Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Экономическая мысль древнего мира




I этап: ЭКОНОМИЯ

Этапы развития экономической теории

Введение в историю экономической мысли

Какие действия руководителя являются решениями?

Чем обусловлено разнообразие информационных систем?

 

различием сфер применения;

 

различием в способах обработки информации;

 

разнообразием обрабатываемой информации;

 

разнообразием языков программирования;

 

 

а) Руководитель компании в обеденный перерыв обдумывает пути совершенствования деятельности компании;

 

б) Работник организации придумал способ совершенствования выполняемой им технологической операции;

 

в) Специалист во сне нашел способ изготовить важную деталь прибора и проснувшись записал это на бумаге;

 

г) Директор компании разработал хороший вариант стимулирования качества работы сотрудников.

 

 

Вопросы:

1. Зарождение экономической мысли. Экономические учения дорыночной экономики

2. Экономические теории нерегулируемых рыночных отношений

3. Экономические учения эпохи регулируемых рыночных отношений

Этапы Содержание этапа Представители
I Экономия (20 в. до н.э. – 14 в.) 1. Экономическая мысль древнего мира. Учение о справедливости: экономия и хрематистика Ксенофонт Платон Аристотель
2. Экономическая мысль средневековья. Схоластика: первый опыт систематизации категорий Ф. Аквинский
II Политическая экономия (15 в.-19 в.) 1.Меркантилизм Т. Мен, А. Монкретьен, И.Т. Посошков
2. Классическая политическая экономия Ф.Кенэ, А. Смит, Д.Рикардо
3. Марксизм К. Маркс, Ф. Энгельс, В.И. Ленин
4.Маржинализм У. Ст. Джевонс, К. Менгер Л. Вальрас
III Экономтеория (экономикс) (20 в- н/в) 1. Кейнсианство и его эволюция Дж.М. Кейнс, Р.Харрод и др.
2. Неоклассическое направление: монетаризм, экономика предложения, теория рациональных ожиданий   М. Фридмен, А. Лаффер, Р. Лукас
3. Иституционализм и его эволюция Т. Веблен, Дж. К. Гэлбрейт

Начало становления экономической мысли относится к эпохе формирования рабовладельческого строя. Рабство зародилось в IV тысячелетии до н.э. на Востоке. В классической форме рабство, известное под названием античного, существовало в Древней Греции и Древнем Риме с I тыс. до н.э., достигнув расцвета в V в. до н.э. По сравнению с Востоком становление рабовладельческого строя в Греции происходило при более высоком уровне развития производительных сил. Вот почему этот процесс протекал там почти одновременно с развитием товарно-денежных отношений и ростовщичества.

В условиях рабовладения (и феодализма) миграция идей была существенно затруднена, а экономическая мысль в разных странах оставалась относительно обособленной, поэтому изучение экономической мысли древнего мира строится по отдельным странам.

Экономическая мысль Древнего Востока:

Египет – «Поучение гераклеопольского царя своему сыну», «Речение Ипусера»;

Вавилон – кодекс законов царя Хаммурапи;

Китай – Конфуций;

Индия – «Артхашастра»

Экономическая жизнь древневосточных обществ имеет практически полностью натурально-хозяйственную основу и регулируется «снизу» - традициями, унаследованными еще с первобытных времен, «сверху» - государственной регламентацией. Памятники экономической мысли Древнего Востока – это, как правило, своды законов и сочинения по искусству государственного управления.

Одним из первых дошедших до нас памятников экономической мысли является «Поучение гераклеопольского царя своему сыну» (Др. Египет, 22 в. до н.э.). Автор «Поучения» обращает внимание на необходимость эффективного функционирования аппарата управления, который стоит между фараоном и населением. В сплоченности этого слоя, верности его центральной власти автор видит залог успешного царствования.

Интересным памятником древнеегипетской мысли является «Речение Ипусера» (нач. 18 в. до н.э.) Усиление государственной эксплуатации, рост долгового рабства и ростовщичества привели к гражданской войне. «Речение Ипусера» выражает точку зрения господствующих сословий на события в стране. Ипусер недоволен, что «простолюдины стали богатыми», а «собственники богатств стали неимущими». Простолюдинов, ставших богачами, Ипусер именовал разбойниками, грабителями.

Ипусер стремился к возрождению деспотическо-бюрократического механизма регулирования хозяйства Др. Египта. Новому правительству следует восстановить все должности, наладить систему трудовых повинностей, посредством которой происходит строительство пирамид и устройство водохранилищ, укрепить боевую мощь страны.

В отличие от Др. Египта для первых цивилизаций Месопотамии было характерно относительно быстрое развитие частнособственнических начал и товарно-денежных отношений, что вело к разорению массы производителей, развитию долгового рабства и кабальничества. Эти процессы ослабляли государство. Памятники экономической мысли данного региона дают много примеров, когда государство с помощью законодательных мероприятий пыталось остановить размывание слоя самостоятельных производителей. Наиболее известен кодекс законов старовавилонского царя Хаммурапи (18 в. до н.э.)

Кодекс законов царя Хаммурапи (18 в. до н.э.) – судебник вавилонского царя Хаммурапи (1792-1750 гг. до н.э.), отразивший характерные черты рабовладельческого общества, сложившегося в странах Др. Востока.

Законы состоят из трех частей: пролога, законодательства, эпилога. Законодательная часть судебника содержит постановления о суде, собственности, браке и семье, защите личности и т.д.

Законы защищали прежде всего собственность рабовладельцев, в т ч. на рабов.

Поскольку основную массу населения вавилонского общества составляли мелкие производители и мелкие собственники (крестьяне – общинники, ремесленники) дававшие в казну значительные налоговые поступления и обеспечивавшие военную мощь государства, в законах нашли отражения и их права.

Большое место в законах отведено договорным отношениям, особенно договорам найма и займа.

Другая тема законов – создание условий, чтобы «сильный не притеснял бы слабого»:

- запрещалась продажа и отчуждение за долги земельных наделов царских воинов и других категорий вавилонских подданных;

- ограничивалось ростовщичество (20% - в денежной и 33% - в натуральной ссуде);

- долговое рабство, независимо от суммы долга, ограничивалось тремя годами.

Итак, кодекс законов Хаммурапи представляет собой один из первых примеров попыток управления страной, в т.ч. и ее экономической жизнью, с помощью системы правовых норм.

Китай. Конфуций (551-479 гг. до н.э.)

Заложил основы конфуцианства – этико-политического учения в Китае. Конфуцианство выражало интересы наследственной аристократии, объявляло власть правителя (государя) священной, дарованной небом, а разделение людей на высших и низших («благородных мужей» и «мелких людишек»)- всеобщим законом справедливости.

В основу социального устройства конфуцианство ставило нравственное совершенствование человека: концепция «жень» (гуманность, человеколюбие), «ли» (ритуал, правила) и «вэнь» (воспитание, образование, культура). Одновременно категории «жень», «ли» и «вень» являются чертами идеальной личности, именуемой благородным мужем. По сути дела все учение Конфуция – это ответ на один вопрос – как стать благородным мужем. Конфуций называл пять простых и великих добродетелей, являющихся важнейшими условиями разумного порядка в совместной жизни людей: мудрость, гуманность, верность, почитание старших, мужественность.

Большинство этико-философских концепций учения связаны с проблемами управления государством и обществом:

- концепция «быть преданным, (честным) сановником, почитать правителей» охватывала комплекс вопросов, связанных с нормами взаимоотношения главы государства и чиновничества;

- концепция «следования среднему пути» или «учение о середине», которым Конфуций предостерегает от увлечения крайностями;

- концепция справедливости. Рассуждая о проблеме власти, Конфуций считал, что все дела должны решаться на основе принципа справедливости, т.е. по существу соединил воедино такие отдаленные понятия, как «власть» и «справедливость»;

- концепция следования вере: «Будь непреклонно верен нашему учению, старательно овладевай им, рискуя жизнью, оберегай его».

Конфуций не оставил цельного письменного изложения своих идей. Ему приписывают составление и редактирование знаменитого «Пятикнижия», которое издавна рассматривалось в Китае как исходный пункт всей китайской литературы. Особое место среди этих источников занимает книга «Лунь юй» («Беседы и суждения»), составленная учениками Конфуция уже после его смерти. Она состоит главным образом из отдельных афоризмов, которые начинаются словами «Учитель сказал…»

…Кто правит согласно добродетели,

Подобен северной звезде:

Стоит на своем месте

В кругу других созвездий.

Конфуцианство призывало государей управлять народом не на основе законов и наказаний, а при помощи добродетели примером высоконравственного поведения.

Конфуцианство со 2 в. до н.э. и до Синьхайской революции 1911-1913 гг. являлось официальной государственной идеологией.

Индия «Артхашастра» (IV-III в. до н.э.) – трактат о политике, автором которого является Каутилья – главный советник индийского царя Чандрагупты I.

Круг вопросов, разбиравшихся в трактате, очень широк: управление государством, суд, хозяйство, военное искусство, внешняя политика, наука, медицина и пр.

По замыслу автора, Архашастра должна была быть руководством по всем этим вопросам для царя Чандрагупты и др. царей.

Основная цель трактата: укрепление рабовладельческого государства

Экономическая политика:

· развитие производительных сил

· регулирование цен на товары

· активный баланс государственного бюджета




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 431; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.