систему налогов, сборов (пошлин), взимаемых в республиканский и (или) местные бюджеты, основные принципы налогообложения в Республике Беларусь, регулирует властные отношения по установлению, введению, изменению, прекращению действия налогов, сборов (пошлин) и отношения, возникающие в процессе исполнения налогового обязательства, осуществления налогового контроля, обжалования решений налоговых органов, действий (бездействия) их должностных лиц, а также устанавливает права и обязанности плательщиков, налоговых органов и других участников отношений, регулируемых налоговым законодательством.

Институты, понятия и термины гражданского и других отраслей права, используемые в Налоговом кодексе Республики Беларусь, применяются в тех значениях, в каких они используются в этих отраслях права, если иное не установлено налоговым кодексом Республики Беларусь.

Налоговое правоотношение представляет собою сложное явление, имеющее свою структуру, в которую входят:

  • Субъект налогового правоотношения;
  • Объект налогового правоотношения;
  • Содержание налогового правоотношения.

 

Содержание налогового правоотношения определяется следующими элементами:

  • Субъективное право – возможность субъекта правоотношения совершать определенные действия или воздерживаться от них, предоставленная законодательством и обеспечиваемая им;
  • Субъективная обязанность – мера должного поведения субъекта правоотношения, состоящая в обязанности выполнить определенные действия или воздержаться от их совершения в силу законодательного предписания, обеспечиваемая мерами государственного принуждения.

 

Особенностями налоговых правоотношений является следующее:

  • Налоговые правоотношения – это публично-правовые отношения;
  • Налоговое правоотношение есть имущественное правоотношение, поскольку всегда складывается по поводу уплаты налогов с денежной форме;
  • Финансовые правоотношения возникают в процессе осуществления налоговой политики государства;
  • Обязательным субъектом налогового правоотношения всегда выступает государство;
  • Налоговые отношения есть отношения, особо охраняемые государством.

 

Основания возникновения, изменения и прекращения налоговых правоотношений – это комплекс юридических фактов, в силу которых происходят процессы в рамках данного правоотношения.

 

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Правовая конструкция налога (элементы налогообложения) | Исполнение налогового обязательства
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 959; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.