КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Лекция № 10Педагогические составляющие деятельности врача. Основы медико-просветительской деятельности врача
Основные вопросы, рассматриваемые на лекции: 1. Значение педагогики в деятельности врача. 2. Интеграция медицины и педагогики. 3. Технология формирования основ самосохранительной деятельности у пациентов.
Педагогические основания профессиональной деятельности современного врача обеспечиваются необходимостью интеграции процесса лечения и воспитания пациента, формирования у него готовности к деятельности по сохранению и улучшению здоровья, ориентации на здоровый образ жизни и личностной ответственности за преодоление физического недуга, которые определяют субъектную позицию пациента. Воспитание пациента – важная составляющая профессиональной деятельности врача, существенно влияющая на её результаты. Формирование основ самосохранения у пациентов предполагает интеграцию медицины и педагогики, предусматривает существенное изменение профессиональной деятельности врача, овладение знаниями о закономерностях возникновения поведенческих реакций, личностных свойств и черт характера, влияющих на здоровье. Воспитание готовности к самосохранению здоровья у пациента — это целостный системный процесс воспитания пациента, включающий формирование психологической установки на сохранность здоровья, развитие у него убеждений в необходимости совершенствования самосохранительной деятельности и усиление ответственности за ее результаты, овладения умениями и навыками, помогающими преодолеть последствия заболевания и предупреждать появления рецидивов. Методика воспитания пациентов обеспечивается совокупностью целей, задач, средств и методов формирования основ самосохранительной деятельности в сознании пациентов, на основе целостности и единства всех компонентов воспитательного процесса, единства действий и требований всех субъектов воспитания, индивидуального похода, гуманизма и уважения к личности пациента, соотнесения воспитания с социокультурной средой, возрастными и индивидуальными особенностями пациента. Эффективность методики определяется педагогическим руководством и компетентностью врача и самостоятельной деятельностью и активностью пациента в отношении здоровья в условиях малой группы в лечебном учреждении. Критериями эффективного использования методики воспитания пациента будущими врачами являются: интериоризация установок к самосохранительной деятельности, формирование устойчивых убеждений в ценности здоровья, ответственности за здоровое поведение, навыков сохранения и поддержания здоровья и готовности к активной деятельности по сохранению и улучшению здоровья в целом. Эффективность педагогической деятельности врача в лечебном заведении будет обеспечена, если: а) будет направлена на формирование и развития у пациента в процессе воспитания предрасположенности и готовности действовать в интересах здоровья, а также овладение им навыками деятельности, способствующими достижению здоровья и (или) улучшению качества жизни; б) будет основана на базовых принципах современного воспитания, установленных педагогической наукой; в) если воспитание пациента будет включено в повседневную профессиональную деятельность врача. Разработка оснований для интеграции педагогической составляющей в профессиональную деятельность врача базируется на анализе того, как фундаментальные категории педагогики нашли свое отражение в педагогическом процессе, осуществляемом врачом, и каковы условия успешности данного процесса. Согласно отечественной теории деятельности, профессиональная деятельность медицинского работника имеет социальный характер, который определяется ее социально-культурным генезом. Ретроспективный анализ динамики содержания и функций и методов профессиональной деятельности медицинских работников в истории развития цивилизаций показывает, что несмотря на отличия, обусловленные специфическими культурными, религиозными или другими традициями, в генезисе профессиональной медицинской деятельности египетских, индийских, греческих, римских, китайских, российских и других врачевателей можно выделить некоторые общие закономерности. Поскольку каждый компонент деятельности первоначально возникает и складывается во внешней, социальной среде, а лишь затем становится внутренней формой деятельности отдельного человека (В.В. Давыдов), в процессе становления и развития медицинской деятельности происходило изменение ее структурных компонентов, однако пять из них присутствуют, в том или ином виде, в ее содержании во все эпохи и во всех государствах и странах и обусловливают соответствующую функцию профессионального врачевателя: а) утилитарный (практический) компонент — лечение с помощью лекарственных средств, хирургических и специальных практических методов (акупунктура, физиопроцедуры и прочие); б) религиозно-мистический (магический, экзистенциальный) компонент — исцеление путем обращения к богам, или другим сверхъестественным силам, с которым связан следующий компонент; в) морально-этический — внушение о соблюдении моральных норм и предписаний как условии сохранения здоровья (болезнь - наказание за грехи); г) превентивный компонент — наставление и обучение пациентов правилам образа жизни, способствующего достижению здоровья и долголетия, а также предписаниям гигиены, которые лежат в основе профилактики заболеваний; д) дидактический компонент — обучение делу врачевания, сначала передача знаний согласно семейной традиции, а позже — в специальных учебных заведениях. Все вышеназванные компоненты взаимосвязаны и имеют различный вес в частных видах профессиональной медицинской деятельности в разные периоды существования общества. Представляется, что морально-этический, превентивный и дидактический компонент можно интегрировать и в самом общем виде сформулировать как обучение и воспитание — функции педагога. Иными словами, изначально исторически сформировалась педагогическая составляющая профессиональной деятельности медицинского работника, которая проявляла себя в той или иной мере в зависимости от дифференциации медицинской профессии. Однако участие это было латентным, без четкого определения объектов и субъектов, содержания, методов и прочих научных оснований для педагогической деятельности врачевателя. С развитием науки в XVII–XVIII вв. интеграция медицины и педагогики в общепринятом сегодня ее понимании нашла свое отражение в идеях и концепциях комплексного воспитания и обучения человека, сформулированных С.П. Боткиным, В. Вундтом, У. Джемсом, П.Ф. Каптеревым, П.Ф. Лесгафтом, И.А. Сикорским и др., а в последнем десятилетии XIХ-начале ХХ века благодаря трудам В.М. Бехтерева, П.П. Блонского, В.П. Кащенко по изучению взаимосвязи психического и физического развития. Новый этап интеграции медицинской и педагогической науки в начале третьего тысячелетия обусловлен изменением соотношения факторов, обусловливающих состояние здоровья населения: социально-экономических условий, структуры заболеваемости и т.д. Согласно декларациям ВОЗ, сегодня основной целью деятельности по укреплению здоровья, становится содействие людям в усилении контроля над своим здоровьем и его детерминантами путем развития личных навыков, деятельности на уровне общин, разработки правильной политики, сокращении рисков для здоровья. Современные цели и задачи выходят за пределы стереотипных представлений о медицинской деятельности в сферу обучения и воспитания пациентов, решаются в русле педагогической науки. Интеграция педагогических и медицинских знаний и методов становится важным условием эффективности профессиональной деятельности медицинского работника. Оптимальными нам видятся следующие уровни интеграции педагогики и медицины: социально-культурный, конституционально-превентивный и дидактический уровни интеграции. Становится очевидным, что лечение пациента следует интегрировать с методами воспитания у него самосохранительных поведенческих стратегий и навыков поведения в самых разных сферах его жизнедеятельности. Педагогическая теория и методология необходимы для построения медицинской теории и врачебной практики при новых принципах организации развития и укрепления здоровья. А в первую очередь — для обеспечения формирования необходимых компетенций предписанных ФГОС для студентов медицинских специальностей. Разрабатывая педагогические основания профессиональной деятельности врача, мы выделили основные виды его педагогической деятельности: методическая деятельность по ознакомлению пациентов разного возраста, национальной принадлежности, социального и (или) экономического статуса с принципами и правилами организации здорового образа жизни; практическая деятельность по превентивному воспитанию и обучению пациентов; практическая деятельность по воспитанию и обучению пациентов с определенными диагнозами поведению, предотвращающему рецидивы заболевания; научно-педагогическая исследовательская деятельность; а также методическая деятельность по обучению среднего и младшего медицинского персонала. В зависимости от вида деятельности, определены ее субъекты: врач, с одной стороны, и практически все категории пациентов — с другой; врач с одной стороны, и здоровый человек, подверженный повышенному риску заболевания — с другой; врач и пациент с установленным диагнозом хронического заболевания. Осуществляя разные виды педагогической деятельности, врач ставит перед собой разные цели: широкую социально-культурную цель популяризации здорового образа жизни, превентивную цель формирования установок и навыков самосохранительного поведения у людей, имеющих предрасположенность к определенным заболеваниям; конкретную практическую цель сформировать установки и навыки самосохранительного поведения у пациентов с хроническими заболеваниями; научно-практическую цель выявить наиболее эффективные педагогические модели, приемы и методы взаимодействия с пациентами, позволяющие повысить качество медицинской помощи населению. Дифференциация целей предполагает дифференциацию средств их достижения в разных видах педагогической деятельности врача. Исследование проблемы показало, что педагогические методы и приемы обучения и воспитания, наглядные и технические средства, которые врач сможет применить в индивидуальной или групповой работе с пациентами, требуют специальной разработки. Каждый вид педагогической деятельности даст свои результаты, однако основным педагогическим результатом станет усиление контроля пациентов над своим здоровьем и его детерминантами путем активизации деятельности по сокращению рисков для здоровья. Методологически этот результат опирается на фундаментальные категории педагогической науки воспитание, обучение и образование. Основой оценки успешности данного педагогического процесса может служить классификация факторов дидактического процесса, предложенная И.П. Подласым. Таким образом, сущностную характеристику педагогической составляющей в профессиональной деятельности врача можно охарактеризовать как воспитание и обучение пациентов для формирования у них индивидуальных качеств, способствующих восстановлению и сохранению здоровья. Анализ сущности и структуры педагогической деятельности врача обнаруживает, что воспитание пациента заслуживает отдельного внимания, поскольку способно сформировать и развить личностные и поведенческие основы самосохранения и тем самым активизировать индивидуальные механизмы укрепления здоровья. Формирование индивидуальной основы для самосохранения здоровья понимается как процесс воспитания — педагогического взаимодействия врача и пациента, нацеленный на организацию и стимулирование активной деятельности человека по овладению им диспозициями, ценностями, отношениями, стратегиями и навыками поведения, способствующими здоровью (личностные и поведенческие основы здоровья). Результатом воспитания самосохранения у человека станут личностные характеристики и поведенческие особенности, которые обеспечивают готовность к сохранению здоровья. Такое воспитание ориентировано не на получение знаний о болезни, а на изменения личностных и поведенческих характеристик, которые обусловливают здоровье. Предметом воспитания являются индивидуальные качества как основа готовности к самосохранительной деятельности. Они имеют весьма сложную структуру и включают в себя диспозиции, потребности, мотивы, ценности, установки, связанные со здоровьем, поведенческие схемы и привычки, навыки и базовый ЗОЖ в целом, а также некоторые индивидуальные особенности личности, влияющие на ССД. Содержание воспитания индивидуальных основ самосохранения определяется ее предметом и составляет в первую очередь формирование готовности к самосохранительной деятельности в отношении здоровья, то есть вырабатывание установок к самосохранительной деятельности, развитие убеждений, направляющих потребности и мотивацию к самосохранению; индивидуальной ответственности за ЗОЖ. Данные качества помогают усвоить затем научные факты, понятия, принципы и правила организации здорового образа жизни (информированность о здоровье); методы предупреждения разных заболеваний; модели самосохранительной деятельности для снижения риска или упреждения многих заболеваний вследствие конституциональной и наследственной предрасположенности; способы предотвращения рецидивов заболевания. Обзор литературы позволяет применить ведущие принципы педагогики для воспитания пациентов соответственно современным научным представлениям о теории и практике этого процесса. Об успешности воспитательного процесса можно судить по его результатам, которые выражаются в положительной динамике развития основ самосохранительной деятельности в сознании пациента. Стратегической целью самосохранительного воспитания можно считать активную грамотную самосохранительную деятельность пациента на основе наиболее благоприятной для него модели самосохранения здоровья. Технология формирования основ самосохранительной деятельности у пациентов в процессе взаимодействия с врачом определена как совокупность способов и приемов воспитательной работы для развития потребностно-мотивационной сферы и сознания обучаемых пациентов, для выработки привычек поведения, его корректировки и совершенствования во взаимосвязанной деятельности воспитателей и воспитанников (Леванова Е.А.; Харламов И.Ф., 1997). Исходя из концепции деятельности А.Н. Леонтьева и классификации методов воспитания В.А. Сластенина, мы предлагаем применять при воспитании пациентов три группы методов: 1) методы формирования и развития основ самосохранения в сознании личности (беседа, лекция, рассказ, объяснение, дискуссия, суггестия); 2) методы организации и развития опыта самосохранительной деятельности; 3) методы стимулирования мотивации, контроля, самоконтроля и самооценки самосохранительной деятельности. Первые из них базируются на принципе единства сознания и деятельности (сознание определяет деятельность и одновременно формируется в ней) и используются для формирования и развития установок, представлений, понятий, отношений, ценностей, взглядов о предмете самосохранения в сознании пациентов. Действие этих методов основано на способности к интериоризации (переводу во внутренний план действий) установок, убеждений, взглядов и социальных представлений, которые индивид усваивает в готовом виде из социальной среды. Вторая группа методов выделена на основе тезиса о формировании личности в деятельности и ее «личностном смысле» (Леонтьев А.Н.). Позиция воспитуемых пациентов активизируется, их функции изменяются от роли исполнителя рекомендаций и инструкций к роли организатора собственной жизнедеятельности. Врач может использовать такие методы, как педагогическое требование, приучение, упражнение, воспитывающие ситуации, тренинги и ролевые игры (Бордовская Н.В., Реан А.А., 2004). Третья группа методов отражает потребностно-мотивационный компонент деятельности. Действие их состоит в побуждении, подкреплении и рефлексии результатов самосохранительной деятельности (Ильин Е.П.). То есть оперативном воздействии на процесс мотивации пациента со стороны врача с целью инициации мотивационного процесса, вмешательства в уже начатый процесс формирования намерения (мотива), либо стимуляции, увеличения силы побуждения, мотива. Применение вышеприведенных методов воспитания позволяет сформировать у пациента готовность к самосохранительной деятельности в отношении здоровья. Однако они не могут быть универсальными для всех больных. Этапы воспитания основ самосохранительной деятельности и их задачи Логика воспитания ССД выстроена по степени сложности от формирования элементарных основ к системной готовности личности пациента к самосохранительной деятельности: 1. Первый этап — воспитание у пациента элементарных фиксированных самосохранительных установок (готовности к действиям, предшествующей деятельности), которые формируются на основе витальных потребностей (пища, сон и т.д.) и в простейших ситуациях и могут влиять на здоровье индивида. 2. Второй этап — формирование (изменение) самосохранительных аттитюдов, которые стимулируют деятельность пациента и определяют ее вектор, то есть избирательно направляют ее в отношении отдельных объектов и предметов. (Allport, G. W., 1935; Campbell, D.T., 1945 Chein, I., 1948), в частности, организуют целенаправленную деятельность по выявлению факторов риска для здоровья и способов их нейтрализации. 3. Третий этап воспитания ставит задачу сдвига мотивов на цель воспитания основ ССД. Врач пытается повлиять на систему ценностных ориентаций на цели жизнедеятельности и средства-достижения этих целей, детерминированные общими социальными условиями жизни данного индивида. 4. Четвертый этап — воспитание личной ответственности за самосохранительную деятельность и ее результаты. Ответственность трактуется в русле понятия уровня субъективного контроля личности (Роттер Дж.; Бажин Е.Ф., Голынкина Е.А., Эткинд А.М., 1984; Ксенофонтова Е.Г. 1999; Муздыбаев К. 1983.). Механизм воспитательного воздействия заключается в создании в процессе взаимодействия врача и пациента ситуации, максимально благоприятной для саморазвития личностных основ самосохранительной деятельности, и предполагает постепенный переход от рецептурного подхода к антропоцентрической модели взаимодействия с пациентом, которая ориентирует врача на понимание пациента как открытой личности, способной к изменению и обновлению в процессе его активной деятельности.
Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 7704; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |