Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Метод с использованием особого соотношения оснований систем счисления

 

Данный метод применим тогда, когда исходное q1 и новое q2 основания могут быть связаны через целую степень, т.е. когда выполняется условие

q1m = q2 (условие 1) или q2 m = q1 (условие 2).

Если имеет место условие 2, то для преобразования заданного числа

N = аnа n-1а n-2... а1а0

запись его в новом основании q2 ищется следующим образом:

- каждому разряду аi исходной записи числа ставится в соответствие его m-разрядный эквивалент в системе счисления с основанием q2;

- исходная запись всего заданного числа формируется за счет объединения всех полученных m- разрядных групп.

Если имеет место условие 1, то запись заданного числа

N =аnа n-1а n-2... а1а0

в новом основании q2 ищется следующим образом:

- исходная запись числа разбивается на группы по m разрядов, двигаясь от точки вправо и влево (недостающие разряды в крайних группах (слева и справа) дополняются нулями;

- каждой полученной группе ставится в соответствие цифра новой системы счисления;

- искомая запись заданного числа в новой системе счисления образуется из цифр, соответствующих группам, на которые была разбита исходная запись.

Пример 1

Найти двоичный эквивалент восьмеричного числа 67401.648.

Решение

Основания исходной и новой систем счисления можно выразить через целую степень:

23 =8.

Поэтому применяем третий метод для случая перехода из системы с большим основанием в систему с меньшим основанием. Ставим в соответствие каждой цифре исходной записи числа трехразрядный двоичный эквивалент:

6 7 4 0 1. 6 4

110 111 100 000 001 110 100

Формируем окончательный результат посредством объединения полученных трехразрядных двоичных чисел в единый двоичный эквивалент:

67401.648 = 110111100000001.110100.

Пример 2

Найти шестнадцатеричный эквивалент двоичного числа

N =11100101110110.1110110012.

Решение

Основания исходной и новой систем счисления можно выразить через целую степень:

24=16.

Поэтому применяем третий метод для случая перехода из системы с меньшим основанием в систему с большим основанием. Разбиваем исходную запись числа на группы по четыре разряда вправо и влево от точки, в крайних левой и правой группах недостающие разряды заполняем нулями и каждой полученной группе из четырех разрядов ставим в соответствие цифру шестнадцатеричной системы счисления

0011 1001 0111 0110. 1110 1100 1000

3 9 7 6 E C 8

Формируем окончательный результат посредством объединения полученных цифр в единый шестнадцатеричный эквивалент

11100101110110.1110110012 = 3 9 7 6. E C 816.

Пример3

Найти шестнадцатеричный эквивалент числа 67401.648, представленного в восьмеричной системе счисления.

Решение

Основания исходной q1 и новой q2 систем счисления не могут быть связаны через целую степень, поэтому напрямую третий метод перехода неприменим. Однако существует система с двоичным основанием, для которой допустим третий метод перехода и восьмеричную (исходную для данного примера), и в шестнадцатеричную (новую систему для данного примера) системы счисления, т.к.

23=8 и 24= 16.

Поэтому в данном случае для решения поставленной задачи целесообразно использовать два быстрых перехода из восьмеричной системы счисления в двоичную (промежуточную), а затем из двоичной системы счисления в шестнадцатеричную третьим методом. Это будет гораздо быстрее, чем использовать для заданного преобразования второй или третий метод.

Таким образом, поставленная задача решается в следующем порядке:

67401.648 = 110 111 100 000 001. 110 1002;

110 111 100 000 001. 110 1002 = 0110 1111 0000 0001. 1101 00002 = 6 F 0 1. D 016, т.е.:

67401. 648 = 6F01. D016.

Пример 4

Найти двоичный эквивалент числа 67401010.

Решение

Основания исходной q1 и новой q2 систем счисления не могут быть связаны через целую степень, поэтому третий метод перехода неприменим. В принципе здесь целесообразно использовать второй метод - метод деления на новое основание. Однако в этом случае потребуется большое количество операций деления на два. Для сокращения количества операций деления может оказаться целесообразным решить эту задачу за счет перехода с использованием второго метода в промежуточную шестнадцатеричную систему счисления, а затем, используя третий метод, быстро перейти в заданную двоичную систему счисления:

- выполняем переход в промежуточную систему счисления:

6740/16= 421 (остаток 4);

421/16=26 (остаток 5);

26/16 = 1 (остаток 10);

- для промежуточной системы счисления имеем:

674010 = 1А5416,

- выполняем переход из промежуточной системы счисления в заданную:

1А5416 = 0001 1010 0101 01002.

Как видно из вышеприведенного, для заданного перехода потребовалось выполнить только 4 операции деления на «16» вместо 13-ти операций деления на 2.

 

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Метод деления (умножения) на новое основание | Операция вычитания
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 374; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.