Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Оператор крепит деталь болтами, затягивая специальным ключом. 7 страница




Таблица 9.23

Критерии Компании – партнеры по бенчмаркингу
А В С D E
1. Ориентация на качество          
2. Высокая репутация продуктов          
3. Ориентация на услуги          
4. Превосходное время цикла          
5. 100%-ая надежность          
6. Ежегодный 25%-ный рост прибыли          
7. Ежегодный 25%-ный рост сбыта          
8. Более 20000 служащих          

Компания Ameritech также считает, что необходимо бенчмаркинг проводить сразу в нескольких компаниях, потому что не у всех можно найти ответы на интересующие вопросы, и потому что можно сопоставить результаты. В отделе качества корпорации сосредотачивается бенчмаркинговая база. Затем следуют анализ информации, планирование, выбор вариантов реализации, реализация, и цикл повторяется.

 

Основными методами сбора информации являются:

- опрос по почте;

- интервью по телефону;

- приобретение образцов продукции или пробное приобретение услуг;

- личные встречи и собеседования;

- экскурсии на предприятия;

- фокусные группы.

Применяемые при опросах анкеты должны быть понятными, легкими для заполнения и дружелюбными. Анкету должно сопровождать письмо, адресованное лично респонденту, к ней должен быть приложен конверт с обратным адресом и почтовой маркой для возврата заполненной анкеты.

При проведении интервью по телефону важно заранее выяснить, с кем необходимо пообщаться по интересующему вопросу, и пригласить для разговора человека по имени. Необходимо вести разговор вежливо, чтобы собеседник воспринимал вас как человека, который хочет чему-то научиться. Следует избегать сложных или наводящих вопросов, подталкивающих собеседника к желательному ответу.

В сфере услуг применяется такой прием, как пробное приобретение услуг, например, в ресторане.

Наиболее продуктивные способы сбора информации – личные встречи с работниками других компаний и экскурсии на предприятия.

К этим мероприятиям нужно серьезно готовиться, изучать проблему, готовить вопросы и распределять их между своими сотрудниками.

Не следует всецело полагаться на опубликованную информацию- она может устареть до момента выхода в свет издания или наоборот – опережать истинные результаты.

Наиболее мощным стимулом для бенчмаркинга является обязательства перед партнером об обмене информации в закодированном виде, а также приглашение для ответного посещения

Во избежание несанкционированной утечки информации необходимо вопросы бенчмаркинга обсуждать с юристами организации.

 

· Определение соотношений с результатами конкурентов

 

Данные, собранные на предыдущем этапе, должны быть тщательно проанализированы с целью выявления имеющейся разницы в показателях эффективности между компанией и организациями –лидерами.

Разница может быть положительная, отрицательная или нулевая.

Как правило, причины отставаний кроются:

- в принятой практике ведения бизнеса, например, в организационной структуре, в кадровой политике, в системе мотивации работников и др.;

- в существующих производственных процессах.

Даже если выявлено превосходство компании по какому-то показателю, необходимо рассмотрение состояния по другим показателям. Например, за низкой себестоимостью может скрываться применение отсталых производственных процессов с использованием дешевой рабочей силы. Здесь внимательно необходимо рассмотреть вопросы качества.

 

· Установление уровней эффективности работы компании

 

Установление уровней эффективности – сложная задача. Если цель компании – превзойти конкурентов, то необходимо сопоставить темпы развития, тенденции в развитии науки и др. Например, прогнозы развития производства фотопленки оказались ошибочными из-за массового перехода на цифровую фотографию. Ошибки в этом вопросе могут привести к тому, что затратив ресурсы, можно даже отстать от конкурентов.

 

· Доведение результатов бенчмаркинга до заинтересованных сторон

 

Цель настоящего этапа – подготовка организации к переменам, основанным на результатах бенчмаркингового исследования. Изменения всегда наталкиваются на скептицизм и определенное сопротивление. Необходимо разработать план доведения информации до сотрудников, доказать общую заинтересованность в переменах.

 

· Установление целей и задач

 

Процесс перестройки компании начинают с определения целей развития на основе бенчмаркинга. Целесообразно не вводить новых показателей, а использовать уже существующие.

Лучше руководствоваться небольшим набором целей и принципов, которые должны быть изменены.

Необходимо определить затраты на планируемые изменения и как изменения в одних направлениях могут повлиять на другие (системный подход).

 

9.5.5. Европейский кодекс правил поведения

участников бенчмаркинга

 

Интерес к бенчмаркингу во всем мире и в России возрастает.

В рамках ВОК (Всероссийской организации качества) создан департамент «Деловое совершенство», курирующий вопросы бенчмаркинга в России.

Создана Глобальная сеть бенчмаркинга (GBN), публикующая свои материалы в Интернете.

Группой Европейских организаций разработан Европейский кодекс правил поведения участников бенчмаркинга [34]. Он содержит следующие разделы:

1. Принципы подготовки к проведению бенчмаркинга.

2. Принципы взаимодействия.

3. Принципы обмена информацией.

4. Принципы соблюдения конфиденциальности.

5. Принципы использования информации.

6. Принципы соблюдения законодательства.

7. Принципы завершенности.

8. Принципы взаимопонимания и согласия.

 

9.5.6. Вопросы для самопроверки

 

1. Поясните сущность бенчмаркинга.

2. Преимущества бенчмаркинга перед другими методами достижения совершенства.

3. Виды бенчмаркинга.

4. Выгоды от проведения бенчмаркинга.

5. Этапы проведения бенчмаркинга.

6. Выбор объектов бенчмаркинга.

7. Методы сбора данных.

8. Взаимоотношения с партнерами по бенчмаркингу.

9. Назовите некоторые разделы Европейского кодекса правил проведения бенчмаркинга.

 

 

9.6. Функционально-стоимостной анализ

 

9.6.1. Общие сведения

 

Особенность функционально-стоимостного анализа состоит в том, что объектом исследования и изучения являются функции товара, услуги, процесса и их составляющих. Его главное достоинство заключается в том, что он позволяет не только составить истинное представление о предмете исследования, его функциях, потребительских свойствах, увидеть действительные причины неудовлетворительного качества и неоправданных затрат, но и предложить конкретные, многовариантные пути достижения оптимального соотношения между качеством и затратами на функционирование исследуемого объекта.

Функционально-стоимостный анализ – это метод технико-экономи-ческого инженерного анализа, направленный на повышение (сохранение) функциональной полезности объекта при минимизации затрат на его создание и эксплуатацию [35]. Предметом ФСА является функция изучаемого объекта.

ФСА представляет собой универсальный высокоэффективный метод оптимизации параметров и других конструктивных, технологических, организационных, эстетических, экономических характеристик изделия по принятому критерию (критериям). В качестве основного критерия выступает определяемое специальным образом соотношение потребительских свойств на единицу затрат.

Оптимизация осуществляется путем применения системных исследований функций объектов, направленных на принципиальное изменение конструкции объекта, и изыскания новых способов выполнения функций.

Применение ФСА отражает наметившуюся тенденцию постепенного перехода от проектирования материальной структуры объекта к первоначальному проектированию его функциональной структуры, представляющему собой принципиальное изменение в теории и практике проектирования.

Управление стоимостью (УС) – это организационный процесс, эффективно используемый в самых различных отраслях промышленности для достижения цели непрерывного улучшения производства. Успешность процесса УС объясняется его способностью выявлять возможности устранения излишних затрат на изготовление товара и оказание услуг при том условии, что их качество, надежность, технические характеристики и другие важные факторы либо отвечают ожиданиям потребителя, либо превышают последние. Непрерывное улучшение – это результат выполнения рекомендаций, представляемых группой специалистов разного профиля из состава работников данной организации.

Управление стоимостью есть функционально ориентированный метод и характеризуется тем, что в результате его использования появляется новая или более совершенная концепция, которая выполняет необходимые функции проще, с более высоким качеством и более экономичными технологическими процессами или оборудованием.

 

9.6.2. Функциональный анализ

 

Функциональный анализ является основой методологии ФСА [36]. Он представляет собой инструмент для выявления необходимых потребительских свойств объекта и возможностей его улучшения. Стоимость продукции – это, в конечном итоге, стоимость функций. Если какие-то функции не используются, то затраты на них становятся бесполезными. Принцип функционального подхода, являющийся основой ФСА, – это полное понимание, точное определение и анализ функций.

Функциональный анализ включает: выявление и формулирование функций по определенным правилам, их классификацию, построение функциональных моделей, определение затрат, установление ценности функции с учетом мнения потребителя, выбор функций для исследований.

Несмотря на огромное разнообразие видов продукции, число выполняемых ими функций во много раз меньше. Например, в зерноуборочном комбайне около 30 тыс. деталей, а число выполняемых ими функций на два порядка меньше.

Оценка функций сводится к двум показателям – полезности и эстетичности. Функциональный анализ исходит из того, что полезным функциям в анализируемом объекте всегда сопутствуют нейтральные (вспомогательные) и вредные (бесполезные) функции.

 

9.6.3. Принципы и правила формулирования функций

 

Наиболее важное правило – формулировка функции должна быть достаточно общей, не замыкающейся на конкретном предмете. Например, у стула, табуретки, кресла, скамейки одна общая полезная функция – «удерживать вес».

Функции формулируются с учетом назначения объекта. Так, например, электрическая лампа накаливания в настольном светильнике кроме полезной функции «излучать свет», выполняет также вредную функцию «излучать тепло». При использовании этой же лампы в инкубаторе функция «излучать тепло» будет полезной, а «излучать свет» - нейтральной.

Для формулировании функции нужно выбирать глагол, описывающий действие. В формулировку функции не должны входить характеристики объекта. Например, функция рамы велосипеда –«удерживать детали», а не «обеспечить жесткость конструкции», так как жесткость – это уже характеристика. Лучше формулировку функции давать в двух словах – глагол в неопределенной форме и существительное в винительном падеже. Функция электрического провода – «проводить ток», автомобиля – «перемещать груз». Не следует употреблять частицу «не». Например, вместо формулировки функции уплотнения «не пропускать масло» лучше записать «задерживать масло». Предварительно данную формулировку необходимо проверить, предлагая другие варианты, для выбора наиболее точного варианта.

В формулировке функции лучше, чтобы содержался параметр, который можно измерять. Например, функция кипятильника «кипятить воду» не совсем точна, лучше сформулировать «нагревать воду», так как процесс нагревания характеризуется температурой, и нагревать можно до любой температуры, а не только до кипения.

В формулировке функции транспортера правильнее записать не

«перемещение контейнера», а «перемещение массы», так как масса имеет единицы измерения, а понятие «контейнер» - нет.

 

9.6.4. Классификация функций и их ранжирование

 

В теории ФСА принято подразделять все функции на две основные категории: функции, удовлетворяющие материальные потребности, – полезные, и функции, удовлетворяющие духовные потребности, – эстетические.

Полезные функции обеспечивают работоспособность объекта. Эстетические функции делают объект желаемым для потребителя, они добавляют ценность объекта, способствуют его сбыту.

Полезные и эстетические функции одинаково важны, их сочетание определяет потребительскую стоимость объекта.

По области проявления различают общеобъектные функции (отражающие сущность всего объекта) и внутриобъектные (отражающие связи между элементами).

По роли в удовлетворении потребностей, в обеспечении работоспособности среди общеобъектных функций выделяют главную и дополнительные (второстепенные), среди внутриобъектных – основные и вспомогательные.

 

Главная функция – полезная функция, отражающая назначение объекта (цель его создания). Например, стул должен «поддерживать вес», отвертка – «передавать крутящий момент». Другие функции этих объектов могут быть классифицированы как второстепенные.

Пример. Главная функция очков – «фокусировать свет». Дополнительная функция – «защищать глаз» от попадания частиц. Эта функция не влияет на основную, но создает дополнительные потребительские свойства.

 

Виды функций:

- главная функция – отражает действие, направленное на осуществление цели объекта (системы), для непосредственного удовлетворения конкретных конечных потребностей;

- основная функция – действие, без которого объект не может обеспечить требуемые потребительские свойства, существование главной функции;

- вспомогательная функция – действие, обусловленное характером, особенностями конструкторского исполнения объекта, вызванное конкретным воплощением основных функций. Она способствует выполнению основных функций или дополняет их.

Основные функции могут оставаться неизменными в течение длительного периода времени, но способы их выполнения (следовательно, и набор вспомогательных функций) может существенно измениться. Для вспомогательных функций характерна изменчивость.

Классификация функций приведена на рис. 9.19.

 

 

 

 


Рис. 9.19

 

9.6.5. Этапы ФСА

 

· Предварительный этап

 

На предварительном этапе создается группа ФСА, выбирается объект для анализа, формулируется проблема.

 

· Информационный этап

 

В общем случае – это формирование информационного банка о деталях, подобных конструкциях, о материалах и их стоимости, патентные изыскания, анализ современных технологий.

 

· Аналитический этап

 

На этом этапе проводятся выявление функций и их классификация, составление матриц взаимосвязи, выявление функциональной значимости, выбор элементов для усовершенствования.

· Творческий этап

 

На этом этапе разрабатываются варианты конструктивного решения, производится выбор лучшего по ряду критериев. Аналогично рассматриваются технологии. При выборе вариантов производятся экономические расчеты.

Значимость каждой основной функции авторы [37] предлагают рассчитывать по формуле (9.5), в которой учитывается отношение числа связей Si основной функции (через вспомогательные) с функциональными блоками, по отношению к сумме ΣSi всех связей.

. (9.5)

 

Относительные затраты Сi на функциональные блоки (элементы) можно определить приближенно из предположения [30], что они пропорциональны суммам значимостей основных функций, которые выполняют эти блоки.

, (9.6)

 

где – суммарная значимость функций, для реализации которых предназначен конкретный элемент (функциональный блок);

m – количество функций, реализуемых блоком;

– суммарная значимость основных функций объекта;

k – число основных функций, выполняемых объектом.

 

По полученным относительным затратам на элементы объекта можно построить диаграмму Парето и определить те элементы, относительные затраты по которым в сумме дадут примерно 80%. Работа над усовершенствованием этих элементов должна быть приоритетной.

 

 

· Рекомендательный этап

 

На этом этапе окончательно обосновывается выбор того варианта, который будет выбран для дальнейшей доработки. Разрабатывается план реализации проекта.

 

· Этап внедрения

 

На этапе внедрения формируется группа внедрения. Составляется план-график внедрения. Составляются заявки на ресурсы. Разрабатывается рабочая документация.

Разрабатываются меры стимулирования. После завершения внедрения проводят аудит, определяют эффективность проекта.

 

9.6.5. Установление взаимосвязи между элементами и функциями

 

Рассмотрим примеры функционального анализа на примере ручной мясорубки [27]. Вначале целесообразно построить компонентную модель объекта. Для мясорубки она приведена на рис. 9.20.

 

На модели обозначены уровни: А – объект анализа и внешние, с ним связанные элементы; Б – элементы верхнего иерархического уровня объекта.

На основании модели строится матрица взаимосвязи функций и элементов (табл. 9.24).

 

 

А

 

 

Б

 

 

Рис.9.20

 

В табл. 9.1 обозначено:

О – основная функция;

В – вспомогательная функция;

Вр – вредная функция.

Индексация уровней выполнения функций:

А – адекватный;

И – избыточный (лучше или больше, чем надо);

Н – недостаточный (хуже или меньше, чем надо).

Таблица 9.24

Матрица взаимосвязей функций и элементов

  Функции Элементы
Гайка Решетка Нож Шнек Корпус Ручка Винт
Главная функция – перерабатывать продукт
F 1 – прижимать нож (к решетке) В/И _ _ В/И В/И _ _
F 2 – измельчать продукт _ О/Н О/Н О/Н О/Н _ _
F 3 – калибровать продукт _ О/А О/Н О/Н О/Н _ _
F 4 – вводить продукт (в решетку) _ _ Вр О/Н О/Н _ _
F 5 – вращать шнек   _ _ _ _ _ В/И _
F 6 – крепить ручку (к шнеку) _ _ _ В/Н _ _ В/Н
Функциональная значимость, %              

 

Так, основные функции выполняют решетка, нож, шнек, корпус.

Нож занимает до 18% площади отверстий решетки, поэтому мешает вводить массу в решетку для калибрования, он здесь выполняет вредную функцию. Гайка, ручка и винт выполняют, в основном, вспомогательные функции.

С точки зрения уровня выполнения функций мы видим, что уровень выполнения основных функций, как правило, недостаточный по разным причинам – это открывает поле деятельности для усовершенствований. Например, решетка из-за своей геометрии режущей части недостаточно хорошо измельчает; корпус из-за больших зазоров со шнеком недостаточно хорошо вводит материал, недостаточно способствует измельчению и калиброванию и т.д.

Функциональная значимость элементов определяется методом экспертных оценок. Эти цифры будут необходимы, чтобы установить, с каким элементом надо работать в первую очередь. Общий уровень в 100% распределили между элементами: если элементы выполняют три основные функции, да еще вспомогательные, то им присвоили 30% значимости; если выполняют по две основные функции – они оценены в 15%, по одной вспомогательной функции – 5%. Поскольку винт крепит ручку, не используя всю осевую силу (можно работать без винта, крепление – за счет силы трения), то его значимость оценили в 0 %.

 

9.6.6. Пример ФСА конструкции

 

Для примера рассмотрим вариант проведения ФСА для простой конструкций.

 

· Подготовительный этап

 

Создали группу по ФСА. Выбрали изделие, выпускаемое предприятием как товар народного потребления – «Вешалка для брюк». Конструкция схематично показана на рис. 9.21. Объект состоит из следующих деталей: 1 – крючок; 2 – корпус; 3 – направляющая; 4 – прищепка;

5 – пружина (внутри прищепки).


 

Рис. 9.21

 

Поставили проблему – изучить возможность разработки альтернативного изделия, отличающегося большей технологичностью, и меньшей себестоимостью, при сохранении всех основных функций изделия и эстетичного вида.

 

· Информационный этап

 

Группа рассмотрела имеющиеся конструкции, технологии их изготовления. Сравнение показало, что аналогичные изделия или по себестоимости превышают выпускаемое изделие, или не обеспечивают достаточной надежности закрепления.

Было принято решение провести функциональный анализ и

построить матрицы взаимосвязи функций и элементов.

 

Главная функция – повесить брюки (аккуратно сложенными).

Для выполнения главной функции необходимо выполнение следующих функций:

- охватить брюки;

- создать усилие;

- подвесить брюки.

 

· Аналитический этап

 

Матрица взаимосвязи основных функций и элементов вешалки, с учетом себестоимости изготовления деталей, анализа значимости и важности функций, приведена в табл. 9.25.

Относительная важность функций (графа 4) определялась экспертным путем. В графе 5 приведена себестоимость изготовления деталей по фактическим данным.

Коэффициент удельной потребительской стоимости определялся как отношение себестоимости изготовления детали (графа 5) к его относительной важности в % (графа 4). Чем меньше значение Р, тем меньше потребительская стоимость, т.е. потребитель меньше платит за выполняемую элементом функцию.

Разделив значение Σ Р на количество элементов, получили Р 1 – среднюю удельную потребительскую стоимость одной детали

Р 1= 1,37.

· Творческий этап

 

Из табл. 9.25 следуют выводы.

1. Получился очень большой коэффициент Σ Р для простого изделия.

2. Основной вклад вносят: деталь № 3 (Р = 3,0) и деталь № 2 (Р =1,0),

которые выполняют вспомогательные функции.

3. Надо попытаться изменить конструкцию, чтобы уменьшить количество деталей, выполняющих вспомогательные функции.

Таблица 9.25

 

Элементы Функции Значимость функции Относительная важность, % Стоимость, руб Коэффици-ент Р
           
1. Крючок F 1 – подвесить брюки О     0,5
2. Корпус F 2 – соединить детали В     1,0
3. Направляющая F 3 – регулировать прищепки В       3,0
4. Прищепки F 4 – охватить брюки О     1,33
5. Пружины F 5 - создать усилие О     1,0
Всего     Σ Р =6,83

На одну деталь Р 1 = 1,37

 

На данном этапе применяли методики ТРИЗ и мозгового штурма.

· В конструкции две прищепки, расстояние между которыми регулируется. – Может быть, сделать одну большую прищепку, тогда и направляющей не нужно будет?

· Прищепка состоит из двух штампованных половинок с ребрами жесткости, имеющих общую ось и пружину между ними. – Может быть сделать одну большую прищепку, выполненную из согнутого упругого материала, тогда и оси не надо, и избавимся в сумме от шести деталей?

· Контакт прищепки с брюками происходит по линии. – Может быть, одну длинную прищепку сделать из двух упругих проволок, тогда контакт с брюками будет по узкой линии, удельное давление будет больше и крепление надежнее?

· Если прищепка будет из двух проволок, то конец проволок можно скрепить и загнуть – получится крючок.

· Нельзя рассчитывать только на упругость проволок – не хватит силы зажима. Надо придумать простое устройство, которое сжимало бы проволоки и разжимало.

 

В результате дальнейших рассуждений был предложен вариант конструкции, изображенный на рис. 9.22.

 

 


Рис. 9.22

 

 

Новый вариант вешалки для брюк состоит из двух деталей:

1 – каркас; 2 – ползун.

 

· Исследовательский этап

 

Для новой конструкции необходимо также составить матрицу соответствия функций и элементов (табл. 9.26) и проанализировать результаты.

Таблица 9.26

 

Элементы Функции Значимость функции Относительная важность, % Стоимость, руб Коэффици-ент Р
           
1. Каркас F 1 – подвесить брюки О         1,0
F 4 – охватить брюки О
2. Ползун F 5 - создать усилие О     0,33
Всего     Σ Р =1,33

На одну деталь Р 1 = 0,67

 

 

Из табл. 9.26 следует, что остались детали, которые выполняют только основные функции, причем, деталь №1 выполняет две основные функции из трех.

Снизилась себестоимость изделия в 1,5 раза, т.е. снизилась цена для потребителя, изделие стало более конкурентоспособным.

Среднее значение удельной потребительской стоимости Р 1 снизилось в 2,17 раза. Этот вариант можно взять для дальнейшей разработки.

· Рекомендательный этап

 

После принципиального выбора варианта необходимо разработать его параметры для изготовления: выбрать диаметр проволоки, основные размеры конструкции, выбрать вид покрытия, рассмотреть варианты дизайна и др. Необходимо подготовить для внедрения проекта конструкторскую и технологическую документации.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 575; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.