Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Задачи и политика ценообразования

 

 

Мы рассмотрели, как цена воздействует на регулирование рынка через механизм действия закона стоимости и закона цен. Производители товаров, работ, услуг могут заниматься процессом установления цен при обязательном условии знания этих рыночных процессов. Однако только такое стихийное изменение цен исключительно под воздействием спроса и предложения практически нигде не сохранилось. Ценообразование в любом государстве является не только функцией производителей, но и органов государственного управления.

Согласно законодательству, ценообразование - это процесс по установлению, регулированию цен и контролю соблюдения ценового законодательства со стороны юридических лиц, индиви­дуальных предпринимателей, органов государственного управления.

В Республике Беларусь процесс ценообразования регулируется Законом «О ценообразовании», Положением «О порядке формирования и применения цен и тарифов» и другими законодательными и нормативными актами.

Основными принципами ценообразования в Республике Беларусь являются:

- сочетание свободных и регулируемых цен;

- разграничение полномочий производителей продукции и государственных органов управления по установлению и регулированию цен;

- установление регулируемых цен на уровне, обеспечивающем производителям покрытие экономически обоснованных затрат и получение достаточной для расширенного воспроизводства прибыли с учетом государственных дотаций и других мер государственной поддержки;

- государственный контроль соблюдения действующего порядка ценообразования, установленных нормативов и регулируемых цен.

Поясним эти принципы. Свободная цена - это цена, устанавливаемая самим производителем под воздействием спроса и предложения в условиях свободной конкуренции. Однако применение только свободных цен, как было сказано выше, приводит к стихийности рынка. Для большей равномерности рыночных процессов и социальной защищенности граждан применяется регулирование цен, то есть воздействие на процесс установления и применения цен со стороны государственных органов. Регулируемая цена - это цена, устанавливаемая государственными органами, или определяемая самим производителем, но с учетом установленных этими органами определенных ограничений. При этом регулируемая цена может иметь фиксированную или предельную величину.

Фиксированная цена - это цена, устанавливаемая в твердо выраженной денежной величине.

Предельная цена - это цена, величина которой ограничена верхним или нижним пределами.

Фиксированные цены устанавливаются на социально значимые товары, работы, услуги в целях доступности покупателям.

Предельные цены с верхним пределом устанавливаются, как правило, с помощью предельного норматива рентабельности для определения суммы прибыли, включаемой в цену.

Например, себестоимость единицы продукции составляет 5 тыс. руб., а предельный норматив рентабельности, установленный государственными органами, 30%. Тогда цена составит:

Ц = 5 + 5 * 0,3 = 6,5 тыс. руб.

Но могут устанавливаться и предельные цены, имеющие нижний предел. В настоящее время Постановлением министерства экономики от 29.03.2000г. утверждены предельные минимальные цены поставки товаров на экспорт в страны СНГ и дальнего зарубежья. Ниже этой цены экспортеры не имеют права продавать товар за границу. Это сделано в целях защиты производителя товара и обеспеченияему безубыточности.

Регулирование осуществляется также и декларированием цен. При формировании отпускных цен и тарифов предприятие обязательно составляет плановую калькуляцию с расшифровкой статей затрат. Отпускные цены, утвержденные руководителем предприятия, помещаются в прейскуранты, согласовываются с по­купателями в протоколах согласования цен, договорах на поставку продукции. Информация об уровне отпускных цен направляется в органы ценообразования. Таким образом, государство осуществляет контроль над необоснованным завышением цен.

Принцип разграничения полномочий заключается в том, что государство устанавливает лишь минимальное количество цен, в основном этим занимаются сами производители продукции. Государственные же органы ценообразования ставят перед собой задачу регулирования и контроля.

О необходимости регулирования и контроля цен со стороны государства говорит опыт многих стран. Так, в США государством регулируется от 5 до 10% цен, в Японии - до 20% потребительских цен. Во Франции прямым регулированием охвачены цены на сельскохозяйственную продукцию, газ, электроэнергию, транспортные услуги и другие товары и услуги монопольных производителей. В Австрии регулируется около 10% цен.

В Швеции постоянно ведется контроль движения уровня цен в стране, учитывается динамика инфляции, степень конкуренции, социальная значимость товаров и услуг. При обострении инфляции контроль над ценами ужесточается. В 1973 -1974 г.г. и 1980-1981 г.г., когда инфляция составляла соответственно 12-14 и 10%, госконтролю подвергались все цены, особенно на товары из импортного сырья и компонентов.

Однако регламентация цен, осуществляемая в странах с развитой экономикой, основана на высокой степени конкуренции. Жесткая политика регулирования относится, как правило, лишь к монопольным корпорациям, например, к сфере инфраструктуры и другим базовым отраслям экономики. Методы жесткого регулирования не относятся к банкам, страховым компаниям, государственным и смешанным предприятиям в области нефтедобычи и нефтепереработки.

В Республике Беларусь пока наблюдается жесткое государственное регулирование цен и многочисленные ограничения в области ценообразования. Они не способствуют развитию действительно рыночных отношений, ставят в тяжелое положение промышленность, сельское хозяйство, сферу услуг и т. д. Многие цены не обеспечивают производителям покрытие затрат на производство. Цены не работают должным образом на экономику, не содействуют ее стабилизации. Будем надеяться, что с развитием рыночной экономики, конкуренции государственные органы будут сокращать область регулируемых цен и функции цены заработают в полную силу.

 

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Предложение - это желание продавцов (предприятий, предпринимателей) продать товары, ресурсы на рынке | Построения. Виды тарифов
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 221; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.