КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Понятие и структура характера
Характер Индивидуальное отличие человека от других людей обусловлено его определенными характерными чертами: а) волей (умение преодолевать или нет препятствия); б) отношением к учебе, труду, другим людям, себе и т. д. Характер (от греч. печать, отпечаток) включает совокупность устойчивых индивидуальных черт (свойств) личности, которые складываются прижизненно и проявляются в поведении, общении, деятельности. Характер, как психическое свойство, определяет линию поведения человека, выражает его направленность и отношение к действительности и окружению. Темперамент и характер характеризует устойчивость, уникальность, принадлежность только конкретному человеку. Но темперамент – это врожденное свойство, передающееся генетически по наследству. А характер приобретает каждый самостоятельно в своем окружении в зависимости от занимаемых позиций: в семье, среди друзей, в классе, в группе сверстников, в референтных группах, т.п. Черты характера постепенно закрепляются через многократное повторение в специфических ситуациях общения и разных видах деятельности (игровая, учебная, трудовая, спортивная, творческая, коммуникативная). Закрепленные черты характера – трудолюбие, честность, аккуратность, альтруизм и др. – формируются под влиянием родителей, родственников, учителей, сверстников, тренеров, наставников через активное/неактивное включение в виды деятельности, стремление подражать конкретным людям или литературным образам, героям кинофильмов. При этом, как прижизненное образование, характер подвержен изменениям под влиянием конкретных ситуаций, складывающихся условий жизни и волевых усилий. В значительной мере влияют на формирование характера каждого из нас групповые нормы, правила, ценности. Убеждения – ведущий компонент характера, который обеспечивает: - последовательность поведения; - уверенность в проявлении своих взглядов и позиций; - направленную активность на отношение к жизни. Жизненная направленность тесно связана с интересами индивида, личности. Уровень сформированности характера является свидетельством степени устойчивости, цельности и самостоятельности человека в его жизнедеятельности.
Структуру характера образует совокупность черт. Выделяют две основные группы черт характера. I. Черты характера, связанные с интегративностью личности. II. Черты характера, связанные с направленностью личности.
I. Черты характера, связанные с интегративностью личности - умение управлять своим поведением в соответствии с определенными принципами: 1. Интеллектуальные черты - устойчивые, сложившиеся качества ума (сообразительность, глубокомыслие, находчивость, любознательность). 2. Эмоциональные черты – показатели эмоциональной возбудимости и отношения человека к окружающему миру (порывистость, инертность, впечатлительность, безразличие и пр.). 3. Волевые черты – умение и готовность к сознательной регуляции своего поведения и деятельности (организованность, решительность, настойчивость, самообладание, самостоятельность, пр.) II. Черты характера и направленность личности Направленность личности - система отношений человека к действительности, где выделены формы отношений, образующие важные черты характера. Это проявления характера через формы отношения к объектам, имеющих решающее, первостепенное и общее жизненное значение: Ø к вещам (предметный мир, продукты деятельности, ее результаты); Ø к делу (процессы деятельности, производства, творчества); Ø к другим людям (значимость межличностных отношений, экстернальность); Ø к самому себе (Эго-центризм, интернальность).
3.2 Структурные признаки характера: свойства, способы и сферы проявления, функции Свойства характера 1. Степень глубины характера - связь черт характера со стержневыми отношениями личности (целевыми, мотивационными). 2. Цельность характера - внутреннее единство, отсутствие противоречивых черт, связь между сознанием и поступком. 3. Степень устойчивости или изменчивости характера - соответствие поведения принципам и ценностям. 4. Активность характера - постоянная потребность человека находиться в активном, деятельном состоянии. 5. Сила характера – степень настойчивости, сила энергии, с которой человек следует к достижению своих целей, насколько последователен в отстаивании своих принципов, взглядов, мировоззрения. Функции характера ü экспрессивная функция - выражение отношения к видам деятельности, людям, самому себе; ü самоосуществление человека в деятельности на основе реализации потребностей, мотивации, отношения к делу, стремления добиваться целей. Способы проявления характера: • способ выражения личности в процессе жизнедеятельности; •устойчивые способы поведения в различных ситуациях. Сферы проявления характера Характер – прижизненное образование, которое формируется в значимых жизненных сферах: а) в деятельности - преобразование окружающего мира; б) в общении - в активных взаимоотношениях/взаимодействиях с другими людьми; в) в социальной сфере - развитие и формиро-вание себя. Факторы, влияющие на проявления характера • особенности темперамента (психодинамические свойства согласно своеобразию НС); • качественные особенности психических процессов (восприятия, внимания, памяти, мышления); • биологические признаки человека (пол, возраст, состояние здоровья); • тип ситуации (избирательность восприятия и оценки внешних воздействий, выбор жизненных целей и способов их достижения); • отношение к себе и окружающим (самооценка, уровень притязаний личности, ее установки, жизненные смыслы, степень открытости по отношению к социальному окружению). Таким образом, характер отражает жизненную направленность личности (ее материальные и духовные потребности, интересы, убеждения, идеалы и т.п.), сформированную на основе семейных, межличностных и общественных воздействий: - воспитания, обучения и образования; - общения и деятельности. Социализация - общее понятие развития и формирования личности.
Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 418; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |