Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Государственный строй Киевской Руси

Государство Киевская Русь (Русская земля) представляло собой совокупность земель, добровольно или силой принуждения принявших власть киевского князя Олега. По форме правления оно являлось раннефеодальной монархией. Во главе государства стоял великий князь, который сидел на княжеском столе и владел (володел) этими землями.

Функции великого князя на раннем этапе развития Древне­русского государства заключались в руководстве дружиной и ополчением и налаживании внешней торговли. Князь собирал установленные обычаем дань и повоз. В дальнейшем его властные прерогативы расширились: он назначал наместников-«волостелей» в покорённые земли, занимался законодатель­ной и судебной деятельностью, руководил переговорами с иноземными правителями и т. д.

Великокняжеский стол передавался по наследству, сна­чала по принципу старшинства - старшему в роду, а затем - «отчины»: от отца к сыновьям. Взаимоотношения с другими князьями строились на ос­нове крестных грамот, в которых определялись права и обя­занности великого князя и князей-вассалов (защита послед­них, оказание им помощи, их помощь великому князю и т. п.).

При князе находился Совет, состоявший из земских бояр, «княжих мужей» и духовенства. Хотя Совет и не имел четко определенной компетенции, он вместе с князем ре­шал важнейшие вопросы управления, внешней политики, суда, законодательной деятельности и др.

В раннефеодальной монархии важную государственную и политическую роль играло народное собрание - вече. В вече могли участвовать все свободные жители города и посада, примыкаю­щих поселений (слобод). К компетенции веча относились воп­росы налогообложения, обороны города, организации военных походов и избрания князей. Исполнительным органом веча был совет, состоявший из земских бояр, представителей духовенства, старейшин и др.

В науке продолжаются споры о влиянии веча на княжескую власть. Одни отстаивают мнение о превосходстве вечевой власти во всех русских городах в домонгольском периоде (А.Ю. Дворниченко и др.), другие видят в вечевых собраниях лишь узкосословный орган власти (В.Т. Пашуто и др.). Более обоснованной представляется точка зрения, согласно которой княжеская власть была достаточно крепкой, если вече её поддерживало. И наоборот, княжеский стол начинал шататься, если князь не считался с мнением веча. Эта тенденция особенно усилилась после принятия христианства, когда на вечевых собраниях стали председательствовать церковные иерархи - архиепископы и епископы.

Третьим важным элементом государственной системы Киевской Руси была княжеская дружина. Она представляла собой группу профессиональных воинов, особо приближенных к князю. Многие из них являлись родственниками князя. Все, что составляло доходы и добычу князя, давало средства на содержание дружины, но право делить добычу между дружинниками принадлежало князю. На дружине лежал долг мести за князя, на князе - за дружинника. Этот отряд вооружённых людей, отделённый от народа, будучи личным учреждением свое­го князя, стал важнейшим элементом, превратившим родоплеменной строй общества в государство.

Княжеская дружина делилась на старшую дружину и младшую. В старшую входили «княжи мужи» или «княжи бояре», в младшую («гридь»[3]) - детские[4] и отроки[5].

По мере укрепления государства дружина становилась ору­дием управления: княжи бояре составляли Совет князя - его «думу». Например, вопрос о приня­тии христианства был решен князем по совету с боярами и старцами градскими.

В лето­писи и ряде других источников встречается название «огнищане», которое относилось к некоторым категориям приближённых к князю людей. Это понятие, видимо, относилось к человеку, который жил при «огнище княжеском», то есть к княжескому домочадцу, близкому к князю, не имеющему своего двора или дома. Огнищанином назывался только «княж муж», «княж боярин», а не гридь, не простой член дружины. За убийство огнищанина виновный платил двойную виру [6]: 80 гри­вен вместо 40, которые платили за голову прочих свободных людей.

К числу княжеских слуг, через которых осуществлялось управление всеми государственными делами, принадлежали тиуны. Согласно древним памятникам, это слово означало «приставленный к какому-либо делу»: тиун смотрел за домом, за конюшней, за судом, за сбором княжьих доходов, за принадлежащими князю селами. Тиуны мог­ли быть и у князя, и у боярина. Они были свободными, если принимали на себя эту должность с родом (что являлось исклю­чением), но чаще всего - заключали с князем «ряд»[7].

