Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Формы внешнеэкономической деятельности




ПОНЯТИЕ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Тема 1. СУЩНОСТЬ И ФОРМЫ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Учебно-методические материалы

теоретического курса дисциплины «Основы внешнеэкономической деятельности»

Под внешнеэкономической деятельностью (ВЭД) понимают сферу самостоятельного производства, организационно-экономической и коммерческой деятельности предприятий, связанную с взаимодействием с зарубежными партнёрами ВЭД. Осуществляется на уровне предприятия, с полной самостоятельностью в выборе партнёра, внешнего рынка, ассортимента позиций товара, в определении цены и стоимости контракта, объёмов и сроков поставки.

 

Основными участниками внешнеэкономической деятельности являются:

  1. по профилю ВЭД:
    • производители-экспортёры, работающие без посредников (промышленные предприятия и объединения, производственные кооперативы, консорциумы, совместные предприятия);
    • организации-посредники (специализированные внешнеэкономические организации Министерства экономического развития и торговли (Внешстройимпорт, Промсырьёимпорт, Новоэкспорт);
    • отраслевые объединения (импортные закупки, мероприятия по организации специализированных выставок, информационно-рекламная работа, посредничество во внешнеторговых перевозках и хранение грузов);
    • смешанные общества (создаются производителями экспортной продукции за границей, выполняя следующие функции: торгово-сбытовая деятельность, предпродажная деятельность, производственная деятельность, предоставление услуг, торговые дома);
    • многофункциональные компании (ассоциации), занимающиеся торгово-посреднической, коммерческой, производственной деятельностью;
    • трейдинговые компании, которые выполняют большое количество функций. Основными задачами данных организаций являются: оказание услуг участникам ВЭД в изучении мировых рынков, правовое обеспечение внешнеторговых сделок, организация рекламных мероприятий, выработка рекомендаций по повышению конкурентоспособности, проведение семинаров, конференций, консультаций, и т.д.
  2. по характеру внешнеторговых операций:
    • экспортёры;
    • импортёры;
    • специализированные посредники;
    • комиссионеры;
    • таможенные брокеры;
    • агенты.
  3. по организационно-правовым формам:
    • коммерческие организации;
    • некоммерческие организации;
    • хозяйственные товарищества;
    • общественные организации;
    • артели;
    • потребительские кооперативы;
    • государственные, муниципальные предприятия, объединения.

 

Формы государственного регулирования ВЭД.

Различают две основные формы государственного регулирования ВЭД:

· тарифная (экономическая);

· нетарифная (административная).

Тарифная форма государственного регулирования ВЭД представляет собой систему налогов и сборов.

Нетарифная форма государственного регулирования ВЭД представляет собой систему разрешительно-запретительных мер (прямое вмешательство государства).

 

К основным инструментам тарифного регулирования относят:

· таможенную пошлину (экспортную или импортную);

· таможенный сбор;

· акцизы;

· НДС.

 

Таможенная пошлина – основной вид платежа, регулирующий ВЭД. Сумма пошлины рассчитывается исходя из объёма перевозимого товара и ставок пошлины (таможенный тариф).

Законодательная база по взиманию пошлин – это таможенный кодекс и закон о таможенном тарифе от 1993г. Таможенный тариф может быть установлен в следующих вариантах:

в денежном варианте на физическую единицу – это тариф, устанавливаемый в процентах, и в евро – это смешанный тариф. Средний уровень ставок около 20%. В развитых странах – 5-6%. Величина ставки определяется законом РФ (иногда пересматривается с учётом экономической политики).

Для России таможенные пошлины – это существенная добавка к бюджету. Ставки таможенной пошлины дифференцированы по видам товаров. Для того чтобы найти ставку для конкретного товара, надо знать его квалификацию по тарифной номенклатуре ВЭД (ТН ВЭД СНГ содержит 99 групп). Например: 44 группа – древесина и изделия из неё, 94 группа – мебель (существует дальнейшая квалификация: 44.1, 44.2, 44.3 и т.д.).

Страны, с которыми Россия заключила договор о взаимном благоприятствовании в торговле, – таких 128 (базовые ставки базируются на соглашении по тарифам и торговле).

Развивающиеся страны – из 144 (ставка льготная – 75% от базовой ставки).

Наименее развитые страны – 47 государств Африки и Азии (ставка нулевая).

Прочие страны облагаются по удвоенной базовой ставке. Сумма экспортных пошлин устанавливается по относительно небольшому числу товаров, примерно 50 наименований. В развитых странах экспортные пошлины практически отменены.

Таможенный сбор определяется по двум направлениям:

  • за оформлением документов (сбор за таможенное оформление устанавливается тарифами, установленными по конкретным видам товаров, продукции государства);
  • за другие услуги таможни (расценки устанавливает таможня) – например, за хранение, контроль и т.д.

Таможенные сборы поступают на нужды самой таможни, в отличие от таможенной пошлины, которая уходит в федеральный бюджет.

Акцизы – взимаются в соответствии с Федеральным Законом об акцизах. Ставки едины как для товаров внутрироссийского происхождения, так и для импортных товаров.

При экспорте акцизы не взимаются. К подакцизам относят:

· этиловый спирт;

· алкоголь;

· табачные изделия;

· ювелирные изделия;

· бензин;

· легковые автомобили с объёмом двигателя более 2,5 тысяч см3 и др.

Ставки акцизов устанавливаются в рублях, на физические величины в процентах.

 

Налогооблагаемая база по акцизам рассчитывается по следующей формуле:

На = ТС + ТП,

где:

ТС – таможенная стоимость

ТП – таможенная пошлина

НДС – налог на добавленную стоимость – взимается в соответствии с ФЗ об НДС, ставки едины и в основном составляют 18%. По основным продуктам питания, товарам детского ассортимента – 10%.

 

Налогооблагаемая база по НДС рассчитывается по следующей формуле:

Нндс = ТС + ТП + А,

где:

А – акциз

 

При экспорте НДС не взимается. Взимание тарифных платежей определяется видом таможенного режима. При некоторых видах режима платежи не взимаются.

Нетарифное регулирование. Основные его формы:

· лицензирование;

· контроль таможенной стоимости;

· контроль за поступлением таможенной выручки;

· контроль бартерных сделок;

· обязательная сертификация товаров;

· таможенный контроль и др.

ЛИЦЕНЗИРОВАНИЕ

Лицензирование делится на:

· лицензирование деятельности на внешнем рынке. Специальной лицензии для работы на внешнем рынке требуют банковская деятельность, страховая и т.д. По большинству видов деятельности лицензия не требуется.

· лицензирование ввоза-вывоза отдельных товаров. Специальным постановлением правительства определяется перечень товаров, экспорт или импорт которых требует специальной лицензии (на каждую партию перевозимых товаров):

· взрывчатые вещества;

· драгоценные камни и металлы;

· некоторые виды промышленных отходов;

· наркотические и психотропные вещества;

· медицинские препараты;

· оружие и др.

Лицензирующий орган – Министерство экономического развития и торговли РФ. По каждому виду товаров устанавливается Федеральное учреждение, с которым согласуется экспорт или импорт данного товара.

Квотирование – количественное ограничение ввоза или вывоза товара. Больше, чем квота ввозить или вывозить не разрешается. Целесообразность квоты может определяться только угрозой экономической безопасности страны, и когда все другие формы исчерпаны. В настоящее время квоты установлены только по некоторым видам текстильных товаров и металлов.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 733; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.023 сек.