КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Тема 2. Основные парадигмы в теории международных отношений
Лекции 1 - 2. План 1. Понятие парадигмы. Критерии отличия парадигм в ТМО 2. Основные положения и разновидности: — либерально-идеалистической парадигмы; — парадигмы политического реализма; — парадигмы радикализма (марксистско-ленинская).
Международные отношения крайне сложны и многоаспектны, поэтому не существует какой-либо теории, которая могла бы объяснить все многообразие международной реальности. В рамках ТМО постоянно конкурируют, критикуют и отрицают друг друга самые разные подходы в исследованиях международных отношений. Каждый из них имеет свои исторические и социальные истоки. Это объясняется как относительной «молодостью» ТМО, так и сложностью, спецификой её объекта. Такие подходы называют часто парадигмами. Парадигма — это совокупность общетеоретических ориентаций, набор положений, которые служат основой для изучения наукой своего объекта. Методы изучения объекта могут строиться на базе разных парадигм, которые могут по-разному рассматривать и оценивать одни и те же факты, делая на их основе несовпадающие выводы. Разные парадигмы преследуют разные цели, имеют свои преимущества и ограничения. Поэтому следует уметь различать парадигмы, знать их содержание и методы, их цели и задачи, сильные и слабые стороны. Речь идет о таких концептуальных подходах к изучению ТМО своего объекта, которые отличаются друг от друга по следующим основным вопросам, касающимся трактовки международных отношений: какова природа, или сущность, международных отношений? Меняется ли она с течением времени или остается одной и той же? Каков характер процессов, доминирующих в международных отношениях? Кого из участников следует считать главными действующими лицами (акторами)? Какие цели онипреследуют? Какими средствами они располагают для их достижения? Как может выглядеть будущее международных отношений? Каждая из парадигм выдвигает свои ответы на данные вопросы, предлагает свои аргументы для их обоснования, вырабатывает свой набор категорий и методологических средств. В настоящее время принято выделять следующие теоретические подходы (или парадигмы) в исследованиях международных отношений в качестве основных: либерально-идеалистическая парадигма,парадигма политического реализма и радикальная (марксистская или социалистическая). На основе этих «канонических» парадигм во многом строятся различные, в том числе и самые современные, теории международных отношений. (Р еализм (в современном варианте он представлен главным образом неореализмом), либерализм (сегодня это в своей основе неолиберализм), радикализм (неомарксизм) и постмодернизм.). Дискуссии между представителями этих школ дают возможность лучше понять смысл происходящего на мировой арене. Рассмотрим содержание «канонических» парадигм. 1. Основные положения и разновидности либерально-идеалистической парадигмы. (Смотреть Циганкова. Стр.106 и далее). Теоретическая школа либерализма является одной из старейших в теории международных отношений и по основным позициям противоположна реализму. Исследователи, работающие в рамках данной парадигмы, основывают свои теоретические воззрения на работах Иммануила Канта, Жан-Жака Руссо, Адама Смита, Давида Риккардо и др. Либеральный подход в теории международных отношений дважды за свою историю пережил периоды подъема — в начале и в конце XX века. Либерализм во многом связан с именем 28 президента США Вудро Вильсона, который провозгласил открытость внешнеполитической деятельности и дипломатии, а также ориентацию во внешней политике на демократические принципы, сотрудничество и мораль. В основе этой парадигмы лежат две идеи – идея о единстве человеческого рода, общечеловеческих ценностей и идеалов и идея о возможности и необходимости изменения характера международных отношений в духе гуманизма и прав человека. Сторонники этой парадигмы не отрицают, что международные отношения по своей природе анархичны. Однако, по их мнению, анархичность носит временный характер и постоянно уменьшается. Международные отношения становятся всё более управляемыми под влиянием общественного мнения и целенаправленной деятельности расширяющегося круга участников международных отношений. Наряду с государствами все более важное значение приобретает деятельность негосударственных и частных международных акторов – межправительственных и неправительственных организаций, транснациональных корпораций, фирм, предприятий и банков, а также разного рода организованных групп и отдельных людей. Главными процессами, доминирующими в международных процессах, являются не конфликты и войны, а сотрудничество и интеграция, основу которых составляет возрастающая взаимозависимость мира, усиливающая осознание людьми общности их интересов. Мир не становиться лучше и безопаснее сам по себе, а требует от участников международных отношений сплоченных действий по их регулированию. Основными регуляторами выступают правовые и нравственные нормы. Результатом изменений, происходящих в международных отношениях, станет окончательное преодоление их анархической природы и возникновение единого общемирового сообщества, в котором будет покончено с войнами и вооруженными конфликтами. Не исключается и создание мирового правительства, руководимого ООН и действующего на основе детально разработанной мировой конституции. Подобные идеи встречаются в работах как американских, так и европейских авторов. Идея мирового правительства высказывалась в папских энцикликах Иоанна XXIII.(1963 г.), Павла VI (1967 г.), Иоанна- Павла II(1980 г.) Идеалистическая парадигма, существовавшая в истории международных отношений на протяжении веков, сохраняет определенной влияние и в наши дни. Это влияние просматривается в тех практических шагах, которые предпринимаются мировым сообществом по демократизации и гуманизации международных отношений, и в стратегии нового мирового порядка, которая стала основой внешнеполитической линии США после холодной войны. Эти общие в разных вариантах положения либерально-идеалистической парадигмы приобретают несовпадающие друг с другом концептуальные формы. Данная парадигма не однородна по своему содержанию. Во-первых, в ней присутствует имеющая давние традиции идеалистическая составляющая, в рамках которой также существует несколько вариантов. В частности, реалисты различают среди них «утопизм», «легализм», «морализм». Утопистов они критикуют за веру в возможность создания нового мирового порядка на основе универсальной межправительственной организации (вначале Лиги Наций, а после Второй мировой войны - ООН). Легалисты (тоже ошибочно, по мнению реалистов) считают, что по мере расширения числа и усиления влияния международных организаций происходит неуклонное развитие юридических норм и международные отношения приобретают правовой характер. Моралисты рассматривают международную политику с позиций универсальных нравственных норм и указывают на то влияние, которое оказывает на международное поведение государств, свободно выражаемое общественное мнение, выступающее против войн и связанных с ними социальных бедствий и страданий людей. Во-вторых, выделяют такие варианты либеральной парадигмы, как неолиберализм и постклассический либерализм. После окончания холодной войны, во время которой в теоретической области международных отношений господствовали реалисты и неореалисты, вновь наступает эпоха либеральной школы. Это направление преобразуется с учётом новых реалий в неолиберализм. Неолиберализм – это течение, которое основано на концепции экономической взаимозависимости. С точки зрения её сторонников (Роберт Кохэн, Купер, Джозеф Най), политика государств в международных отношениях определяется внутренними экономическими интересами. Рост взаимозависимости создаёт общие экономические интересы всех государств, что стимулирует их сотрудничество. Государства взаимодействуют друг с другом в целях увеличения собственных потенциальных экономических выгод и уменьшения потерь. Усиление экономической взаимозависимости не только изменяет задачи и поведение государств на международной арене, но и рост приводит к уменьшению в конце XX века роли военной мощи и военной силы государств. Государства в неолиберальном подходе хотя и рассматриваются как главные участники (акторы) на мировой арене, но далеко не единственные. Кроме государств в современном мире действуют межправительственные организации (например, ООН, ОБСЕ, ВТО), неправительственные, и, прежде всего, международные – правозащитные, экологические, феминистские и много др. Активное подключение новых акторов к международным отношениям имеет, по мнению неолибералов, множество следствий. Государства делятся частью своих властных полномочий, «передавая» их другим участникам. В то же время они могут приобретать и новые функции, например, связанные с координацией усилий на мировой арене. Стирается грань между внутренней и внешней политикой. Мир становится всё более сложным. Неолиберализм имеет множество форм и направлений, которые, с одной стороны, в значительной степени пересекаются, с другой — иногда рассматриваются как самостоятельные теоретические школы. К их числу относится концепция транснациональных отношений. Её предложили амеиканские исследователи Роберт Кохэн и Джозеф Наем. Суть её была изложена ими в работе «Власть и взаимозависимость: мировая политика в переходный период», впервые вышедшая в 1977 г. В ней подчеркивается роль негосударственных акторов в современном мире, признается многообразие акторов, видов и каналов взаимодействия между ними, а следовательно и необходимость отказа от анализа государства как единственного участника межгосударственного воздействия. Вместо термина «международные отношения», который подразумевал лишь межгосударственное взаимодействие, исследователи ввели другой, более широкий — «транснациональные». По этой причине данное теоретическое направление получило название «транснационализма». Идейной основой постклассической версии, существующей в пределах либерально-идеалистической парадигмы, является концепция радикального изменения сущности политической власти под влиянием глобализации. Один из важных результатов глобализации состоит в том, что государство как социальный институт, как форма политической организации общества всё более устаревает и постепенно сходит с исторической арены, уступая своё место широким международным объединениям, которые основаны на принципах единого свободного рынка, общих нравственных ценностей и универсальных правовых норм. Так формируется глобальное самоуправляющееся сообщество людей – мировое гражданское общество, которое функционирует по единым правилам и регулируется едиными законами. Сторонники постклассической версии либерализма (Дж. Розенау, Дж. Мэтьюз, Д. Месснер и др.) подчеркивают роль таких институтов, как Международный валютный фонд, Мировой банк, Всемирная торговая организация, в создании взаимодействия государственных и негосударственных, общественных и частных акторов, правительств, неправительственных организаций и предпринимательских структур. Они указывают, что политика всё чаще осуществляется в структурах, пронизанных плотными горизонтальными и вертикальными сетями, ячейки которых объединены друг с другом «нитями» трансграничных связей, формирующихся помимо государств на всех уровнях — от локального до глобального. Значение сетевых структур внутри обществ и между ними растет, а национально-государственный суверенитет размывается. Происходит становление всемирного «правления без правительства», которое формируется «снизу» и поэтому носит заведомо демократический характер, т.к. выражает универсальные ценности. Таким образом, классическую, неоклассическую и постклассическую версии либерализма объединяют общность трактовки международных отношений, основных процессов, акторов, их целей и средств, а также стремление к изменению международной политики в интересах отдельного человека и человечества в целом
Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 20620; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |