Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Вводная часть

Уважаемые студенты!

Вашему вниманию предлагается обзорная лекция по дисциплине «Теория игр» для бакалавров по направлению подготовки: 080100.62 - «Экономика» и 080200.62 «Менеджмент».

Теория игр – раздел прикладной математики, изучающий формальные модели принятия оптимальных решений в условиях конфликта.

Конфликт – это такая ситуация, в которой имеется более одного участника, цели которых не совпадают и действия не являются совершенно независимыми.

При этом в качестве конфликта можно рассматривать любое разногласие, либо не совпадение целей и интересов сторон.

Наряду с традиционными играми, такими как покер, шахматы, футбол и другие, теория игр изучает различные конфликтные ситуации в экономике, международных отношениях, в военном деле и т.д.

В экономике конфликтные ситуации встречаются очень часто и имеют многообразный характер. К ним относятся, например, взаимоотношения между поставщиком и потребителем, покупателем и продавцом, банком и клиентом. Во всех этих примерах конфликтная ситуация порождается различием интересов партнёров и стремлением каждого из них принимать оптимальные решения, которые реализуют поставленные цели в наибольшей степени. При этом каждому приходится считаться не только со своими целями, но и с целями партнёра, и учитывать неизвестные заранее решения, которые эти партнёры будут принимать.

Такие конфликтные ситуации, методы обоснования принимаемых сторонами в этих ситуациях оптимальных или близких к ним решений и являются предметом изучения дисциплины «Теории игр».

Математическая теория игр разработана американскими учёными Дж. Нейманом и О. Моргенштерном в 1944 г. как средство математического подхода к явлениям конкурентной экономики. Стремительное развитие теория игр получила в 1980-е годы, когда на основе теоретико-игровых понятий было построено множество прикладных моделей, нашедших свое применение в экономике, технике, военном деле и даже в антропологии.

К настоящему времени математическая теория игр стала одним из ключевых инструментов построения экономических моделей, чем внесла существенный вклад в развитие экономической науки. Не случайно работы по теории игр уже трижды отмечались Нобелевскими премиями по экономике: в 1994 году, в 2005-м и в 2012-м. Последняя Нобелевская премия по экономике, 2012 года, присуждена американским экономистам Ллойду Шэпли (Калифорнийский университет) и Алвину Роту (Гарвардский университет) – за создание и внедрение в практику теории оптимального распределения. В основе работ лауреатов лежит принцип оптимальности распределения выигрыша между игроками в задачах теории кооперативных игр.

Цели и задачи изучения курса «Теория игр»

Основная цель преподавания дисциплины «Теория игр» – формирование теоретических знаний и практических навыков в области риск менеджмента на предприятиях; раскрытие методологических основ оценки и технологии принятия управленческих решений финансово-экономического характера в аналитических отделах экономических и финансовых служб, банков различных типов, страховых и консалтинговых компаний, налоговых инспекций, предприятий различных отраслей экономики.

В ходе изучения дисциплины решаются задачи формирования следующих знаний и навыков у студентов:

  • сформировать систему знаний в области теории игр;
  • привить практические навыки компьютерной обработки информации при теоретико-игровом моделировании;
  • выработать устойчивый интерес к теоретическим и практическим вопросам применения теории игр в моделировании принятия рациональных решений в разнообразных экономических задачах;
  • показать студентам эффективность применения моделей теории игр при принятии управленческих решений в условиях конкуренции;
  • развитие логико-математического мышления;
  • приобретение первоначальных умений и навыков по теоретико-игровому моделированию.

В совокупности с другими дисциплинами математического и профессионального циклов федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования (ФГОС-3 ВПО) дисциплина «Теория игр» обеспечивает формирование следующих общекультурных (ОК) и профессиональных (ПК) компетенций бакалавра:

  • самостоятельное приобретение и использование новых знаний и умений (ОК-3);
  • владение культурой мышления, способностью к восприятию, обобщению и анализу информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-5);
  • владение методами количественного анализа и моделирования, теоретического и экспериментального исследования (ОК-15);
  • владение основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации, навыками работы с компьютером как средством управления информацией (ОК-17);
  • умение применять количественные и качественные методы анализа при принятии управленческих решений и строить экономические, финансовые и организационно-управленческие модели (ПК-31);
  • способность выбирать математические модели организационных систем, анализировать их адекватность, проводить адаптацию моделей к конкретным задачам управления (ПК-32);
  • владение средствами программного обеспечения анализа и количественного моделирования систем управления (ПК-33);
  • умение моделировать бизнес-процессы и знакомство с методами реорганизации бизнес-процессов (ПК-35);
  • способность проводить анализ рыночных и специфических рисков, использовать его результаты для принятия управленческих решений (ПК-42).

В результате изучения дисциплины «Теория игр» бакалавры должны:

Знать:

  • основные научные принципы и базовые понятия теории игр, точные и приближенные методы решения игр;
  • основы экономико-математического моделирования в концепции теории игр;
  • эволюцию теории игр; основные принципы классификации (типологии) игр;
  • методы практического построения и анализа теоретико-игровых моделей.

Уметь:

  • провести анализ постановки задачи по выбору решений в различных финансово-экономических ситуациях;
  • подобрать подходящую теоретико-игровую модель; используя модель, получить результат,
  • проинтерпретировать его в содержательных терминах решаемой задачи и оценить его эффективность.

Обладать навыками:

  • определения подходящего типа игры для моделирования конкретной ситуации;
  • использования всей совокупности инструментов и приемов ведения теоретико-игрового анализа с целью построения игровой модели и принятия оптимального решения;
  • расчета значений функции выигрыша, цен игры, показателей эффективности и неэффективности в различных теоретико-игровых моделях.

Методическое сопровождение дисциплины «Теория игр»

Студентам бакалаврам предоставляются следующие учебно-методические материалы:

  1. Обзорная (установочная) лекция по данной дисциплине.
  2. Гармаш А.Н., Орлова И.В. Математические методы в управлении: учебное пособие, - М.: Вузовский учебник, 2012.
  3. Орлова И.В., Половников В.А. Экономико-математические методы и модели: компьютерное моделирование Учебное пособие. - М.: ВЗФЭИ, Вузовский учебник, 2011.
  4. Рабочая учебная программа.
  5. Методические указания по выполнению контрольных и лабораторных работ.

В методическом указании приведены варианты контрольных и лабораторных работ, рассмотрены примеры их решения и даны рекомендации по выполнению лабораторных заданий. Номер варианта лабораторной работы соответствует последней цифре в зачетной книжке студента.

Для осуществления промежуточного контроля знаний студентов и оценки преподавателем степени усвоения учебного материала предусмотрено выполнение контрольной и лабораторной работ. Цель контрольной и лабораторной работы по дисциплине «Теория игр» – закрепить теоретические основы и практические навыки, полученные бакалаврами на лекциях и практических занятиях. Контрольная и лабораторная работы выполняются в соответствии с Методическими указаниями и заданиями в установленные деканатом сроки.

Бакалавры должны выполнить самостоятельно контрольную работу и лабораторную работу в компьютерном зале и пройти по ним собеседование. На собеседовании преподавателем могут быть заданы вопросы, касающиеся существа и порядка решения задач по контрольной и лабораторной работе, а также вопросы из соответствующих теоретических разделов курса. При удовлетворительных ответах на поставленные вопросы студент получает по каждой из работ зачеты, которые выставляются преподавателем в зачетную книжку. К экзамену студент допускается только после получения зачетов по контрольной и лабораторной работе. По завершению изучения дисциплины и получения зачетов по контрольной и лабораторной работе бакалавр сдает экзамен.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Задачи и область применения протокола TCP. Механизм адаптации скорости передачи данных к возможностям принимающей стороны | Электронные ресурсы и программное обеспечение
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 361; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.