Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Методы исследования уха и его функций

1. Выяснение жалоб больного и сбор анамнеза.

2. Наружный осмотр и пальпация. Осматривают ушную раковину, заушную область. Производят пальпацию сосцевидного отростка и козелка.

3. Отоскопия. Это осмотр уха с помощью ушной воронки. Используют также источник света и лобный рефлектор. С целью осмотра наружного слухового прохода и барабанной перепонки, а при её обширных перфорациях наряду с традиционной отоскопией осуществляют исследование с помощью приборов с увеличивающей оптикой: портативных отоскопов с автономным питанием и операционных микроскопов.

4. Исследование слуховой функции проводят с помощью субъективных и объективных методов.

5. Исследование вестибулярной функции.

Субъективные методы исследования слуховой функции:

При подобных исследованиях результаты основаны на ответе испытуемых. Исследование связано с рядом трудностей (сложно исследовать слух у маленьких детей, стариков, симулянтов и лиц со значительным снижением интеллекта).

1. Исследование живой речью

Это наиболее простой, быстрый и дешёвый способ оценки слуховой функции. Исследователь называет двузначные числа остаточным голосом с расстояния 6 метров и прости больного повторять за ним. Ухо, не участвующее в испытании, закрывают путём плотного давления на козелок. Обследуемый располагается боком к исследователю и смотрит впереди себя. Затем производят исследование слуха разговорной речью по тем же правилам отдельно для каждого уха. Результаты записывают. Слух считается социально непригодным при восприятии разговорной речи с расстояния меньше 1,5 метров.

2. Исследование слуха камертонами

В основе метода сравнение костной и воздушной проводимости на низких и высоких частотах. На практике используют камертоны С 2048 и С 128. Выполняются опыты Вебера, Ринне, Швабаха, Левиса - Федеричи, Желле, и др. Камертоны устанавливают на сосцевидный отросток, теменную кость, переносицу и засекают время звучания. Пациент сообщает исследователю о моменте прекращения восприятия звучащего камертона. Результаты каждого опыта заносят в слуховой паспорт больного.

3. Аудиометрия

Это исследование с помощью электроакустических приборов по стандартным частотам до 8 000Гц при обычном исследовании и до 16 000Гц при расширенном диапазоне. Интенсивность звука выражается в децибелах. Тональная пороговая и надпороговая аудиометрии в качестве звука используют тональный сигнал.Речевая аудиометрияявляется способом исследования слуха речью, тексты записывают профессиональные дикторы и воспроизводятся с компакт-дисков на лазерных устройствах.

Объективные методы исследования слуховой функции:

1. Выработка условных рефлексов

2. Акустическая импедансометрия

3. Компьютерная аудиометрия

4. Компьютерное усреднение

5. Метод отоакустической эмиссии

Методы исследования вестибулярной функции:

1. Исследование вестибулярных тонических рефлексов и координации движений.

Из физиологии вестибулярного анализатора известно, что импульсы от обоих лабиринтов идут через центральные проводящие пути ко всем мышцам тела, что обеспечивает поддержание равновесия. При нарушении силовой симметрии импульсов происходит перераспределение лабиринтного тонуса мышц, в результате чего теряется устойчивость и точность движений, нарушаются рефлексы позы. Проводят исследование тонических реакций рук, туловища и глаз.

2. Тонические реакции рук исследуют с помощью пробы Водака – Фишера.

Исследуемый сидит с закрытыми глазами, руки вытянуты вперёд на уровне плеч. Указательные пальцы вытянуты, остальные собраны в кулак. Проверяющий сидит напротив и устанавливает свои пальцы против указательных пальцев обследуемого на максимально близком расстоянии от них и наблюдает. В норме отклонения рук не происходит. При поражении лабиринта обе руки отклоняются в одну сторону, если есть спонтанный нистагм, то в сторону его медленного компонента. Проба Барани также помогает в диагностике нарушения тонуса мышц рук. Обследуемый сидит, руки лежат на коленях, указательные пальцы вытянуты вперёд, остальные сжаты в кулак. Он должен поднять руки коснуться своими указательными пальцами указательных пальцев исследователя, сначала это делают с открытыми глазами, а затем с закрытыми. В норме обследуемый касается пальцев исследователя, при нарушении тонуса мышц – не касается. Если есть лабиринтное поражение, то больной промахивается обеими руками в одну сторону. Помахивание только одной рукой свидетельствует о нелабиринтной патологии). С целью проверки мышечного тонуса рук проводят стандартные координационные пробы (пальце-носовая, на адиадохокинез).

3. Мышечный тонус туловища исследуют с помощью позы Ромберга.

Исследуемый стоит прямо, ступни сблизить, руки вытянуты вперёд, глаза закрыты. При патологии лабиринта возможны покачивания тела, отклонение тела в сторону или даже падение. Усложнённая поза Ромберга. Исследуемый стоит прямо, одна ступня перед другой, руки вытянуты вперёд, глаза закрыты. В норме обследуемый должен сохранять равновесие. При лабиринтном поражении больной отклонится в одну сторону – сторону медленного компонента спонтанного нистагма. Очень важным диагностическим признаком патологии внутреннего уха является изменение направления отклонения тела или падения при изменении положения головы. При этом действует закон: направление падения всегда совпадает с направлением медленного компонента нистагма.

4. Исследование нистагма (исследование тонических реакций глаз).

 

Нистагм – это непроизвольное ритмичное колебательное подёргивание глазных яблок, возникающее вследствие нарушения равновесия между лабиринтами. Направление нистагма определяют по быстрому компоненту.

 

5. Калорическая проба.

 

В ухо вливают 50-100мл воды t 25 и 49 * в течение 10 с. В положении лёжа и сидя. Результаты оценивают по показателям: 1) продолжительность латентного периода, 2) длительность нистагменной реакции, 3) частоты нистагменных толчков, 4)величина амплитуды, 5) скорость движения глаз в обеих фазах.

 

6. Гальваническая проба – вызывание нистагма электротоком.

 

7. Вращательная проба Барани.

 

1. Объясните больному, что будет произведено вращение с закрытыми глазами, после остановки кресла нужно открыть глаза и смотреть на палец исследователя. За 20 с – 10 вращений.

2. Для исследования горизонтальных полукружных каналов больной садится на вращающееся кресло Барани, наклонив голову вперёд и вниз на 30* и закрыв глаза.

3. Сделайте вправо на вращающемся кресле 10 оборотов в течение 20 с. Резко остановите кресло, больной должен открыть глаза и смотреть на палец, поставленный на расстояние 60 см от глаз слева По секундомеру заметить длительность поствращательного нистагма. Повторите вышеуказанное при вращении влево. В норме длительность нистагма вправо и влево одинакова и равна 20 – 30 с

4. Дайте оценку возникающих после вращения вестибуло - соматических реакций.

5. Для исследования фронтальных каналов голову больного наклонить на 90* вперёд и вниз, для исследования саггитальных – на правое или левое плечо.

 

 

Вопросы для контроля:

 

1. Назовите основные анатомические отделы уха.

2. Где расположен слуховой аппарат?

3. Где расположен вестибулярный аппарат?

4. Кто является создателем резонансной теории слуха?

5. Что такое отоскопия?

6. Назовите содержимое барабанной полости.

7. Что необходимо для исследования функции вестибулярного анализатора?

 

Лекция №6 «Заболевания наружного уха» План лекции: 1. Отогематома 2. Перихондрит ушной раковины 3. Фурункул уха 4. Острый диффузный наружный отит 5. Отомикоз 6. Серная пробка 7. Экзема 8. Инородные тела наружного слухового прохода. Тактика оказания медицинской помощи
<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Звукопроведение и звуковосприятие | Фурункул уха
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 891; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.