Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Лекция 1. История русской журналистики как самостоятельная научная дисциплина и как учебный предмет. Периодизация истории русской журналистики




20е гг 20 века, Москва 1921 ГИЖ – Государственный Институт Журналистики – наука появилась, когда появилось 1е заведение, готовящее журналистов. В 39 году институт был репрессирован. Там появилась первая теоретическая школа, изучающая историю журналистики - «газетоведение».

 

Цель курса – познакомиться с основными фактами и этапами развития СМИ в России.

Задачи – 1. знание истории отечественной журналистики, понимание ее связи с развитием русского общества.

2. представление о формировании системы отечественной печати, ее типологии

3. знакомство с историей функционирования самых значимых русских периодических изданий и других СМИ

4.знакомство с творчеством крупнейших русских мастеров публицистики, известных журналистов, умение использовать их опыт в своей собственной редакционной работе.

 

Специфика предмета: 1. определяется особенностью самого изучаемого явления – журналистики. Журналистика – особый соц феномен, результат определенной соц деятельности граждан… необходимость опираться на достижения смежных гуманитарных дисциплин (история философии, иол, …)

Область ирж как предмета изучения- 1. вопросы развития периодической печати и других видов масс-медиа в России

2. изучение общественно-политического направления журналов, газет и других СМИ как выразителей идеологии и практики определенных общественных групп, их взаимоотношений и полемики между ними

3. развитие журналов и газет как специальных видов печатной продукции.

Взаимоотношение между газетами и журналами

4.организация и состав изданий, изучение и оценка деятельности виднейших издателе, сотрудников и редакторов периодической печати, анализ из литературно-публицистического мастерства

5. распространение печати и других видов СМИ _ обратная связь с аудиторией в историческом аспекте

6. изучение деятельности цензуры и иных видов воздействия правительства и его органов на средства массовой информации.

 

Периодизация русской журналистики:

По векам, по десятилетиям, но не всегда историческая эпоха вмещается в десятилетие – больше или меньше.

По принципу демократизации

По политологическому принципу – в зависимости от политических процессов

 

Мы говорим о том, что308 лет развития рж, это 4 больших макропериода, связанных с изменением политической системы.

1 период – журналистика самодержавного государства. С 1702 года до февральской революции 1917 года, пока не рухнуло самодержавие.

Мезопериоды выделяем. Первые 57 лет развития 1702-1759 – период государственной монополии на печатное слово. Печать была только государственной – издатель либо гос-во либо ближайшие структуры. Частных изданий не было, общественных в современном понимании тоже.

С 1759 до конца 18 века (март 1801) – период возникновения и развития частных изданий, появление оппозиционных настроений в журналистике, учреждение цензуры. «Трудолюбивая пчела» Суморокова – первый частный журнал. Цензура юридически в в России появилась в 1783, Екатерина 2 «Указ о вольных типографиях».

3 подпериод – 1 марта 1801 года-вацарение Александра – до 1825 – его смерти. Появление изданий как рупоров отдельных общественных групп. Кружки, декабристы. Союз спасения. Союз благоденствия, северное, южные общества. Журналы их издавались на деньги общества – общественные издания. В 1802 году – вольное общество любителей художеств. Начался процесс политизации журналистики, превращения ее в рупор отдельных социально-политических группировок. Если бы процесс не был остановлен властью, в России бы возникла журналистика политических партий. Но Николай 1 пришел к власти и политическая журналистика возникла лишь в 1905 году – с появлением партий и соответственно партийных изданий.

Затем 1826-1855 – правление Николая 1- время искусственного прекращения процесса политизация, политические издания были запрещены. Прерывание процесса политизации, - процесс коммерциализации. В 30е годы появился гонорар, за счет журналистики стало возможно жить, выросла капитализация газет и журналов.

60е годы (с 1856г) Александр 2 – до 1 русской революции – 1907 года. Время капитализации журналистики. К этому подтолкнули буржуазные реформы 60 годов, земская,. Вопрос об отмене цензуры впервые появился – 1865 – не везде и очень осторожно. Время, когда активно развивались газеты. Новые процессы во 2 половине 19 века. Время отмены предварительной цензуры повсеместно по стране.

С 1907 до февраля 1917 года. Период завоевания юридической свободы печати, закона о печати до этого не было – не подтверждались завоевания журналистики. Первый закон о печати апрель 1917. в 1905 временные правила печати – царь дает, император забирает.

 

2 период – журналистика между февралем и октябрем 1917 года. Журналистика буржуазно-демократического государства. Не все историки признают, что этот период был. Некоторые считают, что он был очень короткий и власть не успела установиться. Примерно до конца гражданской войны 1920-21, эпоха без времени, без власти, без каких-то условий для журналистики и для общества в целом. Мы считаем, что достоин этот период поднятия на макроуровень. Несмотря на его краткосрочность.

3 период – советская журналистика. Октябрь 1917 до конца 1991г.

4 период – журналистика суверенной России, журналистика РФ. По сути опять буржуазно-демократическое государство.

 

7 окт

Первый этап развития русской журналистики (до 1759 – гос монополии на печать)

  1. первые газеты в России
  2. развитие академической и университетской журналистики

 

1702-1759 – время государственной монополии на печать, казенные типографии, издавали СМИ только гос.учреждения и это было до первых частных журналов. Во всех странах до появления печатных газет были газеты рукописные. В России – так же. Вести, куранты – в течение 17го века. Кроме того известно, что бли другие рукописные газеты: наставник царских детей Симеон Полоцкий «Вертоград Многоцветный».

В 18 веке в России слова ГАЗЕТА не было – его заменяло слово ВЕДОМОСТи – средства, с помощью которого можно поведать что-то. Слово газета стало входить в русский язык в конце 18 века благодаря Карамзину «История русского путешествениика». Слово ГАЗЕТА напечатанное впервые на листе в заглавии – 1809 год – правительственная казенная – «Северная почта или новая санкт-петербургская газета».

1727-1728 – первая периодическая печатная – ВЕДОМОСТИ – на обложке самой газеты.

Журналистика имеет 2 стороны: экономическая (обслуживание повседневной хозяйственной жизни) и политическая.

Журналистика – это средство формирования общественного мнения и средство выражения общественного мнения. В России характерная особенность: возникла исключительно как политический инструмент и как средство формирования, но не выражения. Как средство управления обществом.

Характер информации: важные политические сведения из зарубежных стран (внешняя политика). Вопросы международной торговли, династические, стихийные бедствия, погода, гороскоп. Рукописная прагазета - непостоянная периодичность (март – 4, апрель 4, май – 2) вообще - раз в 7-10 дней.

 

Академия наук должна была выполнять 3 задачи:

1. Как и в других странах – быть учреждением, которое способствовало бы развитию науки,

2. Академия должна была способствовать высшему образованию в России - в 1724 году в Питере появился университет академический (ныне СПБГУ). Спрос на высшее образование в 20х годах был невелик, прерывалась его деятельность.

3. Подготовка педагогов для других вузов, - педагогическая задача подготовки ученых.Кроме того при академии возникла гимназия – среднее привилегированное учебное заведение.

 

С 1779 Новиков становится редактором Московских ведомостей (тираж вырос с 600 до 4000 экземпляров). До 82 года он арендовал газету и типографию, но к тому времени он уже создал собственную типографическую компанию, не зависела от университета и наладил производство других журналов, продолжал просветительскую деятельность. Но уже в 90 годы он был приговорен к смерти (помилован и заключен в тюрьму, после смерти Екатерины выпущен на волю Павлом 1) формально за связь с масонами, неформально – за просветительский характер, идеи свободы равенства и братства. Т.о. до конца 50 х годов в России появилась журналистика, частных лиц ее занимающихся не было. Первоначально лицо издателя было расплывчатым (Ведомости издавались правительством), с 1727 единственным издателем до 56 года становится академия, в 56 к ней присоединяется университет. Издавались и сугубо научные журналы – рефераты и диссертации членов академии.

В 1759 появляется первый частный журнал - это новая страница журналистики.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 2900; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.058 сек.