КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Правовое обеспечение внешнеэкономической деятельности
Тема 2. ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Начиная внешнеэкономическую деятельность, каждый должен знать, что он вступает в особую сферу отношений, регулируемых не только общим, но и специальным законодательством. Общее законодательство регулирует экономическую деятельность во всех её видах и сферах. Радикальные изменения в экономике России, связанные с её превращением в рыночную, происходят в рамках права, которое закрепляет такие важнейшие положения, как неприкосновенность собственности, новый метод регулирования предпринимательской деятельности - «дозволено все, что не запрещено», недопустимость вмешательства государства в хозяйственную деятельность субъектов и т.п. Эти и другие положения закреплены в Гражданском кодексе РФ, ряде законов: «Об инвестиционной деятельности», «О предприятиях и предпринимательской деятельности», «Об акционерных обществах», «О финансово-промышленных группах», «О защите прав потребителей», «О стандартизации», «О сертификации продукции и услуг» и др. Изменения в экономике привели также к радикальным переменам во внешнеэкономической сфере: ликвидации монополии внешней торговли, предоставлении права участия во ВЭД всем юридическим и физическим лицам, организации внутреннего валютного рынка, развитию иностранного предпринимательства, усилению контролирующей функции государства, расширению экономического метода регулирования ВЭД и т.д. Интеграция России в мировое хозяйство невозможна без развития национального законодательства в соответствии с международным. Правовое регулирование ВЭД – это совокупность нормативных актов, в рамках и на основе которых осуществляется её практика. Эта совокупность представлена: · международными правилами и нормами, подписанными РФ, международными договорами России с другими странами; · национальным законодательством по ВЭД, представленным законами, кодексами, а также подзаконными актами. Создание системы правового регулирования ВЭД – длительный процесс, который несёт на себе отпечаток развития, как национальной экономики, так и международных обязательств РФ, а также предстоящего вступления во Всемирную торговую организацию. К законам, регулирующим ВЭД, относятся следующие: «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности»; «О валютном регулировании и валютном контроле»; «О таможенном тарифе»; «Об иностранных инвестициях»; «Таможенный кодекс Российской Федерации». Особо остановимся на регулировании иностранного предпринимательства. Основой его является закон «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» с внесёнными в него изменениями и дополнениями (09.07.1999 № 160-Ф3 июль 1995г. в ред. Федеральных законов от 03.06.2006 №75-ФЗ). Закон устанавливает формы иностранных инвестиций, гарантии, правовое положение иностранных предпринимателей, правила регистрации. В соответствии с Законом, иностранное инвестирование может осуществляться не только путём долевого участия при создании СП, приобретения долей участия в существующих предприятиях, акций, паев, ценных бумаг, но и путём создания предприятий, полностью принадлежащих иностранным предпринимателям. Для практики важно и то, что законодательство прямо предусматривает возможность участия иностранных инвесторов в осуществлении разгосударствления и приватизации. Закон РФ «О приватизации государственного и муниципального имущества» от 21.12.2001 № 178-ФЗ предусматривает, что приобретение таких предприятий иностранными физическими и юридическими лицами регулируется этим Законом, законодательством РФ об иностранных инвестициях и другими законодательными актами. Для иностранных предприятий исключительно важен вопрос о гарантиях. Для любого инвестора опасны национализация, т.е. возможность отчуждения его собственности и перехода её в собственность государства, а также применение иных принудительных мер (например, национализация, проведенная в советской России и других странах Восточной Европы). Всё это обостряет вопрос о гарантиях и делает необходимым их установление во внутреннем законодательстве и в международных договорах России с другими странами. Общее представление о гарантиях иностранных инвестиций даёт следующий их перечень, предусмотренный российским законодательством. Это гарантии: · от изменения законодательства; · от национализации и реквизиции: · при прекращении инвестиционной деятельности; · перевода платежей в иностранной валюте, доходов; · сумм, полученных при исполнении договорных обязательств; · сумм, полученных в связи с ликвидацией или продажей; · компенсаций при национализации; · компенсаций при возмещении убытков; · использования прибылей в национальной валюте каждого государства. Определение круга лиц, которые являются иностранными инвесторами, имеет существенное практическое значение. Во-первых, от признания лица иностранным инвестором зависит предоставление ему соответствующих льгот, которые устанавливаются внутренним законодательством и международными договорами. Во-вторых, статус иностранного предпринимателя имеет значение при регистрации, допуске к осуществлению хозяйственной деятельности. В-третьих, если лицо признано инвестором в определённом государстве, на него могут распространяться гарантии и другие условия, предусмотренные международным договором с соответствующей страной, а также дипломатическая защита со стороны государства - страны инвестора. К числу иностранных инвесторов в России относят следующие категории субъектов: 1. Иностранные юридические лица. 2. Иностранные физические лица: а) иностранные граждане; б) лица без гражданства. 3. Отечественные граждане, проживающие за рубежом. 4. Международные организации. 5. Иностранные государства. Предприятия с иностранными инвестициями создаются и действуют в тех организационно-правовых формах, которые предусмотрены для предприятий законодательством. В России на них распространяется действие закона (Федерального закона «Об акционерных обществах» от 27.07.2006 №146-ФЗ, в отношении предприятий с иностранными инвестициями действует первая и вторая часть Гражданского кодекса РФ от 05.02.2007). Предприятие с иностранными инвестициями может быть создано различными способами. Во-первых, путём его учреждения, во-вторых, в результате приобретения иностранным инвестором доли участия (пая, акции) в ранее учреждённом предприятии без иностранных инвестиций, в-третьих, путём приобретения такого предприятия полностью. Регистрация предприятий с иностранными инвестициями осуществляется Государственной регистрационной палатой при Министерстве экономического развития и торговли РФ. Палата ведёт государственный реестр предприятий с иностранными инвестициями, сводный государственный реестр аккредитованных на территории РФ представительств иностранных компаний и регистрацию российских инвестиций за рубежом. Сама же регистрация предприятий в России, независимо от их вида, осуществляется в соответствии с соблюдением особенностей, оговоренных в Федеральном законе «Об иностранных инвестициях» от 03.06.2006 №75-ФЗ. Есть и децентрализованная система регистрации. Необходимо подчеркнуть, что размер уставного капитала (фонда) предприятия с долевым участием иностранных инвестиций, независимо от организационно-правовой формы, не может быть менее 1000-кратного размера минимальной оплаты труда в месяц, который установлен законодательством РФ на дату представления учредительных документов для регистрации. Кроме названных источников права (международные договоры и национальные законы) существуют негосударственные источники права, которые широко используются в практике ВЭД.
К ним относятся: 1. публикации Международной торговой палаты, например, Международные торговые термины – «Ин-котермс-2000», «Унифицированные обычаи и практика для документарных аккредитивов»; 2. документы Европейской экономической комиссии ООН, например, общие условия поставок, проформы контрактов и т.п.; 3. обычное право (обычаи и обыкновения); 4. судебно-арбитражная практика.
Законодательство признает в качестве регулятора ВЭД контракты между непосредственными участниками внешнеэкономической деятельности, но это такой регулятор, который основывается на нормах национального права, имеющих обязательный (императивный) характер, и нормах международного права, носящих диапозитивный характер, когда стороны имеют право отступать от этих норм. Диапозитивным характером обладают международные конвенции, например, Конвенция ООН о договорах международной купли-продажи товаров (Венская конвенция 1980г.). Диапозитивные нормы права играют большую роль во взаимоотношениях иностранных партнёров, так как способствуют единообразию в понимании самих терминов, прав и обязанностей сторон, не требуют знания законодательства страны иностранного партнёра, способствуют ускорению проведения переговоров. Все регуляторы ВЭД должны действовать в системе, не противоречить друг другу. Через нормы права осуществляется защита участников ВЭД, интересов общества в целом. Любые внешнеэкономические операции оформляются международным контрактом. Обязательства по контракту могут быть одной из сторон не выполнены, что причинит ущерб второй стороне. И если урегулировать спор не удаётся, потерпевшая сторона может обратиться в государственный суд или в арбитраж. Это может быть арбитраж или страны одной из сторон, или третьей стороны. Однако место арбитражного разбирательства определяется при подписании самого контракта, это так называемая «арбитражная оговорка». В РФ действует закон «О международном коммерческом арбитраже», от 07.07.1993 ФЗ № 5338-1. Этот закон соответствует типовому закону, разработанному Комиссией ООН по праву международной торговли (ЮНСИТРАЛ). В России созданы также постоянно действующие третейские суды. Например, при Московской торгово-промышленной палате могут создаваться арбитражи для рассмотрения конкретного спора.
Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 2501; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |