КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Москва 2005 6 страница
3.1. Функции государственных органов в области мониторинга гидротехнических сооружений и окружающей среды Термин «мониторинг» образован от лат. «monitor» — «наблюдающий», а инженерный мониторинг – это система регулярных наблюдений, оценок, прогнозов состояния объектов и сооружений ВХК, а также мелиорированных земель, качества и количество оросительных, коллекторно-дренажных и грунтовых вод на системе. Эксплуатационный мониторинг ведется в соответствии с нормативными документами службы эксплуатации гидротехнических сооружений и регламентируется приказами вышестоящих ведомств и организаций, типовыми инструкциями, например «Правила эксплуатации мелиоративных систем и отдельно расположенных гидротехнических сооружений». Инженерный мониторинг осуществляют государственные и особо уполномоченные органы в соответствии с действующим законодательством и постановлениями Правительства РФ (Постановление Правительства РФ от 14.03-1997 г. «Об утверждении положения о ведении государственного мониторинга водных объектов»), а также соответствующие службы эксплуатирующей организации, которые оснащены соответствующей системой контроля и надзора. Мониторинг водных объектов производится на нескольких уровнях - локальном, территориальном, региональном (бассейновом) и федеральном. На локальном уровне мониторинг водных объектов осуществляют водопользователи, которые ведут систематические наблюдения за водными объектами в порядке, определяемом территориальными органами Министерства природных ресурсов Российской Федерации, и представляют данные наблюдений в указанные органы в соответствии с водным законодательством Российской Федерации. На территориальном уровне мониторинг водных объектов осуществляют территориальные органы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды во взаимодействии с территориальными органами федеральных органов исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации. На региональном (бассейновом) уровне мониторинг водных объектов осуществляют бассейновые водохозяйственные управления, региональные геологические центры и другие уполномоченные на то территориальные органы. На федеральном уровне ведение мониторинга водных объектов обеспечивается Министерством природных ресурсов Российской Федерации и Федеральной службой России по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды. Финансирование работ, связанных с ведением государственного мониторинга водных объектов, осуществляется за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, экологических фондов и средств водопользователей. Инженерный мониторинг включает в себя контроль изменений состояния окружающей среды под влиянием как природных, так и антропогенных факторов. Основные задачи мониторинга антропогенных воздействий являются: o наблюдение за источниками антропогенного воздействия; o наблюдение за факторами антропогенного воздействия; o наблюдение за состоянием природной среды и происходящими в ней процессами под влиянием факторов антропогенного воздействия; o оценка физического состояния природной среды; o прогноз изменения состояния природной среды под влиянием факторов антропогенного воздействия и оценка прогнозируемого состояния природной среды. Государственный мониторинг водных объектов является составной частью системы государственного мониторинга окружающей природной среды и включает: · регулярные наблюдения за состоянием водных объектов, количественными и качественными показателями поверхностных и подземных вод; · сбор, хранение, пополнение и обработку данных наблюдений; · создание и ведение банков данных; · оценку и прогнозирование изменений состояния водных объектов, количественных и качественных показателей поверхностных и подземных вод. Государственный мониторинг водных объектов состоит из: · мониторинга поверхностных водных объектов суши и морей; · мониторинга подземных водных объектов; · мониторинга водохозяйственных систем и сооружений. Государственный мониторинг водных объектов ведется Министерством природных ресурсов Российской Федерации совместно с Федеральной службой России по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды (по поверхностным водным объектам) и другими специально уполномоченными государственными органами в области охраны окружающей природной среды. Ведение государственного мониторинга водных объектов осуществляется на единой геоинформационной основе в целях совместимости его данных с данными других видов мониторинга окружающей природной среды. Для этого Министерство природных ресурсов Российской Федерации и подведомственное ему Агентство Водных Ресурсов: o обеспечивают совместно с Федеральной службой России по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды создание и развитие государственной наблюдательной сети станций и постов на водных объектах, разработку автоматизированных информационных систем по ведению государственного мониторинга водных объектов, создает наблюдательную сеть постов на водохозяйственных системах и сооружениях; o ведут мониторинг подземных водных объектов, в том числе наблюдение за качеством