Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 5. Философия эпохи возрождения

I. Истоки и специфика ренессансного мировоззрения.

 

Между средневековьем и его классической традиционной культурой и новым временем с его становлением буржуазно-рыночных отношений лежит уникальный период мировой истории – эпохи возрождения (Ренессанс), которое осознавалось ее теоретиками как возрождение античной культуры с ее идеальным, универсальным, гармонично развивающимся человеком.

В теории культуры есть четкие аналогии между античной культурой и культурой эпохи возрождения. Поскольку культура итальянских городов-республик как центров возрождения носила полисный характер.

Возрождение имеет общеевропейское, даже мировое значение, но зарождалось оно в Италии, в итальянских городах-респондентах, таких как Флоренция, Венеция и так далее, в которых интенсивно развивалась промышленность, и концентрировались торговые связи.

В результате политической борьбы сложилась городская демократия, напоминавшая изономические порядки античного полиса. Как следствие началось разложение прежней средневековой традиционно-сословной культуры. На смену статичному, малоподвижному, социальному порядку средневековья приходил социальный механизм городов-республик и городов-коммун, а на смену сословному индивиду, жестко закрепленному в своей общине, приходит активная, предприимчивая стихийно утверждающаяся человеческая индивидуальность, то есть начинается процесс автономизации личности, когда отдельный индивид выделяется из сословных структур.

Появляются новые формы взаимодействия между людьми, большая свобода отдельного человека. Впервые формулируется понятие человека вообще, то есть человек, принадлежащий не только племени, роду, сословию, нации или государству, но и человечеству в целом. Это понятие – гуманизма, который рассматривает человеческую личность как высшую ценность и обосновывает право человека на личную свободу, равенство с другими людьми и счастье.

Не случайно в это время в теории возникает понятие фортуна, которая приходит на смену средневековому понятию судьбы или воззрения. Понятие фортуна выражает такую социальную необходимость, которая складывается в результате деятельности людей, а не против их воли. Если судьба абсолютно не зависима от людей, то согласно новым представлениям, люди могут выстраивать жизнь по своей воле, если овладеть фортуной.

Специфика эпохи возрождения является то, что ее наиболее выдающимися представителями были людьми – универсалами (Леонардо да Винчи, Дюрер, Лютер, Макиавелли): специалистами не только в одной узкой сфере, но в разных, даже в противоположных областях человеческой деятельности. Этот факт наглядно показывает, что при благоприятных условиях при соответствующем образовании и воспитании человека возможности являются безграничными. Человеческая сущность универсальна.

Наиболее подходящей теоретической основой для духа индивидуализма, которое складывается в результате автономизации, снова стал неоплатонизм, однако воплощенный в новой форме. Суть всякого неоплатонизма – это приоритет духа, то есть принципа единого над материей. Однако если в античности это единое воплощается в виде Космоса и мира идей, в Средние века – через личность Бога, то в эпоху воззрения – это единое выражается через человека – через автономную личность, которая мыслится материально, природно и телесно. Поэтому философия эпохи возрождения не космоцентрична. Из этого принципа вытекают все основные направления философии эпохи возрождения.

 

II. Учение Николая Кузанского (1401 – 1453).

 

Николай Кузанский развивает идеи неоплатонизма с учетом влияния христианства. Любой платонизм содержит в себе идею о приоритете духа над материей.

Однако, Кузанский преодолевает противоречие идей и материи, соединяя их общим принципом. Этот принцип выражается как «идейное». Кузанский вводит формулу пантеизма: «Единое есть все». В то же время личностный принцип Бога свойственный христианству включается в то же единое. Отсюда Кузанский выводит формулу совпадения противоположностей, согласно которой абсолютный минимум есть абсолютный максимум.

Это принципиально новая формула в философии мировоззрения. Кузанский рассуждал следующим образом: «Единое включает в себя весь мир, все его предметы и явления, то есть это абсолютный максимум. В то время, Единое единственно, то есть более скудно, чем все другие предметы. Это абсолютный минимум». Минимум и максимум совпадают в Едином, это одно и тоже.

Поскольку Единое - это весь мир, и в тоже время Бог (пантеизм), то Кузанский выводит геометрическую формулу Единого, Мира и Бога: описывается радиусом, исходящем из точки пребывающей повсюду. Таким образом, у мира нет стабильного центра, и вся вселенная бесконечна.

Отсюда следует, некоторые важные для науки выводы. Так как конечное и бесконечное совпадают, то в каждом отдельном фрагменте мира, в каждом предмете заключено все его многообразие. Человек, наделенный разумом способен постичь это многообразие. Поэтому человек – это микрокосмос, который воплощает в себе всю полноту вселенной, то есть макрокосмос. Таким образом, учение Николая Кузанского создает теоретические предпосылки научного мировоззрения нового времени.

 

III. Джордано Бруно (1548 – 1600).

 

Бруно развивает идеи Кузанского в естественно-научном отношении. Для этого он философски осмысливает гелиоцентрическую идею Николая Коперника, согласно которой центром космической системы, в которой живут люди, является не Земля, а Солнце.

Отсюда Бруно отводит главную роль человеческому мышлению, которое способно проникнуть в суть вещей и выявить истину, противоречащую повседневным впечатлениям. Обыденные чувства утверждают, что Солнце движется вокруг Земли. В то же время человеческий разум, опираясь на достижения науки, утверждает прямо противоположное.

Сила разума в том, что он опирается на законы, единые для природы и космоса в целом. Главное из этих законов – это движение. Движение является всеобщим принципом, который в наиболее концентрированном виде в крайней степени ускорения выражается в человеческом разуме.

Движение пронизывает всю вселенную, то есть пространство и время однородны. Солнце – такая же звезда, как и все другие. Все звезды имеют планеты. Все планеты населены. Разум имеет всеобщий характер и, таким образом, замещает собой Бога.

Бруно фактически исключает Бога из картины мира. Данная точка зрения является абсолютно не совместимой с религиозной. Поэтому не удивительно, что именно Бруно, а не Коперника или Галилея сожгла католическая церковь.

Учение Бруно имеет значение и для современной науки, поскольку вся предметная наука, например, учение Ньютона, не исключают Бога из картины мира. В то же время учение Бруно, который отдает приоритет человеческому разуму актуально для наших дней.

 

IV. Социальная мысль эпохи Возрождения.

 

Эпоха возрождения наполнена резкими социальными противоречиями. В ней много примеров жестокости, коварства, авантюризма, всякого разгула страстей. В этом складывается стихийный индивидуализм новой автономной личности, которая выделялась из традиционной структуры и при этом сознательно противопоставляла себя обществу, другим людям. Это явление именуется «обратная сторона Возрождения», столь же закономерное как и его гуманизм.

В русле этих идей развивались следующие учения.

1. Николо Макиавелли (1469 – 1527) главный труд - «Государь».

Учение Макиавелли является принципиально новым во всей общественной мысли. Макиавелли не просто развинчивает религиозные авторитеты, не просто ставит отдельного человека в центр мировоззрения, но идет дольше: исследует структуру общества, типы власти, строение государства. Во всей системе социальных отношений он выделяет особую сферу – политику, специфика которой заключается в том, что деятельность людей в этой сфере определяется не религиозными принципами, но творческой активностью, то есть самими людьми.

Политическая деятельность отличается и от принципов морали, и от религиозных догматов.

Чтобы наглядно выразить эти новые принципы, Макиавелли рисует образ идеального правителя – государя. Такой правитель должен сочетать в себе как жестокость и мужество льва, так и гибкость и коварство лисицы, руководствуясь принципами только политической пользы. Это значит, что оправданным является любое действие, которое ведет к поставленной цели: «Великая цель оправдывает любые средства».

Это значит, что человек не должен мириться с обстоятельствами, уступать им, а должен в меру сил определять, выстраивать эти обстоятельства. Несмотря на парадоксальность выражения, учение Макиавелли есть форма выражения гуманизма.

2. Утопические учения Ренессанса.

Эпоха возрождения есть эпоха расцвета социальных утопий, то есть таких социальных проектов, которые не могут воплотиться в жизнь.

Дело в том, что эпоха возрождения поставила задачу практически реализовать идею прекрасного, универсального человека. Однако на практике вслед за этой эпохой феодализма наступила эпоха рыночных, буржуазных отношений с их индивидуализмом, распадом социальных связей и взаимной конкуренцией между людьми.

Отсюда идея гармоничного человека оказалась утопичной, по крайней мере, в ближайшие пятьсот лет. В то же время, недостижимость идеала породило стремление реализовать эту идею любыми, доже насильственными способами, что и привело к возникновению утопии.

В истории философии выделяют следующих утопистов:

А) Томмасо Компанелла (1568 – 1629). Главный труд «Город Солнца» был написан в тюремном заключении, куда был брошен Компанелла за попытку поднять народное восстание.

Компанелла убеждался в том, что возможно создать Царство Божие на земле и рисует идеальное общественное устройство, в котором отсутствует частная собственность. Все люди трудятся, всеобщий труд создает изобилие общественных продуктов, процветают науки.

Однако Компанелла не может указать конкретных путей и способов реализации этого идеала, и поэтому в его концепции способы регулирования социальных отношений приобретают жестокий, принудительный характер. Вся жизнь обитателей города Солнца строго регламентирована (браки заключаются по распоряжению правителей, дети воспитываются не в семье, а всем обществом, существует разделение между простыми людьми и группой привилегированных лиц, трудную физическую работу выполняют преступники из числа тех обитателей, которые нарушили установления).

Б) Томас Мор (1479 – 1555).

Главный труд «Утопия» («место, которого нет»).

Мор второй человек в английском королевстве, государственный канцлер, вступил в конфликт с королем и был казнен.

Свой труд он начинает с критики складывающихся буржуазных отношений, то есть, первоначальное накопление капитала, которое привело к изгнанию английских крестьян для того, чтобы на их угодьях развивать овцеводство для текстильной промышленности, Мор выдвигает формулу «Овцы съели людей» и в противоположность этому рисует образ острова утопия, где царит идеальное общественное устройство.

В отличие от Компанелла здесь действует демократическое управление, сохраняется семья, у людей развиваются разносторонние отношения навыки и интересы.

Причина в том, что развитие науки и техники в то время еще было в зачаточном состоянии.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Тема 4. Средневековая философия | Тема 6. Философия Нового времени. Становление науки
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 267; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.021 сек.