Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Правило шестое. Образование составных индексов

 

Составными индексами в УДК называют индексы, образованные из двух и более простых или сложных индексов с помощью знаков отношения: или::.

 

Составных индексов насчитывается до 80% всех индексов, проставляемых на документах.

 

На первом месте составного индекса помещается индекс, отражающий основной предмет документа. Присоединяемые через: (знак отношения) индексы только уточняют, детализируют основное понятие, отраженное в первом индексе.

 

Например, 621.317.725:621.385 Ламповые вольтметры. Здесь

 

621.317.725 Вольтметры. Милливольтметры

621.385 Электровакуумные приборы

 

Составные индексы используются также для отражения новых направлений в науке и технике.

 

Например, 621.35:621.382.2 Электрохимические диоды. Здесь

 

621.35 Техническая электрохимия

621.382.2 Полупроводниковые (кристаллические) диоды

 

Элементы составного индекса можно поменять местами.

 

Индексы со знаком двойного отношения представляют собой жесткую, необратимую конструкцию.

 

621.3 Электротехника

621.37 Техника электрических и электромагнитных колебаний. Радиотехника

621.38 Электроника

621.39 Техника электросвязи. Телеуправление

621.396.967 Радиолокация

621.396.97 Радиосвязь

 

 

ЛЕКЦИЯ: Рекомендации по работе с научной и технической литературой

Рекомендации по работе с научной и технической литературой.

 

Подготовка отчета о НИР.

 

Научный работник, прорабатывающий тему, накапливает большое количество различной информации. Так, библиография кандидатской диссертации насчитывает обычно около 150 наименований. Это значит, что проработать необходимо в 2-3 раза больше источников.

 

Для эффективного анализа этой информации необходимо знать методы ее учета, проработки и анализа.

 

Учет проработанной информации сводится к составлению библиографии. Библиография – это перечень различных информационных документов с указанием следующих данных: фамилия и инициалы автора, наименование источника, место издания, издательство, год издания, объем в страницах.

 

Библиографическое описание нужно приводить в соответствии с действующими стандартами по библиографическому и издательскому делу. Этого требует ДСТУ 3008-95. Проще всего заполнять так, как записано в самом издании, если оно не очень старое.

 

Библиографический перечень удобнее всего составлять на отдельных карточках. Это облегчит работу в дальнейшем, когда надо будет располагать источники либо в алфавитном порядке, либо по разделам работы, либо в порядке упоминания в работе и т.д.

 

Проработка информации сводится к ее изучению и запоминанию.

 

Первым условием эффективной проработки документа является установка, т.е. цель чтения, направленность.

 

Изучение научно-технической информации требует творческого подхода, для чего необходимо вдохновение. Но даже если его нет нужно усилием воли заставить себя работать творчески. Иногда с первого раза кажется, что все непонятно, что данная информация слишком сложна. В этом случае нужно заставить себя читать еще и еще. Иногда полезно на время оставить этот документ и заняться другим и вернуться через неделю-две.

 

Внимание и сосредоточенность во многом определяют качество проработки информации.

 

В процессе чтения действуют различные раздражители – музыка, шум, разговоры, собственные мысли и др. Они независимо от человека действуют на центральную нервную систему, ухудшают условия мышления, вызывают утомление. Поэтому, чтобы повысить работоспособность умственного труда, различные помехи следует устранять.

 

Нельзя вдаваться в крайности. Как показывают психологические опыты, работа в полной изоляции от внешней среды также не оптимальна. В качестве помехи в таких случаях выступают собственные мысли, отвлечения.

 

Здесь каждый должен найти свой оптимум.

 

Самостоятельность труда. Каждая страница должна быть неторопливо проанализирована, обдумана примеряна к поставленной цели.

 

Настойчивость и систематичность. Часто, особенно при чтении сложного нового текста четко осмыслить его с первого раза невозможно. Приходится читать и перечитывать, добиваясь полного понимания материала.

 

Систематическое, усидчивое чтение по плану, с обдумыванием и анализом прочитанного намного производительнее бессистемного.

 

Производительность проработки информации существенно зависит от умственной работоспособности. Последняя зависит от умения правильно распределить свою работу во времени, умело использовать перерывы. После 1-2 часов работы нужно делать перерывы на 5-7 минут, физические упражнения, обтирания тела и лица теплой водой или усиленное глубокое дыхание.

 

Прорабатывая текст, необходимо добиваться, чтобы все было понятно. В отдельных случаях нужно не только понять, но и запомнить текст на тот или другой период. Каждый научный работник должен владеть искусством запоминания. Существуют различные способы запоминания.

Механический – основан на многократном повторении и заучивании прочитанного («зазубривание»). В этом случае отсутствует логическая связь между отдельными элементами. Этот способ наименее эффективен, он применим в ограниченных случаях: даты, формулы, иностранные слова и др.

 

Доказано, что тренировка памяти многочисленными повторениями малоэффективна.

Смысловой способ запоминания основан на запоминании логических связей между отдельными элементами. При чтении необходимо понять не отдельные элементы, а весь текст в целом, его смысл, направленность, значение. Часто достаточно прочесть текст один раз, чтобы его запомнить.

 

Текст хранится в памяти определенное время. Со временем он начинает забываться. Сначала процесс забывания протекает наиболее быстро, со временем темп замедляется. Так, в среднем через один день теряется около 20-25% заученного, через 5 дней – около 35%, через 10 дней – 40%.

 

Повторение – один из эффективных способов запоминания. Повторение бывает пассивным (перечитывание несколько раз) и активным (перечитывание с пересказом). Второй способ сочетает заучивание с самоконтролем, поэтому, он более эффективен.

 

Учитывая характер забывания, материал лучше всего повторить в день чтения или же на следующий день, а затем повторять только периодически и лишь то, что представляет наибольший интерес. Небольшой по объему текст лучше повторить полностью. Большие тексты вначале осваивают в целом, затем повторяют особо трудные фрагменты.

 

Неотъемлемым требованием проработки научно-технической информации является запись прочитанного. Она позволяет лучше его понять, удлинить процесс восприятия информации, лучше запомнить, восстановить в памяти забытое, развить мышление, проанализировать текст, отобрать наиболее важные фрагменты для разрабатываемой темы.

 

Однако запись требует дополнительного времени, которого часто не хватает. Поэтому делать ее нужно правильно. Очень коротко – теряете информацию. Излишне подробно – свидетельство неумения понять и отразить главное.

 

Прорабатывая научно-техническую информацию, применяют выпимки, аннотации, конспекты.

 

Выписка – краткое (или полное) содержание отдельных разделов, глав, страниц информации.

 

Ценность выписок очень высока. Они могут заменить сплошное конспектирование текста, их краткость позволяет в малом объеме накопить большую информацию.

 

Аннотация – это краткая характеристика текста с точки зрения содержания, назначения, формы и др. Аннотации составляют на данный документ информации в целом.

 

Аннотации удобно накапливать на отдельных карточках по разным вопросам прорабатываемой темы.

 

Аннотации позволяют быстро восстановить в памяти текст.

 

Конспект – это подробное изложение содержания информации.

 

Главное в составлении конспекта – это уметь выделить рациональное зерно применительно к разрабатываемой теме. Конспект должен быть содержательным, полным и по возможности кратким. Полнота здесь означает не объем, а все то, что является главным в данной информации.

 

Правило: чтобы конспект был кратким, его нужно составлять своими словами, что требует осмысливания, анализа прочитанного. Рекомендуется применять сокращенные слова, но так, чтобы не потерять смысл. В сокращенном тексте следует сохранить все знаки препинания. Полезно каждому научному работнику иметь свой словарь сокращенных слов.

 

Конспект должен быть правильно оформлен. Каждое произведение желательно конспектировать в отдельной тетради. Запись вести только с одной стороны листа с полями около ¼ ширины листа. Текст нужно разбивать на абзацы и иерархические пункты, например, 1.1.1, 1.1.2, 1.1.3, …, 1.2.1, 1.2.2 … Для выделения главных мыслей нужно применять подчеркивание сплошной, волнистой, пунктирной и т.п. линиями.

 

Иногда конспект нужно пополнять новыми материалами, своими мыслями, анализом и т.д. По тексту ставят номера, которыми отмечают соответствующие дополнения на полях или обратной стороне листа.

Существуют два способа составления конспектов.

Первый – подобранная информация по теме прорабатывается последовательно. Вначале составляют конспект на каждую информацию, а затем все объединяют в одно обзорное произведение. Этот способ наиболее распространен, но он не достаточно эффективен, т.к. требует большой затраты времени.

 

Второй способ, выборочный, заключается в следующем. Подобранную информацию располагают в ряд по степени полноты, актуальности, новизны.

 

Вначале изучают самую полную современную информацию высокого научного уровня. С помощью оглавления составляют полный план темы. Далее приступают к беглой проработке менее важной, второстепенной, информации, дополняя ею план основного первоисточника. В случае повторения второстепенную информацию опускают.

 

Второй способ сокращает время на подготовку обобщенного конспекта.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Правило пятое. Образование сложных индексов | Вводная часть. Структурная схема отчета
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 259; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.