подземных вод по физическим, химическим и гидробиологическим показателям; o контролируют и координируют ведение мониторинга водохозяйственных систем и сооружений водопользователями; o разрабатывают и утверждают нормативно-методические документы по ведению государственного мониторинга водных объектов; o обобщают ежегодно данные о состоянии водных объектов, ведет обработку, накопление, хранение, распространение информации и банк данных государственного мониторинга водных объектов по бассейнам рек, морей, их участкам, гидрогеологическим бассейнам, территориям субъектов Российской Федерации и в целом по Российской Федерации. Другой уполномоченный государством орган - Федеральная служба России по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, кроме наблюдений за изменениями в окружающей атмосфере и распределением осадков, осуществляет мониторинг поверхностных вод, в том числе наблюдение за качеством поверхностных вод по физическим, химическим и гидробиологическим показателям, разрабатывает нормативно-методические документы по ведению мониторинга поверхностных вод, ведет банк данных мониторинга поверхностных вод по бассейнам рек. Министерство природных ресурсов Российской Федерации и Федеральная служба России по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды взаимодействует в пределах их компетенции по основным вопросам ведения государственного мониторинга водных объектов с: o Государственным комитетом Российской Федерации по охране окружающей среды - при ведении мониторинга источников антропогенного воздействия на окружающую среду в части оценки антропогенного воздействия на водные объекты; o Государственным комитетом Российской Федерации по рыболовству - при ведении государственного мониторинга объектов животного мира в части оценки состояния водных объектов как среды обитания водных животных и растений; o Министерством здравоохранения Российской Федерации - при ведении социально-гигиенического мониторинга в части оценки качества воды источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, а также оценки состояния водных объектов, содержащих природные лечебные ресурсы, и водных объектов, используемых для рекреации. Бассейновые инспекции и органы надзора за мониторингом водных ресурсов и безопасностью гидротехнических сооружений – государственные инстанции, наделенные особыми полномочиями. В части контроля и надзора за гидротехническими сооружениями и водохозяйственными комплексами, находящимися на территории субъектов Федерации, функции бассейновых инспекций и органов надзора за безопасностью сводятся к осуществлению: o своевременного выявления и прогнозирования развития негативных процессов, влияющих на качество вод и состояние водных объектов, разработки и реализации мер по предотвращению вредных последствий этих процессов; o оценки эффективности осуществляемых водоохранных мероприятий субъектами ВХК; o регистрации и фиксирования всех случаев нарушения водного законодательства и причинения ущерба водным источникам; o информационного обеспечения участников ВХК об установленном порядке и административных процедурах в области использования и охраны водных объектов; o инициирования процедуры на запрет пользования водными ресурсами в случае систематических нарушений. Мониторинг включает в себя следующие практические направления, представленные на рис.3.1.: o Наблюдение за состоянием сооружений водных объектов и факторами окружающей среды воздействующими на них; o Оценку фактического состояния водных источников и уровня их загрязнения; o Прогноз состояния водных объектов и окружающей среды в результате хозяйственной деятельности, эксплуатационных мероприятий и других факторов; o Предупреждение возможных природных и техногенных катастроф. Рис.3.1. Схема мониторинга. При проведении комплексного инженерного мониторинга водохозяйственных объектов и сооружений: а) проводится постоянная оценка экологических и технологических условий среды взаимодействия гидротехнических сооружений и водного потока, а также оценка состояния и функциональной целостности элементов ВХС; б) создаются условия для определения корректирующих действий в тех случаях, когда целевые показатели состояния гидротехнических сооружений и экологических условия водного источника не достигаются. Мониторинг это интегральный процесс, в ходе которого обобщаются данные наблюдений за действием человека или созданным им структур на условия собственного существования и на окружающую среду. Применительно к сфере водного хозяйства речь идет об инженерном мониторинге, так как объектами наблюдения одновременно являются как природная, так и техногенная составляющие водохозяйственных комплексов. При этом все наблюдения носят инструментальный характер, то есть с использованием контрольно- измерительных приборов и аппаратуры. Количественный и предметный состав контрольно-измерительных приборов и аппаратуры, принципы их размещения на объектах и сооружениях водохозяйственных систем, порядок их поверки, тарировки и обслуживания, степень автоматизации процессов измерения, обработки и анализа данных это все входит в понятие организация инженерного мониторинга.
Список используемой литературы 1. Полад-заде П.А. и др. Мелиорация и водное хозяйство. Т.4. Сооружения: Справочник – М.Агропромиздат,1987.-464с. 2. Кавешников Н.Т. Эксплуатация и ремонт гидротехнических сооружений.-М.: Агропромиздат, 1989.-272 с. 3. Муравей Л.А. и др. Экология и безопасность жизнедеятельности: Учебное пособие для вузов.-М.:ЮНИТИ-ДАНА,2000 г.-447 с. 4. Натальчук М.Ф., Ольгаренко В.И., Сурин В.А. Эксплуатация гидромелиоративных систем: Учебники и учебные пособия для вузов.- М.:Колос, 1995.-320 с. 5. Реймерс Н.Ф. Природопользование: Словарь-справочник.-М.:Мысль,1990.-637с. 6. Федеральный закон от 21.07.97 N 117-ФЗ “О безопасности гидротехнических сооружений” (Принят Государственной Думой 23.06.97.) 7. Постановление Правительства РФ от 14.03-1997 г. «Об утверждении положения о ведении государственного мониторинга водных объектов» 8. СНиП 2.06.03—86 «Эксплуатация гидромелиоративных систем и сооружений» 9. СНиП 2.06.03—86 «Эксплуатация гидромелиоративных систем и сооружений» 10. СНиП 2.04.03—86 «Канализация, наружные сети и сооружения» 3.2. Инженерный мониторинг и организация системы контроля состояния гидротехнических сооружений и окружающей среды. Эксплуатационная обстановка Комплексный экологический и инженерный мониторинг гидротехнических сооружений и окружающей среды — это организация системы наблюдений за состоянием узлов и отдельных объектов, окружающей природной среды для оценки их фактического технологического состояния, уровня водности и загрязнения источников и предупреждения о создающихся критических ситуациях, опасных для здоровья людей и конструктивной устойчивости сооружений. Различают мониторинг локальный, системный и фоновый – соответственно, для отслеживания технологических процессов на отдельных сооружениях, для анализа технического состояния водохозяйственной системы в целом, для формирования банка данных по всем компонентам водохозяйственного комплекса, включая природную составляющую. Система комплексного мониторинга предусматривает: · выделение объекта наблюдения; · обследование выделенного объекта наблюдения; · составление для объекта наблюдения информационной модели; · планирование измерений; · оценку состояния объекта наблюдения и идентификацию его информационной модели; · прогнозирование изменения состояния объекта наблюдения; · представление_информации в удобной для использования форме и доведение ее до потребителя. Основные цели комплексного экологического мониторинга состоят в том, чтобы на основании полученной информации: 1) оценить показатели состояния и функциональной целостности элементов и узлов системы, среды формирования водных ресурсов, почвенно-мелиоративной обстановки; 2) выявить причины изменения этих показателей и оценить последствия таких изменений, а также определить корректирующие меры в тех случаях, когда целевые показатели не достигаются (т. е. провести диагностику состояния водохозяйственной системы и среды формирования водных ресурсов); 3) создать предпосылки для определения мер по исправлению возникающих негативных ситуаций до того, как будет нанесен ущерб, т. е. обеспечить заблаговременное предупреждение негативных ситуаций. За организацию инженерного мониторинга и надзора за состоянием гидротехнических сооружений, сданных в эксплуатацию, ответственность несет служба эксплуатации гидроузла, которая обеспечивает наблюдение, сбор, контроль, обработку, обобщение, накопление, хранение и распространение информации, а также ведение банков данных и передачу данных мониторинга на региональный (бассейновый) уровень. Инженерный мониторинг осуществляют путем систематического осмотра, обработки результатов измерений контрольно-измерительной аппаратурой, создания специальных комиссий для обследования и определения объема необходимых ремонтных работ и реконструкции сооружений или их элементов. Служба эксплуатации системы обрабатывает данные измерений, систематизирует их и проводит прогнозные расчеты и оценки. На основании анализа наблюдений, обследований и выводов о работе сооружений ежегодно разрабатывает планы мероприятий по улучшению их функционирования, проведению ремонтно-восстановительных работ и, если необходимо, реконструкции. Материалы и результаты мониторинга предоставляются в соответствующее региональное производственное управление или вышестоящая организация в установленном порядке. Системы контроля и надзора за гидротехническими сооружениями различаются в зависимости от структуры службы эксплуатации. Гидротехнические сооружения 1, II и III классов капитальности, как правило, оснащаются контрольно-измерительной аппаратурой для проведения натурных наблюдений (СНиП 2.06.01—86). Для сооружений IV класса наблюдения с применением контрольно-измерительной аппаратуры могут быть организованы при соответствующем обосновании. Первоначально система контроля разрабатывается в проекте эксплуатации. Этапы проектирования включают: разработку проекта и мероприятий по устранению аварийных ситуаций, по ремонту и реконструкции гидротехнических сооружений; разработку проекта установки дополнительной контрольно-измерительной аппаратуры или ее восстановления (если в этом возникла необходимость); разработку проекта размещения и установки контрольно-измерительной аппаратуры (если ранее она не была предусмотрена), а также программы наблюдения; участие в необходимых случаях в анализе результатов наблюдений и обследований состояния сооружении. При решении задач создания всеобъемлющих систем инженерного мониторинга ВХК привлекаются научно-исследовательские организации. Они осуществляют: оказание методической и технической помощи службам эксплуатации в части организации и проведения наблюдений и обследования состояния сооружений; оказание технической помощи службам эксплуатации и проектным организациям с целью принятия мер по устранению сложных дефектов, повреждений и ликвидации аварийного состояния гидротехнических сооружений или их элементов. Кроме того, проводится: составление рекомендаций для службы эксплуатации по проведению контроля, надзора, обследованию сооружений и анализу результатов наблюдений; проверка соответствия результатов наблюдений проектным данным; выполнение для крупных гидротехнических сооружений (I, II и III классов капитальности) систематических наблюдений; прогнозирование и анализ результатов исследований в целях своевременного выявления аварийных ситуаций; разработка регламентов, типовых инструкций и правил по эксплуатации гидротехнических сооружений. Систематические наблюдения на сооружениях должны вестись в отношении следующих факторов:
В дополнение к систематическим наблюдениям производятся периодические осмотры сооружений с фиксацией состояния внешних их поверхностей: разрушения их, истирания, появления трещин и т. п. Такие осмотры особенно необходимы в речных сооружениях перед весенним ледоходом и паводком и после прохода льда и спада паводка; первые необходимы для подготовки к пропуску льда и паводка через сооружения, вторые — для учета повреждений, нанесенных прошедшим ледоходом и паводком, и установления необходимых ремонтных мероприятий. Способы производства таких наблюдений и исследований излагаются в соответствующих нормативных документах. Наблюдения проводятся специализированными подразделениями в рамках структуры эксплуатационного управления. Регулярные наблюдения и исследования по изучению факторов окружающей среды, в которых находятся объекты и сооружения, проводятся по следующим направлениям: климатические условия региона (температура и влажность воздуха, количество осадков, испарение и т.д.), гидрологические условия формирования поверхностного стока и расходов водного потока по створам, гидрогеологические условия территории(глубина залегания и минерализация грунтовых вод, их распространение, условия питания, дебиты скважин и т.д.), особенности почв и их распространение. Для выполнения поставленных задач необходимо проводить следующие систематические наблюдения и накапливать многолетние данные: · по уровням грунтовых вод и верховодки, их водно-солевым режимам; · по уровням расходам воды в водоприемниках и каналах; · по дренажному стоку на мелиорированных землях; · по количеству воды, поданной на систему; · по влажности почвы и ее водно-физическим свойствам в пахотном и подпахотном слоях, их изменению; · по метеорологическим элементам (осадки, испарение, температура почвы, глубина промерзания и оттаивания почвы, высота снежного покрова и др.); · по состоянию отдельных элементов водохозяйственных систем (водоприемников, каналов, дренажных линий, гидротехнических сооружений); · по использованию мелиорированных земель и урожаю основных сельскохозяйственных культур. Все вышеизложенные наблюдения в целом являются несложными и при наличии соответствующей аппаратуры, инструментов и оборудования могут осуществляться силами эксплуатирующей организации. Измерение параметров производится контрольно-измерительной аппаратурой, которая должна отвечать предъявленным уровням точности и проходить систематические поверки, юстировки и тарировки согласно паспорту завода-изготовителя. Средства водоучета должны быть серийными, прошедшими метрологическую аттестацию. Для проведения градуирования и метрологической аттестации средств водоучета на каналах или трубопроводах оборудуют измерительные участки (постоянные или временные) с образцовыми средствами измерений. Для контроля за мелиоративным состоянием земель предусматривают сеть режимных скважин, почвенно-солевые или водно-балансовые стационары, лаборатории производственных исследований. Режимные скважины располагают преимущественно по створам. Плотность расположения скважин на орошаемых землях зависит от степени естественной дренированности орошаемой территории, а на осушаемых землях - от типа водного питания. Почвенно-солевые стационары создают на орошаемых землях из расчета один стационар на 150...200 тыс. га. Их размещают в основных гидромодульных районах на типовых севооборотах. Водно-балансовые стационары на осушаемых землях имеют один стационар на 150...300 тыс.га. Их размещают на землях осушительных систем, типичных для обслуживаемого массива по типу водного питания, гидрологическим и почвенным условиям, конструкции регулирующей сети, сельскохозяйственному использованию земель. Лабораторию производственных исследований оснащают приборами и оборудованием для определения влажности и химического состава почвы, химического анализа воды. На магистральных, распределительных, сбросных, ограждающих каналах, коллекторах, дамбах, дорогах устанавливают километровые столбы и пикетные знаки через 200 м. На облицованных каналах столбы и знаки не устанавливают, а необходимые данные пишут прямо на облицовке. Отдельный вид измерительного обустройства водохозяйственных систем, имеющих в своем составе разветвленную сеть каналов большой протяженностиназывается эксплуатационной обстановкой. Это сеть установленных и размеченных с помощью геодезических приборов реперов и пикетов с помощью которых можно контролировать водораспределение на всем протяжении канала. В головах оросительных и в устьях осушительных каналов (на их бровках), на пересечениях и ответвлениях дорог, на сооружениях устанавливают указательные знаки. На закрытых трубопроводах и коллекторах указательные знаки обычно устанавливают на ближайшей границе поля. Предупредительные знаки указывают запрещение, разрешение или ограничение пользования каналами или сооружениями, и располагают их вдоль дорог, на их пересечениях и ответвлениях около мостов и труб-переездов, вблизи населенных пунктов и полевых станов. Форма и размеры дорожных знаков и указателей на эксплуатационных дорогах вдоль магистральных каналов должны соответствовать ГОСТу. На крупных гидротехнических сооружениях с пропускной способностью более 10 м/с, вдоль магистральных и распределительных каналов (трубопроводов), сбросных каналов и коллекторов, ограждающих каналов, дамб и дорог устанавливают постоянные геодезические реперы так, чтобы длина привязок не превышала 2 км. Комплексный инженерный мониторинг имеет мозаичное построение, которое позволяет из разноплановых и фрагментарных массивов данных с помощью оптимизационных методик получить интегрированную информацию об истинном состоянии системы, характере происходящих в каждый момент времени производственных процессах. Кроме того, посредством использования банка данных многолетних наблюдений можно выполнить прогнозные расчеты с достаточной достоверностью по различным аспектам функционирования системы. Вся проблема лишь в том, чтобы рационально организовать сбор информации по профильным направлениям, среди которых гидрометеорологические, гидрогеологические и почвенно-мелиоративные наблюдения и изыскания. Список используемой литературы 1. Гришин М.М. Гидротехнические сооружения.Ч.11- М.: Государственное издательство литературы по строительству и архитектуре.-1955г.- 448 с. 2. Полад-заде П.А. и др. Мелиорация и водное хозяйство. Т.4. Сооружения: Справочник – М.Агропромиздат,1987.-464с. 3. Кавешников Н.Т. Эксплуатация и ремонт гидротехнических сооружений.-М.: Агропромиздат, 1989.-272 с. 4. Муравей Л.А. и др. Экология и безопасность жизнедеятельности: Учебное пособие для вузов.-М.:ЮНИТИ-ДАНА,2000 г.-447 с. 5. Натальчук М.Ф., Ольгаренко В.И., Сурин В.А. Эксплуатация гидромелиоративных систем: Учебники и учебные пособия для вузов.- М.:Колос, 1995.-320 с. 6. Шаров И.А. Эксплуатация гидрмелиоративных систем. М.:колос,1967.-384 с. 7. Федеральный закон от 21.07.97 N 117-ФЗ “О безопасности гидротехнических сооружений” (Принят Государственной Думой 23.06.97.) 8. Постановление Правительства РФ от 14.03-1997 г. «Об утверждении положения о ведении государственного мониторинга водных объектов» 9. СНиП 2.06.03—86 «Эксплуатация гидромелиоративных систем и сооружений» 10. СНиП 2.06.03—86 «Эксплуатация гидромелиоративных систем и сооружений» 11. СНиП 2.04.03—86 «Канализация, наружные сети и сооружения» 3.3. Организация гидрометеорологических наблюдений. Методы обработки данных и информационное обеспечение.
Межзональное перераспределение водных ресурсов между провинциями и бассейнами рек является одним из значительных вмешательств человека в природные процессы, влияющие на формирование климатических условий и режимы увлажнения регионов, затрагиваемых переброской стока, а также прилегающих и удаленных от них территорий. В результате этого вмешательства создается особый микро- и мезоклимат по трассам переброски стока и на мелиорируемых площадях за счет влияния создаваемых водоемов и водохранилищ и затрат больших объемов воды на орошение. Вмешательство может иметь больший ареал влияния благодаря процессам общей циркуляции атмосферы, распространяющим дополнительно испарившуюся с орошаемых территорий влагу на значительные расстояния от районов мелиорации. Исследования показывают, что перераспределение стока сопровождается переменой погоды отдельных лет, естественным колебанием климата и изменением глобального климата, обусловленных непреднамеренным крупномасштабным влиянием антропогенных факторов. В научных географических исследованиях, связанных с оценкой природных условий и естественных ресурсов территорий для целей водного и сельского хозяйства, обособленное место занимает разработка частного вопроса о климатических условиях и климатических ресурсах, определяющих возможности использования их в водохозяйственном производстве, в первую очередь в земледелии на мелиорированных землях. Выделение климатических условий и ресурсов из общего природного комплекса диктуется тем обстоятельством, что климат, в отличие от других компонентов, несравненно меньше может регулироваться человеком. По существу, климат в значительной мере определяет общий облик ландшафта и, вместе с тем, создает основной зональный фон, на котором развертывается водохозяйственная и сельскохозяйственная деятельность и развивается тот или иной тип сельскохозяйственного производства: последнее, в отличие от других отраслей народного хозяйства, строится на прямом использовании именно климатических ресурсов. Поэтому гидрометеорологические исследования нацелены на информационное обеспечения агроклиматического анализа и выявление характерных параметров для прогноза микроклимата территории.
Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 307; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |