Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Проблема выбора как объект микроэкономического анализа




Главной проблемой, которой занимается микроэкономика, является проблема выбора в условиях рыночной экономики. Перед ней стоят все субъекты экономики. Известно, что в экономике проблема выбора возникает, прежде всего, из-за ограниченности ресурсов и безграничности потребностей. В рыночной экономике она становится очень сложной и емкой по своему содержанию уже в силу существования экономической свободы у субъектов экономики.

Прежде всего, возникает проблема выбора целей экономической деятельности, которые у разных субъектов экономики могут быть разные. Но если говорить о целях товаропроизводителей, то микроэкономика сводит их к максимизации прибыли. Когда же товаропроизводитель становится продавцом, то его цель заключается в максимизации получаемого от продажи товара дохода. Целью покупателя считается максимизация приобретаемой полезности, а целью потребителя - максимальное удовлетворение потребностей при данных расходах на приобретение товарных благ. Отмеченные цели различных субъектов микроэкономики могут быть достигнуты различными путями. Так, получение прибыли возможно в результате производства и продажи самых разных товаров. Значит, перед производителем стоит проблема выбора выгодного товара. Как делается такой выбор, какими правилами при этом надо руководствоваться, - все это объясняет микроэкономика. Объясняет эта наука и поведение потребителей при выборе товарных благ с целью максимизации степени удовлетворения своих потребностей.

Определение цели предполагает и выбор средств ее достижения. В любой экономике это означает выбор ресурсов и выбор путей, способов их использования. В рыночной экономике для предприятий как товаропроизводителей наряду с трудовыми, капитальными, материальными и природными ресурсами важное значение приобретают денежные ресурсы, способные превращаться в любые ресурсы как производственного, так и непроизводственного назначения.

Возможны самые различные варианты использования денежных средств, причем в силу их ограниченности приобретение на них одних ресурсов предполагает отказ от приобретения других. Как решается проблема альтернативного использования ограниченных, или редких, ресурсов, как производителями, так и потребителями объясняет микроэкономика.

Понятие «редкость» является ключевым для микроэкономики как науки. Здесь это понятие имеет не физический, а экономический смысл, так как отражает состояние экономики и происходящие в ней процессы. С одной стороны, в нем отражается факт безграничности потребностей субъектов экономики, с другой - ограниченность имеющихся у общества экономических ресурсов. Именно редкость обусловливает отношения собственности, закрепляющие право пользования редкими благами за определенными собственниками. Поэтому все субъекты экономики рассматриваются микроэкономикой как собственники различных благ и ресурсов. Понятие «редкость» микроэкономика тесно увязывает с понятием «эффективность». Эффективность характеризует степень полноты достижения поставленной цели при данных ресурсах. Вот почему микроэкономика много внимания уделяет анализу условий, при которых можно максимизировать поставленную цель, например, получить максимум прибыли или максимальное удовлетворение потребностей, и одновременно минимизировать необходимые для этого ресурсы.

Стремление человека максимизировать потребление и минимизировать свое участие в производстве характеризует его как человека рационального. Именно человек рациональный является объектом внимания микроэкономики. Вот почему микроэкономику называют также наукой о рациональном поведении субъектов рыночной экономики.

Микроэкономика считает, что принимать эффективные экономические решения помогает именно рынок, посылая рациональным субъектам соответствующие импульсы и сигналы. Решающую роль в этом играет конкуренция и цены. Конкуренция заставляет принимать эффективные решения и действия, а цены дают необходимую для этого информацию. Благодаря ним производители знают, что, сколько, как и для кого производить, а потребители, какие и сколько товаров приобретать при минимальных затратах на них и как их потреблять (в каком сочетании) для максимального удовлетворения своих потребностей. Вот почему микроэкономика значительное внимание уделяет вопросам функционирования рыночного механизма, законам, которым он подчиняется, и тому, как он определяет поведение субъектов экономики.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 394; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.