Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Этапы (стадии) профессионального пути

Д. Сьюпер: В основе лежит выяснение индивидом своих склонностей и способностей и поиск подходящей профессии, актуализирующей профессиональную Я-концепцию. 5 этапов или стадий профессионализации, охватывающие весь жизненный путь человека: стадия пробуждения, стадия исследования, стадия консолидации, стадия сохранения и стадия спада. См. Периодизация человека как субъекта труда.

Ш. Бухлер на основе изучения большого количества профессиональных биографий выделил 5 основных качеств профессиональной жизни: этап роста (до 14 лет), этап выбора профессии (15-25 лет), этап профессионального становления (25-45 лет), этап поддержания профессии (45-65 лет) и этап профессионального дакаденства (после 65 лет).

Эли Гинсберг: в процессе профессионального выбора человекпроходит 3 стадии:

1. Стадия фантазии (до 11 лет).

2. Гипотетическая стадия (11-17 лет), 4 периода: период интереса (11-12 лет), период способностей (13-14 лет), период оценки (15-16 лет), переходный период (около 17 лет).

3. Реалистическая стадия (от 17 лет и старше), 3 периода: период исследования (17-18 лет), период кристаллизации (между 19 и 21 годами), период специализации.

Роберт Хейвигхерст: критериями определения этапов профессионального пути является приобретение установок и трудовых навыков, которые позволят людям стать полноценными работниками. 6 этапов:

1. Идентификая с работником (от 5 до 10 лет). Дети идентифицируются со своими работающими отцами и матерями, и намерение работать в будущем становится частью их Я-концепции.

2. Приобретение основных трудовых навыков и формирование трудолюбия (от 10 до 15 лет). Школьники научаются организовывать сое время и усилия для выполнения различных задач, например, домашних заданий или работы по дому. Они также начинают в определенных обстоятельствах следовать принципу: вначале работа, потом – игра.

3. Приобретение конкретной профессиональной идентичности (от 15 до 25 лет). Человек выбирает профессию и начинает себя к ней подготавливать. Он приобретает определенный трудовой опыт, который помогает ему сделать выбор и начать карьеру.

4. Становление профессионала (от 25 до 45 лет). Взрослые совершенствуют свои профессиональные способности и мастерство в рамках возможностей, предоставляемых работой, и начинают продвигаться вверх по служебной лестнице.

5. Работа на благо общества (от 45до 70 лет). Работники достигают пика своей профессиональной карьеры. Они начинают задумываться о своей гражданской и социальной ответственности, с которой сопряжен их труд, и тратят свои силы и время на выполнение своих обязательств перед обществом.

6. Размышления и продуктивном периоде профессиональной деятельности (после 70 лет). Выйдя в отставку или на пенсию, люди окидывают взглядом пройденный путь и с удовлетворением вспоминают и о своих профессиональных достижениях.

Климов Е.А.: основные фазы развития профессионала: оптант, адепт, адаптант, интернал, мастер, авторитет, наставник. См. Периодизация человека как субъекта труда.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Периодизация развития человека как субъекта труда | Первый вопрос. Химически опасные объекты (ХОО). Химические аварии и их последствия
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 773; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.