Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Ткачева Настя




Плата за загрязнение окружающей природной среды

Плата за загрязнение окружающей природной среды связана с возникновением экстерналий или внешних эффектов (последствий) хозяйственной деятельности. По отношению к окружающей природной среде подавляющее число воздействий связано с отрицательными внешними эффектами: различного рода загрязнениями, отходами, разрушением природных объектов и т.д. которые положительно или отрицательно воздействуют на природную среду.

Учет экстернальных издержек обычно осуществляется путем наложения на природопользователя, загрязняющего окружающую природную среду, специального налога (платы). В экономической теории этот налог получил название налога Пигу (или пигувианского налога), по имени французского экономиста. Тем самым реализуется один из основных принципов экономики природопользования - «загрязнитель платит». В реальных же ситуациях идеальный налог Пигу не может точно отражать экстернальные издержки от негативного воздействия природопользователя на природную среду в связи с трудностями возникающими при оценке такого воздействия на основании конкретных расчетов.

В России принцип «загрязнитель платит» реализуется в форме платы за негативное воздействие на окружающую среду, закрепленной в правовом плане Законом РФ «Об охране окружающей природной среды» в 1991 г., который призван выполнять две функции:

· стимулировать природопользователя, сокращать уровни негативного воздействия;

· являться источником последующего аккумулирования денежных средств, предназначенных на ликвидацию негативных экологических последствий природопользования.

Следует отметить, что с 1999 года плата за загрязнение окружающей среды заменена на экологический налог. Введение экологического налога предусматривается после принятия второй части Налогового кодекса РФ.

Из всего многообразия негативного воздействия на окружающую природную среду на настоящий момент времени охвачены платой выбросы, сбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух и водные объекты, а также размещение отходов. На другие виды негативного воздействия (радиационное, электромагнитное, шумовое, вибрационное и др.) плата не предусмотрена, так как для них отсутствует нормативно-методическое обоснование.

В общем виде порядок формирования действующей платы за загрязнение окружающей среды может быть представлен в виде следующей схемы (рис. 10).

Исчисление платежей за загрязнение производится в соответствии с системой базовых нормативов платы. В качестве базовых нормативов платы за загрязнение окружающей природной среды были приняты утвержденные Правительством РФ нормативы платы за предельно допустимые выбросы и сбросы. Базовые нормативы за размещение отходов были определены по затратам на проектирование и строительство полигонов для обезвреживания, хранения, захоронения промышленных отходов. В связи с изменением уровня цен в РФ к нормативам платы применяются ежегодно корректируемые коэффициенты индексации платы (табл. 7).

При расчете нормативов платы за загрязнение принят затратный подход, согласно которому необходимо установить плату за загрязнение, позволяющую возместить финансирование природоохранных мероприятий, нужных для ликвидации ущерба или его предотвращения. Плата за загрязнение представляет собой форму возмещения эколого-экономического ущерба от негативного воздействия природопользования, благодаря которой компенсируются затраты на преодоление ущерба и стимулируется снижение или поддержание негативного воздействия в пределах нормативов, а также затраты на проектирование и строительство природоохранных объектов.

 

 
 

 


Рис. 10. Схема формирования действующей платы за загрязнение окружающей среды.

Для расчетов платежей принимаются следующие величины (в ценах 1990 г.) удельного экономического ущерба у):

· от выбросов загрязняющих веществ в атмосферу в пределах допустимого норматива выброса и лимита (временно согласованного выброса) - 3,3 руб./усл. т.;

· от сбросов загрязняющих веществ в водные объекты в пределах допустимого норматива сброса и лимита (временно согласованного сброса) – 443,3 руб./усл. т.;

· от размещения:

- нетоксичных отходов добывающей промышленности – 0,1 руб./т;

- нетоксичных отходов перерабатывающей промышленности – 4, 6 руб./м3;

- токсичных отходов – 80 руб./т.

Таблица 7. Значения коэффициента индексации к базовым нормативам платы 1992 года.

Год введения индексации 01.08.1993 04.04.1994 01.01.1995 01.01.1996 01.04.1997 23.01.1998 24.02.1999
Коэффициент индексации              

 

Базовые нормативы платы за выбросы и сбросы конкретных загрязняющих веществ определяются как произведение удельного экономического ущерба (от выбросов и сбросов вредных веществ в пределах допустимых нормативов или лимитов) на показатели относительной опасности конкретного загрязняющего вещества (табл. 8) и на коэффициенты индексации платы.

Нормативы платы за выбросы, сбросы (стоки) загрязняющих веществ рассчитываются с учетом токсичных свойств каждого конкретного вещества через показатель его относительной опасности, являющийся величиной, обратной предельно допустимой концентрации вещества в элементе окружающей среды.

Показатель относительной опасности i –го вещества Аi может быть получен из выражения:

 

1

Аi =,

ПДКi

 

где: ПДКi - предельно допустимая концентрация i –го вещества Аi (для воздуха-среднесуточная (ПДКсс), воды - для рыбохозяйственных водоемов (ПДКрх).

При отсутствии ПДКсс применяется предельно допустимая максимально разовая концентрация (ПДК мр), при отсутствии ПДКсс и ПДКмр применяется ориентировочный безопасный уровень воздействия (ОБУВ).

При отсутствии ПДКрх применяется предельно допустимая концентрация вещества в воде водных объектов хозяйственно-питьевого и культурно-бытового водопользования или ориентировочно безопасные уровни воздействия (ОБУВ).

Таблица 8. Показатель относительной опасности сброса химических веществ в водоемы

Вещество Показатель относительной опасности Вещество Показатель относительной опасности
Хлориды 0,003 Формальдегиды  
Сульфаты 0,002 Стирол  
Взвешенные вещества 0,05 Цианиты  
Азот общий 0,1 Нефть и нефтепро- дукты    
БПК 0,33 Аммиак  
СПАВ (синтетические плавающие ароматизированные вещества)   2,0 Мышьяк  
    Медь  
    Цинк  

 

Базовые нормативы платы за выбросы (сбросы) конкретных загрязняющих веществ определяются как произведение удельного экономического ущерба от выбросов (сбросов) загрязняющих веществ в пределах допустимых нормативов или лимитов на показатели относительной опасности конкретного загрязняющего вредного вещества для окружающей природной среды и на коэффициенты индексации платы. Таким образом рассчитаны базовые нормативы платы на единицу массы (руб./т) по наиболее распространенным веществам, загрязняющим атмосферный воздух, и ингредиентам, сбрасываемым в поверхностные и подземные водные объекты (Табл. 9, 10).

Таблица 9. Базовые нормативы платы за выбросы в атмосферу некоторых загрязняющих веществ.

Наименование загрязняющего вещества Норматив платы за выброс 1 т загрязняющих веществ, руб.
В пределах допустимых нормативов В пределах установленных лимитов
Азота двуокись 0,42 2,08
Азота окись (азота оксид) 0,28 1,38
Ангидрид сернистый (диоксид серы)   0,33   1,65
Бенз(а)пирен 16500,0 82500,0
Бор аморфный 1,65 8,25
Бром 0,42 2,08
Ванадий пятиокись 8,25 41,25
Зола углей 0,83 4,13
Марганец и его соединения 16,5 82,5
Медь (окись меди в пересчете на медь)   8,25   41,25
Мышьяк 5,5 27,5
Пыль цементных производств 0,17 0,83
Сажа 0,33 1,65
Свинец и его соединения, кроме тетраэтилсвинца (в пересчете на свинец)     55,0     275,0
Сероуглерод 3,3 16,5
Углерода оксид 0,005 0,03
Хлор 0,55 2,75

 

Базовые нормативы платы установлены для выбросов, сбросов загрязняющих веществ на двух уровнях: в границах предельно допустимых нормативов и временно согласованных нормативов (лимитов). Соотношение между данными уровнями 1:5. Данный подход сохраняется и при расчете базовых нормативов платы и для передвижных источников загрязнения атмосферного воздуха. Вместе с тем, учитывая особенности передвижных источников загрязнения, для них дополнительно применяются еще два базовых норматива, зависящих от вида сжигаемого топлива (дизельное, бензин, керосин, сжиженный газ) и его состава (марки), а также от вида передвижного источника загрязнения (автомобиль, тепловоз, судно).

При установлении базовых нормативов платы за размещение отходов (руб./т), в связи с тем, что объемы их размещения регламентируются по одному параметру - в пределах лимита, был принят и один уровень базового норматива платы. Отходы подразделяются на промышленные, бытовые и сельскохозяйственные, токсичные и нетоксичные. Дифференциация базовых нормативов платы за размещение отходов принята в зависимости от их деления на не токсичные и токсичные. В объеме размещения нетоксичных учитываются отходы добывающей промышленности и отходы переработки.

Таблица 10. Базовые нормативы платы за сброс некоторых загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты.

Наименование загрязняющего вещества Норматив платы за выброс 1 т загрязняющих веществ, руб.
В пределах допустимых нормативов В пределах установленных лимитов
Азот аммонийный 5,55 27,73
Азот нитратный 0,25 1,23
Бензол 4,44 22,18
Взвешенные вещества (к фону) 2,95 14,75
Железо общее 22,18 110,88
Изопрен 221,75 1108,75
Кадмий 443,5 2217,5
Медь двухвалентная 2217,5 11087,5
Мочевина 0,03 0,15
Нефть и нефтепродукты 44,35 221,75
Никель двухвалентный 221,75 1108,75
Ртуть двухвалентная 221750,0 1108750,0
Свинец двухвалентный 22,18 110,88
Фосфаты (по фосфору) 11,09 55,45
Хром (по двухвалентному) 110,88 554,38
Цинк (по двухвалентному) 221,75 1108,75
Пестициды (по действующим веществам)   3,58   17,88

 

Токсичные отходы, в свою очередь, подразделяются на IV класса опасности - от чрезвычайно опасных (I класс) до малоопасных (IV класс). Базовые нормативы платы за размещение отходов определяются как произведение удельных затрат за размещение единицы (массы) отходов (IV класса токсичности) на показатели, учитывающие классы токсичности отходов, и на коэффициенты индексации платы (табл. 11).

Базовые нормативы платы за загрязнение, установленные на федеральном уровне, не учитывают региональные особенности, связанные с неодинаковыми экологическими и экономическими условиями конкретных регионов. Эти особенности учитываются коэффициентами экологической ситуации и значимости состояния атмосферного воздуха и почвы территорий экономических районов Российской Федерации, водных объектов по бассейнам (участкам) основных рек (табл. 12, 13).

Таблица 11. Базовые нормативы платы за размещение отходов.

Виды отходов Единица измерения Норматив платы за размещение 1 т отходов в пределах установленных лимитов размещения отходов, руб.
Нетоксичные отходы
Добывающей промышленности   т   0,0025
Перерабатывающей промышленности   куб. м   0,12
Токсичные отходы
I класс токсичности – чрезвычайно опасные   т  
II класс токсичности – высокоопасные   т  
III класс токсичности – умеренно- опасные   т  
IV класс токсичности – малотоксичные   т  

Коэффициенты экологической ситуации и значимости применяются к базовым нормативам для установления ее дифференцированных ставок, которые используются при расчетах платы за загрязнение для конкретного природопользователя. Так, например, если по загрязняющим веществам, поступающим в окружающую природную среду, отсутствуют утвержденные ПДК (ОБУВ), то региональными органами исполнительной власти устанавливаются нормативы платы на уровне базовых нормативов платы на наиболее опасные загрязняющие вещества и умножаются на коэффициенты экологической ситуации и значимости. В случае, если по загрязняющим веществам имеются ПДК (ОБУВ), но они не включены в состав утвержденных базовых нормативов платы, нормативы платы устанавливаются на уровне базовых нормативов, рассчитанных в соответствии с действующими нормативными документами, и умножаются также на коэффициенты, учитывающие экологические факторы.

Таблица 12. Коэффициенты Кэ экологической ситуации и экологической значимости состояния атмосферного воздуха и почвы территорий экономических районов Российской Федерации

Экономические районы РФ Атмосферный воздух Почвы
Северный 1,4 1,4
Северо-Западный 1,5 1,3
Центральный 1,9 1,6
Волго-Вятский 1,1 1,5
Центрально-Черноземный   1,5   2,0
Поволжский 1,9 1,9
Северо-Кавказский 1,6 1,9
Уральский 2,0 1,7
Западно-Сибирский 1,2 1,2
Восточно-Сибирский 1,4 1,1
Дальневосточный 1,1 1,1

 

В основу коэффициентов экологической ситуации и экологической значимости состояния атмосферного воздуха и почвы положен показатель степени загрязнения и деградации природной среды на территории экономических районов РФ в результате присущим этим районам выбросов в атмосферу и образующихся и размещаемых на их территории отходов.

При расчете коэффициентов экологической ситуации и экологической значимости состояния водных объектов по бассейнам основных рек РФ были использованы сведения о количестве сброшенных загрязненных сточных вод по бассейнам основных рек в разрезе республик, краев, областей и объеме стока по бассейнам основных рек в разрезе экономических районов РФ.

Коэффициенты экологической ситуации и значимости могут быть изменены в сторону увеличения решением органов исполнительной власти субъектов РФ:

· до двух раз для объектов природопользования, располагающихся в зонах экологического бедствия, районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, на территориях национальных парков, особо охраняемых территориях, в эколого-курортных районах, а также на территориях, по которым заключены международные конвенции;

· на 20 % для природопользователей, осуществляющих выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух городов и крупных промышленных центров.

Одновременно с этим, установленный на федеральном уровне коэффициент индексации платы за загрязнение разрешено регулировать в субъектах РФ. При этом, если региональный коэффициент индексации принимается в размере, не превышающем его федеральное значение, то органы исполнительной власти утверждают его самостоятельно. В противном случае, коэффициент индексации платы утверждается Госкомэкологии РФ при согласовании с Минфином РФ и Минэкономики РФ. Кроме того, в пределах региона коэффициент индексации может колебаться на уровне района, города и конкретного природопользователя.

Таблица 13. Коэффициенты Кэ экологической ситуации и экологической значимости состояния водных объектов по бассейнам некоторых из основных рек Российской Федерации.

Бассейны морей и основных рек Значение коэффициента
Бассейн Балтийского моря  
Бассейн р. Невы 1,04 – 1,91
Республика Карелия 1,04 – 1,22
Ленинградская область 1,11 – 1,91
Новгородская область 1,11 – 1,17
Псковская область 1,11 – 1,13
Тверская область 1,04 – 1,22
Прочие реки бассейна Балтийского моря   1,04
р. Волга (Новгородская – Самарская обл.)   1,06 –1,42
р. Урал (оренбургская обл.) 1,08 – 1,81
р. Дон (Орловская – Ростовская обл.)   1,10 – 1,26
р. Днепр (Смоленская – Курская обл.)   1,04 – 1,55
р. Обь (красноярский край – Иркутская обл.)   1,01 – 1,70
р. Лена (Республика Саха (Якутия)   1,00 – 1,43
р. Енисей (Республика Тува – Иркутская обл.)   1,02 – 1,70
р. Амур (Хабаровский край) 1,00 – 1,53

 

Плата за загрязнение окружающей природной среды входит в себестоимость продукции, если негативное воздействие лежит в пределах установленных лимитов, т.е., в конечном счете, эти платежи возмещаются обществом. Данное обстоятельство объясняется тем, что, если при существующем уровне техники негативное воздействие неустранимо, то, как предполагается, за пользование соответствующими материальными благами должно расплачиваться само общество. При этом следует иметь в виду, что в себестоимость продукции (работ, услуг) включаются текущие затраты, связанные с содержанием и эксплуатацией фондов природоохранного назначения, очистных сооружений, золоулавителей, фильтров и других природоохранных объектов, расходы по захоронению экологически опасных отходов, оплате услуг сторонних организаций за прием, хранение и уничтожение экологически опасных отходов, сточных вод и другие виды текущих природоохранных затрат. Плата за загрязнение сверх установленных нормативов производится из прибыли, остающейся в распоряжении природопользователя, т.к. эта часть экологических платежей относится к штрафным санкциям за экологическое правонарушение.

При отсутствии прибыли или в случае убыточности природопользования плата за сверхнормативное загрязнение среды должна производиться за счет всех имеющихся у природопользователя средств, на которые по действующему законодательству может быть обращено взыскание. Однако в связи с тем, что данная санкция ориентирована практически на полную ликвидацию предприятий, загрязняющих окружающую природную среду, реальная практика природопользования оказалась не готовой к таким радикальным действиям. Данное обстоятельство определило тот факт, что в настоящее время действуют ограничения в виде предельных размеров платы за превышение допустимых нормативов негативного воздействия в процентах от прибыли, остающейся в распоряжении природопользователя и зависящих от уровня его рентабельности (отношение прибыли от реализации продукции к полной ее себестоимости). Если рентабельность не превышает 25 %, то максимальный процент от прибыли, в пределах которого взимаются платежи, составляет 20 %, при рентабельности до 50 % максимальный процент от прибыли равен 50 %, а при рентабельности свыше 50 % максимальный процент от прибыли составляет 70 %. Введение данной льготы носит временный характер и будет несомненно отменен с улучшением экономической ситуации в России.

В соответствии с действующим законодательством природопользователи, причинившие в результате своего природопользования экологический ущерб окружающей природной среде, обязаны его возместить в полном объеме за счет прибыли либо добровольно, либо по решению суда. При исчислении общей суммы экологических убытков, возникших в результате экологического правонарушения, необходимо учитывать:

· затраты на проведение работ по оценке вредного воздействия на окружающую природную среду, исчислению убытков и оформлению соответствующих документов;

· убытки потерпевшей стороны, связанные с ликвидацией последствий экологического правонарушения, которые рассчитываются по документам, представленным потерпевшей стороной.

Убытки, связанные с ликвидацией последствий аварии, понесенные лицом, совершившим правонарушение, не учитываются при определении общей суммы ущерба. Размер взыскания за вред, причиненный экологическим правонарушением окружающей природной среде и здоровью населения, устанавливается согласно порядку определения размеров ущерба от загрязнения компонентов природной среды химическими веществами.

С согласия сторон по решению суда экологический ущерб может быть возмещен в натуральной форме путем возложения на виновника экологического правонарушения (природопользователя) обязанности по восстановлению окружающей природной среды своими силами и средствами.

Возмещение экологического ущерба может осуществляться в стоимостной форме за счет средств самого природопользователя, совершившего экологическое правонарушение, или средств страховых организаций.

В рамках организационных форм взимания платы за загрязнение окружающей природной среды предусмотрена возможность полного и частичного освобождения от нее определенной части природопользователей. Полное освобождение от платы распространяется на природопользователей, деятельность которых финансируется из бюджета любого уровня. Частичное освобождение от платы за загрязнение распространяется на природопользователей, деятельность которых связана с оказанием услуг населению по линии жилищно-коммунального хозяйства (тепло-энергетическое обеспечение, канализование бытовых стоков и др.). В этом случае природопользователи освобождаются от платы пропорционально объемам загрязнения, связанного с оказанием указанных услуг. Полное или частичное освобождение от платы за загрязнение предусматривается при соблюдении установленных для природопользователя природоохранными органами норм и требований. В противном случае загрязнение рассчитывается и взимается на общих основаниях.

В целях стимулирования природоохранной деятельности законодательством предусмотрена корректировка (снижение) платы за загрязнение с учетом объемов освоения природопользователем средств на выполнение природоохранных мероприятий. Корректировка производится по природоохранным мероприятиям, включенным в соответствующий перечень, утвержденный территориальными природоохранными органами. Такая корректировка может быть произведена в диапазоне вплоть до 100 % размера платы, начисляемой природопользователю за загрязнение окружающей природной среды в соответствии с действующим законодательством. Плата за загрязнение может выступать в двух формах – налоговой (сборы в рамках государственной налоговой системы) и вненалоговой (сборы поступают во внебюджетные фонды). Развитие налоговой формы платы за загрязнение окружающей природной среды нашло свое отражение в новом Налоговом Кодексе РФ.

К сожалению, следует констатировать, что современные базовые нормативы платы, несмотря на ежегодную индексацию, не соответствуют ни изменившимся экономическим условиям, ни стоимостным и ценовым пропорциям, действующим на период их установления.

Методика расчета платежей за загрязнение окружающей природной среды сводится к оценке платы за выбросы загрязняющих веществ в атмосферу от стационарных источников атм.) по выражению:

п

Патм= S [Нбпi х Кэ х Мкi + 5Нбкi х Кэ лi - Мнi) + 25Нбнi х Кэi - Млi)],

i=1

где: i – вид загрязняющего вещества (i = 1,2,3,…n); Нбп - базовый норматив платы за выброс 1 т i -го загрязняющего вещества в рамках предельно допустимых нормативов, руб.; Кэ - коэффициент экологической ситуации и экологической значимости атмосферы в данном регионе; Мкi, Млi, Мi масса выброса i -го загрязняющего вещества в атмосферный воздух соответственно в пределах предельно допустимого норматива, лимита и общий выброс, т.; 5 – повышающий коэффициент за загрязнение атмосферного воздуха сверх предельно допустимого норматива, лимита; 25 – повышающий коэффициент за несанкционированное загрязнение атмосферного воздуха.

Расчет платежей за сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты (Пв.) определяется по выражению:

п

Пв= S [Н вбпi х Квэ х Мвкi + 5Нвбкi х Квэ влi - Мвнi) + 25Нвбнi х Квэвi - Мвлi)],

i=1

где: i – вид загрязняющего вещества (i = 1,2,3,…n); Нвбпi - базовый норматив платы за сброс 1 т i -го загрязняющего вещества в размерах, не превышающих предельно допустимых нормативы сбросов, руб.; Квэ - коэффициент экологической ситуации и значимости водного объекта; Мвкi, Мвлi, Мвi - масса сброса i -го загрязняющего вещества в водный объект соответственно в пределах допустимого норматива, лимита и общий сброс, т.; 5 – повышающий коэффициент за загрязнение водного объекта сверх предельно допустимого норматива, лимита; 25 – повышающий коэффициент за несанкционированное загрязнение водного объекта.

Для определения платы за сброс в составе сточных вод взвешенных веществ норматив платы должен быть скорректирован с учетом фона водного объекта, принятого при установлении ПДС (ВСС). Корректировка норматива платы за сброс в водные объекты взвешенных веществ производится по формуле:

 

Н = Эу . (1/К+а)

 

где Н – норматив платы за предельно допустимый сброс тонны взвешенных веществ; Эу - удельный экономический ущерб от сбросов загрязняющих веществ в водные объекты в пределах допустимого норматива (принимается равным 443,5 руб./усл. т., в ценах 1990 г.); К - концентрация природных взвешенных веществ, находящихся в воде водного объекта, принятая при установлении ПДС (ВСС); а - допустимое значение содержания взвешенных веществ при сбросе сточных вод в водоем.

Расчет платежей за размещение отходов (По.) определяется по выражению:

п

По= S [Нлi х Млi + 5Слii - Млi)],

i=1

где: i – вид отхода (i = 1,2,3,…п); Слi - ставка платы за размещение 1 т i -го отхода в пределах установленных лимитов, руб.; Млi, - фактическое размещение i -го отхода в пределах установленных лимитов; Мi - общее количество размещения данного отхода; 5 – повышающий коэффициент за размещение отходов сверх предельно допустимого норматива, лимита.

При размещении токсичных отходов на специализированных площадках и полигонах по их обезвреживанию, захоронению и хранению плата с природопользователей за размещение не взимается, а природопользователи в установленном порядке осуществляют страхование размещенных отходов в связи с экологическим риском.

