КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Вопрос 2. Структура управления обеспечения национальной безопасности
В обеспечении национальной безопасности существенную роль играет система управления. Это обусловлено тем, что "управление выступает как важный системообразующий фактор потому, что посредством управления реализуется цель, которая стоит перед социальной системой, которая предопределяет характер ее функционирования и развития"[39]. Абсолютное большинство отечественных и зарубежных ученых полагают, что обеспечение национальной безопасности в последние годы приобретает новую качественную значимость. Речь идет о том, что современное положение в международных и внутриобщественных отношениях заметно снизило рациональность использования военной силы для достижения целей национальной безопасности. Хотя нужно признать, что военно-силовой компонент не исключается и сегодня он продолжает играть определенную роль в обеспечении не только национальной, но и региональной безопасности. Вместе с тем, на глобальном уровне военная сила уходит с первых мест. Это объясняется, во-первых, существенным снижением военно-политического противостояния в мире, по крайней мере в настоящее время нет явно выраженных антагонистических отношений, а во-вторых, экономическими обстоятельствами. Так, современные тенденции межгосударственной экономической интеграции неуклонно ведут к созданию наднациональных экономик. Свидетельством этого является создание, в том числе и в России, свободных экономических зон, привлечение зарубежных инвестиций в национальную экономику, объединение финансового капитала, расширение взаимовыгодных экономических связей. Следует отметить, что в стабильных демократических государствах возникают ситуации, в которых приходится использовать военную силу для ликвидации очагов дестабилизации. В качестве примеров можно привести применение военной силы в Великобритании в отношении Уэльса, В США летом 1994 года. А в странах, находящихся на переходном этапе, наблюдается частое применение военной силы при выяснении отношений с оппозицией (Таджикистан, Афганистан, Грузия, Россия). Что же касается региональной безопасности, то примером может служить применение военной силы в Югославии. Однако военная сила используется не для захватнических целей, а для поддержания мира и стабильности.
Соввет Европы влечет за собой корректировку многих политических программ, создание соответствующих европейскому уровню правовых основ демократии, направленных прежде всего на защиту прав человека и гражданина, решение проблемы чеченского конфликта, ибо последний, по заявлениям депутатов Европарламента, является угрозой не только национальной безопасности России, но и безопасности Европы в целом. В этих условиях требуется переосмысление многих концептуальных основ национальной безопасности России с одной стороны, а с другой - ускорить теоретическую разработку новой системы ее обеспечения, где приоритеты будут отданы невоенным способам. Сегодня наблюдаются тенденции к удовлетворению своих национальных интересов путем налаживания взаимного сотрудничества в различных областях, но при этом нет гарантий, что интересы одних не будут удовлетворятся за счет (или в ущерб) другим. Этот тезис вполне приемлем и для внутреннего аспекта национальной безопасности. Поэтому системы обеспечения национальной безопасности, построенные по образцу бывшего СССР, где основную и, пожалуй, окончательную роль в обеспечении безопасности личности, общества и самого себя брало государство, характерны для стран с тоталитарными политическими режимами, а при возрастающей степени интеграции оказываются малоэффективными или теряют всякий смысл. Следовательно, страны, претендующие на демократическое обустройство (Российская Федерация, согласно ст.1 Конституции, является таковой), вынуждены строить системы обеспечения своей безопасности с широким вовлечением в них не только институтов, органов и структур государства, но и гражданского общества и своих граждан.
В этой связи представляется, что новая система управления силами и средствами обеспечения национальной безопасности будет учитывать не только общие принципы, но и специфические. Среди последних, особую роль играет принцип возрастающей роли международной интеграции и сохранения национальной самобытности, а также единства государственного и общественного начал. Управление силами и средствами обеспечения национальной безопасности является основным средством реализации ее стратегии. Оно представляет собой специфический вид деятельности государства, общественно-политических организаций, планомерное, сознательное, целенаправленное воздействие на объект управления - систему обеспечения национальной безопасности. Управление системой обеспечения национальной безопасности - это способ организации, функционирования управляющей системы, комплекс принципов, социальных рычагов, правовых, нравственных норм и других средств и способов, воздействующих на управляемую систему для достижения конкретных целей. В самом общем виде структура управления обеспечением национальной безопасности России включает четыре подсистемы (рис. 3.2.). Первая подсистема - координационно-распорядительная. В нее входят: Президент Российской Федерации, Федеральное собрание, Правительство, Совет безопасности, Конституционный суд, Верховный суд, а также органы исполнительной, законодательной и судебной власти субъектов Федерации и местного самоуправления. Основное предназначение данной подсистемы заключается в определении жизненно важных интересов личности, общества и государства, т.е. национальных интересов; выработке концепции национальной' безопасности, политики, стратегии и тактики ее обеспечения; управлении институтами, органами и службами государства, осуществляющих непосредственную деятельность по обеспечению национальной безопасности, а также в координации усилий общества по достижению ее целей.
Общее руководство государственными органами обеспечения безопасности осуществляет Президент Российской Федерации. Он возглавляет Совет Безопасности, совместно с высшими органами законодательной и судебной власти определяет стратегию и тактику обеспечения безопасности, осуществляет контроль и координацию деятельности государственных органов и институтов в обеспечении безопасности. Президент России наделен правом принятия оперативных решений в области национальной безопасности, которые подготавливает ему Совет Безопасности. Важнейшим звеном в системе управления обеспечением национальной безопасности является Совет Безопасности. Он предназначен для координации усилий различных ветвей власти в области безопасности и ответственен за подготовку решений Президента по вопросам обеспечения национальной безопасности. В него входят руководители силовых структур, министр иностранных дел, председатели палат Федерального собрания, директора ФСБ, ФСПВ, некоторые представители политической элиты. Совет Безопасности призван обеспечить реализацию концепции национальной безопасности, корректировать ее содержание в соответствии с меняющейся международной и внутренней обстановкой, координировать действия ветвей власти, осуществлять научное, информационное и пропагандистское обеспечение политики безопасности и т.п. Решения, принятые на Совете Безопасности,, вступают в силу лишь только после того, как они будут оформлены в виде Указа Президента. Отсюда можно сделать вывод, что Совет Безопасности - это конституционный орган Президента. Такое положение вполне укладывается в параметры демократии, не нарушает демократических принципов. Например, в США Совет национальной безопасности является президентским органом. Свидетельством этого является то, что "Конгресс до сих пор остается в невыгодном положении, ибо все его попытки вступить в контакт и оказать влияние на Совет национальной безопасности практически не реализовались".
Особая роль в схеме управления принадлежит Правительству. Дело в том, что Председатель Правительства РФ входит в число постоянных членов Совета Безопасности, а следовательно этот орган государственной власти непосредственно участвует в подготовке решений по вопросам национальной безопасности, и в то же время Правительство "организует и контролирует разработку и реализацию мероприятий по обеспечению безопасности".45 Другими словами, принимает участие в выработке решений и организовывает их исполнение. Таким образом, Правительство России организационно входит и в координационно-распорядительную, и в исполнительную системы управления. Вторая подсистема - исполнительная. В нее входят: Министерство иностранных дел, Министерство обороны, Министерство внутренних дел, Министерство по чрезвычайным ситуациям, Федеральная служба безопасности, Служба внешней разведки, Федеральная пограничная служба. Федеральное агентство правительственной связи и информации, Генеральная прокуратура и др. органы и службы исполнительной ветви власти. Главная задача этой подсистемы состоит в своевременном выявлении, прогнозировании угроз и готовности к адекватному воздействию на них с целью устранения или нейтрализации. Представляется, что эти две подсистемы олицетворяют в себе государственную систему управления механизмом обеспечения национальной безопасности. Однако с все большим утверждением в России институтов гражданского общества, оно, с одной стороны, требует создания эффективной системы общественной безопасности, а с другой - все больше оказывает влияние на обеспечение национальной безопасности. Кроме того, в демократическом государстве оказываются наиболее эффективными распределенные системы управления, характеризующиеся преобладанием горизонтальных информационных связей по сравнению с вертикальными и требующие максимального информационного обеспечения. Системы с преобладанием значимости вертикальных связей присущи командным системам (например, государствам с тоталитарным режимом, военным и др.). Поэтому представляется целесообразным включить в схему управления национальной безопасности негосударственные органы и институты. Итак, третья подсистема - негосударственные органы и институты. В нее входят: общественно-политические объединения и движения граждан, политические партии, группы лоббирования, поддержки и давления. Они осуществляют агрегирование жизненно важных интересов различных социальных групп, слоев населения, оказывают влияние как на выработку концепции, политики, стратегии и тактики национальной безопасности, так и на их практическую реализацию. Четвертая подсистема - граждане страны. Она выступает источником национальных интересов и основным объектом национальной безопасности. Эффективность управления (как, впрочем, и самого механизма) обеспечением национальной безопасности во многом оказывается зависимой от деятельности, которая находит свое выражение в различных видах обеспечения национальной безопасности. Вместе с тем необходимо учитывать такие основные факторы, как: социально-политические, экономические, правовые, военные, научно-технические, информационные. Социально-политические факторы можно представить как деятельность социальных и политических институтов, органов и организаций по созданию благоприятных политических условий для реализации национальных интересов. Они проявляются во внешней и внутренней политике государства и определяют выбор средств, методов, способов и форм воздействия и противодействия угрозам и опасностям. Экономические факторы - процессы, влияющие на создание достаточных и необходимых материальных ресурсов для прогрессивного развития личности, общества и государства. Они базируются на таких направлениях экономики, как природопользование, производство средств производства и предметов потребления, финансовая политика и др. Экономическое обеспечение тесно связано с социально-политическим и находится с ним в диалектическом взаимодействии. Это материальная основа национальной безопасности. Следует не путать виды обеспечения безопасности и виды безопасности. Вид безопасности (политическая., экономическая, информационная и др. безопасность) - это прежде всего состояние чего-либо, кого-либо, а вид обеспечения безопасности - это прежде всего специфическая деятельность, с помощью которой достигается и поддерживается необходимое состояние национальной безопасности. Критерием выделения различных видов обеспечения национальной безопасности выступают используемые для этого средства. Таковыми являются экономические, правовые, политические, научно-технические, военные, информационные и др. Соответственно будут называться и виды обеспечения национальной безопасности экономическое, правовое, социально-политическое, научно-техническое, военное, информационное обеспечение и др. Правовые факторы обуславливают процесс создания правового поля, направленный на выработку законов, нормативных актов, соответствующих как международным правовым нормам, так и требованиям политики государства, проводимой в сфере обеспечения национальной безопасности. Иными словами, это деятельность субъектов национальной безопасности по созданию законов, на основании которых осуществляется регулирование отношений в сфере национальной безопасности. Военные факторы предполагают поддержание военной мощи страны, ее Вооруженных Сил на уровне, обеспечивающем адекватное угрозам применение военной силы, гарантирующей защиту национальных интересов. При этом необходимо подчеркнуть, что применение военной силы не сводится лишь к проблеме обороноспособности, этот вопрос имеет и более широкую основу - военное обеспечение безопасности. Основными формами военного обеспечения национальных интересов являются: предупреждение войны, отражение агрессии, миротворчество, карательные акции и др. Путями военного обеспечения национальных интересов России являются: реформирование ВС, возрождение экономики и совершенствование ее военного сектора, преодоление социальной напряженности, развитие и углубление военного содружества с государствами ближнего и дальнего зарубежья, поддержание стратегической стабильности в мире. Научно-технические факторы требуют учета степени развития интеллектуального потенциала нации, уровня пауки и техники, позволяющих с наименьшими затратами реализовывать национальные интересы. Это достигается через развитие наукоемкой промышленности с использованием новейших технологий (микроэлектроника, оптоэлектроника, биоэлектроника, робототехника, лазерная техника и др.), за счет концентрации научного потенциала и материальных ресурсов на приоритетных направлениях научно-технического прогресса. Информационные факторы. Они обусловлены спецификой самого продукта - информацией. Человек, его жизнь с древнейших времен зависела не только от способности добывать пищу, строить жилье и т.д., защищать себя, но и от того, насколько быстро и полно он получал информацию (хотя бы о той же пище) и насколько быстро он на нее реагировал. Не случайно поэтому еще на заре своего существования человек выделил два направления своей деятельности: материальное производство и интенсификацию информационных процессов. В ходе исторического процесса человек развивал и совершенствовал материальное производство, а вместе с ним информационные процессы и информационное взаимодействие, как с себе подобными, так и с окружающим миром. В современной жизни человека, человеческого общества информация играет важнейшую роль. Общение, познание, знание прошлого и прогноз будущего, производство материальных благ, их распределение и потребление и многое другое возможно благодаря получению, переработке, хранению и использованию информации. Именно информация на исходе ХХ-го века становится такой всеобщей категорией, как материя, энергия. Она пронизывает все сферы жизни и деятельности человека, общества и государства, является непосредственным производственным ресурсом, наряду с сырьем и энергией, одним из основных богатств страны, её национальным достоянием. Без наличия своевременной и достоверной информации практически невозможно функционирование ни системы управления, ни самого механизма обеспечения национальной безопасности.
Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 539; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |