Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

ВОПРОС 3.Цикл жизни предприятия




Профессионализм управления не может ограничиваться навыками успешного управления в нормальных условиях. Он должен проявляться и в условиях повышенного риска, экстремальных ситуаций, кризиса.

 

ВОПРОС 2. Причины, сущность и закономерности экономических кризисов.

Кризисы отражают не только противоречия функционирования и развития, но могут возникать и в самих процессах функционирования. Это могут быть, например, противоречия между уровнем техники и квалификацией персонала, между технологиями и условиями ее использования (помещение, климатическая среда, технологическая культура и пр.). Они, т.е. кризисы, крайне обостряют противоречия в социально-экономической системе (организации), угрожающие ее жизнестойкости в окружающей среде (рис. 2.1).

 

 

ПРИЧИНЫ КРИЗИСОВ        
             
СУБЪЕКТИВНЫЕ   ОБЪЕКТИВНЫЕ        
             
Внешние причины       Внутренние причины
             
Уровень научных знаний   Потребности развития   Природные изменения
             
Несовершенство управления   Ошибки деятельности        
             
Усложнение деятельности       Уплотнение времени
               
  Противоречия интересов        
                   

 

Рис. 2.1. Причины кризисов

 

Причины кризиса могут быть различными. Они делятся на объективные, связанные с циклическими потребностями модернизации и реструктуризации, и субъективные, отражающие ошибки и волюнтаризм в управлении, а также природные, характеризующие явления климата, землетрясения и др.

Кризисы могут вызваться внешними и внутренними причинами. Первые связаны с тенденциями и стратегией макроэкономического развития или даже развития мировой экономики, конкуренцией, политической ситуацией в стране, вторые - с рискованной стратегией маркетинга, внутренними конфликтами, недостатками в организации производства, несовершенством управления, инновационной и инвестиционной политикой. Если понимать кризис таким образом, можно констатировать то обстоятельство, что опасность кризиса существует всегда и его необходимо предвидеть и прогнозировать.

В понимании кризиса большое значение имеют не только порождающие его причины, но и разнообразные последствия: возможно обновление предприятия или его разрушение, оздоровление или возникновение на предприятии (организации, фирме и т.п.) нового кризиса. Выход из кризиса не всегда связан с позитивными последствиями. Нельзя исключать переход в состояние нового кризиса, может быть даже еще более глубокого и продолжительного.

Кризисы могут возникать как цепная реакция. Существует возможность и консервации кризисных ситуаций на довольно продолжительное время. Это может объясняться определенными политическими причинами. Вообще последствия кризиса теснейшим образом связаны с двумя факторами: его причинами и возможностью управ­ления процессами кризисного развития.

Сущность и закономерности экономических кризисов

Считается, что первопричиной, т. е. возможностью возникновения экономических кризисов, является разрыв между производством и распределением (потреблением) товаров. Аристотель, живший в IV-ом веке до нашей эры, говорил, что возможны две системы производства и распределения продукции. При этом систему, целью которой является удовлетворение разумных потребностей всего общества, он назвал экономикой, а систему, основанную на погоне за частнособственнической прибылью, назвал хремастикой, указав, что она губительна для общества.

В рамках натурального хозяйства между производством и потреблением существовала прямая связь и поэтому не было условий для экономических кризисов. Возможность для них появилась и расширялась по мере развития товарного производства и обращения. Разделение труда, развитие специализации и кооперации увеличивало разрыв между производством и потреблением. Но при простом товарном производстве вероятность кризисов не могла превратиться в необходимость. Товары тогда продавались в основном на местных рынках, затруднения с их реализацией носили локальный характер и не могли вызывать нарушения процесса реализации во всем обществе. После того как товарное производство стало господствующей формой организации производства, а рынок - стихийным его регулятором, разрыв между производством и потреблением как во времени, так и в пространстве резко усилился. В условиях стихии и анархии производства экономические кризисы стали объективной закономерностью.

В докапиталистических способах производства было недопроизводство материальных благ. При капитализме впервые возникло перепроизводство. Почему это произошло? Развитие экономики привело к тому, что производство носит общественный характер, а форма присвоения результатов труда в основном сохранилась частная. Это ведет к обострению противоречия между общественным характером производства и частной формой присвоения.

Естественно, что проявление этого противоречия в разные исторические периоды и в различных странах имеет свою специфику, которая в значительной мере влияет на характер кризисов. Сущность экономического кризиса проявляется в появлении излишка товаров по отношению к платежеспособному совокупному спросу (т.н. «перепроизводство»), в нарушении процесса условий воспроизводства общественного капитала, в массовых банкротствах фирм, росте безработицы и других социально-экономических потрясениях. Дело в том, что капиталисту прибыль можно получить, только заплатив работникам меньше, чем цена произведенных товаров. Поэтому товаров может быть полно, а раскупить их нельзя - денег нет! И в результате, даже если продукция позарез нужна обществу, но не раскупается, предприятия вынуждены сокращать производство, что ведет к огромным экономическим потерям, росту безработицы и преступности. Этот процесс разрастается в грозные экономические кризисы, вызывающие тяжелейшие последствия, включая опустошительные войны. Западные экономисты придумали для этого явления название - «кризис перепроизводства»[16].

В учении об экономическом цикле отражаются закономерности развития воспроизводства, характеризующиеся чередованием спадов и подъемов производства. Наиболее глубоко и обстоятельно эту проблему исследовал Карл Маркс. Он вскрыл причины кризисов и обосновал неизбежность их в условиях стихии и анархии производства. Известный экономист, лауреат Нобелевской премии В. Леонтьев писал: «Теория делового цикла явно в долгу перед Марксовой политэкономией. Вряд ли было бы преувеличением сказать, что три тома «Капитала» в гораздо большей степени, чем какая бы то ни было другая работа, способствовали выдвижению этой проблемы на передовые рубежи экономических дебатов».

Немарксистские школы первоначально выступили с отрицанием неизбежности экономических циклов, доказывали возможность преодоления цикличности как явления в рамках традиционного рыночного механизма. Развитие мировой экономики в XX в. привело к отказу от крайностей во взглядах на цикличность процесса воспроизводства.

Первый периодический кризис произошел в Англии в 1825 г., где к тому времени капитализм стал господствующим строем. Следующий кризис в 1836 г. охватил Великобританию и США. Кризис 1847 г. затронул почти все страны Европы. Первый мировой экономический кризис относится к 1857 г. Это был самый глубокий кризис со времени начала капиталистического развития. Кризис 1873-1878 гг. охватил большинство европейских стран и США и превзошел все предыдущие по своей продолжительности. Мировые экономические кризисы происходили в 1900-1903 гг., 1907 г., 1920 г., но все они не шли ни в какое сравнение с мировым кризисом 1929-1933 гг. Он продолжался более четырех лет и охватил весь капиталистический мир и все сферы экономики. Совокупный объем промышленного производства капиталистических стран сократился тогда на 46%, выплавка стали уменьшилась на 62%, добыча угля - на 31%, производство продукции судостроения сократилось на 83%, внешнеторговый оборот - на 67%, число безработных достигло 26 млн. человек, или 25% всех занятых в производстве, реальные доходы населения уменьшились в среднем на 58%. Кризис сопровождался огромным количеством банкротств. Только в США разорилось 109 тыс. фирм.

После этого кризиса депрессия была затяжной. После некоторого оживления в 1937 г. наступил новый кризис, характерный тем, что ему не предшествовала фаза подъема. Новый кризис хотя и был слабее предыдущего, но протекал весьма остро. Общий объем промышленного производства в капиталистическом мире сократился на 11%, а в США - на 21%, выпуск автомобилей уменьшился на 40%. Развитие и обострение этого кризиса было прервано второй мировой войной 1939-1945 гг.

После второй мировой войны в 1948-1949 гг. разразился локальный экономический кризис, который охватил США и Канаду. В США объем промышленной продукции тогда упал на 18,2%, в Канаде - на 12%, а общий объем промышленного производства развитых капиталистических стран сократился на 6%. Очередные экономические кризисы в капиталистических странах проходили в 1953-1954 и 1957-1958 гг. Но самым глубоким в послевоенный период был экономический кризис 1973-1975 гг. Он охватил все капиталистические страны и отличался высоким уровнем инфляции. Характерной особенностью этого кризиса было переплетение его с глубокими структурными кризисами, поразившими важнейшие сферы производства - энергетику, сырьевые отрасли, включая и сельское хозяйство, а также валютную систему.

Причины экономических кризисов

Весьма противоречивы точки зрения на причины экономических кризисов. И для этого есть немало объективных предпосылок. Дело в том, что воздействие на цикличность воспроизводства одних и тех же факторов в разные периоды весьма различно и к тому же проявление их в отдельных государствах имеет свои особенности. Многие экономисты продолжительность цикла связывают с научно-техническим прогрессом (НТП). Активная часть основного капитала морально устаревала в течение 10-12 лет. Это требовало ее обновления, что служило стимулом экономического оживления. Так как исходным толчком служит замена оборудования и технологии, то обновление основного капитала называют материальной основой экономического цикла. Последующие сокращения периодов цикла (с 10-11 лет в XIX в. до 7-8 лет в предвоенные и 4-5 лет в послевоенные годы XX в.) связываются с ускорением сроков обновления основного капитала под влиянием НТП в современном мире.

К.Маркс выработал систему взглядов не только на причины, определяющие длительность циклов, но и на саму природу цикличности. Принципиальным отличием точки зрения К.Маркса в данной проблеме является то, что причины цикличности капиталистического воспроизводства он видел в самой природе капитализма, непосредственно в противоречии между общественным характером производства и частным характером присвоения его результатов.

Представители неоклассической и либеральной школ, в свою очередь, выдвигают различные причины экономических кризисов, не связывая их с природой капитализма. Многие из них считают причиной кризисов недопотребление населения, вызывающее перепроизводство. Последовательной представительницей теории недопотребления была Джоан Робинсон, лидер левого кейнсианства. Лекарством от кризисов считалось стимулирование потребления. Но возникающий недостаток потребления (платежеспособности) является скорее следствием, чем причиной кризисов.

Более близки к марксистской позиции экономисты, считающие причиной кризисов диспропорциональность, или «неравновесие». Кризисы, по их мнению, обусловлены отсутствием правильных пропорций между отраслями, стихийными действиями предпринимателей.

Теория неравновесия сочетается с другим распространенным взглядом на кризисы как на порождение внешних условий - политических, демографических, природных. Ф. фон Хайек - сторонник рыночной свободы и яростный противник государственного вмешательства - считал, что кризисы перепроизводства возникают из-за избыточного финансирования со стороны государства (дешевых кредитов, накачивания спроса).

Существует и т.н. психологическая теория кризисов. По мнению И.Шумпетера, каждой фазе свойственна своя психологическая картина, формирующая отношение к инвестициям. Паника и разброд кризисного состояния ведут к застою капиталовложений, повышенное настроение в условиях подъема стимулирует горячку. «Меняющиеся ситуации» формируют неравномерность инвестиционного цикла.

Экономической наукой к настоящему времени разработан целый ряд различных теорий, по своему объясняющих причины экономических циклов и кризисов. П.Самуэльсон, например, в качестве наиболее известных теорий циклов и кризисов в своей книге «Экономика» отмечает следующие:

денежную теорию, которая объясняет цикл экспансией (сжа­тием) банковского кредита (Хоутри и др.);

теорию нововведений, объясняющую цикл использованием в производстве важных нововведений (Шумпетер, Хансен);

психологическую теорию, трактующую цикл как следствие охватывающих население волн пессимистического и оптимистического настроения (Пигу, Бэджгот и др.);

теорию недопотребления, усматривающую причину цикла в слишком большой доле дохода, идущей богатым и бережливым людям, по сравнению с тем, что может быть инвестировано (Гобсон, Фостер, Кэтчингс и др.);

теорию чрезмерного инвестирования, сторонники которой полагают, что причиной рецессии является, скорее, чрезмерное, чем недостаточное, инвестирование (Хайек, Мизес и др.);

теорию солнечных пятен - погоды - урожая (Джевонс, Мур).

При оценке взглядов на цикличность и ее причины следует отметить, что они видоизменялись во времени вместе с изменением самой социально-экономической действительности. С учетом этого заслуживает внимания точка зрения ряда российских экономистов, которые выделяют три этапа в изменении взглядов на экономические циклы[17].

Первый этап охватывает период с начала XVIII в. до середины 30-х годов XX в. В этот период преобладали суждения о том, что экономические кризисы либо вообще невозможны при капитализме (Дж.С. Милль, Ж.-Б. Сэй, Д. Рикардо), либо они носят лишь случайный характер и что система свободной конкуренции способна самостоятельно их преодолевать (Ж.-Ш. Сисмонди, Р. Родбертус, К. Каутский).

Второй этап охватывает период с середины 30-х до середины 60-х годов XX в. Выделение этого периода связано с трудами Дж.М. Кейнса и прежде всего с его выводом о том, что экономические кризисы (точнее депрессия, застой) неизбежны в условиях классического капитализма и вытекают из природы присущего ему рынка. Кейнс одним из первых среди западных экономистов прямо заявил о том, что капиталистический рынок включает в себя различные проявления монополизма и сочетается с государственным регулированием, отчего цены и заработная плата являются негибкими. В качестве принципиально необходимого средства сглаживания проблем кризиса и безработицы Кейнс выдвинул идею обеспечения государственного вмешательства в экономику в целях стимулирования эффективного совокупного спроса. К его заслугам в исследовании фактора цикличности следует также отнести разработанную им теорию мультипликатора, которая в последующем стала широко использоваться при анализе причин цикличности.

Третьим этапом в исследовании причин экономических циклов является период с середины 60-х годов до настоящего времени. В этот период, во-первых, стало уделяться особое внимание разграничению экзогенных (внутренних) и эндогенных (внешних) причин цикличности рыночной экономики, причем именно эндогенным факторам стало уделяться преимущественное внимание. Во-вторых, определилась позиция ряда специалистов, согласно которой государство в развитых странах далеко не всегда стремится к антикризисному регулированию, сглаживанию циклических колебаний и к стабилизации экономического равновесия, а проводит нередко так называемую проциклическую политику, т. е. провоцирует и поддерживает цикличность.

Обстоятельный анализ экзогенных и эндогенных подходов к объяснению причин цикличности представлен так называемым мультипликационно-акселерационным механизмом цикла. Модели мультипликатора и акселератора в теории рассматриваются раздельно, но в жизни их механизм действует в тесной взаимосвязи: как только приходит в действие один из данных механизмов, начинает функционировать и второй. Если, например, в положении равновесия происходит автономное (не зависящее от экономической системы) изменение спроса в виде прироста инвестиций, то в движение приходит мультипликатор, который вызывает целый ряд изменений дохода. А изменения дохода приводят в движение принцип акселератора и порождают изменения в объемах производных капиталовложений. Изменения в капиталовложениях вновь приводят в действие мультипликатор, который порождает изменения дохода, приводящие к новым капиталовложениям. Общая модель взаимодействия мультипликатора и акселератора характеризуется следующей формулой Дж. Хикса:

Yt = (1-S) * Yt-1 + V(Yt-1 – Yt-2) + At (1.1.)

где:

Yt - национальный доход;

S - доля сбережений в национальном доходе;

(1-S) - доля потребления в национальном доходе (или склонность к потреблению);

V - коэффициент акселератора;

At - автономные инвестиции.

Отклонения, которые вызывает мультипликационно-акселерационный механизм, делят на три основные категории: затухающие, взрывные и равномерные. Затухающие - такие колебания, амплитуда которых постепенно сокращается до того момента, где они совсем исчезают и доход стабилизируется на достигнутом уровне. При взрывных колебаниях амплитуда постоянно увеличивается. Равномерные имеют место тогда, когда амплитуда колебаний постоянна.

Исследования природы цикличности воспроизводства в условиях государственного регулирования экономики породили ряд новых взглядов и концепций по данной проблеме. В их числе концепции «равновесного делового цикла» и «политического делового цикла». Первая отражает развитие идей монетаризма. Согласно этой концепции государство наряду со многими присущими ему функциями выполняет роль своеобразного генератора денежных «шоков», которые выводят хозяйственную систему из состояния равновесия и таким образом поддерживают циклические колебания в общественном воспроизводстве.

В 70-80-х годах данная концепция активно разрабатывалась представителями теории рациональных ожиданий. Если монетаристы считают, что государство может спровоцировать цикл, пользуясь недостаточной осведомленностью людей об истинном содержании и целях различных направлений государственной экономической политики, сторонники теории рациональных ожиданий исходят в данном вопросе из противоположных соображений. Они считают, что предприниматели и население научились благодаря происходящей информационной революции оценивать и распознавать истинные мотивы решений государственных органов и могут всякий раз своевременно реагировать на них сообразно своей выгоде. В результате цели государственной политики остаются нереализованными, а спад или подъем принимают более ярко выраженный характер.

Вторая концепция («политического делового цикла») базируется на том, что зависимость между уровнем безработицы и уровнем инфляции определяется кривой Филипса, т. е. существует обратная зависимость между данными величинами: чем меньше безработица, тем быстрее растут цены. Ее сторонники полагают, что экономическое положение внутри страны существенным образом влияет на популярность правящей партии. В качестве главных экономических показателей, на которые реагирует население, выделяются темпы инфляции и норма безработицы: чем ниже их уровни, тем при прочих равных условиях больше голосов будет подано на предстоящих выборах за правящую партию или президента.

С целью обеспечения победы правительство принимает меры для поддержания такого сочетания уровней инфляции и безработицы, которое представляется наиболее приемлемым избирателям. Поэтому администрация после прихода к власти старается снизить темпы роста цен путем искусственного провоцирования кризисных явлений, а к концу своего правления власть начинает решать противоположную задачу - поднимает уровень занятости. Последний вызывает рост цен, но расчет делается на то, что к выборам уровень занятости поднимется, а инфляция не успеет набрать полной силы. Партия власти может обеспечить победу.

Общие и специфические, внешние и внутренние факторы рискованного развития предприятия (организации).

В современной литературе по менеджменту понятие «предприятие» (или, в некоторой литературе - «организация») рассматривается как некоторое относительно обособленное структурное подразделение в общей системе общественного разделения труда. Признаками такого обособления являются:

экономическая самостоятельность;

организационная целостность (существование внутренней и внешней среды);

наличие специализированных информационных структур;

возможность выделения для этого подразделения общего результата работы.

В качестве предприятия может рассматриваться и учреждение или организация, а также структурные единицы системы государственного управления.

Опыт России показывает, что кризисы не только возможны, они отражают собственные ритмы развития каждого отдельного предприятия, подчас не совпадающие с ритмами общего развития экономики страны или развития других предприятий. Каждое предприятие имеет свой потенциал развития, свои условия его осуществления и подчиняется закономерностям циклического развития всей социально-экономической системы государства. Поэтому оно находится в состоянии определенного отношения к общим циклам экономики, имея при этом собственные циклы и кризисное развитие. Это могут быть факторы внешние и внутренние, общие и специфические.

Внешние факторы характеризуют экономическую обстановку, в которой функционирует предприятие и от которой оно не может не зависеть. Если государство находится в состоянии системного кризиса, это не может не отражаться на состоянии отдельного предприятия. Но на каждом это отражается по-разному. Все зависит от характера предприятия и области его деятельности (государственное - частное, крупное - малое, коммерческое - производственное и пр.), а также от его внутреннего состояния (экономический потенциал, профессионализм управления, персонал, социальная атмосфера и др.). Предприятие может успешно противодействовать внешним кризисным явлениям или, наоборот, реагировать на них в сторону усиления отрицательных последствий в собственном состоянии.

Для каждого предприятия существует свое соотношение внешних и внутренних факторов кризиса. И это в практике управления должно быть предметом специального анализа. При возникновении кризиса в России наблюдалась весьма заметная картина дифференциации различных предприятий по степени проявления собственного кризиса. Одни оказались буквально мгновенно на грани разрушения и исчезновения, другие долгое время сопротивляются кризисным явлениям, третьи находят возможности использовать положение во благо себе, «ловить рыбку в мутной воде», процветать, может быть временно, в сумятице общих кризисных явлений. Это объясняется многими причинами. Среди них есть и такие: антикризисный потенциал, профессиональное управление, стечение обстоятельств, повышенная экономическая активность и удачный риск. Все это внутренние факторы, которые противостоят внешним и используются для их нейтрализации.

Возможно и такое положение, при котором предприятие входит в глубокий кризис даже при весьма благоприятной внешней экономической обстановке. Причиной также могут быть внутренние факторы развития, такие, как деловые и социально-психологические конфликты, неэффективная организация работы, низкий профессионализм персонала, старение технологии, просчеты в экономической стратегии, ошибки в принятии экономических решений, неудачный маркетинг и многие другие.

 

Разработка методики выбора антикризисной стратегии, а также практических рекомендаций для решения вопросов организации антикризисного управления на предприятиях требует рассмотрения ряда проблем, непосредственно связанных с критериями формирования антикризисной стратегии; необходимо выяснить, чем определяется та или иная стратегия, от чего зависит выбор стратегии и эффективная реализация ее на предприятии.

Одной из наиболее распространенных моделей, применяемых для анализа последовательных стадий в развитии деловой активности производства какого-либо вида продукта или изделия является т.н. жизненный цикл продукции.

Любой продукт (услуга) имеет определенный жизненный цикл в силу того, что обладает предельными возможностями, ограничивающими его дальнейшее существование в первоначальном виде определенным периодом времени.

Обычно он представляется в виде кривой продаж, рассматриваемой на временном отрезке, охватывающем период от запуска изделия в производство до его «ухода» с рынка. Большинство отечественных и зарубежных авторов выделяют пять этапов жизненного цикла продукции:

1) внедрение;

2) начальный рост;

3) последующий рост;

4) зрелость;

5) спад.

Практика показывает, что предприятия развиваются по аналогичному циклу.

Эффективность антикризисного управления, а это и является основным в данной дисциплине, прямо зависит от «правильности» выбора соответствующей стратегии и тактики. Можно выделить целый ряд критериев этого выбора. Наиболее полно эти факторы объединяет и систематизирует т.н. теория жизненного цикла развития предприятия.

Теория жизненного цикла, будь то жизненный цикл товара, или конкурентного преимущества фирмы, или жизненный цикл предприятия, в той или иной степени рассматривалась всеми авторами, работающими в научной сфере экономики предприятия.

Своевременное зарождение очередного цикла конкурентного преимущества позволяет (до определенного момента) поддерживать живучесть предприятия. Это происходит в случае своевременного обнаружения сигналов об угрозе утраты конкурентного преимущества и принятия адекватных мер противостояния этой угрозе.

 

      Высшая точка Г        
                В Спад
    Подъем (развитие)            
                Б        
    Становление              
            А          
  Возникновение                

 

Рис. 3.1. Жизненный цикл предприятия и кризисные ситуации

 

В какой-то момент предприятие может работать с прибылью, в какой-то - с убытками. Но это краткосрочные, эпизодические ситуации, которые не меняют сущности предприятия. Если же предприятие неэффективно в целом, экономический кризис приобретает затяжной характер и может закончиться процедурой его ликвидации, продажи имущества для расчетов с кредиторами[18].

Точки А, Б, В, Г на рис.3.1. обозначают кризисные ситуации, возникающие на различных стадиях жизненного цикла.

Кризисы возможно различать по тому, в каких областях они представляют опасность для предприятия[19]. С этой точки зрения, выделяются:

кризис ликвидности;

• кризис успеха;

• кризис стратегии.

Кризис ликвидности означает реальную потерю платежеспособности. Здесь необходимы срочные меры, иначе предприятие будет вынуждено уйти с рынка (например, в результате его продажи с торгов или других ликвидационных процедур).

Кризис успеха характеризуется явным негативным отклонением фактического состояния от запланированного (например, по показателям продаж, денежных поступлений, прибыли, рентабельности, затрат и пр.). Причинами возникновения такого кризиса могут быть ошибки в исследовании рынка, капиталовложениях, кадровой политике.

Кризис стратегии является менее заметным и не столь непосредственным. Хотя положение предприятия в данный момент (ситуация успеха) может казаться вполне удовлетворительным, его наступление необходимо диагностировать, если происходят сбои в развитии предприятия, снижается потенциал успеха, ослабевают защитные возможности в конкурентной борьбе. Намечающийся разрыв между вероятными и желаемыми результатами может быть ликвидирован лишь путем изменения прежней или принятия новой ориентации (например, выход на новые рынки, технологические инновации). Как правило, такие изменения рассчитаны на многие годы.

Во многом сходные позиции по данному вопросу встречаются в работе И.Ансоффа, предложившего три варианта управления фирмой в кризисной ситуации в зависимости от стадии кризиса и времени его обнаружения (он выделяет активное управление, реактивное управление, плановое управление)[20], и работе Ф.Ригера, отмечающего, что несвоевременное выявление кризисных явлений ограничивает сферу деятельности по их преодолению[21].

В свою очередь американский исследователь Л.Грейнер считает, что в «кривой роста» бизнеса можно выделить 5 фаз, каждая из которых заканчивается организационным кризисом, а каждый из таких кризисов в свою очередь может быть преодолен только посредством смены формы управления и организационной структуры компании. На каждом этапе развития компании требуется свой тип руководства и соответствующий тип оргструктур. Кризис в компании, как правило, будет продолжаться до тех пор, пока не произойдут соответствующие изменения.

Можно сделать вывод, что определение положения на кривой жизненного цикла, типа кризиса будет способствовать выбору направлений и методов преобразований, наиболее соответствующих ситуации, т.е. определению адекватного комплекса мер, который в наиболее общем смысле характеризуется как антикризисное управление.

Построим график жизненного цикла предприятия в виде кривой прибыли-убытков предприятия во времени. Этот выбор будет являться ключевым отличием от традиционной кривой жизненного цикла, так как последняя строится в виде кривой продаж (дохода предприятия) во времени.

 

Ресурсы

предприятия

 

I II III

Прибыль IV V VI

 

 

0

t

VII

Убыток

 

Рис. 3.2. Жизненный цикл предприятия

 

Данное отличие является принципиальным, так как позволяет:

а) построить кривую жизненного цикла не гипотетически, а по реальным цифровым данным;

б) использовать кривую не просто как теоретическую модель, а как практический инструмент стратегического управления.

Также такое построение кривой объясняет выделение двух дополнительных этапов развития предприятия (см. рис. 3.2. и 3.3.).

Отметим, что ряд как зарубежных, так и отечественных авторов достаточно скептически относятся к модели жизненного цикла. Так, немецкий экономист X.Мефферт наиболее слабым местом этой модели считает момент «перехода» (в данном случае - предприятия) из одной стадии своего развития в другую[22].

Построение кривой жизненного цикла предложенным выше способом учтет указанный недостаток модели, так как динамика прибыли-убытка предприятия, используемая при построении, позволит однозначно определить этап жизненного цикла, на котором в исследуемый момент находится предприятие.

Итак, кривая жизненного цикла предприятия будет иметь стадию[23] организации (создания) предприятия – I, cтадию становления - II, стадию роста (можно выделить фазы ускорения - III и замедления роста - IV), стадию устойчивости (зрелости) - V, стадию спада - VI и стадию умирания - VII (см. рис. 3.2.).

 
 


КПФ

 
 


зарож- ускорение замедление зрелость спад

дение роста роста

`

 

t

 

Рис. 3.3. Жизненный цикл конкурентного преимущества фирмы (КПФ).

 

 

Рассмотрим подробнее функционирование предприятия при его нахождении на различных этапах жизненного цикла с точки зрения движения финансов предприятия, т. е. охарактеризуем его состоятельность и жизнеспособность на различных этапах своего развития с целью определения момента возникновения (или возможности возникновения) финансового и (или) иного кризиса.

I - фаза организации (создания) предприятия - характеризуется большим расходом всех ресурсов фирмы, причем результаты деятельности предприятия на этой стадии не окупают вложенных средств, т. е. предприятие работает себе в убыток. На этом этапе новое предприятие какое-то время, как правило, не ведет хозяйственно-производственной деятельности, но несет определенные убытки, связанные, в первую очередь, непосредственно с созданием и регистрацией нового предприятия, приобретением административного и производственных зданий и помещений, закупкой оборудования, сырья и материалов, наймом рабочей силы. Позже, на этом же этапе, компания начинает производственную деятельность, однако та еще не приносит прибыли. Таким образом, как уже отмечалось выше, основной характеристикой этого этапа развития является бесприбыльная, убыточная работа предприятия.

Важно, чтобы на I стадии жизненного цикла предприятию хватило ресурсов для перехода во II фазу жизненного цикла. Большинство вновь созданных предприятий в нашей стране заканчивают свое существование именно на этой стадии в силу отсутствия или просто недостаточного инвестирования. Основная задача антикризисного управляющего на данном этапе – сокращение времени нахождения предприятия на этом этапе (фазе) жизненного цикла[24]. Экспертные оценки свидетельствуют, что по времени эта стадия в нашей стране может длиться от нескольких месяцев (как правило, у предпринимателей без образования юридического лица, а также предприятий, занимающихся торгово-закупочной деятельностью) до 3-4 лет (у промышленных предприятий).

Далее фирма достигает точки безубыточности (на графике кривой жизненного цикла эта точка является точкой пересечения указанной кривой с осью абсцисс).

II - фаза становления - предприятие проходит в своем развитии критическую точку - начало безубыточной деятельности, когда стоимость всех использованных ранее ресурсов и доходы фирмы сравнялись. На этой стадии предприятие еще не приносит прибыли, но уже не работает себе в убыток. Начинается формирование стратегического потенциала фирмы. Этот этап развития предприятия совпадает с этапом зарождения конкурентного преимущества фирмы на кривой жизненного цикла (см. рис. 3.3.). Подробнее теория конкурентного преимущества фирмы представлена в монографии «Экономическая стратегия фирмы»[25].

Большое значение на этой стадии имеют внешние, не зависящие от предприятия и его деятельности, факторы, а также факторы внутренней среды. Отечественные авторы предлагают следующую классификацию факторов, определяющих условия функционирования фирмы:

·параметры факторов производства (конъюнктура рынков сырьевых и материальных ресурсов, трудовых и финансовых ресурсов, рынков средств производства; развитие инновационной деятельности);

·параметры спроса (величина, стабильность, эластичность спроса, требования покупателей к качеству товаров фирмы, сегментация потребителей товаров фирмы; экономический потенциал покупателей);

·параметры родственных и поддерживающих отраслей (изменение потенциала родственных отраслей; производственная инфраструктура; социальная инфраструктура; использование достижений, полученных в родственных отраслях);

·параметры конкурентной среды (соперничество между существующими конкурентными системами; конкурентные силы, возникающие вследствие угрозы со стороны товаров-заменителей; конкурентные силы, возникающие вследствие угрозы появления новых конкурентов; конкурентные силы, возникающие вследствие экономических возможностей и торговых способностей поставщиков;

·конкурентные силы, возникающие вследствие экономических возможностей и торговых способностей покупателей);

·деятельность государственных властных структур (налоговая политика, кредитно-денежная политика, таможенная политика, правовая среда, политика цен и доходов);

·случайные воздействия (форс-мажорные обстоятельства; внешняя политика иностранных государств - партнеров по бизнесу; демографические шоки; научно-технические прорывы)[26]. Еще раз подчеркнем, что II этап жизненного цикла развития предприятия характеризуется переходом к безубыточной деятельности, получением первой прибыли, размер которой начинает расти все возрастающими темпами. Предприятие попадает на следующую стадию своего развития - этап роста. Его можно подразделить на этап ускорения роста и этап замедления роста (соответственно III и IV этапы жизненного цикла предприятия).

III, IV - этапы ускорения и замедления роста фирмы - характеризуются достаточно интенсивным ростом активности предприятия;

отсутствием или малым количеством конкурентов. Как правило, на этих этапах руководство фирмы наращивает производственный потенциал предприятия, увеличивает объем производства и, как следствие, объем реализации. Ограничение роста на этих этапах определяется лишь ограничением ресурсов, как правило, материальных. На этапе ускорения роста предприятие имеет больший резерв, больший потенциал роста; отсюда - развитие предприятия достаточно быстрыми темпами, и как следствие, быстрый рост объема прибыли, получаемой фирмой на этом этапе. За относительно короткий срок доходы предприятия резко возрастают. На IV этапе - этапе замедления роста - темпы прироста доходов падают, но, тем не менее, рост доходов наблюдается. Возможности предприятия подходят к своему пределу, темпы развития и увеличения компании замедляются, темпы роста прибыли падают, хотя, как уже отмечалось, рост прибыли наблюдается. Фирма подходит к пику своей жизнедеятельности, к пику своей активности. Предприятие переходит на следующий этап своего развития.

V - этап устойчивости (зрелости) - на этом этапе своего развития предприятие достигает вершины успеха, пика доходов. Наблюдается стабильность поступления доходов. Общее состояние фирмы стабилизируется: прекращается расширение производства, объем реализации достиг своего максимума; максимума достигают и доходы (прибыль), получаемые предприятием.

Задача любого управляющего на этом этапе (а точнее, эта задача должна подразумеваться в каждом действии управляющего с момента образования фирмы) - максимально увеличить его продолжительность. Об этом необходимо позаботиться заранее, так как вслед за фазой устойчивости, как правило, наступает фаза спада. Резервы роста и производственный потенциал предприятия использованы практически полностью, и предприятие очень легко «скатывается» (см. рис. 3.3.) на стадию спада.

VI - этап спада - характеризуется резким снижением объема получаемой прибыли, спадом деловой активности предприятия. Этап наступает главным образом за счет агрессивной политики соперничающих фирм, а также за счет усиливающегося старения ресурсов фирмы. Это относится как к материальным, так и к кадровым, информационным, организационным ресурсам. Внешние факторы вновь приобретают большое значение.

На этом этапе ухудшаются практически все финансовые показатели деятельности предприятия, нарушается структура баланса. Предприятие «заболевает» и переходит на последнюю стадию своего существования - стадию «умирания».

VII - умирание предприятия - фирма начинает нести прямые убытки от своей деятельности. На этом этапе обычно начинают процедуру несостоятельности (банкротство) предприятия. Как правило, дело о банкротстве заканчивается объявлением предприятия-должника банкротом, открытием конкурсного производства и ликвидацией предприятия как юридического лица.

 

Ресурсы

предприятия

 
 

 


прибыль

 

 

 
 


t

убыток

 

 

Рис. 3.4. Жизненный цикл предприятия с максимально продленной стадией устойчивости

 

Проведенный анализ показывает, что идею жизненного цикла конкретного предприятия имеет смысл «закладывать» в стратегический план (прогноз) развития компании с тем, чтобы максимально продлить стадию устойчивости. Определение своего местоположения на кривой жизненного цикла достаточно просто осуществляется на стадии организации фирмы (основной критерий - наличие убытков от деятельности). На II, III и IV стадиях (т. е. на стадиях становления, ускорения и замедления роста фирмы) определение местоположения на кривой жизненного цикла также достаточно простое - компания начинает получать прибыль от деятельности, причем темпы получения этой прибыли определяют стадию ускорения или замедления роста фирмы. Наиболее важным становится прогнозирование кризиса на предприятии.

 

Ресурсы

предприятия

 
 

 


прибыль

 

 

 
 


t

убыток

Рис. 3.5. «Гребешковая» кривая жизненного цикла предприятия

 

Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что в качестве основного критерия определения местоположения предприятия на кривой жизненного цикла целесообразно применить показатель движения ресурсов предприятия. А если точнее, то можно построить кривую жизненного цикла предприятия в виде графика изменения доходов (убытков) предприятия во времени. Так как доходы или убытки предприятия, а вернее его платежеспособность (или, соответственно, неплатежеспособность), являются основным критерием кризисного состояния фирмы, то полученная кривая будет в полной мере удовлетворять нас в качестве источника информации для дальнейшего анализа.

Учитывая все изложенное выше, становится очевидным, что идеальная кривая жизненного цикла предприятия будет выглядеть, как показано на рис. 3.4.

То есть, любое предприятие должно стремиться иметь кривую своего жизненного цикла с максимально (до бесконечности) продленной стадией устойчивости со всеми вытекающими отсюда последствиями.

 

Ресурсы жизненный цикл предприятия

предприятия

       
 
   
 


прибыль 1 2 3

 

 

жизненные циклы конкурентного преимущества предприятия

 
 


t

убыток

 

 

Рис. 3.6. Связь жизненного цикла предприятия и жизненного цикла его конкурентного преимущества.

 

Однако реально такой вариант развития фирмы невозможен, на практике при условии грамотной стратегии и тактики управления предприятием возможен следующий вариант жизненного цикла предприятия - так называемая «гребешковая» кривая жизненного цикла предприятия[27] (рис. 3.5.).

Увязав жизненный цикл предприятия и жизненный цикл конкурентного преимущества фирмы, можно отметить, что за время жизненного цикла фирмы может смениться несколько жизненных циклов ее конкурентного преимущества (рис. 3.6.).Как видно из рис. 3.5. и 3.6., своевременное зарождение очередного цикла конкурентного преимущества позволяет (до определенного момента) поддерживать фирму на стадии зрелости. Это происходит в случае своевременного обнаружения сигналов об угрозе утраты конкурентного преимущества предприятия и принятия адекватных мер противостояния этой угрозе.

 

Ресурсы предприятия

 
 

 


прибыль

 

 

0

убыток t

Рис. 3.7. Стабильное состояние фирмы

 

Эти меры, как правило, не выходят за рамки маркетинговой стратегии:

• своевременное снятие с производства устаревших товаров и вывод на рынок новых, конкурентоспособных товаров и услуг;

• изменение ценовой политики;

• изменение системы формирования спроса и стимулирования сбыта;

• применение стратегии распределения, предпродажного и послепродажного обслуживания покупателей;

• поиск новых сегментов рынка и т.п.

Логика подсказывает, что в случае многократного повторения этапов роста и (или) устойчивости жизненного цикла предприятия, можно наблюдать тенденции дальнейшего развития фирмы:

1) стабильное состояние фирмы;

2) благоприятные перспективы фирмы;

3) неблагоприятные перспективы фирмы.

 

Ресурсы предприятия

 
 


+ ∆

прибыль

 

 

0

убыток t

 

Рис. 3.8. Благоприятные перспективы фирмы

 

В третьем случае фирме в ближайшем будущем предстоит попасть на стадию спада, что неизбежно приведет к кризису деятельности предприятия, к финансовому кризису и, как правило, к банкротству. Процедуры, связанные с выведением предприятия из кризиса, будут являться, соответственно, антикризисными. Ниже будет подробно обосновано понятие антикризисного управления предприятием как комплекса мер по диагностике, прогнозированию, профилактике кризиса, а также по выведению предприятия из кризиса.

 

Ресурсы предприятия

 
 


Прибыль - ∆

 

 

0

убыток t

 

Рис. 3.9. Неблагоприятные перспективы фирмы

 

Выше отмечалось, что кризисная ситуация на любом предприятии схожа с заболеванием.

Предлагается следующее изображение этого «заболевания» на кривой жизненного цикла предприятия (рис. 3.10.).

На типичной кривой жизненного цикла предприятия кризис наступает по окончании фазы устойчивости. Точка «1» на рис. 3.10. - точка вхождения в кризис. Конечно, такая точка может «появиться» на любой стадии развития предприятия; в этом случае кривая жизненного цикла изменится (см. рис.3.10.). Точка «2» также является кризисной - в этот момент предприятие от своей деятельности начинает нести одни убытки.

 

Ресурсы предприятия

1 - вхождение в кризис

 

прибыль «заболевание»

 

 

2 - кризисная точка

0

убыток t

«умирание»

 

Рис. 3.10. Момент «заболевания» предприятия

 

Необходимо отметить, что Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве) предприятий» от 19 ноября 1992 г. (ныне утративший силу) предусматривал работу с предприятием (в том числе и антикризисную) по преодоление этим предприятием точки «2». Однако «излечение» компании на этой стадии практически невозможно, что заставляет задуматься о более ранней антикризисной политике (например, по преодолении точки «1»). С принятием же в 2002 г. нового Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)»[28] кредиторы могут начинать финансовую работу с предприятием-должником гораздо раньше (как раз после точки «1»).

И действительно, как показано ниже, в этом случае вероятность получения своих денег обратно гораздо выше, так как шансы восстановить платежеспособность предприятия-должника на ранних стадиях более реальны.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 610; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.279 сек.