![]() КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Цели и задачи дисциплины – Маланец Татьяна
ВВЕДЕНИЕ В ДИСЦИПЛИНУ «ОСНОВЫ ЭКОНОМИКИ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ»: ЗАДАЧИ, ПРЕДМЕТ И СТРУКТУРА КУРСА Лекция 1
Здесь рассматриваются цели и задачи дисциплины, общая структура курса. Дается краткая характеристика используемых парадигм и подходов к изучению проблем экономики природопользования, перечислены требования к зачету. Основная цель темы — дать общий взгляд на проблему экономики природопользования, определить место дисциплины в системе экономических наук и наук о Земле, сориентировать студентов на существующие учебники и учебные пособия, а также методические подходы к изучению курса. Человек, вооруженный техникой и стремящийся к максимальному потреблению, стал самым опасным живым существом на планете Земля. Он не только уничтожает другие виды животных и растений, но и изобретает все более разрушительные виды оружия массового поражения, включая ядерное, бактериологическое, химическое, тектоническое, климатическое и др. События 2002 г., когда многие районы Земли стали испытывать катастрофические последствия засухи, наводнений, загрязнения свидетельствуют о том, что общество подошло к опасной черте, переступив которую, оно может потерять все накопленные блага и жизни тысяч и миллионов людей. Это требует переосмысления целей развития общества и формирования новых моделей поведения по отношению к окружающей среде. Необходимость изменения поведения человечества приводит к появлению нового «экологического» стиля мышления и экологизации всей системы знаний. Экология внедряется не только в естественнонаучные или технические дисциплины, но и в гуманитарные. Экологизация экономики привела к формированию нескольких новых областей исследования, соответствующих различным стадиям процесса природопользования. Так, существует экономика природных ресурсов, изучающая проблемы эффективного использования природных ресурсов в условиях различных типов экономик и различных природно-климатических зон Земли. Эта область изучает экономику первой стадии процесса природопользования -- стадии извлечения и переработки природных ресурсов. Вторая область — экономика загрязнения (экономика удаления отходов), исследует процессы использования такого особого природного ресурса, как ассимиляционный (поглощающий) потенциал природы. Важно, какой объем загрязнения причиняет минимальный ущерб природе и с помощью каких экономических механизмов можно оптимально использовать ее поглощающий потенциал. Исследования в области экономики загрязнения имеют дело со второй стадией природопользования — удалением отходов производства. Третья область исследования — экономика природовосстановления и природоохраны — изучает экономические особенности третьей стадии природопользования, связанной с восстановлением и охраной природных богатств. Возможно, в обозримом будущем студенты будут изучать не одну, а три экономические дисциплины — экономику использования природных ресурсов, экономику загрязнения и экономику природовосстановления и природоохраны. Но пока накопленных знаний недостаточно для такого разделения. Поэтому обобщающий курс называется «Основы экономики природопользования». От того, насколько полезной информацией будет обеспечивать данная дисциплина будущих специалистов, людей, принимающих решения, зависит жизнь настоящего и будущих поколений. Какие цели и задачи стоят перед преподавателями и студентами при изучении данной дисциплины? Отсутствие единого мнения в научном сообществе о том, какие знания должны обязательно преподаваться в рамках курса «Экономика природопользования», приводит к значительным различиям в учебных программах и учебных пособиях в различных вузах страны. Можно пользоваться учебником Т. Титенберга (М.: Олма-Пресс, 2001), который на Западе считается классическим. К сожалению, для российских условий он не вполне подходит по причине как своего несоответствия сложившейся в России системе природопользования, так и использования излишне усложненной системы доказательств, затрудняющих понимание, трудностей, связанных с переводом на русский язык, использования иной парадигмы знаний, многочисленных специальных терминов с нечетким разграничением их смысла и по целому ряду других причин. Учебники А. А. Голуба и Е. Б. Струковой больше соответствуют российской действительности, содержат примеры решения конкретных экономических задач природопользования, но, как и учебник Т. Титенберга, опираются на систему рассуждений и доказательств, применяемых в западных странах со сложившейся рыночной экономикой. К сожалению, эта система доказательств пока еще не соответствует российской действительности и слабо применима в реальных ситуациях российской экономики. Поэтому учебники А. А. Голуба и Е. Б. Струковой больше подходят для вузов, готовящих специалистов по глобальной экологической проблематике и работе в международных организациях. Весьма полезными для изучения дисциплины могут быть также учебник Й. Паавола «Основы экономики окружающей среды» (М., 1999), учебное пособие «Эколого-экономические проблемы России и ее регионов» под редакцией А. Т. Шевченко и В. Г. Глушковой (М., 2002), монография В. И. Данилова-Данильяна «Бегство к рынку: десять лет спустя» (М., 2001), а также учебники, подготовленные на географическом (Ю. Л. Мазуров) и экономическом факультетах МГУ им. М. В. Ломоносова (С. Н. Бобылев, А. А. Смолин, Т. С. Хачатуров). В отличие от перечисленных, данный учебник своей основной целью имеет создание такой системы знаний по экономике природопользования, которая могла бы успешно применяться прежде всего в России, а также в других странах с переходной экономикой, смешанной экономикой и даже традиционной экономикой, т. е. для студентов, обучающихся в России, бывших социалистических странах и развивающихся странах. При такой постановке цели к ключевым задачам учебника и учебной дисциплины «Основы экономики природопользования» относятся следующие. 1. Формирование системы знаний, дающих наиболее полное представление о развитии природопользования в историческом и цивилизационном контекстах. 2. Рассмотрение специфических проблем экономики природопользования, возникающих на уровне мировой экономики в целом, уровне национальной эко 3. Освоение математических методов представления, анализа и решения эколого-экономических проблем. 4. Анализ существующих механизмов управления природопользованием, включая международные соглашения и конвенции, административные и экономические механизмы управления. 5. Анализ конкретных проблем в отраслевом природопользовании и сопоставление практики природопользования в различных типах стран, включая Россию, Бразилию, ФРГ, страны Африки.
Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 332; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |