Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Представления Ламарка о виде




Закон наследования приобретенных признаков.

Закон употребления и неупотребления органов.

Суть первого законасостоит в постоянном употреблении какого-либо, усиливая его и развивая. Неупотребления – приводит к ослаблению органа, вследствие чего он редуцируется и может полностью исчезнуть.

Суть второго закона – это результаты упражнения и не упражнения органов передается следующими положениями.

Первый закон Ламарка иллюстрирует следующий пример: у кротов – слепышей глаза редуцированны вследствие того, что их предки жили в темноте, как следствие глаза им были не нужны и они редуцировались. У змей редуцированы конечности, т.к. они не позволяют змее проползти в узкие щели. У водоплавающих птиц перепонки между пальцами. У жирафов длинная шея т.к. их предкам приходилось дотягиваться до листвы на деревьях.

Что касается возникновения новых органов, то Ламарк считал, что органы не могут возникать в связи с упражнением. Возникновение новых органов – усиление психических факторов (внутренне чувство, усилие воли). Примером может послужить такие явления, как возникновение рогов у самцов вспышек ярости, энергия направляется к голове и как следствие возникновение рогов.

Второй закон Ламарк считал настолько убедительным, что не привел никаких примеров. Но этот закон не доказан ни сторонниками ни противниками Ламарка. А. Вейсман обрубал мышам хвосты, но следующие поколения рождались с хвостами – наследование признаков приобретает по закону «упражнения», эти признаки являются приобретенными, эти признаки подвергаются модификационной изменчивости, но не наследуются, а наследуется лишь норма реакции.

Заслуга Ламарка состоит в том, что он обратил внимание на роль наследственности в эволюционном процессе. Начиная с Ламарка, все ученые обращали внимание на наследственность и изменчивость живых организмов.

Эволюция – процесс приспособления, в чем Ламарк и ошибся.

С точки зрения Ламарка организмы обладают изначальной целесообразностью, обладают способностью изменяться в соответствии с изменением целей к существованию и эти изменения всегда приспособительные.

Тимирязев указал, что ставил знак равенства между изменчивостью и приспособлению, но это не так. Дело в том, что изменчивость – физиологический процесс, а приспособление – исторический процесс. Это означает, что изменчивость – это материал для развития приспособления.

Изменчивость может быть различной: вредной, нейтральной и полезной.

Ламарк считал, что виды не постоянны, они изменяются. Существует значительное количество групп организмов, у которых, близкие виды к ним, трудно отличить друг от друга.

Например, такие насекомые, как моль, мухи, наездники, жуки усачи. Растения молочай, верески, паслены.

Затруднения в определении близких видов заключается в том, что между видами есть постепенные переходы. Эти переходы не дают провести четкую границу между видами. В то же время наличие таких переходов свидетельствует о том, что один вид может давать начало другому виду.

Вопрос о соотношении видов и разновидности. Заслуга Ламарка в учении о видах состоит в том, что против господствующих представлениям о неизменности и постоянности видов, Ламарк считал, что развитие видов происходит плавно, постепенно, без скачков, без борьбы противоречий. Эта точка зрения получила название «классического эволюционизма». Отрицая постоянство видов, Ламарк высказал представление о том, что природа непрерывно претерпевает изменения в форме, которые переходят в другую форму вещества, т.е. он говорит о том, что виды реально не существуютэто лишь категории. Придуман и создан человек для удобства классификации живой природы.

В своей концепции, Ламарк уделил большое внимание фактору времени. Он говорил, что эволюционные изменения происходят за большой промежуток времени, который не сопоставимы с человеческой жизнью (человек не может наблюдать ход эволюции). Ламарк распространял принципы эволюции и на происхождение человека. Человек возник в результате длительной эволюции из человекообразной обезьяны. Факторы становления человека – возникновение прямохождения и трудовая деятельность.

Возникновение ВНД, психики, мозга по Ламарку – результат эволюционного процесса.

Заслуга Ламарка в том, что он заложил понятие прогрессивной эволюции принципом направленности (в ходе эволюции происходит не только целостная организация, но и повышение способностей, т.е. эволюция протекает направленно и эволюция преобразует организацию животных и растений и неизбежно приводит к появлению сознания и мышления (у человека)).

Ламарк выдвиг принцип единства и организованности всего живого на Земле, т.е. он объединил представления о жизнедеятельности живого с идеей о биосфере, в которой объединяется живая и неживая природа.

Ламарк один из основоположников учения о биосфере. Ламарк писал о биосфере и биологии в смысле близком к современному представлению (Ламарк подчеркивал единство природы).

Основой общебиологического представления является представление о неизменности природы. Это связано с тем, что учение Ламарка не получило признания в тот период времени, т.к. были недостаточно обоснованны положения, высказанные Ламарком. Ламарк уделял значительное внимание различным психическим факторам. Эволюционное развитие природы многие ученые не воспринимали за истину, они не воспринимали ценные положения концепции Ламарка. Возникло новое учение – неоламаркизм, который в конечном итоге противопоставляет свои идеи учению Дарвина.

Накопление знаний о природе привело к необходимости обобщить их, и это сделал Чарльз Дарвин.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 5706; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.