Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Физическая культура и спорт как действенные средства сохранения и укрепления здоровья людей, их физического совершенствования




Наш организм напоминает государство, в котором много клеточных образований, выполняющих множество жизненно важных функций. Координированное их взаимодействие в течении необходимого времени, обеспечивает определенного рода деятельность человека. Для этого необходимо участвующим в процессе клеткам доставить питание и убрать шлаки. Эту функцию в нашем организме исполняет в первую очередь сердечно сосудистая система, а также печень, почки, кишечник и др. органы.

Очень важно, чтобы функциональные клеточные образования нашего организма способны были необходимое конкретное время проявлять свои функции для эффективного выполнения запланированной деятельности в определенных внешних условиях.

Целый ряд современных профессий, которыми овладевают студенты МАИ, предъявляют высокие требования к физической подготовке и связанными с этим способностями человека. Эти профессии имеют свою двигательную специфику, различаются по психофизиологическим характеристикам и условиям труда, они будут предъявлять разные требования к физической подготовленности студентов в будущем.

Ученые объединяли с учетом физической тяжести, нервной напряженности и затраты килокалорий все существующие виды труда в четыре группы: 1 - легкий, ненапряженный; 2 - средний, малонапряженный; 3 - тяжелый, напряженный; 4 - очень напряженный.

Вас, будущих специалистов, ожидает деятельность аналогичная первой группе.

К первой группе относятся виды умственного труда, включающие работу на счетно -вычислительных машинах и пультах управления, работу корректоров типографий, инженеров заводских отделов, главных конструкторов, главных механиков, работников планового отдела и т.д., характеризующаяся циклом саморегуляции напряжения внимания и мышления. Сюда относятся работники конструкторского отдела, которые разрабатывают новые изделия. Такая деятельность связанна с интенсивным участием высших отделов центральной нервной системы, деятельность которой обеспечивается работой таких психических функций, как память, внимание, ассоциативное и логическое мышление.

Для этих работников характерно интенсивное напряжение высших отделов головного мозга, интенсивная концентрация внимания, быстрое его переключение, экстренное принятие решений, оперативное руководство и контроль за их выполнением. Присущий им творческий труд характеризуется повышенной способностью удерживать в памяти сведения, необходимые для создания новых образцов, процессов, быстротой сравнения и анализа


исследуемых явлений. Инициативный цикл саморегуляции при умственных видах труда проявляется в концентрации нервных процессов, точности дифференцировок (различий), скорости и точности решения задач, устойчивости внимания и его интенсивности, адекватного реагирования нервных процессов (соблюдение закона силы нервных процессов), скорости восприятия и переработки информации, быстрого краткосрочного запоминания, повышенного нервно - эмоционального состояния.

С этих позиций роль физической культуры и спорта в подготовке студентов к профессиональной деятельности имеет неоспоримую ценность и значимость.

Профессионально - прикладная физическая подготовка имеет непосредственной целью содействовать повышению эффективности профессионального обучения и достижению высокой и устойчивой работоспособности при выполнении профессиональных функций. Профессионально необходимые качества, навыки и умения приобретаются в сочетании процесса профессионального обучения со специальной физической подготовкой и совершенствуются в процессе самого труда.

Направленное применение специализированных физических упражнений содействует развитию профессионально важных физических и психических качеств, приобретению прикладных умений и навыков, позволяет повысить устойчивость организма по отношению к неблагоприятным воздействиям внешней среды.

Важнейшим фактором обеспечения всесторонней физической подготовленности к производственному труду является общая и специально направленная, физическая подготовка.

Таким образом, общая и специальная прикладная физическая подготовка должны составлять единую систему мер по физическому воспитанию с профессиональной направленностью.

Профессионально - прикладная физическая подготовка обеспечивает:

1) развитие физических способностей, отвечающих специфическим требованиям избранной профессиональной направленности;

2) формирование и совершенствование двигательных умений и навыков, находящих применение в избранной профессии либо способствующих ее освоению;

3) повышение устойчивости организма к неблагоприятному воздействию специфических условий профессиональной деятельности;

4) развитие средствами физической подготовки психических качеств, требующихся в

избранной профессии.

Деятельносная сущность физической культуры в среде учебного труда. Жизнедеятельность человека протекает в социальной среде и неразрывно связана с

жизнью общества. Из этого следует:

1. Регламентированные и самостоятельные занятия физической культурой и спортом являются одним из видов внутризаводской деятельности студентов, который и входит в структуру их социальной активности.

2. Занятия физической культурой и спортом не являются самоизолированным видом деятельности студентов. Они тесно связанны с другими видами их социальной активности.

В связи с этим средства физической культуры и спорта могут быть успешно использованы в учебно - воспитательном процессе ВУЗа для формирования социальной активности студентов и отвлечения от тех или иных антисоциальных форм поведения. В условиях ВУЗа физическая культура и спорт могут быть использованы как эффективное средство развития необходимых современному специалисту психологических и организационно -управленческих умений и навыков, а также для профилактики некоторых отрицательных последствий умственного переутомления.

Благосостояние всего общества и его членов во многом зависит от их здоровья и профессиональной физической подготовленности.


Процесс физического воспитания обеспечивает физическую и функциональную подготовленность к трудовой и оборонной деятельности и способствует укреплению их здоровья.

ВОПРОСЫ

1. Что такое физическая культура? Ее составные части и роль в развитии общества?

2. Что такое физическое воспитание?

3. Спорт и его значение в жизни общества?

4. Раскройте понятие «Физическое совершенство».

5. Что такое физическое развитие?

6. Физические (двигательные) качества и их роль в двигательной деятельности человека.

7. Двигательные умения и навыки и их роль в профессиональной и спортивной

деятельности.

8. Общая и специальная физическая подготовка. 9. Функциональная физическая подготовка. 10. Профессионально - прикладная физическая подготовка.

ЛИТЕРАТУРА

1. Грименко М.Ф. «Целебная сила движений», ФКиС, 4/1991. 2. Матвеев Л.М. «Введение в теорию физической культуры», ФКиС, 1983. 3. Матвеев Л.М., Новиков А.Д., «Теория и методика физического воспитания», изд.2, испр. и доп. (в 2-х т.) ФКиС. М.,1976:

Т-1 - Общие основы и методики физического воспитания;

Т-2 - Специализированные направления и особенности основных возрастных звеньев системы физического воспитания.

4. Александров С.Э. «Социальные функции физической культуры как составной части общечеловеческой культуры», 11/1990, стр. 51-54.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 1055; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.