Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Конкуренция: понятие и сущность




ТЕМА 2. Поведение фирмы на рынке совершенной и несовершенной конкуренции

Равновесная цена – цена, уравновешивающая спрос и предложение в результате действия конкурентных сил.

Законы рыночного ценообразования действуют если:

цена стремится к такому уровню, при котором спрос равен предложению;

под влиянием неценовых факторов происходит повышение спроса при неизменном предложении или сокращение предложения при неизменном спросе, то цена возрастет, и наоборот.

Рыночное равновесие существует там и тогда, где и когда уже исчерпаны возможности изменения рыночной цены или количества продаваемых товаров.

Рынок стихийно, автоматически способствует формированию равновесных цен (этот процесс А. Смит назвал механизмом «невидимой руки»). Но рыночное ценообразование может быть нарушено либо деятельностью монополий, либо вмешательством государства. В таких случаях говорят о ценах «пола» и «потолка». Цена «потолка» ограничивает рост цены – это искусственно заниженная цена. Цена «пола» не позволяет цене снижаться – это искусственно завышенная цена.

Если установленная государством максимальная цена (потолок цен) находится ниже равновесного уровня, то образуется дефицит, если государство устанавливает минимум цены выше равновесного уровня (так называемая субсидируемая цена), то образуется излишек.

 

1. Конкуренция: понятие и сущность.

2. Совершенная конкуренция.

3. Модели несовершенной конкуренции

3.1.Монополия

3.2.Олигополия

3.3. Монополистическая конкуренция.

4. Антимонопольное регулирование.

Конкуренция в экономике представляет собой соперничество между участниками рыночных отношений за лучшие условия производства, продажи и купли товаров. Производители (продавцы) товаров стремятся как можно дешевле их произвести и как можно дороже продать, наемные работники — получить большую зарплату, потребители — купить товары качественнее и дешевле. В столкновении этих разнонаправленных интересов, во взаимоуступках, в свободном выборе продавцов и покупателей, в рыночном успехе одних и неудаче других и проявляется конкуренция.

Сущность конкуренции заключается в свободе выбора экономических решений участниками рыночных отношений в условиях соперничества за получение максимальной прибыли и личной выгоды.

Для возникновения конкуренции необходимы следующие предпосылки: наличие достаточно большого числа независимо действующих продавцов и покупателей, имеющих свободный доступ на рынок; отсутствие преград (экономических, юридических, политических, социальных) для мобильности ресурсов (материальных, финансовых, трудовых); доступность информации (за исключением той, которая составляет коммерческую тайну) о предложении, спросе, ценах, норме прибыли.

Основными факторами, которые определяют размах конкуренции в сфере обращения, являются:

численность поставщиков и их способность диктовать свои условия;

конкуренция внутри отрасли между существующими фирмами;

появление на рынке новых торговых предприятий;

совокупность условий юридического, экономического, социального характера, обеспечивающих покупателям возможность выбора магазина в зависимости от цен, качества товара, уровня обслуживания.

 

Виды и формы конкуренции:

1. По методам осуществления: ценовая и неценовая.

2. По отраслевой принадлежности: внутриотраслевая и межотраслевая.

3. По степени свободы: свободная (совершенная) и монополистическая (несовершенная).

 

Методы конкуренции:

1. Ценовая: снижение цен, скидки и премии, дешевые распродажи

2. Неценовая: качество и надежность, дополнительные гарантии, особое оформление и реклама.

 

Конкуренция служит мощным стимулятором роста производства и повышения его эффективности. Благодаря конкуренции существует множество товаров и возможностей выбора для потребителей. Однако конкуренция зависит от возможной договоренности бизнесменов о рынках сбыта и ценообразовании, в результате которой возникает монополия.

Ценовая конкуренция предполагает продажу товаров по более низким, чем у конкурентов, ценам. Снижение цены возможно либо за счет снижения издержек производства и обращения, либо за счет уменьшения прибыли. Мелкие и средние фирмы для того, чтобы удержаться на рынке, часто соглашаются на небольшую прибыль. Крупные монополии могут себе позволить на некоторое время вообще отказаться от получения прибыли, чтобы с помощью дешевой продукции разорить конкурентов и вытеснить их с рынка.

Неценовая конкуренция основана на предложении товаров более высокого качества, с большей надежностью и сроками службы, использовании рекламы и других способов стимулирования сбыта.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 1725; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.