Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Цели и задачи дисциплины – Маланец Татьяна





ВВЕДЕНИЕ В ДИСЦИПЛИНУ «ОСНОВЫ ЭКОНОМИКИ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ»: ЗАДАЧИ, ПРЕДМЕТ И СТРУКТУРА КУРСА

Лекция 1

 

Здесь рассматриваются цели и задачи дисциплины, общая структура курса. Дается краткая характеристика используемых парадигм и подходов к изучению проблем экономики природопользования, перечислены требования к зачету. Основная цель темы — дать общий взгляд на проблему экономики приро­допользования, определить место дисциплины в системе экономических наук и наук о Земле, сориентировать студентов на существующие учебники и учеб­ные пособия, а также методические подходы к изучению курса.

Человек, вооруженный техникой и стремящийся к максимальному потреблению, стал самым опасным живым существом на планете Земля. Он не только уничто­жает другие виды животных и растений, но и изобретает все более разрушитель­ные виды оружия массового поражения, включая ядерное, бактериологическое, химическое, тектоническое, климатическое и др. События 2002 г., когда многие районы Земли стали испытывать катастрофические последствия засухи, навод­нений, загрязнения свидетельствуют о том, что общество подошло к опасной чер­те, переступив которую, оно может потерять все накопленные блага и жизни ты­сяч и миллионов людей. Это требует переосмысления целей развития общества и формирования новых моделей поведения по отношению к окружающей среде. Необходимость изменения поведения человечества приводит к появлению но­вого «экологического» стиля мышления и экологизации всей системы знаний. Экология внедряется не только в естественнонаучные или технические дисцип­лины, но и в гуманитарные. Экологизация экономики привела к формированию нескольких новых областей исследования, соответствующих различным стадиям процесса природопользования.

Так, существует экономика природных ресурсов, изучающая проблемы эффек­тивного использования природных ресурсов в условиях различных типов эко­номик и различных природно-климатических зон Земли. Эта область изучает экономику первой стадии процесса природопользования -- стадии извлечения и переработки природных ресурсов.



Вторая область — экономика загрязнения (экономика удаления отходов), ис­следует процессы использования такого особого природного ресурса, как ассими­ляционный (поглощающий) потенциал природы. Важно, какой объем загрязне­ния причиняет минимальный ущерб природе и с помощью каких экономических механизмов можно оптимально использовать ее поглощающий потенциал. Ис­следования в области экономики загрязнения имеют дело со второй стадией при­родопользования — удалением отходов производства.

Третья область исследования — экономика природовосстановления и природо­охраны — изучает экономические особенности третьей стадии природопользова­ния, связанной с восстановлением и охраной природных богатств.

Возможно, в обозримом будущем студенты будут изучать не одну, а три экономи­ческие дисциплины — экономику использования природных ресурсов, экономи­ку загрязнения и экономику природовосстановления и природоохраны. Но пока накопленных знаний недостаточно для такого разделения. Поэтому обобщающий курс называется «Основы экономики природопользования». От того, насколько полезной информацией будет обеспечивать данная дисциплина будущих специа­листов, людей, принимающих решения, зависит жизнь настоящего и будущих по­колений. Какие цели и задачи стоят перед преподавателями и студентами при изучении данной дисциплины?

Отсутствие единого мнения в научном сообществе о том, какие знания должны обязательно преподаваться в рамках курса «Экономика природопользования», приводит к значительным различиям в учебных программах и учебных пособиях в различных вузах страны.

Можно пользоваться учебником Т. Титенберга (М.: Олма-Пресс, 2001), кото­рый на Западе считается классическим. К сожалению, для российских условий он не вполне подходит по причине как своего несоответствия сложившейся в России системе природопользования, так и использования излишне услож­ненной системы доказательств, затрудняющих понимание, трудностей, связан­ных с переводом на русский язык, использования иной парадигмы знаний, мно­гочисленных специальных терминов с нечетким разграничением их смысла и по целому ряду других причин.

Учебники А. А. Голуба и Е. Б. Струковой больше соответствуют российской действительности, содержат примеры решения конкретных экономических задач природопользования, но, как и учебник Т. Титенберга, опираются на систему рас­суждений и доказательств, применяемых в западных странах со сложившейся рыночной экономикой. К сожалению, эта система доказательств пока еще не со­ответствует российской действительности и слабо применима в реальных ситуа­циях российской экономики. Поэтому учебники А. А. Голуба и Е. Б. Струковой больше подходят для вузов, готовящих специалистов по глобальной экологиче­ской проблематике и работе в международных организациях. Весьма полезными для изучения дисциплины могут быть также учебник Й. Паавола «Основы эко­номики окружающей среды» (М., 1999), учебное пособие «Эколого-экономические проблемы России и ее регионов» под редакцией А. Т. Шевченко и В. Г. Глушковой (М., 2002), монография В. И. Данилова-Данильяна «Бегство к рынку: десять лет спустя» (М., 2001), а также учебники, подготовленные на географическом (Ю. Л. Мазуров) и экономическом факультетах МГУ им. М. В. Ломоносова (С. Н. Бобылев, А. А. Смолин, Т. С. Хачатуров). В отличие от перечисленных, данный учебник своей основной целью имеет создание такой системы знаний по экономике природопользования, которая могла бы успешно применяться прежде всего в России, а также в других странах с переходной экономикой, смешанной экономикой и даже традиционной экономикой, т. е. для студентов, обучающихся в России, бывших социалистических странах и развивающихся странах.

При такой постановке цели к ключевым задачам учебника и учебной дисцип­лины «Основы экономики природопользования» относятся следующие.

1. Формирование системы знаний, дающих наиболее полное представление о развитии природопользования в историческом и цивилизационном кон­текстах.



2. Рассмотрение специфических проблем экономики природопользования, воз­никающих на уровне мировой экономики в целом, уровне национальной эко­
номики (макроэкономики), уровне региональной экономики (мезоэкономики); уровне локальной экономики (микроэкономики).

3. Освоение математических методов представления, анализа и решения эколого-экономических проблем.

4. Анализ существующих механизмов управления природопользованием, вклю­чая международные соглашения и конвенции, административные и эконо­мические механизмы управления.

5. Анализ конкретных проблем в отраслевом природопользовании и сопостав­ление практики природопользования в различных типах стран, включая Россию, Бразилию, ФРГ, страны Африки.

 





Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 214; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



ПОИСК ПО САЙТУ:


Рекомендуемые страницы:

Читайте также:
studopedia.su - Студопедия (2013 - 2021) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление
Генерация страницы за: 0.004 сек.