При размещении отходов на территориях, принадлежащих природопользователям, базовый норматив платы умножается на коэффициент 0,3. Размер платы за размещение отходов на не отведенной для этой цели территории (несанкционированная свалка) определяется путем умножения соответствующих ставок платы за размещение отходов в пределах установленных лимитов на количество размещаемых отходов и умножения этих сумм на пятикратный повышающий коэффициент и коэффициент, учитывающий место размещения отходов.

При размещении отходов в границах городов, населенных пунктов, водоемов, рекреационных зон и водоохранных территорий применяется коэффициент 5, менее 3 км от границ вышеперечисленных объектов – коэффициент 3.

Нарушение правил хранения минеральных удобрений, ядохимикатов, перенасыщение ими полей следует рассматривать как размещение отходов с нарушением правил хранения, а размер платы определяется, как при размещении отходов на несанкционированных свалках. Объем размещения отходов в этих и аналогичных случаях определяется расчетным или инструментальным способом (замером объема с момента возникновения нарушения до его ликвидации).

Плата за размещение твердых бытовых отходов определяется по базовым нормативам платы нетоксичных отходов перерабатывающей промышленности. При этом нарушении правил захоронения твердых бытовых отходов плата определяется, как за размещение отходов на несанкционированных свалках.

Плата за размещение отходов, являющихся вторичными материальными ресурсами, которые подлежат дальнейшей переработке и являются сырьем или материалами в других производствах, устанавливается на уровне договорных цен на эти ресурсы, существующих в республике, крае и области.

Следует иметь в виду, что органам исполнительной власти субъектов РФ предоставлено право с участием территориальных органов Госкомэкологии России устанавливать дифференцированные ставки платы за загрязнение окружающей среды на основании утвержденных базовых нормативов платы и коэффициентов, учитывающих экологические факторы. Кроме того, им также дано право корректировать размеры платежей на выполнение природоохранных мероприятий и зачислять эти средства в счет указанных платежей. Корректировка размеров платежей производится на основании зачета освоенных природопользователем средств на выполнение природоохранных мероприятий. Природоохранные мероприятия, затраты на выполнение которых могут засчитываться в общих платежах природопользователей, рассматриваются и утверждаются при соответствии их следующим критериям:

· повышение качества выпускаемой продукции в соответствии с экологическими стандартами и нормативами;

· сокращение объема потребления природных ресурсов;

· сокращение объемов выбросов в атмосферу загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, а также любого подземного размещения загрязняющих веществ, размещения отходов;

· снижение концентрации токсичных выбросов, сбросов загрязняющих веществ.

Не подлежат зачету текущие затраты на установки, оборудование, мероприятия, являющиеся составными элементами технологических схем, промсанитарии, благоустройства, такие как:

· газо-пылеулавливающие установки и устройства, являющиеся элементами технологической схемы и служащие для получения планируемой продукции из минерального сырья;

· среднекислотные и другие цеха, служащие для получения планируемой продукции из отходящих газов предприятий горно-обогатительной промышленности, цветной и черной металлургии, химии и нефтехимии, энергетики и других отраслей;

· газоотводы (воздуховоды), дымососы (вентиляторы, системы вентиляции и кондиционирования), служащие для установления нормальных санитарно-гигиенических условий на рабочих местах;

· санитарно-защитные зоны, сооружения для дожига газа на свечах, озеленение и т.д.

По согласованию с территориальными органами Госкомэкологии РФ и Минздрава РФ органы исполнительной власти субъектов РФ вправе понижать размеры платы за загрязнение окружающей природной среды или освобождать от нее отдельные организации социальной и культурной сферы, а также организации, финансируемые из федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ.

С утверждением нового Налогового кодекса РФ вместо платежей за загрязнение окружающей природной среды предполагается введение экологического налога. Налогоплательщиками экологического налога в новом Налоговом кодексе признаются организации, индивидуальные предприниматели и физические лица, производящие на территории Российской Федерации, ее континентального шельфа и (или) исключительной экономической зоне вредное воздействие на окружающую природную среду.

Объектами налогообложения признаются те же виды воздействия, что и при установлении платежей, а именно:

· выбросы в атмосферу загрязняющих веществ от стационарных или передвижных источников;

· сбросы загрязняющих веществ в поверхностные или подземные водные объекты;

· размещение отходов (нетоксичных и токсичных);

· шумовые, вибрационные, электромагнитные, радиационные и иные виды вредного воздействия на окружающую природную среду.

Перечни загрязняющих веществ и отходов (нетоксичных и токсичных), а также иных видов вредного воздействия на окружающую природную среду утверждаются уполномоченным государственным органом в области охраны окружающей природной среды.

Налоговая база в зависимости от вида вредного воздействия на окружающую природную среду устанавливается как масса (объем) выбросов (сбросов) загрязняющих веществ в окружающую природную среду, масса (объем) размещаемых отходов либо фактический уровень иных видов воздействия на окружающую природную среду.

Сумма налогов будет определяться налогоплательщиком по результатам каждого отчетного и налогового периода самостоятельно по каждому ингредиенту загрязняющего вещества (отхода) и виду вредного воздействия на окружающую природную среду. Сумма налога по каждому ингредиенту загрязняющего вещества (отхода) и виду вредного воздействия на окружающую природную среду будет определяться, в следующем порядке:

· если налоговая база не превышает предельно допустимого норматива - как произведение этой налоговой базы на ставку налога;

· если налоговая база превышает предельно допустимый норматив, но не превышает временно согласованного норматива – как сумма:

- произведений соответствующих предельно допустимого норматива и налоговой ставки;

- произведения разницы между налоговой базой и соответствующим предельно допустимым нормативом на увеличенную в пять раз налоговую ставку;

· если налоговая база превышает временно согласованный норматив – как сумма:

- произведения разницы между соответствующими временно согласованным и предельно допустимым нормативами на увеличенную в пять раз налоговую ставку;

- произведения разницы между налоговой базой и соответствующим временно согласованным нормативом на увеличенную в 25 раз налоговою ставку

Кроме того, при отсутствии у природопользователя оформленного в установленном порядке разрешения на выброс (сброс) загрязняющих веществ, размещение отходов и (или) иное вредное воздействие на окружающую природную среду сумма платежа (налога) по каждому виду такого вредного воздействия определяется как произведение соответствующих ставок платы (налоговой базы) на увеличенную в 25 раз налоговую ставку.

Общая сумма налога, подлежащая уплате налогоплательщиком по результатам каждого отчетного или налогового периода, определяются как сумма всех подлежащих уплате сумм налога, исчисленных в отношении каждого вида вредного воздействия на окружающую природную среду.

Минимальные налоговые ставки в отношении ингредиента загрязняющего вещества (отхода) и виду вредного воздействия на окружающую природную среду устанавливаются Правительством РФ. Они могут ежегодно индексироваться в зависимости от уровня инфляции и изменения экологической ситуации, по представлению уполномоченного государственного органа в области охраны окружающей природной среды.

Конкретные размеры налоговых ставок, учитывающие местные условия и сложившуюся экологическую обстановку, устанавливаются региональными органами исполнительной власти с участием территориальных органов охраны окружающей природной среды. Для отдельных регионов и бассейнов рек в зависимости от экологической ситуации и экологической значимости атмосферного воздуха, водных объектов и почвы налоговые ставки могут применяться с повышающими коэффициентами, устанавливаемыми Правительством РФ. В принципе, методология установления экологического налога остается аналогичной, что и при установлении платежей.

Развитие системы налогообложения за загрязнение связано с включением в сферу его действия новых видов негативного воздействия, в частности, бактериологического, которое в основном проявляется при использовании водных ресурсов. Только за последние десять лет в целом по России количество водозаборов, не удовлетворяющих санитарным требованиям по бактериологическим показателям, увеличилось более чем в три раза. Бактериальная загрязненность акваторий водных объектов в непосредственной близости от городских и промышленных агломераций в десятки и сотни раз превышает санитарные нормы, что в конечном счете может грозить возникновением эпидемий.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 335; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.