КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Правовое положение
Тема 2 Механизмы реализации и защиты прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации Правовой статус человека и гражданина в Российской Федерации Основы конституционного строя Российской Федерации Предмет, содержание, задачи курса Введение Тема 1 Конституция РФ – Основной закон государства
Содержание темы 1. Предмет, содержание, задачи курса. 2. Основы конституционного строя Российской Федерации. 3. Правовой статус человека и гражданина в Российской Федерации. 4. Механизмы реализации и защиты прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации.
Правоесть наука о добром и справедливом. Так определяли право древнеримские юристы. Право происходит от латинского слова «justitia» - справедливость. В настоящее время под правом понимается совокупность общеобязательных правил поведения (норм права), устанавливаемых государством для регулирования наиболее важных общественных отношений. Значение и ценность права в том, что право позволяет: - упорядочить и стабилизировать стихийный процесс общественного развития; - выразить общие интересы и потребности отдельных лиц, социальных общностей, государств; - цивилизованно решать глобальные международные проблемы. Знание права гражданами: - позволяет им компетентно исполнять свои обязанности; - предостерегает их от совершения правонарушающих деяний; - помогает им защитить свои права и законные интересы; - позволяет им оказывать влияние на формирование общественного мнения по поводу дальнейшего развития и совершенствования права. Понимание правовых основ предпринимательства нужны не только юристам, но и людям других специальностей, так как многие из них в той или иной степени участвуют в хозяйственной деятельности либо непосредственно, либо при исполнении трудовых обязанностей. С правовой основой предпринимательства, так или иначе, связана жизнь всех граждан государства. Во-первых, действующее законодательство предоставляет всем равные права по вступлению в предпринимательскую деятельность: каждый гражданин вправе начать свой собственный бизнес, соблюдая при этом ограничения, установленные законом. Во-вторых, каждый человек, удовлетворяя свои повседневные нужды, вступает во взаимоотношения с хозяйствующими субъектами. И не будет преувеличением сказать, что даже минимальные правовые знания могут помочь в этих ситуациях защитить собственные интересы. В этом смысле знания о правовом регулировании экономической деятельности являются важным средством формирования правовой культуры и правового мышления. В результате изучения дисциплины Правовое обеспечение профессиональной деятельности формируется представление о правовом положении субъектов правоотношений в сфере предпринимательской деятельности, о законодательных и иных нормативных правовые актах, регулирующих правоотношения в процессе профессиональной деятельности, о правах и обязанностях работников в сфере профессиональной деятельности, в том числе умения защищать свои права в соответствии с гражданским, гражданско-процессуальным и трудовым законодательством. В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь: - использовать необходимые нормативно-правовые документы; - защищать свои права в соответствии с гражданским, гражданско-процессуальным и трудовым законодательством; - осуществлять профессиональную деятельность в соответствии с действующим законодательством; - определять организационно-правовую форму организации; - анализировать и оценивать результаты и последствия деятельности (бездействия) с правовой точки зрения. В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать: - основные положения Конституции Российской Федерации; - права и свободы человека и гражданина, механизмы их реализации; - основы правового регулирования коммерческих отношений в сфере профессиональной деятельности; - законодательные акты и другие нормативные документы, регулирующие правоотношения в процессе профессиональной деятельности; - организационно-правовые формы юридических лиц; - правовое положение субъектов предпринимательской деятельности; - права и обязанности работников в сфере профессиональной деятельности; - порядок заключения трудового договора и основания для его прекращения; - правила оплаты труда; - роль государственного регулирования в обеспечении занятости населения; - право социальной защиты граждан; - понятие дисциплинарной и материальной ответственности работника; - виды административных правонарушений и административной ответственности; - нормы защиты нарушенных прав и судебный порядок разрешения споров. Дисциплина Правовое обеспечение профессиональной деятельности базируется на теоретических знаниях о праве, полученных при изучении дисциплины Право, служит основой для изучения общепрофессиональных дисциплин и профессиональных модулей по профилю специальности. Вклад юридической науки в развитие экономики состоит в изучении и осмыслении экономических законов и выработке рекомендаций по государственно-правовому воздействию на них путем закрепления этих законов в нормативных актах, что в свою очередь, позволяет добиться реального воздействия на экономику. Как известно, центральной фигурой на рынке является предприниматель, и именно предпринимателям нужны знания об установленных государством правилах осуществления предпринимательской деятельности, без которых обречены на провал любые экономические реформы. Совокупность законодательных норм, регулирующих положение предпринимателя на рынке и его взаимоотношения с другими субъектами рыночных отношений, изучается предпринимательским (хозяйственным) правом. Основной целью правового регулирования хозяйственных отношений является адекватное отражение в нормативных актах экономических законов, создание благоприятного правового пространства для развития и функционирования предпринимательства. Конституция является основным законом государства и в отличие от других законов – актом правового учредительства. В ней весь уклад жизни общества и государства приобретает первоначальную правовую форму. Слово конституция происходит от латинского «constitutio», что означает «устройство», «установление». Конституция, как основной закон государства, учреждает и юридически оформляет политическую форму существования общества, систему органов государственной власти, устанавливает порядок их оформления и способ функционирования, закрепляет права и свободы человека и гражданина. Конституция – не только правовой акт. В ее содержании присутствуют нравственные ориентиры справедливости для всего общества. Конституция Российской Федерации была принята на референдуме 12 декабря 1993 года. Конституция как Основной закон страны имеет ряд особых юридических свойств, отличающих ее от других нормативно-правовых актов. Во-первых, Конституция РФ устанавливает принципы организации государственной и общественной жизни, провозглашает Российское государство, юридически оформляет государственную власть. Во-вторых, Конституция РФ имеет высшую юридическую силу, т.е. она возглавляет пирамиду нормативно-правовых актов в стране, является Основным законом государства, обладает верховенством. Ей не может противоречить ни один федеральный закон или любой другой нормативно-правовой акт. При наличии противоречий действует Конституция РФ. Для контроля за соответствием Конституции всех других актов создан Конституционный Суд РФ. Его решения являются окончательными и обжалованию не подлежат. В-третьих, Конституция РФ является актом прямого действия, т.е. ее нормы действуют непосредственно при регулировании общественных отношений и не требуется принятия дополнительных нормативных актов. В-четвертых, Конституция РФ действует на всей территории России и является обязательной для всех субъектов права, ее нарушение признается правонарушением, а виновные лица привлекаются к различным видам ответственности. В-пятых, Конституция РФ характеризуется устойчивостью, особым порядком внесения в нее изменений, который специально оговаривается в отдельной главе. Согласно нормам главы IX, Конституцию РФ можно принять либо на референдуме, либо на специально созванном Конституционном Собрании. Основные принципы Конституции РФ 1993 года: демократизм (выборность Президента РФ, Государственной Думы, органов власти субъектов РФ и органов местного самоуправления); законность (органы государственной власти и местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию РФ и законы); гуманизм (человек, его права и свободы являются высшей ценностью, при этом каждый имеет право на жизнь, личную неприкосновенность, охрану достоинства личности); равноправие граждан (все равны перед законом и судом, а также в правах и свободах независимо от пола, рас, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям и других обстоятельств); государственное единство Российской Федерации (верховенство Конституции РФ и федеральных законов на всей ее территории, единство экономического пространства, единый государственный язык, единая валюта); равноправие и самоопределение народов (все субъекты РФ равноправны, они самостоятельно создают свои органы власти и законодательство, а полномочия центра и субъектов разделены); разделение власти на законодательную, исполнительную и судебную; идеологическое многообразие и многопартийность (запрет на государственную или обязательную идеологию при равноправии общественных объединений перед законом). Конституционным строем называется система общественных отношений, складывающихся на основе норм Конституции. Основы конституционного строя РФ — это закрепленные в Конституции Российской Федерации главные, фундаментальные принципы, лежащие в основе жизнедеятельности российского государства и общества. К числу принципов (основ) конституционного строя относятся: принцип демократизма, принцип федерализма, принцип республиканизма, принцип верховенства закона, принцип рыночной экономики, принцип социального государства, принцип светского государства, принципы политического и идеологического многообразия (плюрализма). В главе I Конституции РФ закреплены основы конституционного строя России. Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления (ст.1). Человек, его права и свободы являются высшей ценностью (ст.2). Единственным источником власти в РФ является ее многонациональный народ (ст.3). Государственная власть в России разделяется на законодательную, исполнительную и судебную, органы которых самостоятельны (ст.10). Государственная власть в РФ осуществляется: Президентом РФ, Федеральным Собранием (Советом Федерации и Государственной Думы) и Правительством РФ, судебную власть осуществляют суды РФ (ст.11). Высшим непосредственным выражением власти народа являются свободными выборы и референдум (референдум проводится по вопросам государственного значения, законопроектам). Гражданство РФ – единое и равное независимо от оснований приобретения (оно приобретается и прекращается в соответствии с федеральным законом, при этом гражданин не может быть лишен гражданства или права изменить его). Конституция РФ имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяются на всей территории России. Законы и иные правовые акты, принимаемые в РФ, не должны противоречить Конституции РФ (ст.15). Общепризнанные нормы и принципы международного права, а также международные договоры РФ являются составной частью правовой системы РФ. Российское государство определяется Конституцией РФ как правовое. Правовое государство – это организация политической власти, создающая условия для наиболее полного обеспечения прав и свобод человека и гражданина, а также для наиболее последовательного связывания с помощью права государственной власти с целью не допустить злоупотреблений. Прообраз идеи правового государства возник, по сути дела, как противоядие от произвола, как реакция на деспотизм, тиранию. Можно выделить два основных принципа (две стороны сущности) правового государства: наиболее полное обеспечение прав и свобод человека и гражданина, создание для личности режима правового стимулирования (социальная, содержательная сторона); наиболее последовательное связывание с помощью права государственной власти, формирование для государственных структур ограничительного правового режима (формально-юридическая сторона). Первый принцип нашел своё закрепление в статье 2 Конституции РФ, где установлено, что «человек, его права и свободы являются высшей ценностью». Правовое государство должно последовательно исполнять своё главное предназначение – гарантировать каждому гражданину возможность всестороннего развития личности. Речь идет о такой системе социальных действий, при которой права человека и гражданина являются первичными, естественными, в то время как возможность осуществления функций государственной власти выступает вторичной, производной. Правовой наукой ныне в виде естественных признается система гражданских (личных), политических, экономических, социальных и культурных прав личности, которые содержаться во Всеобщей декларации прав человека 1948 года и в других международных актах. Второй основной принцип воплощается в жизнь с использованием следующих способов, выступающих в качестве самостоятельных принципов: разделение власти на законодательную, исполнительную и судебную ветви с целью исключить злоупотребления ею; федерализм, который дополняет горизонтальное разделение власти ещё и разделением её по вертикали; верховенство закона (закон, принятый верховным органом власти при строгом соблюдении всех конституционных процедур, не может быть отменен, изменен или приостановлен актами исполнительной власти); взаимная ответственность государства и личности. «Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства», - закреплено в ст. 2 Конституции РФ. Подчиняясь праву, государственные органы не могут нарушать его предписания и несут ответственность за нарушение или невыполнение этих обязанностей. Обязанность закона для государственной власти обеспечивается системой гарантий, которые исключают административный произвол. К ним относятся: 1) ответственность правительства перед представительными органами; 2) дисциплинарная, гражданско-правовая или уголовная ответственность должностных лиц государства любого уровня за нарушение прав и свобод конкретных лиц, за превышение власти, злоупотребление служебным положением и пр.; 3) импичмент и т.п. Формами контроля со стороны общественности за выполнением обязательств государственных структур могли бы быть референдумы, опросы, отчеты депутатов перед избирателями и т.д. На тех же правовых началах строится и ответственность личности перед государством. Применение государственного принуждения должно носить правовой характер, не нарушать меру свободы личности, соответствовать тяжести совершенного правонарушения. Таким образом, отношения между государством и личностью должны осуществляться на основе взаимной ответственности. Россия – республика. Президент и высший представительный законодательный орган – Федеральное Собрание РФ (иногда его называют парламентом) избираются непосредственно народом. Россия относится к типу смешанной республики, так как и Президент, и парламент имеют влияние на правительство. Глава государства – Президент. Он назначает главу правительства и министров с учетом расклада политических сил в парламенте. Глава государства предлагает кандидатуру на пост Председателя Правительства, а Государственная Дума ее утверждает. Глава государства председательствует на заседаниях Правительства и утверждает его решения. Парламент имеет возможность контролировать Правительство путем утверждения ежегодного бюджета страны, а также посредством права вынесения правительству вотума недоверия. Россия – федеративное государство. Территория разделена по национально-территориальному принципу. В федерации, входящие в состав страны единицы (в РФ – это субъекты федерации) имеют собственные конституции или уставы, законодательные, исполнительные и судебные органы, при этом образуются единые для всех субъектов федерации органы государственной власти, устанавливается единое гражданство, валюта и т.д. Территория России состоит из территорий равноправных субъектов - республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов. Разграничение предметов ведения и полномочий между органами власти РФ и органами власти ее субъектов осуществляется: Конституцией РФ (в ней определено, что находится в ведении РФ, что в совместном ведении РФ и ее субъектов, а что в ведении исключительно субъекта); Федеративным Договором, который был заключен 31 марта 1992 года между бывшими республиками СССР; ФЗ «О принципах и порядке разграничения предметов ведения между РФ и субъектами» от 24.06.99 г. В Конституции РФ только республики названы государством. Края, области и города федерального значения принято называть государственно-территориальными образованиями; автономную область и автономный округ – национально-государственным образованием. Республика как государство имеет конституцию и законодательство, а иной субъект – устав и законодательство. Республика вправе установить свой государственный язык, наряду с государственным языком РФ. Россия - демократическое государство. Демократия – политический режим, основанный на признании таких устоев конституционного строя как народовластие, правление, основанное на согласии управляемых. Формой реализации чаще всего является республиканское правление. Демократия – власть большинства при защите прав меньшинства, выборность основных государственных органов, наличие прав и политических свобод граждан, верховенство закона, разделение власти, независимое судопроизводство, социальный, политический и идеологический плюрализм. Российская Федерация (Россия) – демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления, статья 1 Конституции РФ. Прежде чем рассматривать права человека и гражданина, важно соотнести между собой категории «человек», «личность», «гражданин». Понятие «человек» характеризует его с биологической стороны, как представителя живого мира, обладающего определенными физиологическими свойствами. Понятие «личность» характеризует человека с социальной стороны, как осознающего себя, своё место и роль в обществе, ответственность перед ним (возможны случаи, когда человек в силу различных объективных и субъективных причин не обладает качествами личности, например, признан судом недееспособным вследствие психического заболевания). Понятие «гражданин» характеризует человека с юридической стороны, как находящегося в устойчивой правовой связи с конкретным государством. Права человека – это охраняемая законом мера возможного поведения, направленная на удовлетворение интересов человека. Это универсальная категория, которая представляет собой вытекающие из самой природы человека возможности пользоваться элементарными, наиболее важными благами в условиях безопасного, свободного существования личности в обществе. В современный период права человека понимаются как общесоциальное понятие, отражающее наднациональные, общечеловеческие требования и стандарты в области свободы личности. Правам человека присущи следующие признаки: - они возникают и развиваются на основе природной и социальной сущности человека с учетом постоянно изменяющихся условий жизни общества; - складываются объективно и не зависят от государственного признания; - принадлежат индивиду от рождения; - имеют неотчуждаемый, неотъемлемый характер, признаются как естественные (как воздух, земля, вода и т.п.); - являются непосредственно действующими; - признаются высшей социальной ценностью; - выступают необходимой частью права, определенной формой выражения его существа; - представляют собой принципы и нормы взаимоотношений между людьми и государством, обеспечивающие индивиду возможность действовать по своему усмотрению или получать определенные блага; - их признание, соблюдение и защита – обязанность государства. Для реализации таких прав человека, как право на жизнь, на достойное существование достаточно лишь факта его рождения, а для реализации остальных прав требуется, чтобы человек обладал качествами гражданина, личности. Права гражданина – это охраняемая законом мера юридически возможного поведения, направленная на удовлетворение интересов не всякого человека, а лишь того, который находится в устойчивой правовой связи с конкретным государством. В отличие от прав человека права гражданина всегда выступают как юридические категории (а не только как моральные или социальные). Они не могут существовать независимо от их государственного признания и законодательного закрепления, вне связи человека с конкретной страной. Свобода личности – право гражданина, которое выражает лишь отсутствие каких-либо препятствий, стеснений в чем-то. Права человека и гражданина – весьма сложные и многообразные явления, которые могут классифицироваться в зависимости от следующих критериев: 1) в зависимости от содержания – на: гражданские или личные (право на жизнь, на охрану достоинства, тайна переписки, телефонных переговоров и др.); политические (право избирать и быть избранным во властные структуры, на равный доступ к государственной службе, на объединение, мирные собрания, митинги, демонстрации и др.); экономические (право частной собственности, на предпринимательскую деятельность, труд, отдых и др.); социальные (право на охрану семьи, охрану материнства и детства, охрану здоровья, на социальное обеспечение, благоприятную окружающую среду и др.); культурные (право на образование, участие в культурной жизни, пользование результатами научного и культурного прогресса, свобода литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества и др.). 2) в зависимости от соподчиненности – на: основные (участвовать в управлении обществом и государством) и дополнительные (избирательное право); 3) в зависимости от принадлежности лица к конкретному государству – на: права российских граждан, иностранных граждан, лиц с двойным гражданством и лиц без гражданства; 4) в зависимости от степени распространения – на: общие (присуще всем гражданам) и специальные (зависящие от социального, служебного положения, пола, возраста лица, а также других факторов, например, права потребителей, служащих, несовершеннолетних, женщин, пенсионеров, ветеранов, беженцев и пр.); 5) в зависимости от характера субъектов – на: индивидуальные (право на жизнь, труд и т.п.) и коллективные (право на забастовку, митинги и пр.); 6) в зависимости от роли государства в их осуществлении – на: негативные (государство должно воздерживаться от конкретных действий по отношению к индивиду) и позитивные (государство должно предоставить лицу определенные блага, содействовать в реализации им своих прав); 7) в зависимости от особенностей личности, проявляющихся в различных сферах и отдельных ситуациях её жизнедеятельности, - на: права в сфере личной безопасности и частной жизни; права в области государственной и общественно-политической жизни; права в области экономической, социальной и культурной деятельности. Правовой статус – это юридически закрепленное положение субъекта в обществе. Он фиксирует фактический (социальный) статус лица, его реальное положение в обществе. Правовой статус есть признанная конституцией и законодательством совокупность прав и обязанностей субъектов, а также полномочий государственных органов и должностных лиц, с помощью которых они выполняют свои социальные функции. Именно права и обязанности составляют ядро правового статуса. Правовой статус бывает общим, специальным и индивидуальным. Эти виды отражают соотношение таких философских категорий, как «общее», «особенное», и «отдельное». Общий – это статус лица как гражданина государства, закрепленный в Конституции. Он является одинаковым для всех граждан РФ. Специальный статус фиксирует особенности положения определенных категорий граждан (студентов, участников войны, бизнесменов, адвокатов и т.д.), обеспечивает возможность выполнения их специальных функций. Индивидуальный статус выражает конкретику отдельного лица (пол, возраст, семейное положение, должность, стаж и т.п.) и представляет собой совокупность персонифицированных прав и обязанностей личности. Статья 2 Конституции РФ провозглашает права и свободы человека и его самого – высшей ценностью государства. В этом конституционном положении выражена идея приоритета прав и свобод человека над интересами государства. Смысл нормы в том, что она подчеркивает человека как первооснову государства, а значит, государство – явление вторичное по отношению к обществу, на него возлагается обязанность соблюдать и защищать права и законные интересы людей. Приоритет норм международного права в области и свобод граждан над национальным законодательством является основополагающим принципом взаимоотношений государства и личности в РФ. Основным международным документом в области прав человека является Всеобщая декларация прав человека, принятая Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 года. В память об этом событии день 10 декабря объявлен Днем прав человека. Всеобщая декларация прав человека впервые отразила понятие о связи и взаимообусловленности всего комплекса прав и свобод человека. Она стала своеобразным кодексом поведения государств в области прав человека, основой для составления национальных актов о правах человека, юридической базой для заключения новых международных договоров. Декларация – это своеобразный регулятор отношений между государствами, неисполнение ее норм роняет престиж государства в глазах мирового сообщества. Права и свободы человека являются неотчуждаемыми, так как принадлежат каждому в силу рождения. Эту группу прав государство обеспечивает за всеми людьми без исключения, находящимися на территории государства (ч.2 ст.17 Конституции РФ). Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими (ст.18). Это означает, что Конституция, как основной закон государства, обладает возможностью прямого действия на всей территории, нарушение ее норм напрямую может быт обжаловано в суде. Все граждане и иные лица, находящиеся на территории государства, равны перед законом и судом (ч.1 ст.19). Запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности (ч.2 ст.19). В системе основных прав важное место занимают личные права, которые направлены на обеспечение важнейших индивидуальных жизненных потребностей человека и реализуются им самостоятельно: право на жизнь, на достоинство личности, на свободу и личную неприкосновенность, право на неприкосновенность частной жизни, право на информацию, на неприкосновенность жилища, право свободно определять и указывать свою национальную принадлежность, право на пользование родным языком, право на свободу передвижения, выбора места пребывания и жительства, право на свободу совести. Политические права и свободы граждан могут быть реализованы только в обществе, в объединении граждан друг с другом. К политическим правам граждан РФ относятся следующие права и свободы: свобода слова, право на объединение, право на собрания, митинги, демонстрации, уличные шествия, пикетирование, право на участие в управлении делами государства, право избирать и право быть избранным, право на петиции (направление обращений в государственные органы, органы местного самоуправления). К социально-экономическим правам и свободам относятся: право быть собственником, свобода труда, право на социальное обеспечение, право на жилище, право на охрану здоровья и медицинскую помощь, право на образование, свободы литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества, преподавания. Все права и свободы, предусмотренные Конституцией РФ, являются непосредственно действующим, однако, одного их закрепления в Конституции недостаточно, необходимо наличие механизма их реализации. Ряд правовых гарантий, обеспечивающих возможность использования гражданином принадлежащих ему прав и свобод, закреплен в Конституции РФ, их называют конституционными гарантиями. К ним относятся: 1) право защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом (ч.2 ст.45). Это одна из важнейших гарантий прав и свобод граждан. Содержанием ее является обеспечение государством гражданину возможности самостоятельного выбора того способа действия, с помощью которого он собирается защищать свои права и свободы: путем обращения в суд, подачи жалобы в вышестоящую инстанцию или в прокуратуру, подачи петиции и т.п. Норма ч.2 ст.45 имеет обобщающий характер и подробно раскрывается в следующих статьях Конституции; 2) право на судебную защиту своих прав и свобод (ст.46). Любой человек может обжаловать в суд любые действия или решения любого должностного лица, физического лица, либо органа власти; 3) право на юридическую помощь (ст.48). Конституция рассматривает юридическую помощь в двух аспектах. Первый – в виде консультативной помощи, которая на практике оказывается профессиональными юристами, второй – в ходе судопроизводства, где речь идет об участии адвоката в процессе по уголовному, гражданскому и иным делам; 4) право гражданина на справедливое и гуманное судопроизводство (ст.49,50). Это право сложное по своему составу и выражается в ряде принципов, на которых основано судопроизводство: презумпция невинности, гуманность и справедливость наказания, принцип единственного наказания за одно и тоже правонарушение, принцип несвидетельствования против самого себя и близких родственников, принцип неприменения закона, отягчающего ответственности; 5) право на возмещение вреда (ст.52,53). Содержанием этой гарантии выступает обязанность государства компенсировать вред, как материальный, так и моральный потерпевшим от преступлений и злоупотребления властью, а также от незаконных действий органов государственной власти или их должностных лиц; 6) часть 3 ст.55 Конституции РФ содержит норму устанавливающую, что права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Отдельные ограничения прав и свобод граждан с указанием срока их ограничения могут быть установлены в условиях введения чрезвычайного положения и только на основании соответствующего федерального закона (ч.1 ст.56). При этом, ни в каких случаях не подлежат ограничению: право на жизнь, на достоинство личности, на неприкосновенность частной жизни, на информацию, свобода совести, право на жилище и те права, которые составляют гарантии осуществления всех остальных прав. Реализация прав и свобод гражданина невозможна без исполнения ими своих обязанностей. Все обязанности российских граждан, закрепленные в Конституции РФ, можно разделить на общие и конкретные. К общим относятся те обязанности, которые распространяются на всех без исключения граждан страны, а именно: а) обязанность соблюдать Конституцию и законы РФ; б) обязанность сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам; в) обязанность заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории, культуры, природы. Конкретные обязанности закреплены за определенными категориями лиц: а) за родителями – обязанность заботиться о воспитании детей и обеспечить получение детьми основного общего образования; б) за трудоспособными детьми, достигшими 18 лет, - обязанность заботится о нетрудоспособных родителях; в) за налогоплательщиками – обязанность платить законно установленные налоги и сборы; г) за военнослужащими – обязанность защищать Отечество. Соблюдение государством прав и свобод человека и гражданина предполагает не только их провозглашение и законодательное закрепление в конституции страны, но и создание реальной возможности отстаивания и защиты этих прав и свобод всеми доступными законными способами. Конституция РФ признает право каждого защищать свои законные права, свободы и интересы всеми способами, не запрещенными законом. Каждый гражданин может использовать для защиты своих прав, свобод и интересов все предусмотренные Конституцией РФ и иными правовыми актами механизмы их защиты. При нарушении или ущемлении его прав гражданин может использовать все виды обжалования в соответствующих органах государственной власти и управления, обращаться к общественности и в средства массовой информации, создавать комитеты или движения в свою защиту, проводить различные виды пикетирования в разрешенном законодательством порядке. Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд. В соответствии с международным договором Российской Федерации каждый вправе обращаться в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека, если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты. В результате вступления России в 1996 г. в Совет Европы и ратификации Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод граждане Российской Федерации получили право обращаться с жалобами в Европейский Суд по правам человека в Страсбурге. Европейский Суд по правам человека рассматривает жалобы только на действия или решения органов государственной власти и не принимает к рассмотрению Среди механизмов защиты прав и законных интересов граждан от произвола государственных органов управления и злоупотреблению властью со стороны чиновников особое место занимает институт омбудсмена – Уполномоченного по правам человека. Уполномоченный рассматривает жалобы граждан Российской Федерации, а также находящихся на территории России иностранцев и лиц без гражданства, поданные не позднее истечения года со дня нарушения прав и свобод или с того дня, когда лицу стало известно об их нарушении. Однако Уполномоченный рассматривает эти жалобы только в том случае, если ранее подавшее их лицо уже обжаловало нарушающие его права действия (бездействие) государственных органов в судебном или административном порядке, но не согласно с принятым решением.
Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 966; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |