Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Изменение цен на блага и бюджетное ограничение

Для точного анализа поведения потребителя необходимо строго описать его целевые установки, т.е. зависимость уровня) полезности от состава набора потребляемых благ. Такая зави­симость представляет собойфункцию полезности. Это соотно­шение между объемами потребляемых благ и уровнем полезности, достигаемой при этом потребителем: U=f(X1, Х2... Хn), U- уровень полезности, Х1 Х2... Хn - потребляемые блага в определенных количествах. Порядковая или ординалистская функция полезности определяет только порядок, расстановку, ранжирование благ. Количественная или кардиналистская функция полезности показывает не только порядок расположения уровней удовлет­ворения, но и оценивает количественные различия между таки­ми уровнями. Наряду с общей полезностью - суммарным удовлетворени­ем от потребления благ и услуг в определенном количестве су­ществует понятие предельной полезности. Предельная полезность некоего блага представляет собой величину добавочной, дополнительной полезности, которую получает потребитель от потребления еще одной единицы блага. По мере того, как растет вели­чина потребления данного блага, величина полезности, полу­ченная от потребления каждой добавочной единицы этого блага сокращается. Принцип убывания предельной полезности состоит в том, что чем больше количество потребляемых благ, тем меньше предельная полезность. Решение о количестве, в котором следует потреблять дан­ное благо - это результат сопоставления выгод и издержек. Потребительское равновесие достигается, когда предельная по­лезность в расчете на каждый доллар стоимости одного блага становится равна предельной полезности в расчете на каждый доллар стоимости другого блага, т.е. отношение предельной по­лезности к его цене должно быть одинаковым для всех благ – эквимаржинальный принцип.

Более углубленное объяснение поведения потребителя и по­требительского равновесия может быть дано при помощи кри­вых безразличия и бюджетного ограничения. По определению кривая безразличия есть геометрическое место точек, показыва­ющее все возможные комбинации товаров, обеспечивающие по­требителю один и тот же уровень полезности. Утверждается, что для потребителя, находящегося на данной кривой безразличия, равно привлекательны все комбинации благ, относящиеся к дан­ной кривой. Наклон кривой безразличия характеризует величи­на предельной нормы замещения MRSxy, которая показывает ко­личество товара Y. от которого потребитель отказался бы, что­бы получить еще одну дополнительную единицу товара X, при этом оставаясь на данной кривой безразличия.

Рис.24. Карта кривых безразличия

Обычно кривая безразличия выпукла к началу координат. Это отражает то обстоятельство, что MRS обычно уменьшается с увеличением потребления одного товара вместо другого. Совершенно заменяющие друг друга товары имеют кривые безразличия в виде прямых линий. Совершенно дополняющие товары имеют кривые в виде прямых углов. Предельная норма замещения, характеризующая наклон кри­вой безразличия, измеряет желание обменять один товар на каж­дую единицу другого. Однако желания потребителя сдержива­ются располагаемым доходом и уровнем цен на блага. Цены на товары отражают их относительную редкость, а бюджет огра­ничивает возможный общий объем покупок.Бюджетное ограни­чение показывает все комбинации товаров, которые могут быть приобретены потребителем при данном доходе и данных ценах и записывается следующим образом: I=Р1Х12X2

где I - доход потребителя, т.е. размер расходов на товары первого и второго вида равен доходу потребителя.

Экономический смысл наклона бюджетной линии заключа­ется в том, что он показывает то количество товара, от которо­го потребитель должен отказаться для приобретения дополни­тельной единицы другого товара, что выражается через соотно­шение цен (Р1/Р2).

Рис.25. Бюджетная линия

Если бюджетную линию и кривые безразличия потребителей наложить на одну и ту же систему координат, то можно геометрически определить выбор потребителя, максимизирующего уровень полезности в рамках бюджетного ограничения. Максимальная полезность, достигаемая в данном бюджете, обеспечивается, когда потребляется комбинация товаров, соответствующая» точке, где бюджетная линия касается наивысшей из доступны кривых безразличия (рис 25). В этой точке наклон бюджетной линии равен наклону кривой безразличия, т.е. Р12= MRSx1x2

Так как MRSx1x2=-MU1/MU2 тогда условие достижения рав­новесия потребителя может быть выражено

В точке равновесия потребителя соотношение предельных полезностей равно соотношению цен потребляемых благ. Формально задача потребительского выбора выглядит сле­дующим образом:

U(x1, x2)—> max. (целевая функция) p1 х1 + p2 x2 £ I (бюджетное ограничение) xj, Х^ > 0, (экономическое ограничение на значения пере­менных).

 
 
бюджетное ограничение


Рис.26. Решение потребителя


Контрольные вопросы и задания

1. В чем заключается проблема выбора для потребителя?

2. Может ли потребительский бюджет быть больше величины текущих доходов в краткосрочном и долгосрочном плане?

3. Какие факторы определяют выбор тех или иных товаров покупателем? Какая проблема возникает при наличии в продаже товаров субститутов?

4. Что лежит в основе стремления потребителей к разнообразию?

5. Каким правилом следует руководствоваться при наполнении потребительской корзины? Возможно ли оптимальное наполнение потребительской корзины в условиях товарного дефицита?

6. Чем характеризуется общее потребительское равновесие? Возможно ли его достижение в условиях инфляционного роста цен?

7. В чем заключается практическое значение теории потребительского поведения?

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Потребительский выбор и правила рационального выбора потребителя | Рынок как категория микроэкономики
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 366; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.