Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Назовем типичные ошибки детей




Арифметическая задача, ее роль в понимании сущности арифметического действия.

В процессе математического и общего умственного развития детей старшего дошкольного возраста существенное место занимает обучение их решению и составлению простых арифметических задач.

В детском саду проводится подготовительная работа по формированию у детей уверенных навыков вычислений при сложении и вычитании однозначных чисел и быстрых устных вычислений с двузначными числами с целью подготовки их к обучению в начальной школе. Если в школе обучение вычислениям ведется при решении примеров и арифметических задач, то в практике работы дошкольных учреждений принято знакомить детей с арифметическими действиями и простейшими приемами вычисления на основе простых задач, в условиях которых отражаются реальные, в основном игровые и бытовые ситуации.

Как указывает Белошистая А.В. методические подходы к вопросу о порядке изучения арифметических действий, вычислений и обучения решению задач значительно изменились за последние 15-20 лет, что обусловлено главным образом упрочнением позиций развивающего обучения и личностно-деятельностного подхода к пониманию цели и сути образовательного процесса. Общепринятый сегодня в системе развивающего обучения подход состоит в том, что знакомить ребенка с арифметическими действиями и соответственно с простейшими приемами вычислений следует раньше, чем начинать обучение решению задач.

Определим прежде всего, что подразумевается под задачей.

Задача – это текст, содержащий численные компоненты.

Структура текста задачи такова, что в нем можно выделить условие и требование (которое не всегда выражено в форме вопросительного предложения).

Решить задачу – значит выполнить арифметические действия, определенные условием, и удовлетворить требованию задачи.

Согласно этому определению для полноценной работы над задачей ребенок должен:

а) Уметь хорошо читать и понимать смысл прочитанного;

б) Уметь работать над текстом задачи, выявляя его структуру и взаимоотношения между данным и искомым;

в) Уметь правильно выбирать и выполнять арифметические действия.

Данный список представляет собой сокращенный вариант умений, поскольку каждое из них является «сложносоставленным».

Арифметическая задача – это простейшая, сугубо мате­матическая форма отображения реальных ситуаций, которые одновременно близки и понятны детям и с которыми они ежедневно сталкиваются. (Щербакова)

Есть все основания считать, что это до некоторой степени объясняет достаточно высокий инте­рес обучающихся к решению арифметических задач.

Каждая арифметическая задача включает числа данные и искомые. Числа в задаче характеризуют количество конкретных групп предметов или значения величин; в структуру задачи входят условие и вопрос. В условии задачи указываются связи между данными числами, а также между данными и искомыми. Эти связи и определяют выбор арифметического действия.

Установив эти связи, ребенок довольно легко приходит к пони­манию смысла арифметических действий и значения понятий «при­бавить», «вычесть», «получится», «останется».

Значение задач:

· Решая задачи, дети овладевают умением находить зависимость величин.

· Задачи являются одним из средств развития у де­тей логического мышления, смекалки, сообразительности.

· В работе с задачами совершенствуются умения проводить анализ и синтез, обобщать и конкретизировать, раскрывать основное, выделить глав­ное в тексте задачи и отбрасывать несущественное, второстепен­ное.

· Решение задач способствует воспитанию терпения, настой­чивости, воли, способствует пробуждению интереса к самому про­цессу поиска решения, дает возможность испытать глубокое удов­летворение, связанное с удачным решением.

Конечно, полностью соответствовать своей роли текстовые задачи могут лишь при правильной организации методики обучения детей решению задач.

Ее основными требования будут более понятными, если рассмотреть особенности понимания старшими дошкольниками арифметической задачи.

2. Особенности понимания старшими дошкольниками арифметической задачи. Типичные ошибки детей при составлении и решении задач.

Более тридцати лет назад в работах известных педагогов (А. М. Леушина, 1955 г., позднее Е. А. Тарханова. 1976 г.) было показано, что дети, обучающиеся по традиционной методике ре­шению арифметических задач, воспринимают содержание задачи как обычный рассказ или загадку, не осознают структуру задачи (условие и вопрос), а поэтому не придают значения тем числовым данным, о которых говорится в условна задачи, не понимая и смысла вопроса.

Незнание детьми простейшей структуры задачи вызывает серьез­ные затруднения при составлении ее текста. Если первая часть задачи, т. е. числовые данные, осознается быстрее, то постанов­ка вопроса, как правило, вызывает у ребенка серьезные трудности. Вопрос очень часто заменяется ответом, например: «В вазе стояло три цветка. Одни цветок завял, и осталось два цветка». Даже к концу пребывания в подготовительной группе дети затрудняются составить текст задачи по картинкам.

1. Вместо задачи составляется рассказ:

«На листе сидят две гусеницы, а на траве еще одна. Они все поедают».

2. В задаче правильно воспринимается вопрос, но отсутствует фиксация числовые данных:

«Шла девочка и уронила флажок. Сколько стало флажков?»

3. Вопрос заменяется ответом-решением:

«Девочка держала флажки и руках. В этой два и в этой два. Если сложить, получится четыре».

Довольно часто дети отказываются составлять задачу по кар­тинке, так как «мы такие не решали».

Их ошибки при состав­лении задач по картинкам позволяют сделать следующий вывод:

· самостоятельное составление задачи даже при наличии наглядного материала является более трудной деятельностью, чем нахождение ответа при решении готовых задач;

· дети усваивают структуру задачи отрывочно, не полностью, поэтому не все ее компоненты присутствуют в составленных ими задачах;

· воспитатели мало исполь­зуют разнообразный наглядный материал при обучении составлению задач.

Как же справляются дошкольники с решением задач?

Е. А. Тарханова выясняла, понимают ли дети конкретный смысл арифметического действия сложения (вычитания) и связи между компонентами и результатом этих действий. Умеют ли выделать в задаче известное и неизвестное, а в связи с этим выбирать то или иное арифметическое действие; понимают ли дети связи между действиями сложения и вычитания.

Ею установлено, что дошкольни­ки, обучавшиеся по общепринятой методике решению простых ариф­метических задач, не владеют необходимым объемом знаний об арифметических действиях сложения и вычитания, так как они понимают связь между практическими действиями с совокупностями и соответствующими арифметическими действиями в основном на основе ассоциации арифметического действия с жизненным дей­ствием (прибавили – прибежали, отняли – улетели и др.). Они не осознают еще математических связей между компонентами и резуль­татом того или иного действия, так как не научились анализировать задачу, выделяй в ней известные и неизвестное.

Даже в тех случаях, когда дети формулировали арифметическое действие, было ясно, что они механически усвоили схему формулировки действия, не вникнув в его суть, т.е. не осознали отношений между компонентами арифметического действия как единства отношений целого и его частей. Поэтому и решали задачу привычным способом счета, не прибегая к рассуждению о связях и отношениях между компонентами. По-другому относятся к решению задач те дети, которые предварительно упражнялись в выполнении различных операций над множествами (объединение, выделение правильной части множества, дополнение, пересечение). Они понимают отношения между частью и целым, а поэтому осмысленно подходят к выбору арифметического действия при решении задач.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 8389; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.