Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Вопрос 2. Структура управления обеспечения национальной безопасности

В обеспечении национальной безопасности существенную роль играет система управления. Это обусловлено тем, что "управление выступает как важный системообразующий фактор потому, что посредством управления реализуется цель, которая стоит перед социальной системой, которая предо­пределяет характер ее функционирования и развития"[39]. Абсолютное большинство отечественных и зарубежных ученых пола­гают, что обеспечение национальной безопасности в последние годы приоб­ретает новую качественную значимость. Речь идет о том, что современное положение в международных и внутриобщественных отношениях заметно снизило рациональность использования военной силы для достижения целей национальной безопасности. Хотя нужно признать, что военно-силовой компонент не исключается и сегодня он продолжает играть определенную роль в обеспечении не только национальной, но и региональной безопасно­сти.

Вместе с тем, на глобальном уровне военная сила уходит с первых мест. Это объясняется, во-первых, существенным снижением военно-политического противостояния в мире, по крайней мере в настоящее вре­мя нет явно выраженных антагонистических отношений, а во-вторых, эко­номическими обстоятельствами. Так, современные тенденции межгосудар­ственной экономической интеграции неуклонно ведут к созданию надна­циональных экономик. Свидетельством этого является создание, в том числе и в России, свободных экономических зон, привлечение зарубежных инвестиций в национальную экономику, объединение финансового капита­ла, расширение взаимовыгодных экономических связей.

Следует отметить, что в стабильных демократических государствах возникают ситуации, в кото­рых приходится использовать военную силу для ликвидации очагов дестабилизации. В качестве приме­ров можно привести применение военной силы в Великобритании в отношении Уэльса, В США летом 1994 года. А в странах, находящихся на переходном этапе, наблюдается частое применение военной силы при выяснении отношений с оппозицией (Таджикистан, Афганистан, Грузия, Россия). Что же касается регио­нальной безопасности, то примером может служить применение военной силы в Югославии. Однако воен­ная сила используется не для захватнических целей, а для поддержания мира и стабильности.

Соввет Европы влечет за собой корректировку многих политических про­грамм, создание соответствующих европейскому уровню правовых основ демократии, направленных прежде всего на защиту прав человека и граж­данина, решение проблемы чеченского конфликта, ибо последний, по заяв­лениям депутатов Европарламента, является угрозой не только националь­ной безопасности России, но и безопасности Европы в целом. В этих усло­виях требуется переосмысление многих концептуальных основ националь­ной безопасности России с одной стороны, а с другой - ускорить теоретиче­скую разработку новой системы ее обеспечения, где приоритеты будут отда­ны невоенным способам.

Сегодня наблюдаются тенденции к удовлетворению своих националь­ных интересов путем налаживания взаимного сотрудничества в различных областях, но при этом нет гарантий, что интересы одних не будут удовле­творятся за счет (или в ущерб) другим. Этот тезис вполне приемлем и для внутреннего аспекта национальной безопасности. Поэтому системы обеспе­чения национальной безопасности, построенные по образцу бывшего СССР, где основную и, пожалуй, окончательную роль в обеспечении безо­пасности личности, общества и самого себя брало государство, характерны для стран с тоталитарными политическими режимами, а при возрастающей степени интеграции оказываются малоэффективными или теряют всякий смысл. Следовательно, страны, претендующие на демократическое обуст­ройство (Российская Федерация, согласно ст.1 Конституции, является тако­вой), вынуждены строить системы обеспечения своей безопасности с ши­роким вовлечением в них не только институтов, органов и структур государ­ства, но и гражданского общества и своих граждан.

В этой связи представляется, что новая система управления силами и средствами обеспечения национальной безопасности будет учитывать не только общие принципы, но и специфические. Среди последних, особую роль играет принцип возрастающей роли международной интеграции и со­хранения национальной самобытности, а также единства государственного и общественного начал.

Управление силами и средствами обеспечения национальной безопас­ности является основным средством реализации ее стратегии. Оно пред­ставляет собой специфический вид деятельности государства, обществен­но-политических организаций, планомерное, сознательное, целенаправлен­ное воздействие на объект управления - систему обеспечения национальной безопасности.

Управление системой обеспечения национальной безопасности - это способ организации, функционирования управляющей системы, комплекс принципов, социальных рычагов, правовых, нравственных норм и других средств и способов, воздействующих на управляемую систему для достиже­ния конкретных целей.

В самом общем виде структура управления обеспечением национальной безопасности России включает четыре подсистемы (рис. 3.2.).

Первая подсистема - координационно-распорядительная. В нее вхо­дят: Президент Российской Федерации, Федеральное собрание, Прави­тельство, Совет безопасности, Конституционный суд, Верховный суд, а также органы исполнительной, законодательной и судебной власти субъек­тов Федерации и местного самоуправления. Основное предназначение дан­ной подсистемы заключается в определении жизненно важных интересов личности, общества и государства, т.е. национальных интересов; выработке концепции национальной' безопасности, политики, стратегии и тактики ее обеспечения; управлении институтами, органами и службами государства, осуществляющих непосредственную деятельность по обеспечению нацио­нальной безопасности, а также в координации усилий общества по достиже­нию ее целей.

Общее руководство государственными органами обеспечения безопас­ности осуществляет Президент Российской Федерации. Он возглавляет Со­вет Безопасности, совместно с высшими органами законодательной и судеб­ной власти определяет стратегию и тактику обеспечения безопасности, осу­ществляет контроль и координацию деятельности государственных органов и институтов в обеспечении безопасности. Президент России наделен пра­вом принятия оперативных решений в области национальной безопасно­сти, которые подготавливает ему Совет Безопасности.

Важнейшим звеном в системе управления обеспечением национальной безопасности является Совет Безопасности. Он предназначен для координа­ции усилий различных ветвей власти в области безопасности и ответственен за подготовку решений Президента по вопросам обеспечения национальной безопасности.

В него входят руководители силовых структур, министр иностранных дел, председатели палат Федерального собрания, директора ФСБ, ФСПВ, не­которые представители политической элиты. Совет Безопасности призван обеспечить реализацию концепции национальной безопасности, корректиро­вать ее содержание в соответствии с меняющейся международной и внут­ренней обстановкой, координировать действия ветвей власти, осуществлять научное, информационное и пропагандистское обеспечение политики безо­пасности и т.п.


Решения, принятые на Совете Безопасности,, вступают в силу лишь только после того, как они будут оформлены в виде Указа Президента. От­сюда можно сделать вывод, что Совет Безопасности - это конституционный орган Президента. Такое положение вполне укладывается в параметры демо­кратии, не нарушает демократических принципов. Например, в США Совет национальной безопасности является президентским органом. Свидетельст­вом этого является то, что "Конгресс до сих пор остается в невыгодном по­ложении, ибо все его попытки вступить в контакт и оказать влияние на Совет национальной безопасности практически не реализовались".

Особая роль в схеме управления принадлежит Правительству. Дело в том, что Председатель Правительства РФ входит в число постоянных членов Совета Безопасности, а следовательно этот орган государственной власти непосредственно участвует в подготовке решений по вопросам националь­ной безопасности, и в то же время Правительство "организует и контроли­рует разработку и реализацию мероприятий по обеспечению безопасно­сти".45 Другими словами, принимает участие в выработке решений и орга­низовывает их исполнение. Таким образом, Правительство России органи­зационно входит и в координационно-распорядительную, и в исполнитель­ную системы управления.

Вторая подсистема - исполнительная. В нее входят: Министерство иностранных дел, Министерство обороны, Министерство внутренних дел, Министерство по чрезвычайным ситуациям, Федеральная служба безопас­ности, Служба внешней разведки, Федеральная пограничная служба. Феде­ральное агентство правительственной связи и информации, Генеральная прокуратура и др. органы и службы исполнительной ветви власти. Главная задача этой подсистемы состоит в своевременном выявлении, прогнозиро­вании угроз и готовности к адекватному воздействию на них с целью устра­нения или нейтрализации.

Представляется, что эти две подсистемы олицетворяют в себе госу­дарственную систему управления механизмом обеспечения национальной безопасности.

Однако с все большим утверждением в России институтов граждан­ского общества, оно, с одной стороны, требует создания эффективной сис­темы общественной безопасности, а с другой - все больше оказывает влия­ние на обеспечение национальной безопасности. Кроме того, в демократи­ческом государстве оказываются наиболее эффективными распределенные системы управления, характеризующиеся преобладанием горизонтальных информационных связей по сравнению с вертикальными и требующие максимального информационного обеспечения. Системы с преобладанием значимости вертикальных связей присущи командным системам (например, государствам с тоталитарным режимом, военным и др.). Поэтому представ­ляется целесообразным включить в схему управления национальной безо­пасности негосударственные органы и институты.

Итак, третья подсистема - негосударственные органы и институты.

В нее входят: общественно-политические объединения и движения граждан, политические партии, группы лоббирования, поддержки и давления. Они осуществляют агрегирование жизненно важных интересов различных соци­альных групп, слоев населения, оказывают влияние как на выработку кон­цепции, политики, стратегии и тактики национальной безопасности, так и на их практическую реализацию.

Четвертая подсистема - граждане страны. Она выступает источником национальных интересов и основным объектом национальной безопасности.

Эффективность управления (как, впрочем, и самого механизма) обес­печением национальной безопасности во многом оказывается зависимой от деятельности, которая находит свое выражение в различных видах обеспе­чения национальной безопасности. Вместе с тем необходимо учитывать та­кие основные факторы, как: социально-политические, экономические, пра­вовые, военные, научно-технические, информационные.

Социально-политические факторы можно представить как деятель­ность социальных и политических институтов, органов и организаций по созданию благоприятных политических условий для реализации националь­ных интересов. Они проявляются во внешней и внутренней политике госу­дарства и определяют выбор средств, методов, способов и форм воздействия и противодействия угрозам и опасностям.

Экономические факторы - процессы, влияющие на создание достаточ­ных и необходимых материальных ресурсов для прогрессивного развития личности, общества и государства. Они базируются на таких направлениях экономики, как природопользование, производство средств производства и предметов потребления, финансовая политика и др. Экономическое обеспе­чение тесно связано с социально-политическим и находится с ним в диалек­тическом взаимодействии. Это материальная основа национальной безопас­ности.

Следует не путать виды обеспечения безопасности и виды безопасности. Вид безопасности (по­литическая., экономическая, информационная и др. безопасность) - это прежде всего состояние чего-либо, кого-либо, а вид обеспечения безопасности - это прежде всего специфическая деятельность, с помощью ко­торой достигается и поддерживается необходимое состояние национальной безопасности. Критерием выде­ления различных видов обеспечения национальной безопасности выступают используемые для этого сред­ства. Таковыми являются экономические, правовые, политические, научно-технические, военные, информа­ционные и др. Соответственно будут называться и виды обеспечения национальной безопасности экономи­ческое, правовое, социально-политическое, научно-техническое, военное, информационное обеспечение и др.

Правовые факторы обуславливают процесс создания правового поля, направленный на выработку законов, нормативных актов, соответствующих как международным правовым нормам, так и требованиям политики госу­дарства, проводимой в сфере обеспечения национальной безопасности. Иными словами, это деятельность субъектов национальной безопасности по созданию законов, на основании которых осуществляется регулирование отношений в сфере национальной безопасности.

Военные факторы предполагают поддержание военной мощи страны, ее Вооруженных Сил на уровне, обеспечивающем адекватное угрозам приме­нение военной силы, гарантирующей защиту национальных интересов. При этом необходимо подчеркнуть, что применение военной силы не сво­дится лишь к проблеме обороноспособности, этот вопрос имеет и более широкую основу - военное обеспечение безопасности. Основными формами военного обеспечения национальных интересов являются: предупреждение войны, отражение агрессии, миротворчество, карательные акции и др. Путями военного обеспечения национальных интересов России яв­ляются: реформирование ВС, возрождение экономики и совершенствование ее военного сектора, преодоление социальной напряженности, развитие и углубление военного содружества с государствами ближнего и дальнего зарубежья, поддержание стратегической стабильности в мире.

Научно-технические факторы требуют учета степени развития ин­теллектуального потенциала нации, уровня пауки и техники, позволяющих с наименьшими затратами реализовывать национальные интересы. Это дости­гается через развитие наукоемкой промышленности с использованием но­вейших технологий (микроэлектроника, оптоэлектроника, биоэлектроника, робототехника, лазерная техника и др.), за счет концентрации научного по­тенциала и материальных ресурсов на приоритетных направлениях научно-технического прогресса.

Информационные факторы. Они обусловлены спецификой самого продукта - информацией. Человек, его жизнь с древнейших времен зависела не только от способности добывать пищу, строить жилье и т.д., защищать себя, но и от того, насколько быстро и полно он получал информацию (хотя бы о той же пище) и насколько быстро он на нее реагировал. Не случайно поэтому еще на заре своего существования человек выделил два направ­ления своей деятельности: материальное производство и интенсифика­цию информационных процессов. В ходе исторического процесса человек развивал и совершенствовал материальное производство, а вместе с ним ин­формационные процессы и информационное взаимодействие, как с себе по­добными, так и с окружающим миром. В современной жизни человека, чело­веческого общества информация играет важнейшую роль. Общение, познание, знание прошлого и прогноз будущего, производство материальных благ, их распределение и потребление и многое другое возможно благода­ря получению, переработке, хранению и использованию информации.

Именно информация на исходе ХХ-го века становится такой всеобщей категорией, как материя, энергия. Она пронизывает все сферы жизни и дея­тельности человека, общества и государства, является непосредственным производственным ресурсом, наряду с сырьем и энергией, одним из основ­ных богатств страны, её национальным достоянием.

Без наличия своевременной и достоверной информации практически невозможно функционирование ни системы управления, ни самого механиз­ма обеспечения национальной безопасности.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Особенности в России | Вопрос 3. Приоритеты политики обеспечения национальной безопасности России
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 539; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.019 сек.