Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Самостоятельно) Подробнее – см. в приложении 1




Целью финансового оздоровления (санации) является восстановление платежеспособности должника и погашение его задолженности в соответствии с утвержденным графиком. Для реализации этой процедуры определяются источники финансирования и срок, в течение которого предполагается восстановление платежеспособности. На основании этих данных составляется график погашения задолженности. Если эти вопросы разрешаются, то восстановление платежеспособности доверяют органам управления должника под контролем административного управляющего. Если график нарушается, переходят к другим процедурам банкротства, в которых органы управления должника отстраняются от управления его делами. К таковым относится внешнее управление.

Основной предпосылкой использования данного инструмента является обязанность добросовестного предпринимателя принять меры по недопущению банкротства. Более того, руководитель обязан предупреждать учредителей (участников), собственника имущества унитарного предприятия о появлении у предприятия признаков банкротства. Т.е. если у предприятия имеется более чем трехмесячная просрочка в исполнении обязательств и руководитель не смог самостоятельно решить данный вопрос, то он обязан обратиться к указанным лицам.

Обязанность по восстановлению платежеспособности ложится на учредителей (участников), собственника имущества должника - унитарного предприятия, а также на органы исполнительной власти, органы местного самоуправления. Могут быть приняты такие меры, как отсрочка обязательства, замена денежного способа исполнения на натуральный, и др., ведущие к исчезновению признаков банкротства без существенного изменения финансового положения должника.

Одной из мер по предупреждению банкротства является возможность предоставления финансовой помощи. При этом меры должник или иные лица могут принять на себя определенные обязательства в пользу тех, что предоставил помощь. Эти лица становятся новыми кредиторами.

 

3. Внешнее управление – это процедура банкротства, осуществляемая с целью реализации возможности не ликвидировать предприятие, а восстановить его платежеспособность путем проведения организационных и экономических мер, направленных на оздоровление финансового состояния предприятия (в том числе путем продажи части его имущества).

Внешнее управление вводится арбитражным судом на основании решения собрания кредиторов.

Основанием для назначения внешнего управления является наличие реальной возможности восстановить платежеспособность предприятия-должника с целью продолжения его активности.

Продолжительность внешнего управления составляет не более 18 месяцев. При необходимости срок может быть продлен до двух лет.

С момента введения внешнего управления проводятся следующие мероприятия:

· Вводится мораторий на удовлетворение требований кредиторов к должнику;

· Руководитель предприятия отстраняется от должности и управление делами возлагается на внешнего управляющего;

Мерами по восстановлению платежеспособности предприятия-должника могут быть:

· Перепрофилирование производства;

· Закрытие нерентабельных производств;

· Ликвидация дебиторской задолженности;

· Продажа части имущества предприятия;

· Продажа предприятия (бизнеса).

Продажа предприятия (бизнеса), или части его имущества проводится на открытых торгах в форме аукциона. Вырученные суммы включаются в состав имущества предприятия-должника. В случаях, когда сумма, вырученная от продажи предприятия, достаточна для полного удовлетворения требований кредиторов, дело о банкротстве подлежит прекращению. Если сумма недостаточна для удовлетворения требований кредиторов в полном объеме, внешний управляющий предлагает кредиторам заключить мировое соглашение. При недостижении мирового соглашения арбитражный суд принимает решение о признании должника банкротом и открытии конкурсного производства.

 

4. Конкурсное производство (принудительная ликвидация) – это судебная процедура ликвидации предприятия-должника, при которой оно подлежит принудительной продаже, а конкурсная масса распределяется между кредиторами. Конкурсное производство (конкурсный процесс) - совокупность норм, регулирующих взаимоотношения кредиторов с несостоятельным должником под контролем арбитражного суда.

Конкурсное производство - единственная процедура банкротства, конечным результатом которой должна быть ликвидация должника. При этом не исключается возможность заключения мирового соглашения или переход к внешнему управлению при определенных обстоятельствах. В этом случае процедура конкурсного производства досрочно прекращается.

Целями конкурсного производства являются:

1) соразмерное удовлетворение требований кредиторов;

2) объявление должника свободным от долгов;

3) предотвращение неправомерных действий сторон в отношении друг от друга.

Конкурсное производство наступает с момента объявления арбитражным судом предприятия-должника банкротом. Срок данной процедуры до 1 года (в исключительных случаях арбитражный суд может продлить его еще на 6 месяцев).

С момента наступления конкурсного производства считается:

· срок исполнения всех денежных обязательств должника считается наступившим;

· прекращается начисление неустоек (штрафов, пени) и иных финансовые санкции по всем видам задолженности;

· сведения о финансовом состоянии должника перестают относиться к коммерческой тайне;

· не допускается совершение сделок, связанных с отчуждением имущества должника;

· снимаются ранее наложенные аресты имущества должника

· все требования к должнику предъявляются только в рамках конкурсного производства.

Для выполнения целей конкурсного производства арбитражный суд назначает конкурсного управляющего, к которому переходят все полномочия по управлению делами предприятия-должника, в том числе полномочия по распоряжению его имуществом. После проведения инвентаризации и оценки имущества предприятия конкурсный управляющий приступает к продаже указанного имущества на открытых торгах, если собранием или комитетом кредиторов не установлен иной порядок продажи имущества.

Конкурсный управляющий производит расчеты с кредиторами в соответствии с реестром требований кредиторов. Вне очереди покрываются судебные расходы, расходы, связанные с выплатой вознаграждения арбитражным управляющим, текущие коммунальные платежи должника, и обязательства, возникшие в ходе наблюдения, внешнего управления и конкурсного производства.

Далее требования кредиторов удовлетворяются в следующей очередности:

1. в первую очередь удовлетворяются требования граждан, перед которыми предприятие-должник несет ответственность за причинение вреда жизни и здоровью;

2. во вторую очередь производятся расчеты по выплате выходных пособий и оплате труда с лицами, работающими по трудовому договору;

3. в третью очередь удовлетворяются требования кредиторов по обязательствам, обеспеченным залогом имущества должника;

4. в четвертую очередь удовлетворяются требования по обязательным платежам в бюджет и во внебюджетные фонды;

5. в пятую очередь производятся расчеты с другими кредиторами.

Требования каждой очереди удовлетворяются после полного удовлетворения требований предыдущей очереди. При недостаточности денежных средств предприятия-должника они распределяются между кредиторами соответствующей очереди пропорционально суммам требований, подлежащих удовлетворению.

После завершения расчетов с кредиторами конкурсный управляющий представляет в арбитражный суд отчет о результатах проведения конкурсного производства. После рассмотрения этого отчета арбитражный суд выносит определение о завершении конкурсного производства, что является основанием для внесения в единый государственный реестр юридических лиц записи о ликвидации предприятия-должника. С момента внесения указанной записи в реестр полномочия конкурсного управляющего прекращаются, конкурсное производство считается завершенным, а предприятие-должник — ликвидированным.

Мировое соглашениеэто процедура банкротства, заключаемая между должником и конкурсными кредиторами на любом этапе производства по делу о банкротстве и позволяющая должнику обеспечить свои обязательства без применения ликвидации, а путем получения отсрочки, рассрочки или скидки с долгов. Мировое соглашение должно содержать положения о размерах, порядке и сроках исполнения обязательств должника и (или) о прекращении обязательств должника предоставлением отступного, прощением долга или иными способами, предусмотренными законодательством.

Мировое соглашение может содержать условия:

· об отсрочке или рассрочке исполнения обязательств должника;

· уступке прав требований должника;

· об исполнении обязательств должника третьими лицами;

· скидке с долга;

· об обмене требований на акции;

· об удовлетворении требований кредиторов иными способами, не противоречащими законодательству.

Мировое соглашение может быть заключено только после погашения задолженности по требованиям кредиторов первой и второй очереди. Утверждение мирового соглашения арбитражным судом является основанием для прекращения полномочий временного, внешнего или конкурсного управляющего.

Для отдельных категорий предприятий, таких, как градообразующие, сельскохозяйственные, страховые организации процедуры банкротства осуществляются с рядом особенностей, предусмотренных законодательством. Эти особенности связаны с социальной значимостью данных организаций и необходимостью дифференцированного подхода к различным субъектам хозяйственной жизни.

Например, план финансового оздоровления градообразующего предприятия может предусматривать трудоустройство его работников, создание новых рабочих мест. При поручительстве местных органов власти на несостоятельных градообразующих предприятиях процедура внешнего управления может быть продлена до 10 лет. При продаже недвижимости должника — сельскохозяйственной организации — преимущественное право ее приобретения принадлежит сельскохозяйственным организациям и фермерским хозяйствам, расположенным в данной местности. При банкротстве страховых организаций покупателем имущественного комплекса должника может быть только страховая организация и т. д.

Главная его задача - погасить конфликт между должником и кредиторами, возникший вследствие неисполнения первым своих обязательств перед вторыми. Решение этой задачи возможно только в случае, когда обе стороны готовы пойти на уступки друг другу. Конечно, кредиторы пойдут на уступки, если финансовое положение должника имеет определенные перспективы. При этом некоторое смягчение их требований может позволить должнику восстановить нормальный порядок расчетов.

Добровольное объявление о банкротстве должника является внесудебной ликвидационной процедурой при условии отсутствия возражений кредиторов.

Основаниями для добровольного объявления о банкротстве и ликвидации предприятия являются:

· наличие у организации внешних признаков банкротства;

· принятие собственником решения о ликвидации предприятия-должника;

· наличие письменного согласия всех кредиторов.

Существует ответственность за нарушение должником порядка добровольной ликвидации. В таких случаях, как при сокрытии или незаконной передаче своего имущества третьим лицам, собственник и руководитель предприятия-должника несут ответственность в размере неудовлетворенных требований кредиторов. Последними такие требования могут быть предъявлены в течение 10 лет с момента ликвидации предприятия-должника.

Любой из кредиторов в любой момент до завершения процедуры ликвидации предприятия-должника может обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании должника банкротом.

При добровольной ликвидации предприятия-должника обязанности конкурсного управляющего исполняет председатель ликвидационной комиссии, который назначается руководителем предприятия. Механизм формирования конкурсной массы, порядок удовлетворения требований кредиторов и исключение предприятия из реестра юридических лиц соответствует процедурам конкурсного производства (принудительной ликвидации).

Упрощенная процедура банкротства характеризуется тем, что проводится в сокращенные сроки. Применяется, когда организация-должник прекратила свою деятельность, а установить местонахождение его руководителя не представляется возможным. Частным случаем является прекращение предпринимательской деятельности, т. е. операции по счетам предприятия-должника не проводились в течение 12 месяцев. При этом заявление о признании должника банкротом может быть подано кредиторами и прокурором независимо от размеров кредиторской задолженности.

Существуют также особенности процедур банкротства отдельных категорий субъектов: индивидуальных предпринимателей, банков, страховых компаний и т.п.

Сведения о введении каждой из процедур банкротства и о каждой смене арбитражного управляющего подлежат опубликованию.


Приложения

 

Глава V. Финансовое оздоровление

 

Статья 76. Ходатайство о введении финансового оздоровления

 

1. Финансовое оздоровление наряду с внешним управлением является процедурой банкротства, целью которой, в отличие от конкурсного производства, является сохранение должника как самостоятельного хозяйствующего субъекта. Она применяется к должнику в целях восстановления его платежеспособности. При этом задолженность должника перед кредиторами должна погашаться в соответствии с графиком погашения задолженности (см. абз. 12 ст. 2 Закона).

Напомним, что Закон о банкротстве 1992 г. определял процедуры, обеспечивающие поддержание деятельности и оздоровление предприятия-должника с целью предотвращения его ликвидации, как реорганизационные. К ним относились внешнее управление имуществом должника и санация.

Основное отличие финансового оздоровления от другой процедуры, направленной на восстановление платежеспособности должника, - внешнего управления - заключается в том, что в ходе финансового оздоровления органы управления должника, в т.ч. его руководитель, продолжают выполнять свои функции, правда с отдельными ограничениями и под контролем административного управляющего (ср. п. 1 ст. 82 и п. 1 ст. 94 Закона). Но даже такие ограничения позволяют учредителям (участникам) должника или собственнику его имущества контролировать деятельность должника и защищать свои интересы в ходе проведения финансового оздоровления. Общим же для названных процедур является то, что они имеют целью восстановление платежеспособности должника и предотвращение признания его банкротом, влекущее открытие конкурсного производства, что в конечном итоге приведет к ликвидации должника как хозяйствующего субъекта.

Финансовое оздоровление - новая процедура, которую Закон о банкротстве 1998 г. не предусматривал. Некоторое сходство можно найти у финансового оздоровления с процедурой санации (оздоровления предприятия-должника), которая была предусмотрена и регулировалась ст. 13 Закона о банкротстве 1992 г. В рамках этой реорганизационной процедуры собственником предприятия-должника, кредитором (кредиторами) или иными лицами такому предприятию оказывалась финансовая помощь, и должник продолжал самостоятельно осуществлять хозяйственную деятельность. Однако имеется и существенное отличие финансового оздоровления от санации, которая осуществлялась не за счет должника, а за счет лиц, предоставивших финансовую помощь - участников санации. С момента заключения с участниками санации соответствующего соглашения они, а не должник, должны были выполнить принятые на себя обязательства перед кредиторами в полном объеме и несли за их выполнение солидарную ответственность (п. 7 ст. 13 Закона о банкротстве 1992 г.). В финансовом оздоровлении акценты смещены - ответственным по обязательствам остается должник, который прежде всего за счет своего имущества должен исполнить обязательства. Лишь в случае неисполнения должником графика погашения задолженности такое исполнение возлагается на лиц, предоставивших обеспечение (ст. 89 Закона).

Пункт 1 комментируемой статьи определяет круг лиц, которые вправе обратиться с ходатайством о введении финансового оздоровления. Это может быть сам должник, его учредители (участники), орган, выступающий от имени собственника имущества должника - унитарного предприятия, а также третьи лица.

Согласно п. 1 ст. 80 Закона финансовое оздоровление вводится арбитражным судом на основании решения собрания кредиторов. В связи с этим п. 1 комментируемой статьи в качестве общего правила закрепляет, что соответствующее ходатайство подается собранию кредиторов.

Арбитражный суд может принять решение о введении финансового оздоровления без решения собрания кредиторов в случаях, предусмотренных п. 2 и 3 ст. 75 Закона (см. комментарии к ст. 75 и 80 Закона).

2. Пункт 2 ст. 76 устанавливает срок, до истечения которого должно быть представлено ходатайство о введении финансового оздоровления. Поскольку организация и проведение собрания кредиторов осуществляются арбитражным управляющим (п. 1 ст. 12 Закона), такое ходатайство представляется временному управляющему в период проведения процедуры наблюдения. Согласно п. 1 ст. 72 Закона временный управляющий, определив срок проведения первого собрания кредиторов, направляет лицам, имеющим право на участие в таком собрании, соответствующее сообщение, в котором должны содержаться сведения о дате, времени, месте проведения и повестке дня собрания, а также о порядке ознакомления с материалами, подлежащими рассмотрению (п. 1, 3 ст. 13 Закона).

В арбитражный суд соответствующее ходатайство направляется для того, чтобы в случае, если первым собранием кредиторов не будет принято решение о применении одной из процедур банкротства или будут заявлены ходатайства о введении в отношении должника внешнего управления либо об открытии конкурсного производства, арбитражный суд при наличии к тому оснований смог рассмотреть вопрос о введении в отношении должника в соответствии с п. 2 и 3 ст. 75 Закона процедуры финансового оздоровления.

Документы, которые должны прилагаться к ходатайству о введении финансового оздоровления, перечислены в п. 5 ст. 77 и п. 2 ст. 78 Закона.

 

Статья 77. Ходатайство учредителей (участников) должника или собственника имущества должника - унитарного предприятия о введении финансового оздоровления

 

1. Статья развивает нормы п. 1 ст. 76 Закона, устанавливая процедуру принятия решения об обращении к первому собранию кредиторов учредителями (участниками) должника или собственником имущества должника - унитарного предприятия.

Решение учредителей (участников) должника принимается на общем собрании простым большинством голосов учредителей, принявших участие в собрании. Представляется, что учредители (участники) должника, голосовавшие за обращение с ходатайством о введении финансового оздоровления, должны указываться в протоколах собраний поименно, поскольку только такие учредители (участники) на основании п. 3 комментируемой статьи вправе предоставить обеспечение исполнения должником обязательств.

От имени собственника имущества должника - унитарного предприятия соответствующее решение принимается уполномоченным органом. Согласно п. 1 ст. 2 Закона об унитарных предприятиях от имени Российской Федерации или субъекта Федерации права собственника имущества унитарного предприятия осуществляют органы государственной власти Российской Федерации или органы государственной власти субъекта Российской Федерации в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов. От имени муниципального образования права собственника имущества унитарного предприятия осуществляют органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов. Именно указанные органы правомочны принять решение об обращении к первому собранию кредиторов с ходатайством о введении финансового оздоровления.

2. В процедурах наблюдения и финансового оздоровления полномочия органов управления должника не переходят к арбитражному управляющему (п. 1 ст. 64, п. 1 ст. 82 Закона). Названные органы, в т.ч. и руководитель должника, продолжают осуществлять свои функции под контролем арбитражного суда, временного или административного управляющего и собрания кредиторов с ограничениями, предусмотренными Законом. Однако появление у должника признаков несостоятельности может быть обусловлено ошибками в управлении, прежде всего в руководстве текущей деятельностью должника. С учетом этого п. 2 комментируемой статьи предоставляет учредителям (участникам) должника или органу, уполномоченному собственником имущества должника, право в период проведения процедуры наблюдения принять решение о прекращении полномочий прежнего руководителя и избрании (назначении) нового. Закон не обязывает согласовать такое решение с собранием кредиторов, арбитражным судом или временным управляющим, однако представляется, что для собрания кредиторов новая кандидатура руководителя должника может иметь определенное значение при принятии решения о введении в отношении должника финансового оздоровления. Поэтому перечисленные в п. 2 данной статьи лица, принимая решение об избрании (назначении) нового руководителя должника, не должны упускать из виду это обстоятельство.

3. Согласно п. 3 ст. 77 правом предоставить обеспечение исполнения должником обязательств наделены только те учредители (участники) должника, которые голосовали за принятие решения об обращении к первому собранию кредиторов с ходатайством о введении финансового оздоровления.

Данная норма сформулирована как диспозитивная, поэтому учредители (участники) должника при обращении к первому собранию кредиторов с ходатайством о введении финансового оздоровления могут и не предоставлять обеспечение исполнения должником обязательств или не организовывать его предоставления. Из гипотезы нормы п. 3 ст. 77 следует, что действие этого пункта распространяется только на учредителей (участников) должника. Однако положение, содержащееся в абз. 6 п. 5 комментируемой статьи, позволяет прийти к выводу, что орган, уполномоченный собственником имущества должника - унитарного предприятия, также не обязан предоставлять обеспечение исполнения должником обязательств или принимать меры по организации предоставления такого обеспечения.

При этом норма п. 3, а также положение абз. 6 п. 5 ст. 77 не вполне согласуются с абз. 2 п. 4 этой же статьи, согласно которому сведения о предлагаемом обеспечении должны содержаться в решении учредителей (участников) должника или органа, уполномоченного собственником имущества должника - унитарного предприятия об обращении к первому собранию кредиторов о введении финансового оздоровления.

4. Пункт 4 комментируемой статьи перечисляет сведения, которые должно содержать решение учредителей (участников) должника или органа, уполномоченного собственником имущества должника - унитарного предприятия об обращении к первому собранию кредиторов о введении финансового оздоровления. Что касается возможных способов обеспечения исполнения должником обязательств в соответствии с графиком погашения задолженности, то многие из них перечислены в п. 1 ст. 79 Закона. Предлагаемые учредителями (участниками) должника или органом, уполномоченным собственником имущества должника, срок финансового оздоровления и срок удовлетворения требований кредиторов не могут превышать сроков, установленных п. 6 ст. 80 и п. 3 ст. 84 Закона.

5. В п. 5 ст. 77 перечисляются документы и сведения, которые должны быть приложены к решению об обращении к первому собранию кредиторов с ходатайством о введении финансового оздоровления. О плане финансового оздоровления и графике погашения задолженности см. ст. 84 Закона и комментарий к ней.

В случае обращения к собранию кредиторов нескольких учредителей (участников) должника с упомянутым ходатайством, к нему должно быть приложено соглашение названных лиц, определяющее конкретные обязательства каждого из них по обеспечению исполнения должником обязательств в соответствии с графиком погашения задолженности (см. абз. 4 п. 2 ст. 78 Закона и комментарий к п. 2 ст. 78 Закона).

 

Статья 78. Ходатайство третьего лица или третьих лиц о введении финансового оздоровления

 

1. Помимо лиц, перечисленных в ст. 77 Закона, ходатайство о введении финансового оздоровления может быть подано третьим лицом (третьими лицами). В таком качестве могут выступать лица, которые на момент предоставления ходатайства не имеют процессуальной заинтересованности в деле. При этом в случае удовлетворения ходатайства таких лиц и вынесения арбитражным судом определения о ведении финансового оздоровления они на основании ст. 34 Закона становятся лицами, участвующими в деле о банкротстве, и обладают всеми правами и несут все обязанности названных лиц.

Возникает вопрос: могут ли быть третьими лицами кредиторы должника? Представляется, что на него можно ответить утвердительно, поскольку ни комментируемая статья, ни другие статьи гл. V Закона не запрещают подавать ходатайство, предусмотренное п. 1 ст. 78, и кредитору должника, если по каким-либо причинам он сочтет это возможным и целесообразным. Отметим, что Закон о банкротстве 1992 г. (преамбула, ст. 13) прямо называл кредиторов должника в числе лиц, которые могут ходатайствовать о проведении санации и предоставить должнику финансовую помощь.

Ходатайство третьих лиц о введении финансового оздоровления должно быть согласовано с должником.

В отличие от п. 3, 5 ст. 77 Закона п. 1 комментируемой статьи в императивной норме требует от третьих лиц, ходатайствующих о введении финансового оздоровления, предоставления ими обеспечения исполнения должником обязательств. Это предполагает наличие у третьих лиц финансовых средств или имущества, достаточных для обеспечения.

О способах обеспечения исполнения обязательств должником см. ст. 79 Закона.

2. Пункт 2 ст. 78 перечисляет документы, которые должны быть приложены к ходатайству о введении финансового оздоровления, при этом их перечень уже, чем это предусмотрено п. 5 ст. 77 Закона. В некоторых случаях этому можно найти объяснение. Например, отсутствие в перечне указания на план финансового оздоровления объясняется тем, что обязанность по его подготовке п. 1 ст. 84 Закона возлагает на учредителей (участников) должника или собственника его имущества. Однако исходя из содержания п. 2 комментируемой статьи, законодателю безразлично, как принимается третьими лицами решение о предоставлении обеспечения и соответствует ли оно правовым требованиям, установленным для принятия соответствующих решений юридическими лицами конкретной организационно-правовой формы, будут ли впоследствии такие решения признаны действительными. По этой причине в случае наличия ходатайства третьих лиц о введении финансового оздоровления собрание кредиторов как структура, наиболее заинтересованная в исполнении третьими лицами взятых на себя обязательств, должно проверить полномочия указанных лиц на принятие таких обязательств.

График погашения задолженности может быть разработан третьим лицом лишь при его активном сотрудничестве с должником, в процессе которого должник должен раскрыть перед третьим лицом сведения о своей финансово-хозяйственной деятельности и обязательствах.

Закон в разных статьях (см. ст. 77 и 78) регулирует процедуру подачи ходатайства о введении финансового оздоровления учредителями (участниками) должника и третьими лицами. Решение об обращении названых лиц к первому собранию кредиторов с подобным ходатайством принимается по-разному, представляется различный набор документов. Поэтому упоминание в последнем абзаце п. 2 ст. 78, посвященной ходатайству третьих лиц, также и учредителей (участников) должника, не следует рассматривать как допущение совместного ходатайства о введении финансового оздоровления учредителей (участников) должника и третьих лиц, поскольку для принятия названными лицами подобных решений установлены разные процедуры. Данная норма лишь распространяет на учредителей (участников) должника правило о том, что если ходатайство о введении финансового оздоровления исходит от нескольких лиц, то к нему должно быть приложено соглашение этих лиц, определяющее конкретные обязанности каждого из них в общем обременении.

Согласно последнему абзацу п. 2 комментируемой статьи такое соглашение должно предусматривать солидарную ответственность лиц, его заключивших. В противном случае оно будет ничтожным как не соответствующее императивным требованиям закона (см. ст. 168 ГК РФ) и не повлечет тех юридических последствий, на которые могли рассчитывать стороны.

При солидарной обязанности должников кредитор вправе требовать исполнения как от всех должников совместно, так и от любого из них в отдельности, притом как полностью, так и в части долга. Кредитор, не получивший полного удовлетворения от одного из солидарных должников, имеет право требовать недополученное от остальных солидарных должников. При этом солидарные должники остаются обязанными до тех пор, пока обязательство не будет исполнено полностью (ст. 323 ГК РФ).

Исполнение солидарной обязанности полностью одним из должников освобождает остальных должников от исполнения кредитору. Если иное не вытекает из отношений между солидарными должниками, то должник, исполнивший солидарную обязанность, имеет право регрессного требования к остальным должникам в равных долях за вычетом доли, падающей на него самого. Неуплаченное одним из солидарных должников должнику, исполнившему солидарную обязанность, падает в равной доле на этого должника и на остальных должников (ст. 325 ГК РФ).

 

Статья 79. Обеспечение исполнения должником обязательств в соответствии с графиком погашения задолженности

 

1. Статья посвящена обеспечению исполнения должником обязательств в соответствии с графиком погашения задолженности. Еще в дореволюционной гражданско-правовой доктрине под обеспечением понимали "средства или способы, направленные на укрепление обязательства, т.е. на придание им большей верности в отношении: получения по ним удовлетворения верителем (кредитором), или: приемы для доставления обязательственному праву той твердости, которой недостает ему по существу, как праву только на действия другого лица" (см.: Анненков К. Система русского гражданского права. Т. III: Права обязательственные. СПб., 1901, с. 231. Приводится по: Брагинский М.И., Витрянский В.В. Договорное право: общие положения. - М., 1997, с. 383).

В абзаце 1 п. 1 ст. 79 Закона перечислены способы обеспечения исполнения обязательств, которые могут содержаться в ходатайстве о введении финансового оздоровления. В Законе отсутствует детальная регламентация перечисленных способов, поскольку они подробно урегулированы в гл. 23 ГК РФ.

В ст. 329 ГК РФ содержится открытый перечень таких способов. Это означает, что стороны могут избрать и иные способы обеспечения исполнения обязательств, предусмотренные законом или договором, помимо указанных в гл. 23 ГК РФ. Аналогичный подход нашел свое отражение в абз. 1 п. 1 комментируемой статьи. Однако не названные в этом абзаце способы не должны противоречить другим статьям Закона и природе регулируемых Законом отношений.

Если дать краткую характеристику способов обеспечения исполнения обязательств, содержащихся в абзаце 1 п. 1 ст. 79, то в силу залога кредитор по обеспеченному залогом обязательству (залогодержатель) имеет право в случае неисполнения должником этого обязательства получить удовлетворение из стоимости заложенного имущества преимущественно перед другими кредиторами лица, которому принадлежит это имущество (залогодателя), за изъятиями, установленными законом (п. 1 ст. 334 ГК РФ). Предметом залога может быть всякое имущество, в т.ч. вещи и имущественные права (требования), за исключением имущества, изъятого из оборота, требований, неразрывно связанных с личностью кредитора (например, требований об алиментах, о возмещении вреда, причиненного жизни или здоровью), и иных прав, уступка которых другому лицу запрещена законом (п. 1 ст. 336 ГК РФ). Подробнее о залоге см. ст. 334-357 ГК РФ.

Ипотекой является залог земельных участков, предприятий, зданий, сооружений, квартир и другого недвижимого имущества (п. 2 ст. 334 ГК РФ). Ипотека регулируется специальным законом - ФЗ от 16.07.1998 "Об ипотеке (залоге недвижимости)" (СЗ РФ, 1998, N 29, ст. 3400; 2001, N 46, ст. 4308; 2002, N 7, ст. 629; 2002, N 52, ч. I, ст. 5135).

В силу банковской гарантии банк, иное кредитное учреждение или страховая организация (гарант) дают по просьбе другого лица (принципала) письменное обязательство уплатить кредитору принципала (бенефициару) в соответствии с условиями даваемого гарантом обязательства денежную сумму по представлении бенефициаром письменного требования о ее уплате (ст. 368 ГК РФ). Банковская гарантия обеспечивает надлежащее исполнение принципалом его обязательства перед бенефициаром (основного обязательства - п. 1 ст. 369 ГК РФ). При этом предусмотренное банковской гарантией обязательство гаранта перед бенефициаром не зависит в отношениях между ними от того основного обязательства, в обеспечение исполнения которого она выдана, даже если в гарантии содержится ссылка на это обязательство (ст. 370 ГК РФ). В случае ненадлежащего исполнения или неисполнения принципалом основного обязательства у бенефициара возникает право представить гаранту письменное требование об уплате денежной суммы в соответствии с условиями выданного гарантийного обязательства.

По договору поручительства поручитель обязывается перед кредитором другого лица отвечать за исполнение последним его обязательства полностью или в части (ч. 1 ст. 361 ГК РФ). При неисполнении или ненадлежащем исполнении должником обеспеченного поручительством обязательства поручитель и должник отвечают перед кредитором солидарно, если законом или договором поручительства не предусмотрена субсидиарная ответственность поручителя.

Что касается государственной или муниципальной гарантии, то соответствующие положения содержатся в БК РФ. Согласно его ст. 115 государственной или муниципальной гарантией признается способ обеспечения гражданско-правовых обязательств, в силу которого соответственно Российская Федерация, субъект Федерации или муниципальное образование - гарант дает письменное обязательство отвечать за исполнение лицом, которому дается такая гарантия, обязательства перед третьими лицами полностью или частично. Несоблюдение письменной формы государственной или муниципальной гарантии влечет ее ничтожность.

Согласно п. 3 ст. 115 БК РФ в государственной или муниципальной гарантии должны быть указаны сведения о гаранте, включающие его наименование (Российская Федерация, субъект Российской Федерации, муниципальное образование) и наименование органа, выдавшего гарантию от имени указанного гаранта, а также определение объема обязательств по гарантии. Срок государственной или муниципальной гарантии определяется сроком исполнения обязательств, по которым гарантия предоставляется.

Среди непоименованных в абзаце 1 п. 1 ст. 79 способов обеспечения исполнения обязательств можно назвать, к примеру, выдачу векселя (по этому вопросу см. ФЗ от 11.03.1997 "О переводном и простом векселе". - СЗ РФ, 1997, N 11, ст. 1238).

Согласно абз. 2 п. 1 комментируемой статьи не могут быть использованы в качестве способов обеспечения исполнения обязательств удержание, задаток или неустойка. Представляется, что эти способы исключены законодателем, так как они не носят безусловного характера и поэтому не в полной мере отвечают интересам кредиторов.

Поскольку имущество, принадлежащее должнику на праве собственности или праве хозяйственного ведения, уже обременено заявленными кредиторами требованиями и его явно недостаточно для их полного удовлетворения, постольку абз. 3 п. 1 ст. 79 Закона установил запрет на использование такого имущества в качестве предмета обеспечения.

2. Пункт 2 ст. 79 изменяет сроки возникновения прав и обязанностей по отдельным способам обеспечения исполнения обязательств. Так, согласно п. 1 ст. 341 ГК РФ, право залога возникает с момента заключения договора о залоге, а в отношении залога имущества, которое подлежит передаче залогодержателю, - с момента передачи этого имущества, если иное не предусмотрено договором о залоге. В поручительстве соответствующие права и обязанности поручителя возникают с момента принятия им обязательства перед кредитором другого лица. Банковская гарантия вступает в силу со дня ее выдачи, если в гарантии не предусмотрено иное (ст. 373 ГК РФ).

Согласно п. 2 комментируемой статьи права и обязанности лиц, предоставивших обеспечение, возникают не с момента заключения соглашения, предусмотренного п. 3 этой статьи, а с даты вынесения арбитражным судом определения о введении финансового оздоровления. Это оправданно, поскольку обеспечение предоставляется в целях введения финансового оздоровления.

3. После вынесения арбитражным судом определения о введении финансового оздоровления лица, предоставившие обеспечение, и административный управляющий (либо временный управляющий, если к тому моменту на основании абз. 3 п. 3 ст. 75 Закона административный управляющий не будет назначен) заключают соглашение, в котором определяются права, обязанности и ответственность сторон. Поскольку обеспечение предоставляется в интересах кредиторов и за должника, то п. 3 ст. 79 предусматривает, что соответствующее соглашение подписывается лицами, предоставившими обеспечение, и соответствующим арбитражным управляющим, представляющим интересы кредиторов должника.

Помимо письменной формы, предусмотренной комментируемым пунктом, при оформлении соглашения также должны быть соблюдены юридические требования к оформлению обязательств о предоставлении конкретных видов обеспечения. Так, согласно п. 2 ст. 339 ГК РФ, договор об ипотеке, а также договор о залоге движимого имущества или прав на имущество в обеспечение обязательств по договору, который должен быть нотариально удостоверен, подлежат нотариальному удостоверению.

Банковская гарантия является срочным обязательством, согласно п. 2 ст. 374 ГК РФ требование бенефициара должно быть представлено гаранту до окончания определенного в гарантии срока, на который она выдана. По этой причине в соглашении, о котором говорится в п. 3 ст. 79, должен быть указан срок, на который должна выдаваться банковская гарантия, и который не должен быть меньше срока финансового оздоровления.

Согласно п. 4 ст. 367 ГК РФ поручительство прекращается по истечении указанного в договоре поручительства срока, на который оно дано. Если такой срок не установлен, то оно прекращается, если кредитор в течение года со дня наступления срока исполнения обеспеченного поручительством обязательства не предъявит иска к поручителю. Когда срок исполнения основного обязательства не указан и не может быть определен или определен моментом востребования, поручительство прекращается, если кредитор не предъявит иск к поручителю в течение двух лет со дня заключения договора поручительства. Названные положения ГК РФ также должны быть учтены при заключении соглашений об обеспечении обязательств должника.

4. Поскольку лица, предоставившие обеспечение, ручаются не за свои собственные действия, а за исполнение обязательств другим лицом - должником, то и отвечать они должны не всем своим имуществом, а лишь в пределах взятых на себя обязательств, т.е. в пределах стоимости имущества или имущественных прав, предоставленных в качестве обеспечения.

5. Пункт 5 комментируемой статьи устанавливает особенности применения отдельных способов обеспечения исполнения обязательств в процедуре финансового оздоровления.

Банковская гарантия является многосторонним обязательством, в котором правовая связь имеется между гарантом (банком, иным кредитным учреждением или страховой организацией) и принципалом (лицом, чье обязательство обеспечивается гарантией), принципалом и бенефициаром (кредитором принципала), а также гарантом и бенефициаром. По прямому указанию абз. 1 п. 5 ст. 79 Закона при обеспечении исполнения должником обязательств банковской гарантией бенефициаром выступает арбитражный управляющий. Принципалом в таком обязательстве являются учредители (участники) должника, собственник имущества должника - унитарного предприятия, либо третье лицо (третьи лица), предоставившие соответствующее обеспечение.

Абзац 2 п. 5 ст. 79 Закона развивает норму, содержащуюся в п. 3 ст. 339 ГК РФ и п. 1 ст. 4 ФЗ от 21.07.1997 "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (СЗ РФ, 1997, N 30, ст. 3594; 2001, N 11, ст. 997; N 16, ст. 1533; 2002, N 15, ст. 1377; 2003, N 24, ст. 2244), согласно которой договор об ипотеке подлежит обязательной государственной регистрации. Названным абзацем императивно определен срок, в течение которого должна быть зарегистрирована ипотека. При этом согласно п. 2 ст. 13 указанного Федерального закона регистрация ипотеки или иной сделки с объектом недвижимого имущества возможна только при наличии государственной регистрации ранее возникших прав на данный объект в Едином государственном реестре прав. Согласно п. 1 ст. 29 этого Федерального закона государственная регистрация ипотеки проводится на основании заявления залогодателя. При этом согласно п. 5 этой же статьи особенности государственной регистрации ипотеки могут устанавливаться также законом об ипотеке, который в этой части содержит иное положение. Согласно п. 1 ст. 20 ФЗ "Об ипотеке (залоге недвижимости)" государственная регистрация ипотеки, возникающей в силу договора об ипотеке, осуществляется на основании заявления залогодателя или залогодержателя. Поскольку ФЗ "Об ипотеке (залоге недвижимости)" принят позднее и является специальным актом по отношению к общим нормам ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", то представляется, что в данной части должны действовать нормы ФЗ "Об ипотеке (залоге недвижимости)". Таким образом, соответствующее заявление может представить как лицо, предоставившее обеспечение, так и арбитражный управляющий, который на основании п. 3 ст. 79 Закона выступает как залогодержатель.

6. Лица, предоставившие обеспечение, становятся гарантами того, что в результате финансового оздоровления платежеспособность должника будет восстановлена, а все требования кредиторов - удовлетворены в соответствии с графиком погашения задолженности. При недостижении таких результатов указанные лица будут нести ответственность, установленную соответствующим соглашением, на основании п. 6 ст. 79 и ст. 89-91 Закона. При этом их обязательства ограничиваются пределами стоимости имущества или имущественных прав, предоставленных в качестве обеспечения (см. п. 4 ст. 79). Однако в случае неисполнения лицами, предоставившими обеспечение, взятых на себя обязательств с них на основании ст. 91 Закона могут быть взысканы убытки, причиненные таким неисполнением.

 

Статья 80. Порядок введения финансового оздоровления

 

1. По общему правилу, закрепленному в п. 1 ст. 76 Закона, ходатайство о введении финансового оздоровления подается первому собранию кредиторов. Пункт 1 комментируемой статьи в развитие данного положения предусматривает, что на основании поданного ходатайства собрание кредиторов принимает решение о введении финансового оздоровления или об отказе во введении данной процедуры. Решение первого собрания кредиторов о введении финансового оздоровления должно содержать предлагаемый срок финансового оздоровления, утвержденные план финансового оздоровления и график погашения задолженности, а также может содержать требования к кандидатуре административного управляющего (п. 1 ст. 74 Закона).

Пункт 1 ст. 80 и п. 1 ст. 76 Закона предусматривают, что лишь в исключительных случаях решение о введении финансового оздоровления может быть принято арбитражным судом без решения собрания кредиторов. Это возможно, если первым собранием кредиторов не принято решение о применении одной из процедур банкротства, а у арбитражного суда отсутствует возможность отложить рассмотрение дела (п. 2 ст. 75 Закона), либо если собранием кредиторов принято решение о введении в отношении должника внешнего управления или открытии конкурсного производства, однако имеется ходатайство учредителей (участников) должника, собственника его имущества, уполномоченного государственного органа или третьих лиц о введении финансового оздоровления (п. 3 ст. 75 Закона). В обоих случаях должно быть предоставлено обеспечение, размер которого должен превышать размер обязательств должника, включенных в реестр требований кредиторов, не менее чем на 20%, а график погашения задолженности должен предусматривать начало погашения задолженности не позднее чем через месяц после вынесения арбитражным судом определения о введении финансового оздоровления.

2. Административный управляющий - это арбитражный управляющий, утвержденный арбитражным судом для проведения финансового оздоровления. Согласно п. 1 ст. 73 Закона к компетенции первого собрания кредиторов относится, в частности, определение требований к кандидатуре административного управляющего и определение СРО, которая должна представить в арбитражный суд соответствующие кандидатуры. Если первое собрание кредиторов не приняло решение о применении в отношении должника процедуры финансового оздоровления и такая процедура вводится на основании решения арбитражного суда, то утвердить кандидатуру административного управляющего одновременно с вынесением определения о введении финансового оздоровления не представляется возможным. В этом случае должно действовать правило, предусмотренное абз. 3 п. 3 ст. 75 Закона, - арбитражный суд возлагает исполнение обязанностей административного управляющего на временного управляющего и обязывает временного управляющего провести собрание кредиторов для рассмотрения вопроса о выборе СРО, из числа членов которой должен быть утвержден административный управляющий, и о требованиях к кандидатуре такого управляющего.

3. В определении о введении финансового оздоровления должен указываться срок финансового оздоровления, который, согласно п. 6 комментируемой статьи, не может превышать двух лет. При установлении срока финансового оздоровления арбитражный суд должен принять во внимание сроки, содержащиеся в плане финансового оздоровления и графике погашения задолженности.

Комментируемая и иные статьи гл. V Закона не предусматривают, как это имеет место, например, в отношении внешнего управления, что срок финансового оздоровления может быть продлен. Это означает, что финансовое оздоровление не может быть введено на год, а по истечении года на основании ходатайства продлено до двух лет. Если финансовое оздоровление вводилось на год, а по истечении этого срока требования кредиторов не будут удовлетворены в соответствии с графиком погашения задолженности, то арбитражный суд должен будет либо принять решение о введении в отношении должника внешнего управления с ограничениями, установленными п. 2 ст. 92 Закона, либо признать его несостоятельным и открыть конкурсное производство.

О графике погашения задолженности см. ст. 84 Закона и комментарий к ней.

Из п. 3, 5 ст. 77 следует, что предоставление учредителями (участниками) должника или собственником его имущества, ходатайствующими о введении финансового оздоровления, обеспечения исполнения должником обязательств не является для перечисленных лиц обязательным. Поэтому п. 3 ст. 80 требует внесения в определение о ведении финансового оздоровления сведений о лицах, предоставивших обеспечение, размере и способах такого обеспечения только в случае, когда такое обеспечение было предоставлено. На основании п. 1 комментируемой статьи и п. 2 и 3 ст. 75 Закона указанные сведения в определении должны содержаться всегда, когда финансовое оздоровление вводится по инициативе арбитражного суда, поскольку в этих случаях предоставление обеспечения обязательно.

4. Пункт 4 ст. 80 воспроизводит общую норму (ст. 187 АПК РФ), согласно которой определение, вынесенное арбитражным судом, исполняется немедленно.

5. Пункт 5 комментируемой статьи предусматривает, что определение арбитражного суда о введении финансового оздоровления может быть обжаловано. Порядок и сроки обжалования вынесенных арбитражным судом при рассмотрении дел о несостоятельности (банкротстве) определений, обжалование которых предусмотрено федеральными законами отдельно от судебного акта, которым заканчивается рассмотрение дела по существу, установлены ч. 3 ст. 223 АПК РФ. Жалобы на подобные определения могут быть поданы в течение 10 дней со дня их вынесения.

 

Статья 81. Последствия введения финансового оздоровления

 

1. Пункт 1 ст. 81 Закона устанавливает определенные последствия введения финансового оздоровления. Такие последствия касаются как должника, так и кредиторов и носят имущественный характер. Они направлены прежде всего на сохранение имущества должника в размере, который имел место на дату введения финансового оздоровления, и предусматривают возможность удовлетворения всех претензий к должнику в рамках дела о банкротстве.

Требования кредиторов по денежным обязательствам, срок исполнения которых наступил на дату введения финансового оздоровления, на основании п. 3 ст. 4 и п. 6 ст. 16 Закона могут быть предъявлены административному управляющему, только если они подтверждены вступившим в силу судебным актом. Требования уполномоченных органов об уплате обязательных платежей могут быть предъявлены к должнику, если они подтверждены решением налогового органа, таможенного органа о взыскании задолженности за счет имущества должника (п. 3 ст. 6 Закона).

Согласно ст. 71 Закона требования направляются в арбитражный суд, должнику и арбитражному управляющему с приложением судебного акта или иных документов, подтверждающих обоснованность этих требований. Возражения относительно требований кредиторов предъявляются в арбитражный суд. Арбитражный суд проверяет обоснованность требований кредиторов, по которым поступили возражения, и наличие оснований для включения указанных требований в реестр требований кредиторов. Требования, по которым не поступили возражения, рассматриваются арбитражным судом для проверки их обоснованности и наличия оснований для включения в реестр требований кредиторов. По результатам рассмотрения любых заявленных требований арбитражный суд выносит определение об их включении или об отказе во включении в реестр требований кредиторов.

В аналогичном порядке административному управляющему предъявляются исполнительные документы по состоявшимся в пользу кредиторов судебным решениям (за исключением исполнительных документов, перечисленных в абзаце 5 п. 1 комментируемой статьи, что сделано в интересах наименее защищенной части кредиторов; выплаты по таким документам составляют источник существования перечисленных лиц). На основании данных исполнительных документов административный управляющий или реестродержатель вносят соответствующие записи в реестр требований кредиторов в порядке, предусмотренном ст. 16 Закона.

Согласно абз. 6 и 7 п. 1 комментируемой статьи учредители (участники) должника лишаются права на выдел доли (пая) в имуществе должника, выкуп должником размещенных акций или выплату действительной стоимости доли (пая), а также выплату дивидендов и иных платежей по эмиссионным ценным бумагам. Данные нормы ограничивают права лиц, имеющих обязательственные права в отношении должника. Перечисленные меры также направлены на сохранение имущества должника для расчетов по требованиям его кредиторов, которым отдается приоритет перед требованиями учредителей (участников) должника.

Согласно последнему абзацу п. 1 ст. 81 одним из последствий введения финансового оздоровления является прекращение начисления неустоек (штрафов, пеней), подлежащих уплате процентов и иных финансовых санкций за неисполнение или ненадлежащее исполнение денежных обязательств и обязательных платежей, возникших до даты введения финансового оздоровления. При этом требования кредиторов по взысканию финансовых санкций учитываются отдельно в реестре требований кредиторов и подлежат удовлетворению после погашения основной суммы задолженности и процентов (п. 3 ст. 137 ГК РФ).

2. Вместо начисления штрафных санкций п. 2 комментируемой статьи устанавливает обязательное начисление процентов на сумму требований кредиторов по денежным обязательствам и обязательным платежам в особом порядке, установленном Законом. При этом проценты на сумму требований, выраженных в рублях, начисляются в размере ставки рефинансирования, установленной ЦБР на дату введения финансового оздоровления. Проценты начисляются на сумму требований каждого кредитора с даты введения финансового оздоровления и до момента удовлетворения этих требований должником или третьим лицом в ходе финансового оздоровления, либо до момента принятия решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства.

Соглашением административного управляющего с конкурсным кредитором может быть предусмотрен меньший размер подлежащих уплате процентов или более короткий срок начисления процентов по сравнению с установленными п. 2 ст. 95 размером и п. 2 ст. 81 Закона сроками.

3. Пункт 3 комментируемой статьи изменяет очередность погашения требований по денежному обязательству, установленную ст. 319 ГК РФ. Согласно названной статье прежде всего погашаются издержки кредитора по получению исполнения, затем - проценты, а в оставшейся части - основная сумма долга. Согласно п. 3 ст. 81 и ст. 137 Закона первоначально удовлетворяются основная сумма задолженности и причитающиеся проценты, и лишь затем - финансовые санкции. Установленный Законом порядок объясняется особенностями правового положения должника после возбуждения дела о банкротстве.

Следует обратить внимание, что в отношении убытков в комментируемом пункте сделана оговорка, его действие распространяется лишь на убытки в форме упущенной выгоды, которые наряду с иными финансовыми санкциями удовлетворяются в самую последнюю очередь, после удовлетворения всех остальных требований кредиторов. Реальный ущерб подлежит возмещению наряду с основной суммой задолженности и причитающимися процентами.

4. Обязательства, указанные в п. 4 ст. 81, не относятся к текущим платежам (ст. 5 Закона). Поэтому расчеты по ним осуществляются в общем порядке - они подлежат включению в реестр и удовлетворяются в очередности, предусмотренной Законом; кредиторы по таким обязательствам являются лицами, участвующими в деле о банкротстве и т.д.

Иной порядок расчетов существует по текущим платежам - денежным обязательствам и обязательным платежам, возникшим после принятия заявления о признании должника банкротом, а также денежным обязательствам и обязательным платежам, срок исполнения которых наступил после введения финансового оздоровления. Требования кредиторов по таким платежам не подлежат включению в реестр требований кредиторов, кредиторы по текущим платежам при проведении соответствующих процедур банкротства не признаются лицами, участвующими в деле о банкротстве, а соответствующие требования на основании п. 1 ст. 134 Закона подлежат удовлетворению во внеочередном порядке.

5. Не все кредиторы, имеющие на момент введения финансового оздоровления требования к должнику с наступившим сроком исполнения, имеют и состоявшиеся решения суда по таким требованиям. Вместе с тем, на основании п. 3 ст. 4, п. 6 ст. 16 Закона для участия в деле о банкротстве принимаются во внимание лишь требования, подтвержденные вступившим в законную силу судебным решением. В целях защиты интересов кредиторов, имеющих на момент введения финансового оздоровления требования к должнику с наступившим сроком исполнения, и одновременно в целях соблюдения установленной Законом обязанности подтверждать требования судебным решением, п. 5 комментируемой статьи предусматривает, что не подтвержденные судебным решением требования кредиторов рассматриваются арбитражным судом в порядке, предусмотренном ст. 71 Закона, и подлежат включению в реестр требований кредиторов на основании соответствующего определения арбитражного суда.

 

Статья 82. Управление должником в ходе финансового оздоровления

 

1. Одним из основных отличий финансового оздоровления от другой процедуры банкротства, направленной на восстановление платежеспособности должника, - внешнего управления - является то, что в ходе финансового оздоровления органы управления должника продолжают осуществлять свои полномочия с отдельными ограничениями, установленными гл. V Закона (ср.: с даты введения внешнего управления прекращаются полномочия руководителя и иных органов управления должника, полномочия названных органов и управление делами должника возлагается на внешнего управляющего - п. 1 ст. 94 Закона).

Наиболее существенные ограничения полномочий органов управления должника перечислены в п. 3, 4, 6 комментируемой статьи, п. 3 и 4 ст. 83 Закона. В основном они касаются ограничения прав должника в лице его органов самостоятельно совершать крупные сделки с имуществом и принимать на себя дополнительные обязательства.

2. В ходе финансового оздоровления руководитель должника может ненадлежащим образом выполнять план финансового оздоровления и график погашения задолженности, совершать иные действия, нарушающие права и законные интересы кредиторов. В этом случае п. 2 ст. 82 предоставляет право собранию кредиторов, административному управляющему или лицам, предоставившим обеспечение, представить арбитражному суду мотивированное ходатайство об отстранении руководителя должника от должности. Ходатайство рассматривается в судебном заседании, по итогам рассмотрения арбитражный суд выносит определение, которое может быть обжаловано в течение 10 дней со дня его вынесения (ч. 3 ст. 223 АПК РФ).

Интересно сравнить, как изменился подход законодателя к вопросу об отстранении руководителя должника от должности по сравнению с аналогичной нормой Закона о банкротстве 1998 г. На основании п. 4 ст. 58 названного закона арбитражный суд был вправе отстранить руководителя должника от должности, если последним не принимались необходимые меры по обеспечению сохранности имущества должника, чинились препятствия арбитражному управляющему при исполнении его обязанностей или допускались иные нарушения требований законодательства Российской Федерации. В этих случаях исполнение обязанностей руководителя должника возлагалось на арбитражного управляющего. Пункт 3 комментируемой статьи и п. 4 ст. 69 Закона предусматривают, что в случае удовлетворения арбитражным судом ходатайства административного управляющего об отстранении руководителя должника от должности арбитражный суд выносит определение об отстранении руководителя должника и о возложении исполнения его обязанностей на лицо, представленное в качестве кандидатуры руководителя должника представителем учредителей (участников) должника или иным коллегиальным органом управления должника, представителем собственника имущества должника - унитарного предприятия. В случае непредставления указанными лицами кандидатуры исполняющего обязанности руководителя должника исполнение соответствующих обязанностей возлагается на одного из заместителей руководителя должника, а при отсутствии заместителей - на одного из работников должника. Это - один из примеров сбалансированности интересов должника и его учредителей (участников) либо собственника его имущества, с одной стороны, и кредиторов - с другой.

3. В п. 3 ст. 82 Закона перечислены сделки, которые должник вправе совершать с предварительного согласия собрания кредиторов, - сделки, в которых имеется заинтересованность и относительно крупные сделки. Закон не дает определения заинтересованности в совершении сделки. Представляется, что в данном случае по аналогии можно использовать нормы, содержащиеся в законах о хозяйственных обществах. Так, согласно п. 1 ст. 81 Закона об АО заинтересованность в совершении акционерным обществом сделки имеет место тогда, когда в совершении сделки заинтересован член совета директоров (наблюдательного совета), лицо, осуществляющее функции единоличного исполнительного органа (в т.ч. управляющая организация или управляющий), член коллегиального исполнительного органа общества или акционер, имеющий совместно с его аффилированными лицами 20 и более процентов голосующих акций общества, а также иные лица, имеющие право давать обществу обязательные для него указания.

Указанные лица признаются заинтересованными в совершении обществом сделки в случаях, если они, их супруги, родители, дети, полнородные и неполнородные братья и сестры, усыновители и усыновленные и (или) их аффилированные лица:

являются стороной, выгодоприобретателем, посредником или представителем в сделке;

владеют (каждый в отдельности или в совокупности) 20 и более процентами акций (долей, паев) юридического лица, являющегося стороной, выгодоприобретателем, посредником или представителем в сделке;

занимают должности в органах управления юридического лица, являющегося стороной, выгодоприобретателем, посредником или представителем в сделке, а также должности в органах управления управляющей организации такого юридического лица;

в иных случаях, определенных уставом акционерного общества.

Аналогичный подход при определении заинтересованности закреплен и в п. 1 ст. 45 Закона об ООО, а также в ст. 22 Закона об унитарных предприятиях. При этом в унитарных предприятиях заинтересованным лицом может быть признан руководитель предприятия.

Согласно п. 1 ст. 65 ГК РФ среди некоммерческих организаций банкротами могли быть признаны только потребительские кооперативы и фонды. Пункт 2 ст. 1 Закона расширил круг лиц, на которых распространяется действие его норм. В настоящее время среди некоммерческих организаций дело о банкротстве не может быть возбуждено только в отношении учреждений, политических партий и религиозных организаций. По этой причине уместно напомнить положения законодательства о некоммерческих организациях в части заинтересованности.

Согласно п. 1 ст. 27 ФЗ от 12.01.1996 "О некоммерческих организациях" (СЗ РФ, 1996, N 3, ст. 145; 1998, N 48, ст. 5849; 1999, N 28, ст. 3473; 2002, N 12, ст. 1093; N 52, ст. 5141) лицами, заинтересованными в совершении некоммерческой организацией сделок с другими организациями и гражданами признаются руководитель (заместитель руководителя) такой организации, а также лицо, входящее в состав ее органов управления или органов надзора за ее деятельностью, если указанные лица состоят с этими организациями или гражданами в трудовых отношениях, являются участниками, кредиторами этих организаций либо состоят с этими гражданами в близких родственных отношениях или являются кредиторами этих граждан. При этом указанные организации или граждане являются поставщиками товаров (услуг) для некоммерческой организации, крупными потребителями товаров (услуг), производимых некоммерческой организацией, владеют имуществом, которое полностью или частично образовано некоммерческой организацией, или могут извлекать выгоду из пользования или распоряжения имуществом некоммерческой организации.

Абзацы 2 и 3 п. 3 ст. 82 ограничивают должника в совершении сделок, связанных с отчуждением имущества или принятием на себя обязательств, связанных с возможным последующим отчуждением такого имущества. Закон не запрещает совершение таких распорядительных действий, но требует предварительного согласия собрания кредиторов на их совершение.

В процессе обычной хозяйственной деятельности закон особо защищает интересы кредиторов при реорганизации их должников - юридических лиц. Так, ст. 60 ГК РФ содержит специальные положения, гарантирующие права кредиторов юридического лица при его реорганизации, - в случае принятия решения о реорганизации учредители (участники) юридического лица или орган, принявший такое решение, обязаны письменно уведомить об этом кредиторов реорганизуемого юридического лица. При этом кредиторы хотя и не могут запретить саму реорганизацию, но на основании п. 2 названной статьи они вправе потребовать прекращения или досрочного исполнения обязательства, должником по которому является это юридическое лицо, и возмещения убытков.

В ходе же финансового оздоровления собрание кредиторов и лица, предоставившие обеспечение, вправе запретить должнику проводить реорганизацию в любой форме, если сочтут ее не соответствующей целям финансового оздоровления.

Со




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 351; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.16 сек.