Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

ВВЕДЕНИЕ. для студентов специальностей




ЭКОНОМИКА В ОТРАСЛИ СВЯЗИ

 

Курс лекций

для студентов специальностей

2 – 45 01 02 – Системы радиосвязи,

радиовещания и телевидения

2 – 45 01 03 - Сети телекоммуникаций

2 – 45 01 04 - Почтовая связь

 

Часть 1

 


ВИТЕБСК 2004


 

Составитель Н. Г. Плетенкина

 

Экономика в отрасли связи. Курс лекций. Часть 1. Предназначен для студентов специальностей 2 – 45 01 02 – Системы радиосвязи, радиовещания и телевидения, 2 – 45 01 03 - Сети телекоммуникаций, 2 – 45 01 04 - Почтовая связь.

 

Рецензент С. К. Янковская

 

Издание утверждено на заседании филиала

кафедры экономики и управления

«_____» _____________ 2004г. Протокол № ____

Зав. филиалом кафедры ЭиУ _____________ Плетенкина Н.Г.

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение…………………………………………………………….5

1 Характеристика изучаемой отрасли………………………8

1.1 Характеристика отрасли связи, ее экономические особенности…………………………………………………8

1.2 Виды и подотрасли связи…………………………………14

1.3 Состояние и перспективы развития связи в Республике Беларусь……………………………………………………17

1.4 Структура управления отраслью связи…………………..24

2 Предприятие как субъект хозяйствования………………26

2.1 Сущность и характеристика предприятия………………26

2.2 Организационно-правовые формы предприятий……….29

2.2.1 Характеристика форм собственности…………………...29

2.2.2 Унитарное государственное предприятие………………32

2.2.3 Унитарное частное предприятие………………………...33

2.2.4 Хозяйственные товарищества……………………………34

2.2.5 Общество с ограниченной ответственностью…………..35

2.2.6 Акционерное общество…………………………………...36

2.2.7 Производственный кооператив…………………………..37

2.3 Классификация предприятий связи……………………...38

3 Формы общественной организации производства……...41

4 Производственные фонды предприятия…………………49

4.1 Сущность производственных фондов……………………49

4.2 Классификация и структура основных производственных фондов……………………………………………………...51

4.3 Способы учета и оценки основных производственных фондов……………………………………………………...55

4.4 Износ фондов и его виды. Показатели технического состояния и движения основных фондов………………..59

4.5 Амортизация основных фондов………………………….63

4.6 Показатели использования основных производственных фондов……………………………………………………...69

4.7 Пути улучшения использования основных производственных фондов………………………………..74

4.8 Лизинг основных фондов…………………………………76

4.9 Оборотные средства, их характеристика………………...78

4.10 Показатели использования оборотных средств. Пути ускорения их оборачиваемости…………………………..82

Литература………………………………………………………...87

 

 

Древнегреческое слово «oikоnomikе» означает дословно искусство управления домашним хозяйством. Отсюда «эконом», «экономка» – человек, обладающий этим умением и ведущий дела так, чтобы домашнее хозяйство было прибыльным.

В современном значении слово «экономика» приобрело гораздо более сложный смысл.

Во-первых, экономика – это хозяйственный комплекс страны, включающий множество отраслей, предприятий, учреждений, объединений, органов хозяйственного управления. Каждое звено хозяйственного комплекса производит продукцию, выполняет работы, предоставляет услуги, либо осуществляет управление и координацию. Связь является отраслью хозяйства страны, от которой зависит своевременная и качественная передача разнообразной информации.

Во-вторых, экономика – это совокупность производственных отношений, складывающихся в результате взаимодействия материальных, трудовых и финансовых ресурсов с целью производства продукции, предоставления услуг, выполнения работ.

В-третьих, экономика – это наука, изучающая методы эффективного управления и организации производственного процесса и труда. Как известно, цель собственника капитала – вложить капитал в дело так, чтобы получить максимально возможную прибыль. Экономика помогает собственнику выбрать оптимальный вариант вложения средств; организовать производство с наибольшим экономическим эффектом при минимальных затратах ресурсов. Поэтому экономику считают наукой свободного выбора вложения капитала.

Различают макро- и микроэкономику. Макроэкономика изучает проявление экономических законов во всем общегосударственном хозяйственном комплексе. Микроэкономика изучает организацию производства и труда на уровне организаций и домашних хозяйств.

Общая наука «Экономика» подразделяется на отраслевые экономические науки: экономика промышленности, экономика сельского хозяйства, экономика транспорта, связи и т. д. Отраслевые экономические науки изучают проявление экономических законов, специфику производственных отношений в рамках конкретной отрасли. Экономика отрасли связи – отраслевая экономическая наука, предметом которой является специфика производственных отношений в данной отрасли. Задача экономики отрасли связи – разработка методов достижения наибольшего эффекта в деятельности предприятий связи при минимальных затратах различных ресурсов: материальных, трудовых, финансовых.

Современный этап развития общества, называемый веком информации, предъявляет особые требования к ускоренному и эффективному развитию связи. Чтобы связь была именно такой, специалист-связист должен не только умело эксплуатировать современную технику связи, но и уметь применять наиболее рациональные приемы планирования и управления. Курс лекций по экономике в отрасли связи помогает студентам приобрести экономические знания, сформировать экономическое мышление, приучить их с максимальной пользой использовать имеющиеся ресурсы.

Представленный Вашему вниманию курс лекций составлен в соответствии с рабочей программой дисциплины «Экономика предприятия», изучаемой студентами специальностей «Сети телекоммуникаций» и «Почтовая связь» в Высшем государственном колледже связи. Курс лекций тесно связан с такими дисциплинами, как «Основы экономической теории», в которой изучаются теоретические основы всех экономических наук, математика, техническими спецдисциплинами. Некоторые вопросы освещены универсально, применительно для любой производственной отрасли. Многие вопросы отражают специфику экономических отношений в отрасли связи. Лекции обобщают многообразный материал, изложенный в различных учебниках, нормативных документах, а также базируются на статистических материалах и публикациях Министерства связи и информатизации. Учтен личный опыт преподавания автором данной дисциплины.

В первой части курса лекций представлены четыре главы.

Глава 1 посвящена экономической характеристике отрасли связи, перспективам ее развития.

В главе 2 дается характеристика предприятий, основанных на различных формах собственности, в том числе и в отрасли связи.

Глава 3 посвящена формам общественной организации производства, охарактеризованы особенности их проявления в отрасли связи.

В главе 4 дается характеристика производственных фондов. Раскрыта сущность амортизации и порядок расчета амортизационных отчислений. Рассмотрены показатели, характеризующие эффективность использования производственных фондов. Рассмотрены пути повышения эффективности их использования.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 242; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.