КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Структура курса и его методология
Исходя из логики научного анализа, в курсе «История экономических учений» правомерно выделить следующие 3 раздела: 1. Экономические учения эпохи дорыночной экономики 2. Экономические учения эпохи нерегулируемой рыночной экономики 3. Экономические учения эпохи регулируемой (социально-ориентированной) рыночной экономики. Первый раздел включает в себя характеристику экономической мысли в периоды древнего мира и средневековья, особенностью которых было господство натурально-хозяйственных отношений и экстенсивный характер воспроизводства. В эту эпоху наука еще объективно не могла сформироваться, а в качестве выразителей экономической мысли выступали, как правило, философы, правители государств, религиозные идеологи, чьи воззрения объединяло неприятие рыночных экономических отношений. Здесь же рассматривается особый период в развитии экономической мысли – меркантилизм, который явился первой теоретической концепцией, зародившейся в недрах натурального хозяйства рыночной экономики. С этого времени (примерно 16-17 вв.) по существу и произошло обособление экономической теории в самостоятельное звено отраслей науки. Ее называли в ту пору «политическая экономия», а основным теоретико-методологическим принципом являлся протекционизм. Второй раздел истории экономических учений охватывает периоды эволюции школ и направлений экономической мысли, придерживавшихся теоретико-методологических принципов laissez faire, т.е. принципов ничем не ограниченной свободы предпринимательской деятельности. Именно в эту эпоху возникли «бесспорные», как казалось, положения «невидимой руки» А.Смита и «закона рынков» его последователя Ж.Б.Сэя. Ведь почти 200 лет классики (с конца 17 по вторую половину 19 в.) и затем около 50-ти лет неоклассики (с конца 19 в. и до 30-х годов 20 в.) не допускали в своих научных изысканиях возможности государственного (протекционистского) вмешательства в экономические процессы. Третий раздел истории экономических учений образуют новейшие теоретико-методологические достижения 20-го столетия. Наиболее значимым достижением экономической мысли 20 в. стали, пожалуй, концептуальные решения государственного вмешательства в экономические процессы, которые появились в 30-е гг. и совершенствуются вплоть до наших дней. Эти теории в экономической литературе подразделяют на кейнсианские и неолиберальные, и именно их эволюция положила начало дискуссиям о теоретических моделях «социального рыночного хозяйства», монетарных экономических доктринах «рейганомика» и «тэтчеризм», самуэльсоновской концепции «неоклассического синтеза» и т.д. Таким образом, структура курса базируется на исторически сменявших одна другую общественно-экономических формациях. История экономической науки иногда представляется дисциплиной, весьма непростой для освоения. Приходится запоминать имена многих экономистов, обосновываемые ими идеи и постулаты порой сложны и, как правило, противоречивы. В действительности все теории и концепции так или иначе взаимосвязаны. Несмотря на различия в аргументации, подходах, терминологии, все они в конечном счете, пронизаны одним устремлением, посвящены рассмотрению одного предмета. Методологически история экономических учений опирается на совокупность прогрессивных методов экономического анализа. Метод – историко-модельный – представление экономических процессов в виде моделей, которые функционально повторяют изучаемый процесс, в историческом контексте. При изучении истории экономических учений их следует оценивать не только с современных позиций, а сравнительно с господствовавшими в то время воззрениями. Все авторы высказывают не только положительные идеи, но и допускают различные промахи, выдвигают ошибочные положения. При начальном изучении истории экономических учений наиболее рационален кумулятивный подход, заключающийся в накоплении обществом экономических знаний и их теоретическим синтезе. Историю экономических учений изучают пропедевтически, т.е. постепенно и все более содержательно. Также методами истории экономических учений является: - экспериментальный метод - изучение поведения экономической системы в целом и ее составных частей путем постановки экспериментов. - гипотетико-дедуктивный метод - основан на выдвижении и проверке различных гипотез в сочетании с анализом отдельных экономических процессов и явлений в микро- и макроэкономике; - статистико-временной анализ - изучение совокупности массовых экономических явлений и объектов, однородных в некотором существенном положении, во временном периоде; - историко-модельный подход - представление экономических процессов в виде моделей, которые функционально повторяют изучаемый процесс, в историческом контексте; - математический метод - описание изучаемых экономических явлений при помощи математических знаков и символов; - метод абстрагирования - исключение явлений, носящих случайный характер, при исследовании процессов экономики. К числу методов «Истории экономических учений» можно отнести методы: индукции, функциональный, системный, математического моделирования и т.д.
Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 296; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |