Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Понятие и структура характера

Характер

Индивидуальное отличие человека от других людей обусловлено его определенными характерными чертами: а) волей (умение преодолевать или нет препятствия); б) отношением к учебе, труду, другим людям, себе и т. д.

Характер (от греч. печать, отпечаток) включает совокупность устойчивых индивидуальных черт (свойств) личности, которые складываются прижизненно и проявляются в поведении, общении, деятельности.

Характер, как психическое свойство, определяет линию поведения человека, выражает его направленность и отношение к действительности и окружению. Темперамент и характер характеризует устойчивость, уникальность, принадлежность только конкретному человеку. Но темперамент – это врожденное свойство, передающееся генетически по наследству. А характер приобретает каждый самостоятельно в своем окружении в зависимости от занимаемых позиций: в семье, среди друзей, в классе, в группе сверстников, в референтных группах, т.п.

Черты характера постепенно закрепляются через многократное повторение в специфических ситуациях общения и разных видах деятельности (игровая, учебная, трудовая, спортивная, творческая, коммуникативная).

Закрепленные черты характера – трудолюбие, честность, аккуратность, альтруизм и др. – формируются под влиянием родителей, родственников, учителей, сверстников, тренеров, наставников через активное/неактивное включение в виды деятельности, стремление подражать конкретным людям или литературным образам, героям кинофильмов.

При этом, как прижизненное образование, характер подвержен изменениям под влиянием конкретных ситуаций, складывающихся условий жизни и волевых усилий. В значительной мере влияют на формирование характера каждого из нас групповые нормы, правила, ценности.

Убеждения – ведущий компонент характера, который обеспечивает:

- последовательность поведения;

- уверенность в проявлении своих взглядов и позиций;

- направленную активность на отношение к жизни.

Жизненная направленность тесно связана с интересами индивида, личности.

Уровень сформированности характера является свидетельством степени устойчивости, цельности и самостоятельности человека в его жизнедеятельности.

 

Структуру характера образует совокупность черт. Выделяют две основные группы черт характера.

I. Черты характера, связанные с интегративностью личности.

II. Черты характера, связанные с направленностью личности.

 

I. Черты характера, связанные с интегративностью личности - умение управлять своим поведением в соответствии с определенными принципами:

1. Интеллектуальные черты - устойчивые, сложившиеся качества ума (сообразительность, глубокомыслие, находчивость, любознательность).

2. Эмоциональные черты – показатели эмоциональной возбудимости и отношения человека к окружающему миру (порывистость, инертность, впечатлительность, безразличие и пр.).

3. Волевые черты – умение и готовность к сознательной регуляции своего поведения и деятельности (организованность, решительность, настойчивость, самообладание, самостоятельность, пр.)

II. Черты характера и направленность личности

Направленность личности - система отношений человека к действительности, где выделены формы отношений, образующие важные черты характера.

Это проявления характера через формы отношения к объектам, имеющих решающее, первостепенное и общее жизненное значение:

Ø к вещам (предметный мир, продукты деятельности, ее результаты);

Ø к делу (процессы деятельности, производства, творчества);

Ø к другим людям (значимость межличностных отношений, экстернальность);

Ø к самому себе (Эго-центризм, интернальность).

 

3.2 Структурные признаки характера: свойства, способы и сферы проявления, функции

Свойства характера

1. Степень глубины характера - связь черт характера со стержневыми отношениями личности (целевыми, мотивационными).

2. Цельность характера - внутреннее единство, отсутствие противоречивых черт, связь между сознанием и поступком.

3. Степень устойчивости или изменчивости характера - соответствие поведения принципам и ценностям.

4. Активность характера - постоянная потребность человека находиться в активном, деятельном состоянии.

5. Сила характера – степень настойчивости, сила энергии, с которой человек следует к достижению своих целей, насколько последователен в отстаивании своих принципов, взглядов, мировоззрения.

Функции характера

ü экспрессивная функция - выражение отношения к видам деятельности, людям, самому себе;

ü самоосуществление человека в деятельности на основе реализации потребностей, мотивации, отношения к делу, стремления добиваться целей.

Способы проявления характера:

• способ выражения личности в процессе жизнедеятельности;

•устойчивые способы поведения в различных ситуациях.

Сферы проявления характера

Характер – прижизненное образование, которое формируется в значимых жизненных сферах:

а) в деятельности - преобразование окружающего мира;

б) в общении - в активных взаимоотношениях/взаимодействиях с другими людьми;

в) в социальной сфере - развитие и формиро-вание себя.

Факторы, влияющие на проявления характера

особенности темперамента (психодинамические свойства согласно своеобразию НС);

качественные особенности психических процессов (восприятия, внимания, памяти, мышления);

биологические признаки человека (пол, возраст, состояние здоровья);

тип ситуации (избирательность восприятия и оценки внешних воздействий, выбор жизненных целей и способов их достижения);

отношение к себе и окружающим (самооценка, уровень притязаний личности, ее установки, жизненные смыслы, степень открытости по отношению к социальному окружению).

Таким образом, характер отражает жизненную направленность личности (ее материальные и духовные потребности, интересы, убеждения, идеалы и т.п.), сформированную на основе семейных, межличностных и общественных воздействий:

- воспитания, обучения и образования;

- общения и деятельности.

Социализация - общее понятие развития и формирования личности.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
История создания учения о темпераменте | Типы характеров и акцентуации
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 401; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.019 сек.