В Киевской Руси десятичная система управления, свойственная родоплеменной организации, сменилась дворцово-вотчинной системой управления. Её первым элементом стал княжеский двор, который имелся при великом князе и у местных князей, обеспечивая выполнение их основных функций. Центром княжеского двора являлся укреплённый детинец, где располагались палаты князя, дома его детских, тиунов, и помещения для дворовой прислуги. Князя, его семью и других бояр обслуживали рабы («челядь») и наёмные работники («рядовичи»). Всем хозяйством управлял приближённый к феодалу огнищанин. Дружинники составляли его вой­ско - стражу, а старосты, тиуны, ключники - административный аппарат и полицию.

Доходы княжеского двора складывались из традиционных повинностей смердов и ремесленников, дани (повоза), судебных пошлин, уголовных штрафов (вир и продаж) и захваченной в военных походах добычи.

Вторым центром политической власти в Киевской Руси являлась боярская вотчина. Управление в ней строилось наподобие княжеского двора: боярин управлял вотчиной, выступал в качестве судьи, но был обязан своему князю военной службой и частью собираемой с населения дани. В боярской вотчине обычно имелся свой церковный приход. Киевская Русь к концу XI века оказалась разделённой на несколько десятков княжеских и боярских вотчин, владельцы которых стремились увеличить подвластные земли за счёт своих соседей.

Необходимость объединения сил перед лицом постоянных внешний нападений кочевников вынуждало князей-вотчинников проводить съезды, на которых принимались обязательные для всех решения. Так, в 1097 г. князья съехались в г. Любече «на устроение мира», где было решено, что «каждый да держит свою отчину». Это значило, что каждый князь должен владеть той землёй, которая досталась его отцу, не претендуя на новые территории. Однако этот съезд (впрочем, как и другие в дальнейшем) не предотвратил междоусобной борьбы, которая в конце концов привела к неоднократному разграблению Киева и крушению всей Киевской Руси.

В больших городах управление осуществлялось также посадниками, которых выбирало народное собрание или назначал князь. В некоторых землях управление осуществлялось княжескими на­местниками и волостелями. Представители князя обладали следующими полномочия­ми: осуществляли сбор дани и пошлин, исполняли правосудие, устанавливали и взимали штрафы и др. Вместо жалованьязаслужбу они имели право оставить часть собранных у населе­ния продуктов себе. Такая система местного управления получила название кормлений [8].

Органом местного крестьянского самоуправления явля­лась территориальная община - вервь. Во главе верви стоял староста, выбранный общим собранием общинников (сходом). Государство использовало вервь в фискаль­ных, полицейских и административных целях.

 

Обеспечение правопорядка

Судебная власть в Киевской Руси не была отделена от административной: судебных органов как особых учреждений еще не су­ществовало. Судебные функции выполняли князья, посадники, волос­тели и другие представители княжеской власти, а в боярских вотчинах - сами бояре. Однако постепенно выделяется княжеский суд, как высшая судебная инстанция по отношению к боярским судам, и церковный суд, который рассматривал дела, относящиеся к его компетенции.

После принятия христианства церковь заняла важное место в системе государственного управления. Архиепископы и епископы входили в состав княжеских и боярских советов, возглавляли вече, освящали важнейшие государственные решения. Церкви и монастыри превратились в крупных землевладельцев. Им было предоставлено право осуществлять судебные функции по отношению: к населению своих земель, ко всем категориям духовенства, к населению государства по некоторым категориям дел (дела о разводе, преступления против религии, нравственности и т. п.).

Вооруженные силы Киевской Руси включали: дружину великого князя, дру­жины местных князей и феодальное ополчение. Дружинники в составе назначаемой князем «стражи» осуществляли его личную охрану, охрану градских ворот и важных объектов, задержание по приказу князя и охрану задержанных лиц, приводили в исполнение приговоры княжеского суда. Мечники являлись судебными служителями. В боярских вотчинах эти функции выполняли слуги боярские и ратанные старосты[9], а в церковных и монастырских землях - особые монахи-чернецы, обученные военному делу. Ополчение созывалось в случае необходимости отпора нападений внешних врагов.

Таким образом, в Древнерусском государстве какого-либо разделения светских властей не было. После принятия христианства, несколько выделилась церковная власть. Но часто князья и бояре проводили свои решения в жизнь с помощью грубой силы, не взирая на протесты или увещевания церковных деятелей.

Таким образом, в ходе лекции вы получили представления об образовании Древнерусского государства и раннефеодальных государствах на Руси. Разобрали, государственный и общественный строй в рассматриваемый исторический период.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Общественный строй Киевской Руси | Основные источники и характерные черты Древнерусского права
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 6631; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.