Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 10: Память и воображение

  1. Общая характеристика памяти.
  2. Развитие памяти и воображения в раннем детстве: а) пластичность памяти ребенка; б) виды памяти; в) узнавание; г) память на слова и словесная память; д) воспроизведение.
  3. Образная память дошкольника. Особенность детских представлений: а) роль действий в формировании и использовании образа предмета; б) язык и образ.
  4. Двигательная память дошкольника.
  5. Словесно смысловая память дошкольника.
  6. Непроизвольная память.

 

Память – это отображение человеком ранее воспринятого путем его сохранения и дальнейшего воспроизведения.

Материальная основа памяти - образование в коре головного мозга нервных временных связей, возникающих при воздействии какого-либо раздражителя (внешнего или внутреннего) на нервную систему человека.

Образование нервных временных связей между разными системами нервных клеток создает готовность соответствующих нервных клеток и проводящих путей к более легкому дальнейшему возбуждению при повторном воздействии тех же раздражителей.

Система нервных связей включает не только первосигнальные, но и второ сигнальные ассоциации, потому что слово также является раздражителем.

Запоминание – это следствие определенной активной деятельности человека с запоминаемым содержанием. Отбор и прочность запоминания материала обеспечивают направленность деятельности и ее особенности.

В деятельности памяти существенное значение имеет субъективный фактор. Интерес человека, его эмоциональное состояние, чувство ответственности, установка на длительность хранения того, что запоминается, резко изменяют производительность памяти, ее объем и направленность.

Виды памяти: в зависимости от содержания – образная, двигательная, эмоциональная, смысловая; от связи между частями воспринятого материала – механическая и логическая; от анализатора, с помощью которого человек воспринимает, – зрительная, слуховая, двигательная.

Образы воспринятых предметов, которые сохраняются, жизненной ситуации, услышанных рассказов могут воспроизводиться в новых связях, необычных комбинациях и сочетаниях. Отражение человеком действительности путем комбинирования ранее воспринятых предметов называют воображением.

2. Память детей характеризует большая пластичность, то есть легкость запоминания действующих раздражителей. На этот основании отдельные психологи (Е. Мейман, К. Бюлер) считали, что память ребенка лучше, чем память взрослого. Однако практика показывает, что их память беднее памяти взрослых. Процесс запоминания у них беспорядочен, они легко хранят в памяти случайные события, отдельные шутливые высказывания, отрывки разговоров взрослых. Ребенок не умеет владеть богатством своей памяти, а ее пластичность усиливает нелепость запоминания и хранения нередко совсем ненужного материала.

Ранними проявлениями памяти младенца является его первые условные рефлексы. К трехмесячному возрасту у младенца все анализаторы способны принять участие в выработке условных рефлексов.

Разные виды памяти начинают функционировать в разные периоды детства ( П.П. Блонский ). Память на движения заметна уже на 1 месяце жизни, эмоциональная память проявляется с середины 1 года; образная – в конце 1 года – начало 2-го; вербальная память (сохранение и воспроизведение словесного материала) – на 2 году жизни, особенно бурно развивается после 7 – 8 лет (учеба в школе, письменная речь).

В течение первого года жизни накапливается некоторый чувственный и практический опыт, формируются элементарные представления. Этот опыт проявляется в узнавании. Для осуществления процесса узнавания нужно, во-первых, знание опознавательных признаков, характерных для данного предмета или группы предметов; во-вторых, умение их выделять в предмете, который воспринимается.

В процессе узнавания память еще не выделяется из восприятия. Младенец реагирует оживлением, улыбкой, потом звуками, движениями на приближение знакомых людей. Во второй половине 1-го года младенец узнает игрушку, после 5 месяцев узнает близких людей по их голосам. В конце 1 года узнает мотив, который он его многократно слушал и с восприятием которого связаны позитивные эмоциональные переживания.

В течение 1 года жизни увеличивается латентный (скрытый) период узнавания: 8 – 9 месячный ребенок узнает близкого человека после 2 – 3 недель разлуки; ребенок 2 года жизни – после 2 – 2,5 месяцев, 3-летняя ребенок – после 1 года узнает дом, сад, путь, где он провел лето год назад.

На 2 году жизни резко увеличивается объем и прочность детской памяти, что связано с дозреванием нервного аппарата ребенка, с освоением ходьбы.

Развитие моторной памяти начинается с середины 1 года жизни. Освоение предметных действий создает благоприятные условия для запоминания движений и действий. Важно мощное эмоциональное и деловое подкрепление в виде желаемого результата, который достигает ребенок.

На 3 году жизни на основе двигательной памяти у ребенка производятся первичные исполнительские действия. Они составляют основу навыков, которые формируются уже в следующие периоды (движения руки во время умывания, действия ложкой, зашнуровывает ботинки, застегивание пуговицы, переступания через препятствия, бег, прыжки).

Лабильность (скорость возникновения и прекращения нервных процессов) и неустойчивость нервных связей, которые образуются в коре головного мозга маленьких детей, препятствует быстрому превращению этих движений в автоматизмы, характерные для любого сформированного навыка. Прекращение повторений даже на короткое время или отсутствие контроля и подкрепления выполняемых движений приводит к тому, что ассоциации (следы), которые образовались, быстро угасают, стираются, и наметившийся стереотип разрушается.

В преддошкольном возрасте развивается особенно важный вид памяти – память на слова. Начиная с 6 месяцев ребенок запоминает некоторые звукосочетания, а затем и слова, которые связываются с определенными предметами, лицами, действиями. Выполняя несложные поручения (на 2 году) типа „принеси куклу”, „положи ложку”, он оперирует словесной памятью, хотя и не понимает содержания каждого отдельного слова. В это время еще можно выделить специально словесную память, в следующие годы она уже сливается со смысловой.

Быстрому развитию смысловой памяти и памяти на цели словесные комплексы способствует усвоение разговорной речи. Дети сначала стереотипно отвечают на трафаретные вопросы, замечания, которые постоянно повторяют взрослые („скажи, как тебя звать”, „Повернись на бочок и спи”). В этом возрасте они особенно легко запоминают шутливые высказывания, меткие слова, песенки и стихотворения, поговорки, которые слышат от взрослых. Малыши охотно сначала вставляют отдельные пропущенные в тексте слова, а затем повторяют целые стихотворения.

На 2 году накапливаются первичные представления о вещах, людях, событиях, об отдаленности и направлении, потому что ребенок познает много предметов, вещей и взаимодействует с ними. Память постепенно освобождается от опоры на восприятие. Наряду с узнаванием формируется и воспроизведение, сначала непроизвольное, вызванное вопросом, подсказкой взрослого, похожим предметом или ситуацией, а затем и произвольное.

Ранняя форма воспроизведения выразительно проявляется в двигательной памяти, например, в пространственном ориентировании ребенка в знакомой обстановке (ищет мяч там, куда закатил его вчера; достает игрушку из ящика, где она постоянно лежит; свободно ориентируется в квартире). После 2 лет запоминает имена людей, клички животных, детали костюма, которые вызывали сильную эмоциональную реакцию. Такие проявления памяти имеют непроизвольный характер, „спровоцированный”, то есть образ возникает в сознании ребенка под воздействием внешнего стимула. Здесь обычно имеет место подкрепленное эмоциональное воспроизведение ранее воспринятого содержания по ассоциации схожести или смежности. Говорят, что память ребенка – это его интерес (плачет, если видит маму в платье, которое она одевала, когда уходила в гости; плачет при звуках посуды, потому что не хочет есть).

Развивается запоминание и воспроизведение по образцу, а затем и по словесному приказу. Это лишь зачатки произвольной памяти.

Накопление практического опыта содействует и развитию воображения. На 2 и 3 годах жизни ребенок овладевает подражанием не только непосредственным, но и отсроченным.

2. Большое значение для последующего умственного развития имеет образная память, которая наиболее интенсивно обогащается именно в дошкольном возрасте. Основное содержание памяти дошкольника составляют представления – образы ранее воспринятых предметов, которые сохранились (об окружающих людях и их действиях, о предметах быта, фруктах и деревьях, о зверях и птицах, пространстве и времени).

Характерной особенностью ранних детских представлений является их неясность, слитность, клочковатость, бессистемность, неподвижность. Эта особенность представлений выразительно выступает в разных видах деятельности дошкольника и характеризует память и воображение. Наиболее ярко особенность представлений оказывается при изучении рисунков детей.

Зарубежные исследователи В. Штерн, К. Бюлер, Л. Мак-Карти, Дж. Селли, Л Эмс обратили внимание на то, что рисунки детей разных эпох, стран, народов на одну и ту же тему имели, во-первых, некоторые общие черты, во-вторых, с возрастом эти рисунки изменяются всегда в определенной последовательности. На основании таких наблюдений ученые создали теорию.

1. Детские рисунки свидетельствуют об особенностях представлений ребенка. Если объект изображен неправильно, это говорит о том, что и у ребенка образы перекрученные.

2. Рисунок ребенка изменяется, проходя по очереди три стадии развития, предопределенных возрастом: а) стадия каракулей (2 – 3 года);

б) стадия схемы (4 – 8 лет);

в) отсутствие схемы (8 – 12 лет).

До 3 лет ребенок удовлетворяется каракулями, его интересует сам процесс черкания. После 4 лет он что-то изображает, но рисунки уродливы. Характерные искажения образов: а) не хватает основных частей рисунка; б) грубо нарушена форма частей и всей фигуры; в) резко нарушены пропорции частей; г) произвольно увеличено или уменьшено количество частей; д) значительная ошибка в пространственном размещении всей фигуры и отдельных ее частей; е) изображена лишь отдельная деталь и нет главных; же) прозрачность изображения.

Рисунки высшей стадии правильно передают предмет.

3. Переход ребенка в своих рисунках от низшей стадии к более высокой обусловлен возрастом. Обучение не может влиять на процесс формирования представлений, потому что они созревают совершенно непроизвольно.

4. Поскольку ребенок изображает то, что он переживает (а не то, что знает и видит), он в своих рисунках символично, условно изображает ту часть предмета, которая на него сильнее всего эмоционально воздействует. Поэтому ребенка незачем учить наблюдению, оно ему недоступно и не может изменить обусловленных природой, по существу искаженных, его представлений о вещи.

Эта теория основывается на двух глубоко ошибочных методологических положениях, характерных для метафизического рассмотрения процесса развития сознания у детей. Во-первых, изображение отождествляется с отражением. Отражение – это создание субъективного образа предмета, который воспринимается. Изображение на бумаге – другой процесс, он требует использования не только графических навыков, но и специальных умений изображать на плоскости в меньшем масштабе образ предмета, который представляется реально в трех измерениях. Во-вторых, стадии развития представлений рассматриваются как возникающие спонтанно, путем пассивного дозревания. Следовательно, переход ребенка от низшей стадии к более высокой определяется биологическим фактором и не связан с обучением и организацией жизни и деятельности.

Исследования отечественных психологов и педагогов (О.И. Галкина, Е.И. Игнатьев, К.Г. Кузнечная, Г.О. Люблинская, Е.А. Флерина и др.) опровергают эти положения. Правильно организованная практика обучения детей рисованию и лепке показала:

1. Есть значительные отличия между тем, как представляет себе 3 – 5 летний ребенок тот или другой предмет, и тем, как он изображает его на бумаге.

2.В изображающей деятельности человека (и дошкольника) существенное значение имеет степень овладения умением наблюдать и рисовать.

3.Стадия изображения обусловлена не возрастной особенностью детей, а прямо зависят от того, научили ли детей наблюдению и правильному изображению. Выводы З.М. Богуславской: а) результаты обучения зависят от метода, который использовал педагог; б) рисунки детей улучшаются, если в них формируются обобщенные, а не единичные представления о предметах, их форме; в) основная причина резкого расхождения представлений и изображений – отсутствие необходимых зрительно двигательных связей.

3 а. Исследование, проведенное по методике преподавания рисунка готовыми формами (Г.О. Люблинская, А.С. Золотникова) показало, что у детей представление о предмете не возникает как результат его пассивного отражения в мозге. Для формирования и воспроизведения образа предмета ребенку нужны практические действия – конструктивные, изобразительные.

1. Воспроизведение сохраненных представлений – специальный процесс. Сохраненный образ не выплывает в готовом виде, а возобновляется, конструируется на основе следов, которые сохранились. Работая с готовыми фигурками, дети имеют возможность в самом изображении применить практическое действие для создания картины из отдельной фигуры.

2. В рисунках детей особенно четко выступает слитность пространственной характеристики образов, которые сохраняются, и неумение использовать их в соответствии с заданием.

Именно слитность восприятия проявляется и при воспроизведении детьми знакомой ситуации. Дети совершенно произвольно соединяют любые предметы.

Дети среднего и старшего дошкольного возраста ищут более правильные сочетания, комбинируя фигуру до тех пор, пока им не удается так разместить фигуру, что это их удовлетворяет. Сохраненный образ приобретает оформленность и осмысливается ребенком.

Действия играют разную роль в воспроизведении образа. У маленьких детей - хаотический, пробовательный характер. По мере того, как уточняется задание, действия приобретают более организованный, ориентировочно исследовательский характер. Старший дошкольник (6 – 7 лет), решая задание в уме, использует действие лишь как исполнительное.

Роль действия в воспроизведении знакомого образа и конструировании нового остается ведущей в течение всего детства. Лишь на пороге перехода в школу создается возможность словесного комбинирования, однако они менее производительны, чем действенное создание образов. Ориентировочные, пробовательные действия свертываются и интериоризуются (П.Я. Гальперин). Решение, найденное в уме, реализуется в исполнительном действии.

3 б. Чтобы воспроизвести образ в уме, ребенок должен овладеть речью. Речь обеспечивает умение сравнивать, раздумывать, критически осмысливать то, что образовалось в результате выполненного действия. У 6 – 7 летних детей возникает новый вид представлений – оперирование образами, переданное в словах. Особую роль в сохранении и воспроизведении образа играет специально подобранное слово. Оно может лишь обозначать объект, то есть быть его названием, но может быть использовано и для описания его внешнего вида или для характеристики внутренней черты (котенок – озорник или лентяй; девочка в сказке „Морозко” – труженица и ленивица). Замена названий-эпитетов нейтральными именами Маша и Лиза ведет к быстрому потускнению образов, к потере их смыслового дифференцирования.

Слово-эпитет, выделяя, акцентируя содержание образа, придает выпуклость характеристике определенного персонажа, облегчая ребенку перенесение в похожую по содержанию ситуацию.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Средний показатель | Уровни представлений
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 1489; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.052 сек.