Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Стационарные наблюдения

Для глубокого познания сущности ПТК, его свойств, характерных черт и реакции на изменение внешних воздействий и тенденций дальнейшего развития нужно изучение многообразных процессов, протекающих в природе. Эти процессы характеризуются разной продолжительностью, направленностью и интенсивностью, существенно варьируют в пространстве (от комплекса к комплексу) и во времени (от года к году, по сезонам и даже в течение суток). Поэтому кратковременные экспедиционные исследования, фиксирующие состояние изучаемой территории на момент посещения, не могут дать необходимого материала для познания взаимосвязей между компонентами комплекса и самого комплекса с окружающей средой. Для этого нужны многолетние круглогодичные наблюдения над протекающими в природе процессами и характером взаимосвязей во времени, т.е. необходимо стационарное изучение ПТК

Их проводят на сравнительно небольших участках в условиях по возможности типичных для более или менее обширной территории. На стационарах ведут наблюдения за процессами двух видов: за направленным, поступательным изме­нением, за развитием природы, т.е. за эволюционными процесса­ми; за сезонными изменениями, происходящими ежегодно, и су-; точной ритмикой, т. е. за динамикой. Длительные регулярные на­блюдения позволяют проследить не только характер и интенсив­ность этих изменений, определить их количественно, но и устано­вить относительное значение различных связей и факторов в сложных и многообразных взаимодействиях, отделить существенные связи от второстепенных и проследить своеобразные взаимовлияния, выделить главные, определяющие направление и скорость изменения и развития комплекса.

Программа работ стационаров может быть различной в зависимости от тематики, природных условий территории и обеспеченности кадрами. Оборудование стационаров зависит от программы работ, а также от материальных возможностей организации, со здавшей стационар.

В настоящее время существуют стационары, ведущие изучение отдельных компонентов природы или процес­сов (климата, стока, эрозии и т.д.). К таким стационарам относятся метеостанции, гидрологические станции и посты, воднобалансовые, лимнологические, агрометеорологические, эрозионные, снеголавинные, селестоковые, опытно-мелиоративные, агрохимические, лесные опытные станции и т.д. Все эти стационары ведут наблюдения по своей методике, разработанной соответствующей отраслевой географической дисциплиной. Более комплексные исследования проводят на биогеоценологических стационарах, где основное внимание концентрируется вокруг биотических связей. В круг их наблюдений входят состав и строение биоты, трофические связи, бипродуктивность, биологический круговорот веществ.

Среди стационаров особое место принадлежит заповедникам, где до относительно недавнего времени занимались главным обра зом изучением, охраной и восстановлением отдельных видов растений и животных. Ныне некоторые из них расширили свои задачи до изучения и охраны ПТК, приближаясь тем самым к комплексным физико-географическим стационарам.

В изучении отдельных компонентов природы и природных про­цессов или их групп (климатических, гидрологических, биологиче­ских, почвенных) на отраслевых стационарах достигнуты значи­тельные успехи, но взаимосвязи между различными природными процессами, проявляющимися совместно в пределах определенного ПТК, их суммарный эффект, который является движущей силой саморазвития ПТК, изучение функционирования ПТК, его динамических и эволюционных изменений возможно лишь на комплексных физико-географических стационарах.

Программа работ комплексного географического стационара включает в себя наблюдения над отдельными компонентами, предосматриваемые обычно и отраслевыми стационарами, а также изучение различных процессов, протекание которых обусловлено благоприятным сочетанием свойств ряда компонентов. Программа рассчитана на круглогодичные наблюдения, характер которых изменя-ется в соответствии с сезонными изменениями в природе (образо­вание снежного покрова и снеготаяние, вегетация растений, осенний листопад и т.д.). Все наблюдения ведут многократно на одной и той же территории по единой программе, составленной таким об­разом, чтобы наблюдения за различными природными процесса­ми были легко сопоставимы и направлены на раскрытие взаимо­действия, взаимообусловленности и суммарного эффекта. Таким образом, важнейшей задачей комплексных физико-географичес-< ких стационаров, которая не решается на отраслевых стационарах, является познание закономерностей интеграции природных процессов в ПТК и возникающего в результате этого суммарного эффекта.

Основным объектом изучения на стационарах являются прежде всего гомогенные ПТК — фации. Это обусловлено во-первых, относительной простотой структуры фации, все внутренние связи которой представлены лишь одним типом — вертикальными связями и взаимодействиями между компонентами природы.

Во-вторых, фации в силу их минимальной функциональной обособленности и сильного воздействия внешней среды являются обычно самыми динамичными, самыми изменчивыми комплек­сами поэтому требуют самого короткого периода наблюдений для установления законо­мерностей функционирования и динамики по сравнению со все­ми другими более устойчивыми комплексами.

Для познания ландшафтообразующих связей фации, определяе­мых характером и интенсивностью обмена веществом и энергией между компонентами, необходима количественная оценка основных природных режимов фации. По определению В. Б. Сочавы, под «при­родным режимом понимается характерная для ПТК упорядоченность изменения природных явлений в годичном цикле в течение всего време­ни существования его современной структуры». К числу основных природных режимов относятся:

радиационный режим фации, характеризующий ее энергетическую базу

тепловой режим, фации и её компонентов (например, почв)

– водный режим.

режим химического состава вещества, находящегося в обороте

биотические режимы: наземной растительной массы, наземных живых организмов, животного населения почвы, почвенных микроорганизмов.

– природно-антропогенные режимы, являющиеся результатом хозяйственной деятельности человека.

Комплексный подход к изучению отдельных природных режимов и взаимодействия различных режимов друг с другом требуют четкой согласованности в выборе участков для наблюдения и сроков их проведения. Сами наблюдения над природными режимами должны быть поставлены так, чтобы в дальнейшем эти режимы можно было сопоставлять друг с другом, т.е. должны быть сопряженными.

Многолетние наблюдения в условиях стационаров дают надеж­ный материал для установления закономерностей сезонной рит­мики и динамики ПТК, позволяют судить о развитии ПТК во времени.

 

ТЕМА: ИЗУЧЕНИЕ АНТРОПОГЕННОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ ЛАНДШАФТОВ

 

1. Типизация антропогенных воздействий

2. Оценка антропогенной трансформации геосистем.

3. Эколого-хозяйственный баланс территорий.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Составление ландшафтной карты | Типизация антропогенных воздействий
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 513; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.