Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

П л а н




1. Задачи, содержание и особенности преподавания дисциплины «Методика ФК в школе».

 

2. Цель, задачи и руководство педагогической практикой в школе.

 

3. Права и обязанности практиканта, содержание и основные этапы педагогической практики.

 

4. Критерии оценки и перечень отчетной документации, представляемой студентами по окончании педагогической практики в школе. (С 2)

Задачи, содержание и особенности дисциплины «Методика ФК в школе».

Изучение дисциплины «Методика ФК в школе» из цикла специальных дисциплин предшествует непосредственному выходу студентов на практику и состоит из двух блоков методической и практической направленности: «Программно-методические основы педагогической практики в школе» и «Методика проведения ФК в школе» на основе преемственности и согласования содержания учебного материала по разделу «Школьного физического воспитания» на кафедрах ТиИФКиС и ТиМФВ в рамках объединенного курса. (С 3)

Задачи курса: (С 4)

n более качественно подготовить студентов к прохождению педагогической практики в школе;

n ознакомить студентов с особенностями постановки процесса физического воспитания в базовых школах;

n объединить имеющиеся у студентов знания по общетеоретическим и специальным практическим дисциплинам и научить их целесообразно применять в различных педагогических ситуациях;

n освоить технологию разработки и оформления рабочей и отчетной документации;

n подготовить студентов к самостоятельному выполнению основных разделов программы практики: проведению уроков физической культуры, внеурочных занятий, физкультурно-оздоровительных и спортивно-массовых мероприятий.

Особенности изучения данной дисциплины: (С 5)

- частичное проведение занятий в базовых школах и большой объем учебной практики;

- возможность познакомиться на занятиях с особенностями постановки процесса физического воспитания в базовых школах и опытом организации и прохождения педагогической практики студентами прошлых лет;

- взаимосвязь процесса обучения в академии с будущей практической деятельностью студентов, закрепление накопленных знаний, умений и навыков применительно к условиям общеобразовательной школы.

Методический блок «Программно- методические основы педагогической практики в школе» (С 6) изучается на кафедре ТиИ ФКиС параллельно (на 1 потоке) или последовательно (на 2 потоке) с практическими занятиями по методике проведения ФК в школе, которые проводят преподаватели кафедры ТиМ ФВ.

Ранее этому предшествует приобретение студентами теоретических знаний на занятиях по «Методике школьного физического воспитания». В содержание занятий методического блока входят:

Причем темы № 6 и 7 студенты изучают самостоятельно, конспектируют и выступают с подготовленными сообщениями на занятиях.

Требования к уровню освоения содержания курса. (С 7), (С 8).

В результате изучения данной дисциплины студент должен:

 

В случае пропуска занятий студенты обязаны провести исследования самостоятельно в ходе учебного процесса в академии (СПС, учебная практика и т.п.) и представить оформленные документы.

Пропущенные занятия могут быть также отработаны студентами в форме выполнения индивидуальных заданий и написания рефератов в соответствии с изучаемой темой.

Цель, задачи и руководство педагогической практикой в школе. (С 9),

 

Задачи педагогической практики в школе: (С 10)

1. Сформировать знания общих основ построения процесса физического воспитания в общеобразовательной школе;

2. Приобрести практические навыки оценки двигательных способностей и развития физических качеств у школьников различного возраста;

3. Приобрести практические навыки построения процесса обучения двигательным действиям в соответствии с закономерностями формирования детского организма;

4. Формировать способности студента-практиканта проводить учебно-воспитательную работу с учетом психологических особенностей школьников различного возраста;

5. Овладеть практическими навыками срочного и перспективного планирования прохождения учебного материала и проведения воспитательной работы в школе;

6. Приобрести организаторские навыки в проведении физкультурно-оздоровительной и внеклассной работы в школе с детьми младшего, среднего и старшего школьного возраста. (С 11)

3. Права и обязанности практиканта, содержание и основные этапы педагогической практики. (С 12)

 

 

(С 13)

 

 

(С 14)

(С 15)

 

(С 16)

 

 

(С 17)

 

 

(С 18)

 

 

4. Критерии оценки и перечень отчетной документации, представляемой студентами по окончании педагогической практики в школе. (С 19)

(С 20)

Рекомендуемая литертура:

1. Калинина Л.В. Программно-методические основы подготовки студентов к педагогической практике в школе: учебное пособие / Прохорова И.В. – Волгоград: ФГОУ ВПО «ВГАФК», 2008. – 182 с.

2. Калинина Л.В. Учебно-методический комплекс по педагогической практике в общеобразовательной школе для студентов III курса дневного и заочного обучения / Прохорова И.В. – (электронный вариант на сетевом диске Z\Кабинет пед.практики\Для студентов\Бакалавриат\032100 ФК\3 курс\Очно\Пед. практ.в школе).

 

ПРИЛОЖЕНИЕ

Презентации прохождения педагогической практики (Конкурсные материалы студентов «Практикант 2012» на сетевом диске Z:\Кабинет пед.практики\Для студентов\Практикант 2012 3 курс).

 

 

МИНИСТЕРСТВО СПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высщего профессионального образования

«ВОЛГОГОРАДСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ»

кАФЕДРА ТЕОРИИ И методики физического воспитания

 

дисциплина: «мЕТОДИКА ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В ШКОЛЕ»

Методический блок: «Программно-методические основы педагогической практики в школе»

 

Лекция № 2

Особенности

постановки процесса физического воспитания

в общеобразовательной школе.

2012 г.

П Л А Н

 

1. Современная концепция структуры и содержания образования школьников в области физической культуры.

2. Этапы становления содержания физкультурного образования в общеобразовательной школе.

3. Урок – основная форма организации учебной работы.

4. Факторы, определяющие эффективность урока физической культуры на примере урока по гимнастике в начальных классах (просмотр видеозаписи урока физической культуры с ведением протокола педагогических наблюдений).

 

1. Современная концепция структуры и содержания образования школьников в области физической культуры.

 

Объективные условия социально-экономического развития современного общества определили первостепенную задачу повышения качества обучения и подготовки специалистов по ФКиС. Это вызвано реформированием всей системы образования и государственной политики в России, направленной на оздоровление нации и повышение эффективности физического воспитания подрастающего поколения.

В последние годы наблюдается резкое ухудшение состояния здоровья и физической подготовленности школьников. По данным научных исследований (Бальсевич В.К. 2006) за последние три года 40 % детей страдают хроническими заболеваниями (аллергия, бронхиальная астма, сахарный диабет, ожирение и т. д.). Прогрессируют болезни сердечно-сосудистой и костно-мышечной систем, которые во многом обусловлены недостаточной двигательной активностью в сочетании с неблагоприятными экологическими условиями и питанием.

Более 50 % юношей и девушек, оканчивающих школу, имеют уже 2-3 хронических заболевания, лишь 15 % выпускников можно было считать абсолютно здоровыми. Около одного миллиона детей освобождено от занятий физической культурой по состоянию здоровья. Более 30 % юношей не могут быть призваны в армию, количество годных к военной службе сократилось за 12 лет с 92 до 67 %. Более 40 % выпускников не могут выполнить самые низкие нормативы по ФК (Бальсевич В.К.). В настоящее время положение еще больше усугубляется.

Данные обстоятельства послужили толчком к пристальному вниманию правительства и министерства образования на эту проблему. Система физического воспитания в образовательных учреждениях нуждается в коренной перестройке, направленной на обеспечение качественного уровня физической культуры.

Новые подходы к основам реформирования общеобразовательной школы определили в качестве целевой установки современного образования целостное развитие личности учащихся. Развитие личности становится сегодня определяющим принципом образования в школе.

Среднее образование рассматривается как целостная система, включающая в себя:

- педагогический процесс, отражающий условия развития личности школьника;

- школьника, как активного субъекта педагогического процесса;

- учебный предмет, как средство развития личности учащегося в условиях педагогического процесса.

Соответственно этим общим представлениям современная концепция структуры и содержания образования школьников в области ФК устанавливает, что педагогический процесс представляется целостной конструкцией, включающей единство процессов обучения, воспитания и образования.

Раскроем краткое содержание этих понятий:

- обучение раскрывается через передачу накопленного опыта в области ФК и отражается в присвоении школьниками соответствующих знаний и приобретении умений и навыков;

- воспитание рассматривается как целенаправленное формирование установок и понятий, принципов и ценностных ориентаций; черт характера и поведения, способов межличностного общения в процессе физкультурной деятельности;

- образование характеризуется активным овладением школьниками основами физкультурной деятельности и отражается в творческом развитии личности, сформированности интересов в сфере физической культуры.

Конечной целью педагогического процесса является физическая культура личности, как свойство человека. Оно проявляется в единстве физического, психического и нравственного здоровья; в знаниях и умениях самостоятельно организовывать занятия физическими упражнениями и вести здоровый образ жизни, содействующий оптимизации работоспособности и повышению активного долголетия.

Концепций физического воспитания учащихся как целостных, самостоятельных систем взаимосвязанных идей, принципов, построений до начала 90-х гг. в СССР и России прошлого века не было. Они существовали только в виде государственных программ физического воспитания или в форме директивных указаний, документов партии, правительства, Министерства образования, спорта или Министерства здравоохранения. В относительно целостном виде такие концепции появились лишь в последние 20 лет (концепция ВНИИ физической культуры, 1989; В. И. Лях, 1990; Ю. Н. Вавилов, 1990; В. И. Лях с соавт., 1992; В. К. Бальсевич, 2002, 2006; В. К. Бальсевич, Л. И. Лубышева, 2003; Л. И. Лубышева, 2006, 2009; В. П. Лукьяненко, 2007; В. И. Столяров, 2009 и др.). Вместе с тем классификаций российских концепций физического воспитания сделано не было.

С точки зрения целевой направленности или главной идеи концепции физического воспитания и физической культуры учащихся можно классифицировать как:

• ориентированные на развитие личности;
• имеющие оздоровительную направленность;
• основанные на приоритете образовательной направленности;
• имеющие тренировочную направленность.

К числу концепций, ориентированных на развитие личности, можно отнести концепцию (В. И. Лях, 1990; В. И. Лях с соавт., 1992) и вытекающие из неё две программы — «Комплексная программа физического воспитания учащихся. 1–11 классы» (В. И. Лях с соавт, 1996; В. И. Лях, А. А. Зданевич, 2004–2010) и программу «Физическое воспитание учащихся I–XI классов с направленным развитием двигательных способностей» (В. И. Лях, Г. Б. Мейксон, 1993). Целью физического воспитания в школе согласно этой концепции является содействие формированию всесторонне развитой личности. Главное средство достижения этой цели — овладение учащимися основами физической культуры, под которой понимается органическое единство знаний, потребностей и мотивов, оптимальный уровень здоровья, физического развития, разностороннее развитие двигательных способностей, умение осуществлять собственно двигательную, физкультурно-оздоровительную и спортивную деятельность.

Наиболее типичными представителями концепций образовательной направленности в физическом воспитании учащихся, несомненно, являются: родоначальник отечественной теории физического образования П. Ф. Лесгафт; один из наиболее известных дидактов и методистов школьной физической культуры 60–70-х гг. прошлого века Г. Н. Сатиров (см. его многочисленные публикации в журнале «Физическая культура в школе»); авторы программ физического воспитания учащихся, введённых в практику в 1954 г. и 1960 г.; ленинградский учёный Б. А. Ашмарин; А. П. Матвеев (1996); С. В. Барбашов (2000); Н. И. Сулейманов и др. (1998); В. П. Лукьяненко (2007).

Большое число сторонников, как в историческом прошлом, так и в настоящем, являются носителями использования уроков физической культуры для сохранения и укрепления здоровья, формирования культуры здоровья и здорового образа жизни учащихся. Для достижения этой цели авторами предложены для практики разнообразные методики и технологии. Для примера назовем Концепцию физического воспитания с оздоровительной направленностью учащихся начальных классов общеобразовательных школ (В. К. Бальсевич, В. Г. Большаков, Н. П. Рябинцев, 1996); докторскую диссертацию В. И. Усакова (2000) на тему «Программно-методическое обеспечение оздоровительного воздействия физической культуры в условиях семьи, детского сада, школы» и докторскую диссертацию А. Г. Трушкина (2000) на тему «Педагогические основы инновационных технологий физического воспитания оздоровительной направленности». Отметим, что число сторонников концепции оздоровительной направленности особенно последних лет явно преобладает над числом авторов других концептуальных построений.
Заметное место в последние годы приобрела концепция спортивно-ориентированного физического воспитания в общеобразовательной школе России (В. К. Бальсевич, 1993–2009). Эта концепция основывается на обязательности использования метода тренировки при развитии физических качеств и двигательных способностей ребёнка и подростка, обязательности трёхразовых учебно-тренировочных занятий в неделю, вынесенных за пределы академического расписания, обязательности свободы выбора обучающимися вида спорта или формы другой физической активности, обязательности масштабных преобразований инфраструктуры физического воспитания и иных форм дополнительного спортивного образования. Одним из путей улучшения школьной системы физической культуры В. К. Бальсевич (2009) считает необходимость учёта спортивных интересов учащихся, которые, по его мнению, будут способствовать развитию творческой активности и откроют пути для совершенствования личности.
Заметим, что элементы спорта впервые нашли своё отражение в программе 1933 г., а в следующей (1937 г.) учебный материал для освоения был классифицирован по видам спорта. В новой программе (1960 г.) наряду с обязательным материалом содержится материал для углублённого освоения одного из видов спорта, избранного школой. Ещё более отчётливо с идеей В. К. Бальсевича сближается материал программы 1967 г. В частности, в пояснительной записке к этой программе уроки по физической культуре в старших классах рекомендовалось проводить по типу спортивной тренировки. Правоту своих идей В. К. Бальсевич (2006, 2009) подтверждает посредством внедрения концепции ориентированного физического воспитания в общеобразовательных учреждениях различных типов. Внедрение её осуществляется уже многие годы как в России, так и за рубежом, где в основу организации учебного процесса «положены в той или иной степени принципы спортивной тренировки» (В. К. Бальсевич, 2009, с. 241). Вместе с тем профессор В. К. Бальсевич, как никто, пожалуй, другой, понимает и достаточно широко обсуждает проблемы и трудности по внедрению инновационных проектов «спортизации» в широкую практику общеобразовательных школ Российской Федерации (см. В. К. Бальсевич, 2009, с. 259–273).

Рассмотренные четыре концептуальных подхода, основанные на приоритете развивающей, образовательной, оздоровительной и тренировочной направленности, относятся главным образом к совершенствованию учебной работы по физической культуре в школе.
Первый вариант предусматривает перестройку системы физкультурно-спортивной работы в школе на основе принципов гуманистической педагогики и психологии. Второй вариант ориентирован на дополнение традиционных средств и методов (моделей) другими формами и методами. Третий вариант основан на попытках современного использования, органического объединения спорта, искусства и других духовно-творческих видов деятельности, чтобы создать условия для гармоничного, разностороннего развития личности. К числу широких и новых концепций, возникших в самое последнее время, относятся также проекты всероссийского движения «Дети России образованны и здоровы» (ДРОЗД, автор В. П. Моченов, 2005), а также «Президентские состязания» (Ю. Н. Вавилов, К. Ю. Вавилов, 1997; Ю. Н. Вавилов и др., 1997, 2002). Концепция, ориентированная на развитие личности, занимает известное место и положение среди учёных, экспертов и учителей физической культуры. На её основании разработаны, экспериментально проверены и внедрены в самую широкую практику две упомянутые ранее программы, государственные учебники для учащихся с I по XI классы и учебно-методические пособия для учителей физической культуры. Обе программы основаны на идее оптимального сочетания базового и вариативного содержания программного материала, имеют общий характер и доступны для применения во всех общеобразовательных школах.
Предложения, изложенные в данной концепции, и вытекающие из них программы и учебно-методические материалы созданы для реальных условий современной общеобразовательной школы, не требуют капитальной модернизации, больших денежных вливаний и, по сути, новой спортивной базы. Иначе говоря, данная концепция относится к разряду реальной, а не идеальной концепции. С идеей необходимости наличия в программе базового, т. е. единого для всех содержания программного материала согласно подавляющее большинство оппонентов и коллег. Рекомендации о вариативной части программного материала, который позволяет учесть региональные и национальные особенности, спортивные, физкультурно-оздоровительные и другие интересы конкретного ученика или учеников школы, специализацию учителя и спортивную базу общеобразовательного учреждения, распространяются и позволяют учесть большинство предложений всех других специалистов, ратующих за модернизацию урочных, внеклассных и внеурочных занятий по физической культуре. Наконец, идея (а по сути, идея, изложенная в программе 1984 г.) о необходимости и об обязательности решения задач физического воспитания учащихся на основе четырёх взаимосвязанных частей (физкультурно-оздоровительные мероприятия в режиме учебного и продлённого дня, обязательные урочные формы занятий, внеклассные формы физического воспитания, общешкольные физкультурно-массовые и спортивные мероприятия) также практически никем не оспаривается.

Для достижения поставленных целей по модернизации российского образования в области физической культуры в школе в настоящее время:

- в образовательных учреждениях создаются условия для сохранения и укрепления здоровья обучающихся, в том числе за счет повышения удельного веса и качества занятий физической культурой, развития детского и юношеского спорта, рационализации досуговой деятельности и организации мониторинга состояния здоровья детей;

- повышается социальный статус работников образования;

- поэтапно повышается оплата труда учителей и других педагогических работников, ориентир - средняя зарплата работников промышленности Российской Федерации;

- улучшается качественная подготовка специалистов высшего профессионального образования в области физической культуры и спорта на основе реализации компетентностного подхода, заложенного в ФГОС ВПО;

- дошкольные и общеобразовательные учреждения обеспечиваются учителями и инструкторами ФК, как правило, с высшим образованием.

Основные положения концепции нашли свое отражение в материальном стимулировании преподавательского состава и мероприятиях по совершенствованию процесса физического воспитания в общеобразовательных школах, рекомендованных для внедрения и реализованных в большей или меньшей степени в общеобразовательных учреждениях г. Волгограда и г. Волжского, являющихся базами педагогической практики студентов ВГАФК:

- введение третьего дополнительного часа урока физической культуры в школах;

- проведение дополнительных факультативных занятий по физической культуре;

- осуществление физкультурно-оздоровительных мероприятий в режиме дня;

- проведение внешкольной воспитательной работы с детьми, вовлечение их в активные занятия физической культурой и спортом;

- организация спортивно-массовой работы по месту жительства;

- обеспечение школ необходимым спортивным оборудованием и инвентарем в рамках федеральной программы;

- реализация национального проекта «Образование» на соискание премии Президента Российской федерации;

- повышение заработной платы учителям общеобразовательных школ из федерального и местного бюджета.

Все выше изложенное подтверждает необходимость повышения требований и к качеству обучения и практической направленности профессиональной подготовки выпускников в физкультурных вузах, считая основной задачей подготовку высокообразованных специалистов, истинных профессионалов и деловых людей, способных полностью реализовать концепцию модернизации российского образования.

В высшем физкультурном образовании, где преобладает спортивная подготовка студента, большая роль в становлении специалиста принадлежит педагогической практике, которая формирует личность будущего педагога и позволяет в большей мере раскрыть его способности к педагогической деятельности.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 395; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.047 сек.