Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Правовое обеспечение внешнеэкономической деятельности

Тема 2. ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 

Начиная внешнеэкономическую деятельность, каж­дый должен знать, что он вступает в особую сферу отношений, регулируемых не только общим, но и спе­циальным законодательством. Общее законодательс­тво регулирует экономическую деятельность во всех её видах и сферах. Радикальные изменения в экономи­ке России, связанные с её превращением в рыночную, происходят в рамках права, которое закрепляет такие важнейшие положения, как неприкосновенность соб­ственности, новый метод регулирования предприни­мательской деятельности - «дозволено все, что не за­прещено», недопустимость вмешательства государства в хозяйственную деятельность субъектов и т.п. Эти и другие положения закреплены в Гражданском кодексе РФ, ряде законов: «Об инвестиционной деятельности», «О предприятиях и предпринимательской деятельнос­ти», «Об акционерных обществах», «О финансово-про­мышленных группах», «О защите прав потребителей», «О стандартизации», «О сертификации продукции и услуг» и др.

Изменения в экономике привели также к ради­кальным переменам во внешнеэкономической сфере: ликвидации монополии внешней торговли, предостав­лении права участия во ВЭД всем юридическим и фи­зическим лицам, организации внутреннего валютного рынка, развитию иностранного предпринимательства, усилению контролирующей функции государства, расширению экономического метода регулирования ВЭД и т.д.

Интеграция России в мировое хозяйство невоз­можна без развития национального законодательства в соответствии с международным. Правовое регули­рование ВЭД – это совокупность нормативных актов, в рамках и на основе которых осуществляется её прак­тика. Эта совокупность представлена:

· международными правилами и нормами, под­писанными РФ, международными договорами России с другими странами;

· национальным законодательством по ВЭД, представленным законами, кодексами, а также подза­конными актами.

Создание системы правового регулирования ВЭД – длительный процесс, который несёт на себе отпечаток развития, как национальной экономики, так и меж­дународных обязательств РФ, а также предстоящего вступления во Всемирную торговую организацию.

К законам, регулирующим ВЭД, относятся следу­ющие: «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности»; «О валютном регулировании и валютном контроле»; «О таможенном тарифе»; «Об иностранных инвестициях»; «Таможенный ко­декс Российской Федерации».

Особо остановимся на регулировании иностран­ного предпринимательства. Основой его является закон «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» с внесёнными в него изменениями и до­полнениями (09.07.1999 № 160-Ф3 июль 1995г. в ред. Федеральных законов от 03.06.2006 №75-ФЗ). Закон устанавливает формы иностранных инвестиций, гарантии, правовое положение иностранных пред­принимателей, правила регистрации. В соответствии с Законом, иностранное инвестирование может осу­ществляться не только путём долевого участия при создании СП, приобретения долей участия в сущест­вующих предприятиях, акций, паев, ценных бумаг, но и путём создания предприятий, полностью принадле­жащих иностранным предпринимателям.

Для практики важно и то, что законодательство прямо предусматривает возможность участия ино­странных инвесторов в осуществлении разгосудар­ствления и приватизации. Закон РФ «О приватизации государственного и муниципального имущества» от 21.12.2001 № 178-ФЗ предусматривает, что приобретение таких предприятий иностранными фи­зическими и юридическими лицами регулируется этим Законом, законодательством РФ об иностранных ин­вестициях и другими законодательными актами.

Для иностранных предприятий исключительно ва­жен вопрос о гарантиях. Для любого инвестора опас­ны национализация, т.е. возможность отчуждения его собственности и перехода её в собственность государ­ства, а также применение иных принудительных мер (например, национализация, проведенная в советской России и других странах Восточной Европы). Всё это обостряет вопрос о гарантиях и делает необходимым их установление во внутреннем законодательстве и в международных договорах России с другими страна­ми. Общее представление о гарантиях иностранных ин­вестиций даёт следующий их перечень, предусмотрен­ный российским законодательством. Это гарантии:

· от изменения законодательства;

· от национализации и реквизиции:

· при прекращении инвестиционной деятельнос­ти;

· перевода платежей в иностранной валюте, до­ходов;

· сумм, полученных при исполнении договорных обязательств;

· сумм, полученных в связи с ликвидацией или про­дажей;

· компенсаций при национализации;

· компенсаций при возмещении убытков;

· использования прибылей в национальной валю­те каждого государства.

Определение круга лиц, которые являются инос­транными инвесторами, имеет существенное прак­тическое значение. Во-первых, от признания лица иностранным инвестором зависит предоставление ему соответствующих льгот, которые устанавливаются внутренним законодательством и международными договорами. Во-вторых, статус иностранного предпринимателя име­ет значение при регистрации, допуске к осуществлению хозяйственной деятельности. В-третьих, если лицо при­знано инвестором в определённом государстве, на него могут распространяться гарантии и другие условия, пре­дусмотренные международным договором с соответс­твующей страной, а также дипломатическая защита со стороны государства - страны инвестора.

К числу иностранных инвесторов в России относят следующие категории субъектов:

1. Иностранные юридические лица.

2. Иностранные физические лица:

а) иностранные граждане;

б) лица без гражданства.

3. Отечественные граждане, проживающие за рубежом.

4. Международные организации.

5. Иностранные государства.

Предприятия с иностранными инвестициями со­здаются и действуют в тех организационно-правовых формах, которые предусмотрены для предприятий законодательством. В России на них распространяется действие закона (Федерального закона «Об акционер­ных обществах» от 27.07.2006 №146-ФЗ, в от­ношении предприятий с иностранными инвестициями действует первая и вторая часть Гражданского кодек­са РФ от 05.02.2007).

Предприятие с иностранными инвестициями мо­жет быть создано различными способами. Во-первых, путём его учреждения, во-вторых, в результате приоб­ретения иностранным инвестором доли участия (пая, акции) в ранее учреждённом предприятии без иност­ранных инвестиций, в-третьих, путём приобретения такого предприятия полностью.

Регистрация предприятий с иностранными инвес­тициями осуществляется Государственной регистра­ционной палатой при Министерстве экономического развития и торговли РФ. Палата ведёт государственный реестр предприятий с иностранными инвестициями, сводный государственный реестр аккредитованных на территории РФ представительств иностранных компа­ний и регистрацию российских инвестиций за рубежом. Сама же регистрация предприятий в России, независимо от их вида, осуществляется в соответствии с соблюдени­ем особенностей, оговоренных в Федеральном законе «Об иностранных инвестициях» от 03.06.2006 №75-ФЗ. Есть и децентрализованная система регистрации.

Необходимо подчеркнуть, что размер уставного ка­питала (фонда) предприятия с долевым участием ино­странных инвестиций, независимо от организационно-правовой формы, не может быть менее 1000-кратного размера минимальной оплаты труда в месяц, который установлен законодательством РФ на дату представ­ления учредительных документов для регистрации.

Кроме названных источников права (международ­ные договоры и национальные законы) существуют негосударственные источники права, которые широко используются в практике ВЭД.

 

К ним относятся:

1. публикации Международной торговой палаты, например, Международные торговые термины – «Ин-котермс-2000», «Унифицированные обычаи и прак­тика для документарных аккредитивов»;

2. документы Европейской экономической комиссии ООН, например, общие условия поставок, проформы контрактов и т.п.;

3. обычное право (обычаи и обыкновения);

4. судебно-арбитражная практика.

 

Законодательство признает в качестве регулято­ра ВЭД контракты между непосредственными участ­никами внешнеэкономической деятельности, но это такой регулятор, который основывается на нормах национального права, имеющих обязательный (импе­ративный) характер, и нормах международного пра­ва, носящих диапозитивный характер, когда стороны имеют право отступать от этих норм. Диапозитивным характером обладают международные конвенции, на­пример, Конвенция ООН о договорах международной купли-продажи товаров (Венская конвенция 1980г.).

Диапозитивные нормы права играют большую роль во взаимоотношениях иностранных партнёров, так как способствуют единообразию в понимании самих тер­минов, прав и обязанностей сторон, не требуют зна­ния законодательства страны иностранного партнёра, способствуют ускорению проведения переговоров.

Все регуляторы ВЭД должны действовать в систе­ме, не противоречить друг другу. Через нормы права осуществляется защита участников ВЭД, интересов общества в целом.

Любые внешнеэкономические операции оформля­ются международным контрактом. Обязательства по контракту могут быть одной из сторон не выполнены, что причинит ущерб второй стороне. И если урегули­ровать спор не удаётся, потерпевшая сторона может обратиться в государственный суд или в арбитраж. Это может быть арбитраж или страны одной из сторон, или третьей стороны. Однако место арбитражного разби­рательства определяется при подписании самого конт­ракта, это так называемая «арбитражная оговорка».

В РФ действует закон «О международном коммер­ческом арбитраже», от 07.07.1993 ФЗ № 5338-1. Этот закон соответствует типовому закону, разработан­ному Комиссией ООН по праву международной торгов­ли (ЮНСИТРАЛ). В России созданы также постоянно действующие третейские суды. Например, при Москов­ской торгово-промышленной палате могут создаваться арбитражи для рассмотрения конкретного спора.

 

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Функции | Законодательство, регулирующее внешнеэкономическую деятельность
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 2460; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.017 сек.