Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Настис Аля




Стандарты, нормативы и лимиты

Стандарты, нормативы и лимитыявляются одним из основных инструментов правового регулирования государством (обществом) состояния окружающей среды.

Под стандартизацией в области охраны окружающей среды понимается внедрение в практику научно обоснованных, имеющих общеобязательное значение технических требований и норм (стандартов), регламентирующих хозяйственную деятельность в рамках природоохранного законодательства.

 
 

 


Рис. 15. Схема соподчинения стандартов, нормативов и лимитов, используемых в рамках административно-правовых методов управления природопользованием.

 

При этом под экологическим нормированием понимается научно-обоснованное ограничение воздействия хозяйственной или иной деятельности на ресурсы биосферы, обеспечивающее как социально-экономические интересы общества, так и его экологические потребности. Под экологическим нормативом понимается величина антропогенной нагрузки, рассчитанная на основании экологических регламентов и получившая правовой статус. В свою очередь, под экологическим регламентом понимается значение параметра состояния экогеосистемы, характеризующее качественное изменение ее реакции на антропогенные воздействия. Разработанные и утвержденные в установленном порядке нормативы выступают в качестве стандартов. Экологические стандарты представляют собой количественные и качественные показатели состояния природных объектов, имеют юридическую значимость и обладают всеми чертами правовых актов, в соответствии с которыми устанавливается правовой режим использования отдельных видов природных ресурсов, а также природоохранные правила деятельности в сферах, не связанных с их использованием. Стандарты законодательно закрепляют требования общества по отношению к рациональному использованию природных объектов и обеспечению таких технических параметров деятельности, при которых исключалось бы или сводилось к минимуму негативное воздействие общества на природу. Экологические стандарты могут быть подразделены на рамочные и региональные. При этом, первые определяют диапазон значений переменных (параметров), соответствующих представлению о критических состояниях рассматриваемого явления (компонент окружающей природной среды) в целом для всей области его существования. Вторые же характеризуют диапазон допустимых состояний данного явления, учитывающих конкретные условия и отношения его существования, в пределах соответствующего компонента окружающей природной среды.

Рамочные экологические стандарты всегда шире региональных. Среди всего многообразия экологических стандартов, нормативов и лимитов можно выделить: стандарты, нормы и правила, регламентированные государственными нормативно-техническими документами; стандарты качества окружающей природной среды; нормирование выбросов в атмосферу; нормирование сбросов в водные объекты; нормативы образования и лимиты на размещение и захоронение отходов; лимиты на пользование природными ресурсами; технологические стандарты; стандарты качества продукции и др. (рис. 15)

9.1.1. Стандарты, нормы и правила, регламентированные государственными нормативно-техническими документами. Стандарты, нормы и правила, регламентированные государственными нормативно-техническими документами, представлены государственными стандартами (ГОСТ), отраслевыми (ОСТ), республиканскими (РСТ) и стандартами предприятий (СТП), а также стандартами, разработанными бывшим Советом экономической взаимопомощи (СТ СЭВ), которые широко использовались ранее странами СНГ. В последнее время Международной организацией по стандартизации (ИСО или ISO) разрабатываются международные стандарты (СТ ИСО).

В области охраны окружающей среды первые ГОСТы были утверждены в 1976 г., среди которых основным является ГОСТ 17. 0.0.01-76 «Система стандартов в области охраны природы и улучшения использования природных ресурсов. Основные положения», устанавливающий его цели, задачи и структуру. Данная система ГОСТов состоит из комплексов и групп взаимосвязанных стандартов, направленных на регулирование отношений в сфере взаимодействия общества и природы, сохранение и восстановление природных ресурсов и определяет организационные, технические, методические и другие требования по охране окружающей среды (табл.1).

В каждом комплексе (см. табл. 16) устанавливается классификация стандартов на группы: 0 – основные положения; 1 – термины, определения и классификации; 2 – показатели качества природных сред, параметры и интенсивность антропогенных воздействий; 3 – правила охраны природы и рационального использования природных ресурсов; 4 – методы определения показателей качества компонентов окружающей среды и интенсивности антропогенных воздействий; 5 – требования к средствам контроля и измерений состояния окружающей природной среды; 7 – прочие стандарты.

Среди отраслевых стандартов в области охраны окружающей среды наиболее часто используются строительные нормы и правила (СНиП). СНиПы устанавливают требования к проектированию и строительству объектов, в том числе и в отношении природоохранных мероприятий по охране окружающей природной среды, а также определяют подход к нормированию воздействий неблагоприятных природных факторов на строящиеся сооружения. В то же время, требования к влиянию объектов на окружающую природную среду в СНиПах носят обычно общий характер.

Следует также отметить наличие такой нормативно-технической документации как (ПНиПы), представляющий собой сводки природоохранных норм и правил, утверждаемых Госкомэкологией, а также санитарные правила и нормы (СанПиНы), утверждаемые Гокомсанэпиднадзором. Как ПНиПы, так и СанПиНы имеют большое практическое значение. К сожалению, отечественная отраслевая стандартизация в природоохранной области развита достаточно слабо.

 

Таблица 16. Комплексы государственных стандартов в области охраны окружающей природной среды.

Номер комплекса Наименование комплекса стандартов Кодовое наименование Комплекса
  Комплекс организационно-методических стандартов в области охраны природы  
  Комплекс стандартов в области охраны и рационального использования вод Гидросфера
  Комплекс стандартов в области защиты атмосферы Атмосфера
  Комплекс стандартов в области охраны и рационального использования почв Почвы
  Комплекс стандартов в области улучшения использования земель Земли
  Комплекс стандартов в области охраны флоры Флора
  Комплекс стандартов в области охраны фауны Фауна
  Комплекс стандартов в области охраны и преобразования ландшафтов Ландшафт
  Комплекс стандартов в области охраны и рационального использования недр. Недра

 

 

9.1.2. Стандарты качества окружающей природной среды. Стандарты качества окружающей природной среды регламентируют предельно-допустимые нормы воздействия на окружающую природную среду, гарантирующие экологическую безопасность населения и сохранение генетического фонда, обеспечивающие рациональное использование и воспроизводство природных ресурсов. Среди стандартов качества окружающей природной среды наиболее широко распространенным является норматив предельно допустимой концентрации (ПДК) вредных компонентов. Под ПДК понимается такая концентрация химических элементов и их соединений в окружающей среде, которая при повседневном влиянии в течение длительного времени на организм человека не вызывает патологических изменений или заболеваний, устанавливаемых современными методами исследований в любые сроки жизни настоящего и последующего поколений. Одновременно ПДК указывает класс опасности и временной интервал, к которому он отнесен. В основу учения о ПДК положена так называемая концепция приемлемого риска. Сущность этой концепции заключается в том, что ПДК должны основываться на оценке риска влияния нормированного загрязнителя на здоровье человека, т.е. на количественной оценке приемлемых последствий влияния данного загрязнителя. Такой подход, является по своей сущности антропоцентрическим, т.к. позволяет оценить как потенциальный вред общественной деятельности, так и пользу, которой сопровождается экономическое развитие общества в целом и отдельного человека, в частности.

При разработке ПДК обычно руководствуются принципом лимитирующего признака, т.е. исходят из пороговости его действия. Для определения ПДК устанавливаются минимально действующая и максимально недействующая концентрации. В качестве предельно допустимой принимается подпороговая максимально недействующая концентрация с определенным коэффициентом запаса. В зависимости от потенциальной опасности вещества этот коэффициент колеблется от 2 до 10.

Кроме определения собственно ПДК, при гигиенической регламентации вредных веществ устанавливаются четыре класса опасности:

1 класс - вещества чрезвычайно опасные;

2 класс - вещества высоко опасные;

3 класс – вещества умеренно опасные;

4 класс - вещества мало опасные.

Класс опасности вредных веществ определяется зависимостью «доза – время эффекта». Класс опасности устанавливается по:

· совокупности показателей, представляющих собой отношение установленных в эксперименте подпороговых (пороговых) концентраций по отдельным показателям между собой;

· величине максимально недействующей дозы (МНД) в санитарно-токсикологическом эксперименте;

· отношению ЛД50 к МНД, где ЛД50 является летальной дозой загрязняющего вещества, вызывающей гибель 50 % участвующих в эксперименте живых организмов в течение 14 суток наблюдений;

· степени избирательности отдельных экспериментов.

В конечном счете, отдается предпочтение тому показателю, по которому класс опасности оказывается наиболее жестким.

В настоящее время установлены предельно допустимые концентрации (ПДК) для более, чем 1000 химических веществ в воде, 250 в атмосферном воздухе, 30 в почве. Кроме того, для атмосферного воздуха установлены ориентировочные безопасные уровни воздействия (ОБУВ) более, чем для 400 веществ.

При нормировании загрязняющих веществ в атмосферном воздухе различают максимально разовое и среднее значения предельно допустимой концентрации (ПДКМР). ПДКМР лежит ниже порога действия веществ на условно рефлекторную деятельность человека (обонятельной функции организма, функционального состояния зрительного анализатора и др.) и отвечает контрольным концентрациям, получаемым в течение 20-30 минутного осреднения. Среднее значение является результатом из четырех измерений, проведенных в течение суток (среднесуточное ПДК) в фиксированное время и конкретной точке. ПДКСР и определяется на основе резобтивного (общетоксического, аллергенного, гонадотоксического, эмбриотропного, мутагенного и др.) действия атмосферных загрязнителей.. Такое двойное нормирование целесообразно при ПДКМР > ПДКСР. Если же они равны, то действует один норматив, также как и при ПДКСР < ПДКМР.

Нормирование загрязняющих веществ в воде учитывает не только токсичность воздействия на организм человека при поступлении их с водой (суточная потребность в воде оценивается при этом в 3 л., масса тела человека принимается равной 60 кг, причем при переходе от МНД к ПДК первое значение умножается на 20), но и обеспечение условий водопользования, рыбохозяйственных целей и сохранения водоемом способности к самоочищению. Различают ПДК для водных объектов хозяйственно-питьевого (ПДКхп), культурно-бытового (ПДКкб) и рыбохозяйственного водопользования. Отсюда, в основе регламентирования содержания вредных веществ в водных объектах, лежат следующие три группы показателей:

· санитарно-токсикологические (токсичность загрязняющих веществ во всех проявлениях);

· органолептические (возможность использования воды в питьевых, коммунально-бытовых и эстетических нуждах);

· общесанитарные (способность вод водоемов к самоочищению в результате жизнедеятельности организмов).

Наименьшая допустимая концентрация по каждому из данных показателей принимается в качестве ПДК. При разработке ПДКрх учитывается также возможность обеспечения качества среды обитания рыб, поддержания их кормовой базы и др.

Оценка содержания загрязняющих веществ в почве базируется на данных, отражающих влияние веществ на процессы самоочищения почв и показателей, определяющих вероятность миграции веществ в атмосферный воздух, воду и растения. Отсюда появляются шесть показателей вредности загрязняющих веществ: органолептический, общесанитарный, токсикологический, фитоаккумуляционный, миграционновоздушный и миграционноводный. Далее определяют лимитирующий показатель вредности на эталонной дерновоподзолистой почве, а соответствующая ему наименьшая массовая доля загрязняющего вещества принимается в качестве ПДК.

Количество химических элементов и их соединений, требующих нормирования, постоянно возрастает. При этом люди могут подвергаться воздействию не одного, а сразу нескольких загрязняющих компонентов, совместное действие которых может вызывать следующие эффекты воздействия на организм человека: независимое воздействие, интегральное воздействие, антагонизм, синергизм (эффект, превышающий суммирование), а также изменение характера действия (например, проявление мутагенных свойств).

Комбинированное действие химических веществ в нормативах в настоящее время определяется на основе, так называемого, эффекта суммирования, при котором аддитивный эффект двух или более компонентов определяется следующим выражением:

n Ci

å £ 1,

i = 1 ПДКi

 

где Сi концентрация веществ в окружающей среде; ПДКi – cоответствующее ПДК веществ в компонентах природной среды.

При этом содержание каждого из компонентов обычно выражают в долях ПДК, например, если концентрация фтора в воздухе составляет 0,001 мг/м3 (ПДК = 0,005 мг/м3), бензола 0,16 мг/м3 (ПДК = 0,8 мг/м3), то в сумме эти доли составят меньше 1 ПДК (фтора 0,2 и бензола 0,2 ПДК). Отсюда суммарное действие этих химических веществ в таких концентрациях также безопасно для человека.

Принцип суммирования можно применить и при расчете комплексного воздействия химических веществ на человека, поступающих в его организм с воздухом, водой и пищей. В этом случае расчет производится согласно выражению:

n CI n CI n CI

å + å + å £ 1,

i = 1 ПДКi возд. i = 1 ПДКi в. i = 1 ПДКi прод.

где в числителе содержание химического вещества, а в знаменателе его ПДК в соответствующей среде. При этом, если сумма долей ПДК этих веществ не превышает единицы, то общее их воздействие также безопасно для человека.

Следует также отметить, что существующий порядок регламентации состояния окружающей среды, базирующийся в основном на санитарно-гигиенических нормативах, неэффективен. Есть многочисленные примеры, когда безопасные для человека уровни загрязнения губительны для биоты. Многокомпонентность техногенного загрязнения окружающей природной среды делает неэффективным контроль за соблюдением нормативов по каждому из отдельных ингредиентов. Формы нахождения токсикантов в природе и формы их миграции отличаются от форм, для которых устанавливались используемые в настоящее время нормативы. Данное обстоятельство определяет необходимость разработки новых подходов к регламентации техногенных нагрузок на экогеосистемы.

 

9.1.3. Стандарты воздействия на компоненты окружающей природной среды. Стандарты воздействия на компоненты окружающей природной среды устанавливают уровень выбросов или сбросов загрязняющих веществ в процессе природопользования из конкретного точечного источника. Например, эоловый выброс (разнос) отходов горно-добывающего производства из хвостохранилища или сброс шахтных вод. Стандарты воздействия базируются на показателях количества выбросов за определенный период или величины сбросов в единицу времени. Все стандарты воздействия на окружающую среду определяются на основе ПДК.

Нормирование выбросов в атмосферу осуществляется на основе количественной оценки величины предельно-допустимого выброса (ПДВ), представляющего собой научно-технический норматив, который устанавливается из условия не превышения нормативов качества воздуха для населения, животного и растительного мира относительно содержания загрязняющих веществ в приземном слое воздуха от источника или их совокупности.

Под понятием «предельно допустимый выброс» (ПДВ) понимается предельное количество вредного вещества, г/с, выбрасываемого в атмосферу из техногенного источника, когда устанавливается максимальная величина приземной концентрации данного вещества в воздушной среде, не превышающая его предельно допустимой концентрации (ПДК), мг/м3. В настоящее время нормативы предельно-допустимых выбросов (ПДВ) устанавливаются исходя из гигиенических нормативов качества атмосферного воздуха – максимально-разовых и среднесуточных предельно-допустимых концентраций вредных веществ, выбрасываемых в атмосферу. Основным методическим руководством, определяющим принципы расчёта предельно допустимых концентраций вредных веществ, содержащихся в выбросах предприятий, является ОНД-90. С помощью этого руководства рассчитываются приземные концентрации в двухметровом слое над поверхностью земли, а также вертикальное распределение концентраций вредных веществ в атмосферном воздухе. При этом ПДВ устанавливается для каждого источника выброса загрязняющих веществ в атмосферу, а также в целом для предприятия при условии, что выбросы из источника, подлежащего нормированию, не создают превышающий ПДК. Иными словами наибольшая концентрация вредного вещества См (мг/м3) в приземном слое атмосферы не должна превышать максимальной разовой предельно допустимой концентрации (ПДК) данного вредного вещества в атмосферном воздухе:

 

См £ ПДК.

 

При наличии в атмосфере нескольких вредных веществ, обладающих интегральной способностью действия, их суммарная относительная концентрация (для каждой группы вредных веществ однонаправленного действия) не должна превышать единицы при расчете по формуле:

 

q = С1/ПДК1 + С2/ПДК2+ С3/ПДК3 + … + Сn/ПДКn £ 1,

где С1, С2, С3,…,Сn – концентрации веществ в атмосферном воздухе, мг/м3; ПДК1, ПДК2, ПДК3,…, ПДКn - соответствующие максимальные предельно-допустимые концентрации вредных веществ в атмосферном воздухе, мг/м3.

Данное соотношение может быть представлено в следующем виде:

 

С1 + С2(ПДК1/ ПДК2) + … + Сn(ПДК1 / ПДКn) £ ПДК1,

В этом выражении значения концентраций вредных веществ, обладающих интегральной способностью действия приведены к значению концентрации первого из них С1.

При расчете рассеивания в атмосфере для n вредных веществ, обладающих интегральной способностью действия, должно выполняться условие приведения выбросов М (г/с) всех вредных веществ для каждого источника к одному из них по формуле:

 

М = М1 + М2ПДК1/ПДК2 + … + ПДК1/ПДКn

Для особо охраняемых территорий и курортных зон концентрации вредных веществ с учетом других источников и перспектив развития объектов природопользования (населенных пунктов с количеством жителей более 200 тыс. человек) не должны превышать 0,8 ПДК. В случае, если фактические выбросы превышают расчетное ПДВ, то может быть установлено поэтапное снижение выбросов до значений, обеспечивающих соблюдение ПДК, т.е. устанавливается временно согласованный выброс (ВСВ) на основе учета опыта оценки выбросов на предприятиях с наилучшей в экологическом отношении технологией.Значение приземной концентрации выбрасываемого источником вещества в атмосферу (Ci, мг/м3) может быть вычислено на основе следующей расчетной формулы:

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 342; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.039 сек.