Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Вопрос 2.4. Сущность национальных интересов, безопасности и связанный с ними комплекс проблем





Таким образом, можно сделать ряд выводов.

1.В настоящее время на первый план выдвигается проблема обеспечения национальной безопасности России, во многом опре­деляющая дальнейшие пути развития российского социума, ис­ходные идеи которой изложены в Концепции национальной без­опасности Российской Федерации.

2.Специалист по безопасности жизнедеятельности должен иметь четкое и ясное представление о национальной безопасности Рос­сии, направлениях, механизмах, структуре, основных средствах, методах, формах ее обеспечения. Всестороннее и эффективное обеспечение национальной безопасности является основой устой­чивого развития современной России, которое представляет со­бой не только системное единство экономических, социальных и экологических видов деятельности, но и взаимосвязь развития и безопасности.

Анализ научной литературы и исследований по проблемам на­циональной безопасности позволяет констатировать, что суще­ствуют философские, социологические, социально-психологиче­ские, правовые, математические, кибернетические и другие подходы к объяснению феномена безопасности. Каждый из этих под­ходов имеет свою специфику, и раскрыть их все не представляет­ся возможным, но можно ограничиться некоторыми принципи­альными выводами.

Во-первых, безопасность является одной из характеристик и критериев функционирования и развития социальных, экономи­ческих, технических, экологических систем, следовательно, су­ществуют базовые системы, от которых зависит уровень нацио­нальной безопасности. Поэтому теория развития этих систем дол­жна включать теорию безопасности. Таким образом, состояние лю­бой из этих систем является основой национальной безопасно­сти, цель которой заключается в обеспечении благополучного состояния социума. Все остальные сферы и виды безопасности, в том числе военная, информационная, криминальная, выступают лишь средством достижения этой цели. Модель безопасности име­ет не только структурное, но и иерархическое строение, основан­ное на учете «дерева целей». Например, в конкретном виде соци­альная безопасность означает выполнение социальными институ­тами своих функций по удовлетворению потребностей, интере­сов, целей всего социума и выражается в таких показателях, как продолжительность и качество жизни, уровень образования и т. п. Устойчивое, стабильное развитие социальной, экономической, технической и экологической систем — главное условие нацио­нальной безопасности.



Во-вторых, необходимо различать общую и специальные, част­ные, теории безопасности. Общая теория обслуживает систему без­опасности в целом, частные — ее составляющие, направления, виды, в том числе создание специальных программ по социальной защите населения, развитию здравоохранения, борьбе с криминализацией общества, терроризмом и др. Иными словами, сначала необходимо сформулировать концепцию национальной безопасности, а затем на этой основе строить доктрины по обеспечению безопасности основ­ных ее сфер — военной, информационной, этнической, религиоз­ной, культурологической, психологической и иной.

В-третьих, нельзя сводить всю систему безопасности лишь к пассивному ее обеспечению, например к защите. Безопасность должна предполагать активность, прогнозирование угрозы, от­ветную реакцию на нее, учет состояния объекта воздействия со стороны угрозы и т.д.

В современной России на смену идеологическому пониманию приходит общепринятое в мировой теории и практике понима­ние безопасности, когда речь идет о безопасности социума в це­лом, т. е. национальной безопасности.

В основе разработки стратегии и политики национальной без­опасности лежат такие понятия, как «национальные интересы», «национальные ценности», «угрозы национальной безопасности».

Наиболее интегрированным является понятие «национальные интересы», которое в собирательном смысле включает в себя все остальные виды интересов. Интерес — это то, что лежит в основе побуждений, мотивов, идей. Таким образом, под национальными интересами понимают основные цели, стратегические и текущие задачи внутренней и внешней политики государства, носящие долгосрочный характер. Этот термин начали широко использовать сравнительно недавно, так как в СССР он поглощался другим — «интернациональные интересы».

Социальная практика свидетельствует, что нация (от лат. natio — народ) находится в состоянии безопасности, когда ей не прихо­дится приносить в жертву свои национальные интересы, поэтому весьма важно четко и ясно их осознавать и формулировать, так как в них отражено отношение нации ко всей совокупности об­щественно-политических институтов, материальных и духовных ценностей.

К числу основополагающих национальных интересов относятся:

•территориальная целостность, государственное самоопреде­ление и политическое самоуправление нации;

•достойное место нации в мировом сообществе;

•процветание нации на основе обеспечения прав и свобод лич­ности, материального и духовного благополучия общества, поли­тической стабильности государства.

В обыденном сознании бытует мнение, что у любого государ­ства существуют некие «вечные» интересы и что именно им дол­жны быть подчинены все аспекты его деятельности. Однако такой взгляд предполагает, что и само государство, и мир вокруг него статичны, причем не только с точки зрения сохранения своей социально-политической организации, но и в плане развития общественной мысли, человеческого познания, появления новых технологических возможностей. Более правильной является пози­ция, что национальные интересы должны подразумевать прежде всего максимальную чувствительность государственного сознания к тому, что можно назвать «базовыми переменами» в логике и условиях существования, происходящими в результате действия факторов, не подверженных государственному контролю.

Национальные интересы включают жизненно важные интере­сы, т. е. осознанные и выраженные в виде программных целевых установок постоянные и наиболее существенные потребности, без удовлетворения которых невозможно само существование социума. В современных условиях жизненно важные интересы России обычно разделяют на две группы: первая группа относится к длительной перспективе обеспечения российской безопасности, а вторая — к особому (переходному) периоду нашей истории.



По своей направленности жизненно важные интересы ориен­тированы на обеспечение выживания, прогрессивного развития и в той или иной степени лидерства социума. Особое значение они имеют как совокупность потребностей, удовлетворение кото­рых непосредственно обеспечивает существование и возможность прогрессивного развития социума в национальном контексте. На­циональные интересы, не связанные с проблемой выживания, принято относить к второстепенным.

Долгосрочные национальные интересы направлены на сохране­ние самобытности в мировом сообществе, обеспечение националь­ной безопасности, политического суверенитета, устойчивого со­циально-экономического развития. Их суть сводится к следующим содержательным задачам: процветание нации, защита и обустрой­ство территории ее проживания, сохранение и развитие нацио­нальной культуры.

Для реализации этих задач в обществе необходимо создать такие условия, которые способствовали бы следующему:

• мобилизации интеллектуальных, материальных, структурных и иных возможностей для переустройства страны;

• оптимальному использованию этих возможностей в интере­сах и целях социально-экономического, культурного и иного раз­вития общества, повышения конкурентоспособности страны в мире;

• сближению интересов народов, населяющих страну, налажи­ванию их всестороннего сотрудничества, противодействию эко­номической, демографической и культурно-религиозной экспан­сии со стороны других государств;

• рациональному использованию природных ресурсов, воспи­танию экологической культуры населения.

Важное место в структуре национальных интересов занимает понятие «национальные ценности», которое также лишь недавно стало предметом научного изучения. В настоящее время среди спе­циалистов преобладает мнение, согласно которому национальные ценности — это предметы, явления и их свойства, удовлетворяю­щие потребности личности, общества и государства в безопасном существовании и прогрессивном развитии[44].

В контексте проблем обеспечения национальной безопасности крайне необходимо четкое и ясное осознание ее угроз и обеспече­ние защиты от них. Угрозы национальной безопасности — это сово­купность условий и факторов, создающих опасность жизненно важным интересам нации и ее функциональным компонентам — личности, обществу и государству (наиболее существенным на­циональным интересам).

Способность общественной системы страны гарантировать вы­сокий уровень жизнедеятельности нации, ее защищенности от внутренних и внешних угроз, конкурентные возможности во взаимоотношениях с внешним миром в целях надежного суще­ствования и устойчивого развития составляет сущность обеспече­ния национальной безопасности.

В условиях современной России понятие «национальная без­опасность» понимают как безопасность ее многонационального народа — носителя суверенитета и единственного источника вла­сти в Российской Федерации. Из этого определения можно сде­лать вывод о том, что главными объектами национальной без­опасности должны быть не столько «интересы личности, обще­ства и государства», как это сказано в Законе РФ «О безопасно­сти», а прежде всего многонациональный народ нашей страны, ее граждане, с присущим им укладом жизни и территорией. Толь­ко в этих условиях гарантируется удовлетворение как физиологиче­ских потребностей населения, необходимых для его самосохране­ния и воспроизводства, так и социально-духовных ценностей, без которых немыслимо самовыражение и всестороннее развитие каж­дого индивида, общества и государства в целом.

Национальная безопасность включает в себя совокупность как внутренних, так и внешних факторов.

К внутренним факторам относятся размеры территории госу­дарства, наличие природных ресурсов, численность населения, его политический, экономический, научно-технический и воен­ный потенциал, стабильность государственных и общественных институтов, моральный дух общества, его единство и т.д.

Внешние факторы — это геополитическое положение государ­ства в мире, участие в международных организациях и военно-политических союзах, наличие либо отсутствие союзников и про­тивников, степень контроля над мировыми источниками сырья, золотовалютными резервами, обладание передовой технологией, информационными ресурсами и т. п.

Так как жизнь нации протекает в различных сферах и в каждой из них возможно действие различных угроз и опасностей, нацио­нальная безопасность предстает как наиболее емкая и многопла­новая характеристика.

В содержательном плане она включает в себя безопасность в политической, экономической, социальной, военной, техноло­гической, интеллектуальной, информационной, демографиче­ской, психологической, экологической и иных сферах. Все это составляет систему национальной безопасности, т.е. специально созданную конституционную совокупность установлений, инсти­тутов и учреждений, а также средств, методов и направлений их деятельности по обеспечению надежной защиты национальных интересов страны.

В зависимости от субъекта, выступающего организующим на­чалом, различают государственную и общественную системы безопасности, которые дополняют и взаимно контролируют друг друга в выявлении реальных и потенциальных угроз нацио­нальным интересам, поиске путей их эффективного отражения, а также определении национальных приоритетов в конкретной обстановке.

Приоритетность того или иного вида национальной безопас­ности в данный момент определяется объективными факторами, на которые в первую очередь влияют конкретная природно-техногенная и социально-политическая обстановка в стране и мире, а также наличие широкого спектра угроз и опасностей, которым должна противостоять система национальной безопасности.

Важнейшими критериями национальной безопасности являют­ся соблюдение баланса жизненно важных интересов личности, общества и государства и их взаимная ответственность за состояние национальной безопасности.

Политика национальной безопасности — это взаимосвязанная система целенаправленных усилий государства и институтов обще­ства, призванных обеспечивать надежное их функционирование. Исходя из этого, национальная безопасность России может быть обеспечена лишь той политикой, которая будет соответствовать объективному геополитическому статусу ее как великой державы. Все, что способствует интеграции нашей страны, укреплению ее взаимосвязанных частей, освоению геополитического пространства, одновременно укрепляет и ее национальную безопасность.

В современных условиях основными задачами политики на­циональной безопасности России в ближайшей перспективе яв­ляются: обеспечение безопасности всех сфер жизнедеятельности народа, становление и развитие гражданского общества, укреп­ление российской государственности и сложившихся геополити­ческих рубежей и территорий, обеспечение достойного места и роли России в мировом сообществе.

На основе политики национальной безопасности и во взаимо­связи с ней разрабатывают военную доктрину, концепции внеш­ней политики и военного строительства, стратегию экономиче­ской, информационной, экологической и других видов безопас­ности.

При анализе национальной безопасности следует различать внутреннюю безопасность и стабильность государства и междуна­родную безопасность, которую в свою очередь подразделяют на всеобщую (для всей планеты), региональную (для группы сопре­дельных государств) и национальную (для конкретного государ­ства) безопасность. Необходимо различать и такие понятия, как «мир» (отсутствие состояния войны и вооруженной борьбы между народами внутри государств и государствами) и «безопасность» (состояние отсутствия опасности, сохранность, надежность); пос­леднее понятие более широкое.

Всеобщая безопасность направлена на создание гарантий мир­ного сосуществования всего мирового содружества, несмотря на наличие в нем классовых, национальных, экономических, тер­риториальных и иных противоречий. Цель концепции всеобщей безопасности состоит в том, чтобы не допустить насильственного разрешения этих противоречий, развязывания мировой термоядер­ной войны, в результате которой человечество может быть унич­тожено.

Региональная безопасность — это формирование системы дого­воров и соглашений между государствами отдельных регионов зем­ного шара, создающих для их участников возможности самостоя­тельного и независимого от других регионов Земли развития, га­рантирующих невмешательство в их внутренние дела, запрет при­менения силы и угрозы ее применения извне.

Национальную безопасность в современных условиях любое го­сударство вынуждено обеспечивать в условиях взаимосвязанного мира. Поэтому адекватный ответ на внешние угрозы предполагает учет новых факторов: сохранение мира как общечеловеческой и приоритетной ценности, признание безопасности как всеобщей, равной и одинаковой для всех, основанной на балансе интересов. Применение военных мер возможно лишь как крайний случай и только с. одобрения мирового сообщества. Конечно, деятельность любого государства на международной арене имеет определенную силовую основу.

Однако необходимо помнить, что ставка на самообеспечение национальной безопасности ушла в прошлое. По мере развития процессов глобализации в мире, при определении безопасности любого государства понятие «национальная безопасность» все больше размывается.

Становится очевидным, что вся деятельность, направленная на обеспечение национальной безопасности, должна исходить из потребностей безопасности всего человечества. Акценты смеща­ются к таким понятиям, как «глобальная безопасность», «всеоб­щая безопасность», «коллективная безопасность», «международ­ная безопасность» и т. п.

Системы обеспечения национальной безопасности большин­ства развитых стран имеют свои национальные концепции, стра­тегии, доктрины, в той или иной мере связанные с проблемой безопасности.

Для России системное обеспечение национальной безопасно­сти означает деятельность и государства, и общества, направлен­ную на защиту национальных интересов, ценностей и их при­умножение. Кроме того, идея национальной безопасности, тесно связанная с концепцией устойчивого демократического развития, выступает в качестве ее неотъемлемой части и одновременно яв­ляется условием ее реализации. Это значит, что обеспечение национальной безопасности должно быть направлено не только на предотвращение угроз, но и выполнение комплекса мер по раз­витию и укреплению прав и свобод личности, материальных и ду­ховных ценностей общества, конституционного строя, суверени­тета и территориальной целостности государства. Речь идет о дол­госрочной государственной политике и стратегии.

При этом огромное значение имеет безопасность и устойчи­вость российского государства, которая, по мнению специалис­тов, как системная политико-правовая категория включает ряд факторов[45].

1.Государственная целостность, включающая территорию, си­стемы власти и управления, а также отсутствие внутренних гра­ниц (государственных, таможенных, кроме административных), отсутствие любых обособленных государственных образований внутри страны (этнонациональных, конфессиональных и др.). При этом следует учитывать социальные, природно-климатические и иные особенности регионов и национально-культурные пробле­мы представителей малых народов, проживающих в России.

2.Государственное единство — единые для всех стран законы, центральное правительство, единые экономическое и информа­ционное пространство, валюта, налоги, гражданство.

3.Национальный суверенитет — народ как единственный ис­точник государственной власти при условии верховенства об­щенациональной конституции и законодательства на всей тер­ритории государства, наличия признанных международным со­обществом границ. Кроме того, должны быть легитимные об­щенациональные институты власти, силы правопорядка и воо­руженные силы, общенациональные символы (флаг, герб, гимн) и т.д.

4.Общенациональное согласие — социальный, расовый, меж­этнический и межконфессиональный мир и согласие, равнопра­вие (равенство всех перед государством и законом, в гражданских и политических правах и свободах) и др.

5.Государственная независимость и международный авторитет - политическая, экономическая, финансовая, оборонная и научно-техническая мощь государства, его высокий международный по­литический и моральный авторитет, активное участие в деятель­ности международных организаций и др.

6.Адекватное политическое руководство — динамизм, реали­стичность, приверженность национальным интересам в поиске общенационального согласия, проведение ответственной полити­ки, открытость для диалога с обществом, верность конституцион­ным принципам.

7. Развитое местное самоуправление — высокий морально-пси­хологический, патриотический настрой общества, политическая активность граждан.

8. Приоритет права и правопорядок — верховенство права, правовое государство, право как источник законотворчества, ра­венство всех перед законом независимо от социального положе­ния.

Известно, что мировое сообщество представляет собой систе­му национальных государств. Входящие в них этносы (нации, на­родности, этнические группы и т.д.) отличаются между собой не только степенью своего развития, но и типом национальной кон­солидации.

Ряд государств, в том числе и Россия, являются многонацио­нальными, что, однако, не мешает им вместо термина «государ­ственная безопасность» использовать для обозначения необходи­мых условий их безопасного существования, своего нормального функционирования и дальнейшего развития термин «национальная безопасность».

Контрольные вопросы

1.Что представляет собой национальная безопасность?

2.Назовите основные составляющие понятия «национальная без­опасность».

3.Какие угрозы национальной безопасности вам известны?

4.Перечислите основные подходы к обеспечению национальной безопасности.

5.Назовите типы систем обеспечения национальной безопасности.

6.Какие законодательные документы регламентируют национальную безопасность России?

7.Что представляет собой Концепция национальной безопасности Российской Федерации?

8.Назовите основные угрозы национальной безопасности России.

9.Расскажите о важнейших задачах обеспечения национальной без­опасности Российской Федерации.

10.Что представляет собой система национальной безопасности Рос­сии?

11.Перечислите государственные органы и структуры обеспечения национальной безопасности России.

12.Что представляет собой общественная структура обеспечения безопасности?

13.В чем заключается идея обеспечения безопасности посредством устойчивого развития?

14.Расскажите о процессе перехода мирового сообщества к устойчи­вому развитию.

15.Назовите основные особенности перехода России к устойчивому развитию.

16.Дайте определение понятия «безопасность».

17.Перечислите объекты и субъекты безопасности.

18.В чем заключается сущность безопасности?

19.Дайте определение понятия «опасность».

20.В чем суть системного подхода к обеспечению безопасности?

21.Что представляет собой культура безопасности?

22.Перечислите основные компоненты культуры безопасности.

23.Назовите основные направления формирования культуры без­опасности.





Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 6713; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



ПОИСК ПО САЙТУ:


Рекомендуемые страницы:

Читайте также:
studopedia.su - Студопедия (2013 - 2021) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление
Генерация страницы за: 0.012 сек.