КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Сущность и принципы государственного регулирования
Тема 3. ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ВЭД
Основные цели государственного регулирования ВЭД состоят в следующем:
Государственное регулирование ВЭД в России должно осуществляться в соответствии со следующими основными принципами:
Особое значение сегодня имеет чёткое разграничение компетенции Федерации и её субъектов в сфере ВЭД. В компетенции федеральных органов должно и впредь оставаться решение таких важнейших вопросов, как:
Субъекты РФ в условиях формирующейся рыночной экономики правомочны:
Определённые вопросы находятся в совместном ведении Федерации и её субъектов. В их числе:
Международный опыт государственного регулирования внешнеэкономической деятельности используется в настоящее время в России. Новое в государственном регулировании внешнеэкономической деятельности состоит в самом подходе к роли государства. Этот новый подход кардинально меняет содержание роли государства, принципов, на которых регулирование основывается, содержание функций регулирования ВЭД и их соотношение; появляются новые задачи и методы их решения. Главной задачей государственного регулирования ВЭД является формирование законодательной базы, создание благоприятных экономических и организационных условий для развития всех видов и форм ВЭД и повышения её эффективности. Одновременно усиливается функция контроля со стороны государства за исполнением субъектами ВЭД действующего законодательства, обеспечения национальной безопасности. Государственное регулирование ВЭД включает её финансовое, валютное, кредитное, таможенно-тарифное и нетарифное регулирование, обеспечение экспортного контроля; определение политики в области сертификации товаров в связи с их ввозом и вывозом. Все эти направления регулирования базируются на действующем законодательстве. Одной из важнейших функций государства является разработка концепции внешнеэкономической деятельности и внешнеэкономической политики, на основе которой строится сотрудничество с другими странами. Долгие годы в России господствовала государственная монополия внешней торговли, при которой выбор стран-партнёров определялся, прежде всего, политическими и идеологическими интересами. Переход к рыночной экономике означал признание во внешней торговле эквивалентности обмена, необходимости учитывать конкурентные преимущества России, анализировать состояние внешнеэкономического комплекса, разрабатывать стратегию развития ВЭД. В ряде федеральных программ Правительства Российской Федерации (Постановлением от 8 февраля 1996 г. №123 «О федеральной программе развития экспорта» с изменениями, внесёнными Постановлением Правительства РФ от 24.08.2002 №630), а также в указах Президента была разработана новая концепция, которая предполагала:
Этой концепции соответствует новая модель сотрудничества с другими странами, в экономической литературе её называют «торговой» или «конъюнктурной». Она основывается на приближении национальных цен к мировым, предоставлении всем юридическим и физическим лицам права самостоятельного выхода на внешний рынок. Всё это - подготовка к решению стратегической цели реформы: интеграции в мировую экономику. Новая концепция внешнеэкономической политики заключается в том, что в современных условиях недостаточно использовать сложившуюся специализацию России в МРТ, необходимо осуществлять целенаправленную интеграцию в мировую экономику. Эта концепция и соответствующая ей внешнеэкономическая политика представлены в Федеральной программе развития экспорта. Центральное место в последней занимает совершенствование структуры российского экспорта, повышение в нём доли товаров высокой степени обработки, развитие прогрессивных форм международной производственной и научно-технической кооперации, инвестиционного сотрудничества, совместной реализации инновационных проектов. Такой концепции соответствует и новая модель - производственно-инвестиционная, или стратегическая. Главными признаками этой модели являются:
Таким образом, при производственно-инвестиционной модели экспортно-импортные операции дополняются другими видами ВЭД - производственным кооперированием, инвестиционным сотрудничеством. Зарубежный капитал, новые технологии, оборудование по лизингу и т. д. начинают использоваться на всех стадиях воспроизводственного процесса - при добыче нефти и её переработке, при заготовках леса и его обработке, при добыче алмазов и т. п. И тогда вывозятся не только природные ресурсы, но и продукты их переработки. Международная кооперация способствует повышению эффективности, как добычи, так и производства и экспорта, поскольку вывозится не только сырьё, но и готовая продукция. Производственно-инвестиционная модель может быть сформирована при помощи использования отработанных мировой практикой приёмов и средств государственного регулирования. Важнейший шаг в этом направлении сделан в Федеральной программе развития экспорта, которая определила, во-первых, предпосылки создания модели - производственные, инвестиционные, научно-технические, а также необходимость увеличения объёмов капитальных вложений; во-вторых, последовательность в становлении и развитии модели; в-третьих, направления создания модели:
Основной задачей государственного регулирования внешнеэкономической деятельности является создание правовых, экономических и организационных условий, обеспечивающих эффективную внешнеэкономическую деятельность на всех её уровнях. На данном этапе государство должно создавать условия реализации стратегической цели, определённой в Федеральной программе развития экспорта Постановление от 8 февраля 1996 г. №123 «О федеральной программе развития экспорта» (с изм., внесенными Постановлением Правительства РФ от 24.08.2002 №630) - «совершенствование структуры российского экспорта, понимаемое как длительный эволюционный процесс повышения эффективности и масштабов экспортной деятельности на основе расширения ассортимента и улучшения качества экспортируемой продукции, совершенствования товарной и географической структуры экспорта, использования прогрессивных форм международного торгово-экономического сотрудничества». Для реализации этой цели необходимо решение комплекса задач не только во внешнеэкономической сфере, но и в законодательстве, во внешней политике, организации управления, подготовке кадров. При решении задач в названных сферах любое государство, в том числе и наше, должно учитывать следующие сложившиеся в международной практике принципы: 1. Учёт требований международных организаций, например:
2. Либерализация внешней торговли.
Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 622; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |