Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Подготовительный период

Началом исследования является получение или самостоятель­ная постановка задания, которое достаточно ясно определяет ос­новную цель исследования и разработку программы. Далее производится поиск (мобилизация) материалов, каса­ющихся избранной территории и направления работ:

А) литературные (книги, справочники, словари, статьи в научных сборниках, периодических или энциклопедических изданиях)

Б) фондовые (отчёты о НИР)

В) картографические (общегеографические и тематические карты, космоаэроснимки, атласы, топопланы и др.)

Составляются списки всех обнару­женных опубликованных и фондовых источников, создаются электронные базы данных, состоящие из текстовых, графических, табличных, картографических и других материалов. После мобилизации материалов производится их изучение. Осо­бое внимание уделяется выявлению закономерных связей между геологическим строением, включая тектонику, и рельефом; релье­фом, климатом и водами; рельефом, литологией и почвами; поч­вами и растительностью и т.д. Помимо обычного для любой рабо­ты конспектирования или копирования источников производятся сопоставления, как указано выше, и, таким образом, уже в под­готовительный период выявляются типичные для территории при­родные территориальные комплексы (ПТК), а при наличии соот­ветствующих сведений отмечается и их хозяйственное использо­вание. При изучении литературных и фондовых источников разного времени и разных авторов неизбежно встречаются противоречивые данные. Такие случаи берутся на заметку для полевой проверки.

В составляемых конспектах важно фиксировать не только нали­чие на изучаемой территории тех или иных объектов (природных комплексов, форм рельефа, типов почв, характерных пород, ви­дов растений и т.д.), но и их физиономическую характеристику, чтобы узнавать их в поле.

Любое современное физико-географическое исследование должно отличаться научной новизной. В связи с этим важным моментом подготовительного периода является составление обзора состояния проблемы, которая будет изучаться в соответствии с разрабатываемой темой. По мнению В. С. Преображенского, такой обзор должен содержать следующие сведения:

· научный интерес к объекту исследования;

· имеющиеся данные в отечественной и мировой науке;

· нерешенные проблемы и какие из них предполагается рассмотреть внамечаемом исследовании;

· методические средства решения поставленных задач;

· результаты исследования и их новизна.

Проанализированная таким образом специальная литература позволит более четко сформулировать научные задачи исследования, целенаправленно построить программу предстоящих работ.

Далее разрабатывается программа исследований. Программа – это модель исследовательского процесса. Она составляется исходя из задач, степени изученности территории и проблемы, наличия условий для успешного выполнения работ, а также выделяемых средств и времени.

Работу над программой начинают с ее обоснования, куда входят следующие ключевые позиции:

· название темы исследования;

· авторы и научный руководитель;

· актуальность исследований, их состояние в стране и за рубежом;

· собственные исследования в избранном направлении;

· цель и задачи, которые будут решены при выполнении работ;

· научная новизна планируемых исследований;

· наличие условий для успешного выполнения работ;

· рабочая программа исследований;

· обоснование объема запрашиваемых средств;

· область применения научных результатов.

Далее составляют задание на проведение научно-исследовательских работ. В нем дается наименование задания в целом и годовых этапов, указываются исполнители и их научная квалификация, сроки выполнения, финансирующая организация, сметная стоимость и ожидаемые результаты.

На каждый год исследования подготавливают подробную рабочую программу. Она должна содержать анализ и оценку выполняемых работ в текущем году, цель и основные задачи исследования, этапы работы, трудовые и материальные затраты. Дополнением к этому обязательному документу может служить календарный план проведения исследований с конкретным распределением по времени отдельных видов работ и ответственных исполнителей. Далее составляется калькуляция работ, согласно которой заказывается оборудование, транспорт и т.д.

Затем подготовливаются протоколы наблюдений. Это могут быть в основном полевые дневники и бланки. Также могут использоваться ведомости, журналы, регистрационные книги и т.д. Полевой дневник представляет собой документ, в котором заносятся сведения по точкам наблюдения в выработанном для экспедиции порядке. Кроме того, дневниковая форма позволяет заносить сведения по маршруту между точками, описывать ход развития природных процессов. Основной недостаток дневниковой формы заключается в их неэффективности при обработке большого количества данных. В полевом дневнике на титульном листе указывается название организации, экспедиция, номер полевого дневника, Ф. И. О. исследователя, дата начала и номер первой точки, а после окончания работ – дата и номер последней точки. Все записи ведутся простым карандашом или шариковой ручкой. В дневнике ничего нельзя исправлять, стирать. Ошибочную запись нужно зачеркнуть и рядом написать новый вариант. Все наблюдения записывают сразу же – на точке, на маршруте.

При работе в среднем и крупном масштабе, где наблюдения на точках носят массовый характер, используют бланки наблюдения. Форма бланков вырабатывается в подготовительный период или заимствуется из имеющихся образцов. Важное преимущество бланка – формализованность, сведение количественной информации в табличную форму, оставление пустых колонок и строк для камеральных расчетов, удобство сортировки. Бланк существенно ускоряет фиксацию фактического материала, унифицирует исследование, позволяет добиться четкости в записях полевых наблюдений, соблюсти требование единообразия и сравнимости собранных данных. Бланки удобно сортировать на группы (массивы) по заранее задаваемым признакам, вводить с них информацию в компьютерные базы данных. К числу недостатков бланка следует отнести лаконичность записей, отсутствие возможности сделать дополнительные описания, не предусмотренные графами бланка, выполнить разнообразные зарисовки и схемы. В связи с этим при использовании бланков предусматривается обязательное ведение полевого дневника, где фиксируются необходимые сведения, не нашедшие отражения в бланке.

Приборы и оборудование подготавливают в соответствии с задачами исследования. Минимум полевого снаряжения включает компас (лучше горный) и планшет для съемок, фотоаппарат, сантиметровую мягкую ленту, линейку (60.100 см), лопату, почвенный нож, ручной бур, щуп для определения мощности торфа, определитель растений, гербарную сетку с бумагой для сушки растений, бланки этикеток. Материальное обеспечение научной части экспедиционных работ, кроме того, предусматривает наличие простых и цветных карандашей, фломастеров, ручек, туши, красок, писчей и чертежной бумаги, фотопленок и др. Если программой исследования намечено геохимическое и геофизическое изучение ПТК, то для этих целей потребуется специальное оборудованиеДля определения химических свойств почвы используют универсальные индикаторные шкалы рН, раствор соляной кислоты. Для определения прозрачности и цвета воды необходим стеклянный градуированный цилиндр высотой 30-50 см и внутренним диаметром 2,5 см. Химический состав вод определяется в лабораторных условиях. На подготовительном этапе для отбора проб вод подготавливают полиэтиленовые бутылки (канистры) объемом 1 л воды для неполного анализа и 3 л - для полного. При консервации отобранных проб можно использовать соляную, серную кислоты. Оборудованием при изучении биоты служат рама со спицей, квадрат, энтомологический сачок.

Организационно-хозяйственные мероприятия.

Необходимый для полевых работ карто­графический материал с отображением различных компонентов природы или природных комплексов следует скопировать или перевести в электронный вид, желательно приведя различные отдельные карты к одному масштабу.

Перед работой в поле полезно ознакомиться с гербарием растений, образцами почв и пород, характерных для будущего района исследования.

Завершением предполевого изучения материалов может явиться предварительная ландшафтная карта или карта физико-географического районирования, составленная в камеральных условиях и позволяющая более целеустремленно проводить полевые исследования. Подготовительный этап завершается составлением краткой справки о степени изученности территории с характеристикой природных компонентов и источников антропогенных воздействий; составлением предварительной карты природных геосистем. В дальнейшем контуры на этой карте почти не меняются, но происходит уточнение и наполнение их конкретным содержанием.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Основные методы ландшафтных исследований | Составление предварительной ландшафтной карты
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 775; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.017 сек.