Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Философия и мировоззрение





Именно с этого времени можно с уверенностью говорить о формировании достаточно развитого мировоззрениячеловека и о мировоззрении людей вообще - как совокупности накопленных знаний, практических навыков, сложившихся ценностей и представлений о самом себе и окружающем мире.

Мировоззрение человека - достаточно сложное явление, в котором принято выделять отдельные элементы, составляющие его структуру. Важнейшие из них - мироощущение, мировосприятие и миропонимание.

Мироощущение это чувственное восприятие окружающего мира, когда чувства, настроение как бы «окрашивают» мир, запечатлевают его образ через призму субъективных, сугубо индивидуальных ощущений. Например, свет, который может казаться слишком ярким для больного человека, для здорового будет нормальным; цветовая гамма воспринимается дальтоником совсем иначе, чем тем, у кого зрение нормальное. Отсюда вытекают и различные типы мироощущений, такие как оптимистическое, пессимистическое, трагическое и т. п.

Мировосприятие это представление окружающего мира в идеальных образах. Мировосприятие может быть адекватным или неадекватным, т. е. не соответствовать действительности, когда искаженно представляется реальность или имеют место иллюзии, фантазии типа представлений о русалках, леших, кентаврах, домовых и т. п.

Миропониманиепознавательно-интеллектуальная деятельность, направленная на выявление сущности как самого человека, так и окружающего его мира, а также на понимание взаимосвязи происходящих в природе событий и процессов.

Мироощущение и, отчасти (в элементарных формах), мировосприятие присущи не только человеку, но и животным. А вот миропонимание свойственно только людям.

У каждого человека имеется определенный объем знаний. С некоторым упрощением знания можно подразделить на 2 уровня.

 

Знание

 

Мировоззрение

 

Обыденное (стихийно-эмпирическое) знание Научное знание

Обыденное (стихийно-эмпирическое) знание. Сюда входят трудовые навыки, бытовые традиции, элементарные взгляды на искусство и т.д. Эти знания формируются на основе жизненного опыта, труда, общения с другими людьми.



Научное знание. Вырабатывается усилием многих поколений ученых, оформляется в абстрактном понятийном аппарате, в логически связанной системе суждений с использованием искусственных языков. Оно ориентировано на познание законов, сущностей материального мира, общества, человека.

Эти знания не отделены гранью непреодолимой. Научное знание опирается на представления обыденного, интерпретируется в этих понятиях и представлениях. Вместе с этим элементы научного знания осваиваются в обыденны знаниях (математические знания).

Но они не исчерпывают весь объем знаний. Есть особые, «вечные» вопросы, постановка и решение которых связана с тем, что называется мудростью. Мудрость не сводится к сумме обыденного и научного знаний. Это определенное понимание того, как устроен мир, какого отношение человека к миру, себе, другим и т.д. В ходе размышления над этими вопросами формируется мировоззренческое знание

Мировоззрение представляет собой всю совокупность взглядов человека на окружающий мир, общество и самого себя. Мировоззрение близко к понятию миросозерцания и менталитета (от фр. «mentalite» — умонастроение, склад ума — предрасположенность индивида к определенному типу мышления и действия). Менталитет является результатом развития культуры и традиций, однако он в больше степени, чем мировоззрение и, тем более, миросозерцание, связан с ментальной деятельностью сознания, т.е. с мышлением. А в мировоззрение, и, тем более, в миросозерцание входят также переживания, эмоции, чувствования и представления человека.

Роль мировоззрения в жизнедеятельности человека определяется тем, что без него невозможно осуществление целеполагающей деятельности. Исходя из мировоззрения, человек определяет цели и смысл своей деятельности. Невозможен человек без мировоззрения, пусть самого примитивного. А вот в животном мире мировоззрения нет и быть не может, ибо животное определяется инстинктами, в его поведении нет свободы. Мировоззрение всегда стоит между миром и человеком, связывает человека с ним, а иногда, если оно искаженное, способно дезориентировать его.

Мировоззрение определяет ценности, идеалы и установки человека. В мировоззрении, таким образом, слиты воедино познавательный и ценностный аспекты. Мировоззрение формируется в результате приобретения и накопления знаний, а также само, исходя из ценностной ориентации субъекта, определяет качество и направленность познавательной деятельности человека. Оно фиксирует не просто знания, но и отношение субъекта к действительности и к другим людям. Оно определяет выбор тех или иных средств деятельности, достижения поставленных целей.

Философия носит двойственный характер и рассматривается во-первых, как одна из форм мировоззрения, во-вторых, как наука.

Под мировоззрением понимается совокупность взглядов и убеждений, оценок и норм, идеалов и установок, которые определяют отношение человека к миру. Основные вопросы мировоззрения:

Что такое человек и мир?

Откуда он произошел?

Куда и зачем движется его судьба?

Какой смысл в существовании человека и общества?

Мировоззрение формируется двумя путями: стихийно-индивидуально (на основе жизненного опыта, преданий, легенд, собственных религиозных, философских представлений). С другой стороны профессиональные идеологи целенаправленно создают в систематизированном виде то или иное мировоззрение и внедряют его в умы людей.

Человек Мир

 

Мировоззрение
Мифологическое

 

 

Религиозное
Философское

 

В истории человечества существует три основные формы мировоззрения: мифология, религия, философия.

Исторически первой была мифология – мировоззрение древнего общества, содержащее в себе как фантастическое, так и реалистическое восприятие окружающей действительности. В мифах соединены зачатки знаний, элементы верований, этические установки, догадки, вымыслы. Основные черты мифа: очеловечивание и одушевление природы; нерасчлененность мира, невыделенность человека из Космоса; наличие фантастических богов, их активное и непосредственное взаимодействие с человеком; отсутствие рефлексии – абстрактных размышлений; практическая направленность мифа на решение конкретных задач (хозяйство, защита от стихии, болезней и т.д.); эмоционально-образная форма выражения; описательный характер. Мифологический человек воспринимает мир целостно и не выделяет себя из него, из природы и из общества. Он не задумывается о причинно-следственных связях. Мифосознание связано прежде всего с преобладанием эмоций над разумом, а, следовательно давлением правого полушария головного мозга над левым, отвечающим за логику человеческой мысли.



Миф – беседа, речь, разговор. Он восходит к слову и выходит за рамки словесных выражений. Это не история, а реальность, в которой живет человек с мифологическим сознанием. В древности миф служил практическим руководством к действию и поведению человека. Архаичные мифы складывались стихийно, не записывались и передавались устно, но самое важное – в это верили и этим жили.

В мифах присутствовали боги, которые приближали миф к религии, но на самом деле мифические боги были лишены божественных характеристик, которые им приданы сейчас. Бог не был сверхсуществом, сакральным и неприкосновенным. Боги были не так почитаемы, как в Средние века. Отношения человека и богов были подчинены принципу оборотничества: бог мог стать человеком, спуститься на землю, а чело-век мог стать богом. Человек отождествлял себя с богом, и поведение богов было похоже на поведении людей.

Сюжеты мифов были самыми разнообразными, но мотивы их у всех народов мира были одинаковы: мифы посвящались решению проблем о происхождении мира, о добре и зле, о смысле жизни и вечности души. Такой тип мировоззрения был способом познать мир, и с каждым предметом мира был связан миф, который объяснял его смысл и назначение. Материальные предметы мира наделялись душой, и человек не выделял себя из окружающего мира. Эта синкретичность мышления и способствовала появлению мифа. Таким образом, миф – это реальность, а в реальности нет ничего сверхъестественного.

Мифосознание не дает знания в достоверной форме. Миф составляет духовные сокровища племени, образует его ценностные ориентиры. Миф также способствовали сплочению племен.

Черты мифосознания присутствуют и в сознании людей ХХ века, что выделилось в отдельное явление – РЕМИФОЛОГИЗАЦИЯ. ХХ век породил новые мифы, а некоторые авторы обосновывают такое мнение, что миф существовал всегда и будет существовать. Рефмифологизация – это явление утверждения мифа в современном общественном сознании.

Мифологический человек воспринимает мир целостно и не выделяет себя из него, из природы и из общества. Он не задумывается о причинно-следственных связях. Мифосознание связано прежде всего с преобладанием эмоций над разумом, а, следовательно давлением правого полушария головного мозга над левым, отвечающим за логику человеческой мысли.

Вторая форма мировоззрения – религия. Особенность религиозного мировоззрения состоит в его особом отношении к сверхъестественному. Это особое отношение и создает религиозную веру, которая также связана с эмоциями. Религия ставит вопросы о происхождении мира, смысле жизни, устройстве Вселенной и т.п. И дает последовательные ответы на эти вопросы в определенной системе. У религиозного мировоззрения есть свой понятийный аппарат, а также мораль, законы бытия и нормы. Появление таких норм и заповедей – это прогресс в познании мира и определенная позиция по поводу соотношения добра и зла и их роли.

Она определяется как вера в существование сверхъестественных сил (богов), которые влияют на жизнь человека и окружающий мир. Во многом схожа с мифологией (наличие богов и эмоционально-образное бездоказательное восприятие действительности): включает в себя мифы. Однако, для религии характерно наличие строгого вероучения (индивидуальной для каждой из религий картины бытия и системы догм), жесткой религиозной организации и обязательного религиозного культа (обряды и традиции). Она носит более обязательный и систематичный характер, чем мифология. Особенность религиозного мировоззрения состоит в его особом отношении к сверхъестественному. Это особое отношение и создает религиозную веру, которая также связана с эмоциями. Религия ставит вопросы о происхождении мира, смысле жизни, устройстве Вселенной и т.п. И дает последовательные ответы на эти вопросы в определенной системе. У религиозного мировоззрения есть свой понятийный аппарат, а также мораль, законы бытия и нормы. Появление таких норм и заповедей – это прогресс в познании мира и определенная позиция по поводу соотношения добра и зла и их роли.





Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 480; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



ПОИСК ПО САЙТУ:


Рекомендуемые страницы:

Читайте также:
studopedia.su - Студопедия (2013 - 2021) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление
Генерация страницы за: 0.004 сек.