Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 9. Философия марксизма

I. Учение о практике и человеке.

 

Основателями марксизма являются Карл Маркс(1818 – 1883) и Фридрих Энгельс (1820 – 1895). Они строят свое учение, непосредственно развивая его и критически перерабатывая учения Гегеля и Фейербаха.

Однако в их трактовке в человеке мыслит, не абстрактная идея, как у Гегеля, не отдельный, отчужденный человек, как у Фейербаха, но мыслит человек, который в единстве с другими людьми осуществляет преобразование природы и социальных условий своего существования.

Между человеком и природой они помещают новый фактор – практику, то есть орудийно-вооруженный и коллективно-организованный труд. В отличие от животных, которые используют естественные, врожденные орудия труда, люди используют комбинированные предметы природы превращенные тем самым в искусственные орудия труда. Использование этих орудий люди обучаются в процессе общения друг с другом.

В структуре практики выделяются две стороны.

1. распредмечивание,

2. опредмечивание.

1. означает, что, выделяя в природе отдельные вещи, в качестве предмета своего интереса, человек раскрывает закономерности природы.

2. означает, что человек субъективно растет, предметно обогащает свои способности.

Все это имеют люди. Это результат их труда, продукт практики в виде, как орудий, так и результатов практической деятельности. Все это вместе Маркс именует «промышленность». Именно благодаря промышленности совершается развитие человека, как в общественном, так и в индивидуальном смысле: музыкальное ухо, чувствующий красоту глаз, универсальная «ловкая рука», все это способности результативной тренировки человека на предметах промышленности.

Таким образом, согласно марксизму, сущность человека – это не есть некое врожденное, естественное свойство отдельного индивида. Сущность человека это совокупность всех общественных отношений. То есть основатели марксизма в плотную подходят к тому, как описать человека через культуру.

Опираясь на культуру, которая в марксизме сведена к орудиям труда, человек выделяется из мира животных. Он преобразует первую, естественную природу во вторую искусственную природу, в технику превращения «её» в «гармоническое тело человека».

Благодаря искусственной природе человек обретает свою уникальность и специфику. Если животные тоже производят и действуют даже коллективно, подобно пчеле, бобрам, муравьям, но всегда действуют в пределах своего вида, в то время как человек действует в пределах и по меркам всех видов. Животные приспосабливаются к природе человека, человек приспосабливает природу к себе. Животные действуют только под давлением физической необходимости, нужда, когда как человек действует наиболее продуктивно, лишь в том случае, когда свободен от неё, поэтому человек – это существо универсальное.

 

II. Философия истории марксизма.

 

Марксизм – это первая теория, где раскрываются объективные закономерности общественно-исторического развития. Философия истории марксизма распадается на две части:

1. Выявление компонентов и движущих сил исторического процесса или материалистическое написание истории.

2. Определение целей исторического процесса, то есть его задач и тенденций.

1. Материалистическое понимание истории.

Здесь в марксизме выявляется два ведущих компонента:

1. производственные силы;

2. производственные отношения.

Производственные силы – это люди, приводящие в движение технику, то есть орудия труда.

Производственные отношения – те формы взаимодействия, в которые люди вступают в процессе своей производственной деятельности.

Производственные силы и производственные отношения, объединяясь друг с другом, составляют способ производства или материально-технический базис общества; под этим базисом возникает надстройка, то есть формы власти и диалогии специализированного духовного производства. Базис и надстройка в сумме составляют общественно экономическую формацию, специфичную для конкретной исторической эпохи.

Источник развития – это производственные силы, прежде всего орудие труда, производственные силы более подвижны, нежели производственные отношения, которые, напротив, более статичны и от того отстают в ходе исторического развития.

На отдельном этапе производственные силы приходят в конфликт с производственными отношениями, взламывают их в ходе социальной революции, и, тем самым создают предпосылки к новой, общественно-экономической формации. Поэтому революции – это «локомотивы истории».

Таким образом, в общечеловеческой истории сменяется пять общественно-экономических формаций, описывает характер исторической стадиальности, ведущий к цели истории, то есть к коммунизму.

2. Смысл истории.

Это ответ на вопрос конечных целях исторического процесса и характере исторической стадиальности.

Здесь основатели марксизма опираются на положения Гегеля о том, что общечеловеческая история – это постепенного освобождения человека, нарастание степени его свободы. Несмотря на общественные противоречия даже эксплуатируемые классы становятся все более свободными и не зависимыми: рабы, крестьяне, наемные работники.

Данное обстоятельство связывается, прежде всего, с процессом развития техники (средством производства). Согласно этому принципу, опираясь на технические предпосылки, Маркс разделяет всю историю на пять стадий, которые соответствуют пяти экономическим формациям.

 

Первобытность рабовлад. строй феодализм капитализм коммунизм

 
 

 


Предыстория

       
   


а) б) в)

       
   

 


Однако, данное деление не способно ответить на вопрос: почему количество стадий именно такое, и почему в теории марксизма коммунизм рассматривается как конечная стадия, после которой не возникает новых формаций.

Отсюда Маркс предлагает новое деления на две стадии: предысторию и собственно историю – это коммунизм, начиная с которого человечество вступает в этап подлинного, истинного развития.

Кроме того, для конкретизации коммунизма Маркс предлагает деление истории также на три стадии – согласно принципу развития человеческой личности:

а) стадия, когда личность не развивается, возникают отношения личностной не свободы, личностной зависимости (человек принадлежит другому человеку): первобытность, рабовладельческий строй, феодализм.

б) отношение личностной свободы человека в условиях материальной несвободы (вещественной зависимости): эпоха капитализма.

в) универсальной развитие личности – эпоха коммунизма, когда человек становится целью производства, и у него полностью развиваются все его способности и задатки.

Чтобы достигнуть этой цели, то есть перейти от капитализма к коммунизму, необходимо превратить все средства производства в общественную собственность и создать технологию формирования личности нового типа. Первое условие было достигнуто в России после революции 1917 года, условие второго фактора не ясно до сих пор. Поэтому советский проект потерпел неудачу.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Тема № 7. «Философия французского Просвещения» | Тема 10. Европейский иррационализм
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 213; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.019 сек.