Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Функции финансов




Типы финансовых отношений

Совокупность денежных отношений, которые возникают в связи с формированием и использованием денежных фондов, образует финансовые отношения.

К финансовым отношениям принято относить денежные отношения, которые возникают:

 

1. между хозяйствующими субъектами в процессе реализации продукции, оказания услуг, приобретения товарно-материальных ценностей;

2. между хозяйствующими субъектами и вышестоящими организациями при создании совместных фондов денежных средств и использовании;

3. между хозяйствующими субъектами и государством, органами местного самоуправления при формировании бюджетных и внебюджетных фондов, а также при финансировании из бюджета разных задач

Отношения хозяйствующего субъекта с государством в связи с формированием бюджетов осуществляется в форме уплаты налоговых и неналоговых платежей, иных обязательных отчислений;

4. между государством и населением по поводу взимания налогов, сборов, получения займов, привлечения вкладов в коммерческие банки, выплаты пенсий, пособий и т.д.;

5. между хозяйствующими субъектами и банковской системой по поводу получения, погашения кредита, а также выплаты процентов за пользование кредитом;

6. внутри хозяйствующих субъектов при формировании и использовании целевых фондов денежных средств.

7. между хозяйствующими субъектами и работниками по поводу выплаты зарплаты, премий, материальной помощи.

8. между Правительством РБ и правительствами других стран и международными финансово-кредитными организациями по поводу получения, погашения кредита и уплаты процентов по нему;

9. между отельными звеньями бюджетной системы.

10. между хозяйствующими субъектами (гражданами) и страховыми организациями при уплате страховых взносов и возмещении из страховых фондов ущерба при наступлении страховых рисков.

 

В связи с рассмотренными типами финансовых отношений можно дать следующее определение финансов.

Финансы – это денежные отношения, связанные с формированием, распределением и использованием централизованных и децентрализованных фондов денежных средств в целях выполнения функций и задач государства и обеспечения расширенного воспроизводства.

 

В связи с этим финансы подразделяются на:

  1. общегосударственные;
  2. материального производства.

 

Типы финансовых отношений составляют базис финансов.

Надстройка финансов – это тот инструментарий, с помощью которого реализуются типы финансовых отношений.


Сущность финансов проявляется в их функциях. Под функциями финансов понимается та работа, которую выполняют финансы.

По мнению многих экономистов, для финансов характерны 2 функции:

  1. распределительная;
  2. контрольная.

 

Распределительная функция финансов проявляется при распределении национального дохода – происходит создание основных (первичных) доходов, их сумма равна национальному доходу.

Основные доходы формируются при распределении национального дохода среди участников общественного производства. Они делятся на зарплату и доходы предприятий.

Однако этих первичных доходов недостаточно для того, чтобы развивать приоритетные отрасли и сферы национальной экономики.

Необходимо дальнейшее распределение – перераспределение – национального дохода. В этом случае при помощи финансов осуществляется перераспределение национального дохода между отраслями производства товаров и услуг, территориями, а также различными социальными группами населения.

В результате такого перераспределения образуются вторичные доходы. К ним относятся налоги и другие обязательные платежи. Эти вторичные доходы служат для формирования конечных пропорций использования национального дохода.

 

Рисунок 1 Распределительная функция финансов

 

Доходы, создаваемые в ходе такого перераспределения, должны обеспечить соответствие между материальными и финансовыми ресурсами и, в первую очередь, между размером денежных фондов и их структурой, с одной стороны, и объёмом и структурой средств производства и предметов потребления – с другой.

Таким образом, распределение и перераспределение национального дохода, осуществляемое с помощью распределительной функции финансов, в любом государстве осуществляется между:

  1. отраслями экономики;
  2. отдельными регионами страны;
  3. формами собственности;
  4. социальными группами населения.

 

Финансы выполняют распределительную функцию и в процессе формирования и распределения доходов предприятия.

Так, при реализации продукции у предприятий образуется выручка, а соответственно – и доход. Одна часть этого дохода поступает в бюджет и другие централизованные фонды, а другая остаётся в распоряжении предприятия и идёт на образование фондов оплаты труда, экономического стимулирования, на финансирование затрат по расширению и развитию производства.

С помощью распределительной функции осуществляется распределение не только ВВП и национального дохода, но и амортизационных отчислений, т.е. части фонда возмещения. Это имеет место тогда, когда с помощью финансов часть амортизационных отчислений предприятий перечисляется в инновационные фонды, образуемые при министерствах и ведомствах.

Следует также отметить, что с помощью распределительной функции осуществляется распределение части национального богатства.

Таким образом, объектами действия распределительной функции финансов являются:

  1. национальный доход и ВВП;
  2. амортизационные отчисления;
  3. часть национального богатства страны.

 

В качестве субъектов распределительного процесса выступают:

  1. государство;
  2. хозяйствующие субъекты, организации, учреждения;
  3. граждане.

 

С помощью распределительной функции финансов распределительный процесс осуществляется в производстве, сферах обращения и потребления.

Финансовый метод распределения охватывает разные уровни управления экономикой:

  1. федеральный (республиканский) – зависит от того, какое государство (федеральное или унитарное);
  2. по территориям – на уровне субъекта федерации, республики или местном уровне.

 

Таким образом, распределительный характер финансов является их важным специфическим признаком.

 

Контрольная функция финансов проявляется в контроле за распределением ВВП и национального дохода по соответствующим фондам и расходованием их по целевому назначению.

Одной из важнейших задач финансового контроля является проверка соблюдения законодательства по финансам, своевременность и полнота выполнения финансовых обязательств перед бюджетной системой, налоговой службой, банковской системой, взаимных обязательств предприятий по расчётам и платежам.

Контрольная функция финансов носит объективный характер и реализуется через специальный финансовый аппарат.

Работники финансовых служб осуществляют финансовый контроль в процессе финансового планирования при исполнении доходной и расходной частей бюджета.

В зависимости от того, кто осуществляет контроль, он может быть:

  1. общегосударственный;
  2. ведомственный;
  3. внутрихозяйственный;
  4. общественный;
  5. независимый (аудиторский).

 

Финансовый контроль осуществляют Министерство финансов РБ и его органы на местах, Министерство по налогам и сборам и его органы на местах (налоговые инспекции). Кроме того финансовый контроль проводят специальные финансовые подразделения отраслевых министерств, учреждения банков, Комитет государственного контроля, высшие органы государственной исполнительной власти (Президент, Парламент, Совет министров).

В условиях развития в государстве рыночных отношений могут меняться формы и методы осуществления финансового контроля.

 

Таким образом, функции финансов тесно взаимосвязаны между собой, и контрольная функция не может существовать без распределительной.

 

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 599; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.018 сек.