Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тенденции развития турецкой экономики: от этатизма к либерализации




Основные проблемы социально-политического развития современной Турции.

Эволюция партийно-политической системы Турецкой Республики.

 

 

1. Турецкая Республика была основана 29 октября 1923 г. Юридические основы государства сложились под влиянием кемализма – идеологии национально-освободительного движения, названной по имени его лидера Мустафы Кемаля и состоявшей из шести основных принципов, закрепленных в 1920-30-е гг. конституционно.

Принцип Республиканизма раз и навсегда отрицал возможность реставрации в Турции монархии, султаната и халифата. Принцип Национализма отвергал всякие стремления к расчленению общества. В частности, отрицались права меньшинств на самоопределение и национальную культуру. Все лица, проживающие на территории страны, вне зависимости от расовой и этнической принадлежности, и вероисповедания признавались тюрками, и их выступления в защиту национальных прав и вероисповедания сурово подавлялись. Принцип Лаицизма (светскости) запрещал обращаться к религиям в политических целях. Принцип Народности утверждал общность интересов различных групп населения, объединённого единым понятием «народ». Понятие классов отрицалось. Принцип Революционности санкционировал беспощадное пресечение оппозиции курсу М. Кемаля. Руководство страны должно сохранять верность его принципам. Принцип Этатизма был введен в Конституцию последним, в 1937 г. Он означал ведущую роль государства в промышленном строительстве, которое ставило целью добиться экономической самостоятельности молодого турецкого государства. Единственным носителем идеологии кемализма признавалась Народно-республиканская партия (НРП), созданная М. Кемалем, а блюстителем его принципов оставалась армия. До окончания Второй мировой войны существовавшая политическая система была однопартийной, а организация и деятельность иных партий была запрещена в силу принципа Революционности.

В 1945 г. начался новый этап в развитии политической системы Турецкой Республики и турецкого парламентаризма. В атмосфере резкой критики однопартийной системы внутри страны и давления западных стран президент Исмет Иненю и его окружение были вынуждены разрешить создание политических партий. Начался новый, плюралистический, этап в развитии турецкого парламентаризма. В 1945-1948 гг. возникли сразу несколько партий, весьма различных по целям и идеологии. Однако реальную конкуренцию НРП составила лишь Демократическая партия, которая на выборах 1946 г. провела 61 депутата в парламент. В мае 1950 г НРП проиграла выборы и уступила власть Демократической партии. С этого времени в рамках турецкого парламентаризма начала функционировать многопартийная (реально - двухпартийная) система. Демократическая процедура формирования парламента была в целом соблюдена в 1954 г. и в 1957 г., когда на выборах снова побеждала Демократическая партия. Однако промахи, ошибки и злоупотребления, допущенные лидерами правящей партии, привели к государственному перевороту 27 мая 1960 г. Президент Дж. Баяр, премьер-министр А. Мендерес и другие руководители были арестованы и отданы под суд военными руководителями страны из Комитета национального единства (КНЕ). В январе 1961 г. начало работать Учредительное собрание, подготовившее проект новой Конституции, принятой в результате референдума в июле 1961 г. Эта конституция считается самой демократичной в истории Турции, парламент (Великое национальное собрание Турции) становился двухпалатным, и реально начала функционировать многопартийная система.

В октябре 1961 г. состоялись парламентские выборы, на которых, как и ожидалось, победу одержала НРП, получившая 38,4% голосов. От нее не намного отстала Партия справедливости (ПС), созданная в феврале 1961 г. политическая наследница запрещенной ДП. Ее возглавил Сулейман Демирель, технократ, убежденный западник и сторонник либеральной экономики.

Было сформировано коалиционное правительство во главе с И. Иненю, которое в разных составах держалось у власти до 1965 г. В политической сфере первая половина 1960-х гг. характеризовалась, с одной стороны, наращиванием влияния ПС, в другой – активизацией левых течений на базе демократической Конституции 1961 г. Наиболее ярким проявлением этого стало создание в 1961 г. Рабочей партии Турции (РПТ), которая заявила о необходимости перехода страны на некапиталистический путь развития, ликвидации иностранных баз и военных блоков.

Демократизация общественной жизни дала толчок рабочему движению. Увеличилось число профсоюзов. В 1963 г. были приняты законы о профсоюзах, коллективных договорах, забастовках, что расширило возможности борьбы трудящихся за свои права. Активизировалась инертная ранее крестьянская масса, участились выступления средних слоев, молодежи в защиту своих интересов.

Очередные выборы в парламент в 1965 г. привели к победе ПС, которая, получив 52,9% голосов, сформировала однопартийное правительство во главе с С. Демирелем. Выборы показали и рост влияния левых сил: РПТ получила 15 мест и даже сформировала свою парламентскую группу, которая проявила большую активность, выступая в защиту рабочего движения, курдского национального меньшинства, а также с критикой участия страны в НАТО.

Период 1960-70-х гг., получивший в Турции название Второй республики, характеризовался непрерывной межпартийной борьбой за власти и политической чехардой. В 1971 г. из-за постоянного соперничества двух основных оппонентов – НРП и ПС, парламент был практически дезорганизован. На этом фоне развивались черты экономического кризиса, а обстановка анархии в стране способствовала разгулу экстремизма, приводившего к человеческим жертвам. Вновь пришлось вмешаться военным, однако государственного переворота не произошло. Правительство С. Демиреля, лидера ПС, было вынуждено уйти в отставку, и власть перешла к надпартийному кабинету.

Партийно-политическая структура претерпела новые изменения. НРП оставалась влиятельнейшей партией в стране. Ее поддерживала значительная часть буржуазии и крупных землевладельцев, она пользовалась большим авторитетом в кругах гражданской и военной бюрократии. Внутри партии шла фракционная борьба, которая закончилась выходом консервативной части руководства партии во главе с И. Иненю. В 1973 г. НРП возглавил Б. Эджевит, который предложил курс «левее центра». В дополнение к принципам К. Ататюрка было выдвинуто шесть новых принципов – свобода, равенство, братство, превосходство труда, гармоничность развития, самоуправление народа.

В целом в период 1960-70-х гг. Турция демонстрировала существенные достижения в экономике, связанные со смягчением этатизма и финансовыми вливаниями со стороны европейских государств, однако в политической сфере демократизация общественной жизни привела к резкой поляризации политических сил, непрерывной межпартийной борьбе и правительственной чехарде, а в конечном итоге - к очередному государственному перевороту, совершенному в 1980 г. военными. Деятельность политических партий снова оказалась под запретом, который был снят только в 1983 г.

В мае 1983 г. прошли парламентские выборы. В них участвовало только 15 партий – те, чьи программы соответствовали новым условиям, изложенным в новой Конституции, принятой в 1982 г. Из 400 мест 230 мест получила Партия Отечества (ПО). Ее создал накануне выборов бывший соратник С. Демиреля экономист Тургут Озал, который и сформировал новый правительственный кабинет. В выборах 1983 г. также участвовала Партия Верного Пути (ПВП), которой неофициально – до 1987 г., управлял Сулейман Демирель (военные на 5 лет запретили ему заниматься политической деятельностью). Экономические программы этих двух партий отличались незначительно, и вместе они продолжали политику навсегда запрещенной ПС. НРП в 1983 г. была переименована в Социал-демократическую партию, а в 1985 - в Социал-демократическую народную партию (СДНП), во главе которой вновь встал И. Иненю. Б. Эджевит и его сторонники не вошли в СДНП и образовали Демократическую левую партию (ДЛП).

В период 1983-1991 гг. правительство формировала Партия отечества, с 1991 г. правила коалиция СДНП и ПВП. В ноябре 1988 г. после ухода К. Эврена президентом становится Тургут Озал, до этого занимавший пост премьер-министра. В 1993 г. он неожиданно скончался, а президентом стал С. Демирель. Он рекомендовал на пост главы партии женщину, доктора экономических наук Тансу Чиллер. На выборах 1993 г. возглавляемая ею ПВП в союзе с СДНП завоевала большинство голосов, и Т. Чиллер стала первой женщиной в Турции, занявшей пост премьер-министра. Кабинет Т. Чиллер предложил пакет демократических реформ, которые осуществлялись параллельно с выводом страны из социально-экономического кризиса. Жесткое антикризисное маневрирование не снискало популярности правительству ПВП - СДНП, и в 1996-97 гг. кабинет возглавила исламистская Партия благоденствия под руководством Наджмедина Эрбакана, выступавшая за ограничение принципа лаицизма и активную социальную политику.

1997-2002 гг. правительство формировали ПО и ДЛП, а с ноября 2002 г. - исламистская Партия справедливости и развития (ПСР). В настоящее время премьер-министром страны является Тайип Реджеп Эрдоган, а пост президента Турции остается за Ахмедом Неджефом Сезером, срок полномочий которого истекает в 2007 г.

2. В общественной жизни современной Турции присутствует ряд проблем, которые являются своего рода «визитной карточкой» страны. Одна из основных – это проблема вмешательства военных в политику. Со времени основания Оттоманской империи на всех этапах национального развития, включая первые годы Республики, турецкая армия играла ведущую роль в политической и социальной жизни страны. Вся история существования турецкой нации тесно связана с армией. В борьбе против иностранной интервенции (1918-22 гг.) армия выполняла освободительную миссию и тем самым укрепляла свой авторитет в турецком обществе. М. Кемаль, получивший прозвище «Ататюрк» - «отец турок», был генералом. Именно армия стала фундаментальной основой политической системы страны, потому что политические и юридические институты, скопированные с западной системы, стали внедриться в стране, которая только начала расставаться со своим феодальным прошлым. Общество не было готово к быстрой и эффективной перестройке по европейским образцам. Для того, чтобы страна вступила на путь капиталистической модернизации, и эти процессы стали бы необратимыми, требовалось постоянное воздействие силового фактора.

На современном этапе, несмотря на продвижение Турции к гражданскому обществу, военные продолжали играть важную роль в общественно-политической жизни страны. Армия являлась самым организованным, многочисленным и мощным государственным институтом Турции. В сфере ее внимания были все стороны общественно-политической и экономической жизни общества.

В изучаемый нами период армия не раз выходила на авансцену политической жизни страны. За период 1960-80 гг. было совершено три относительно бескровных военных переворота: в 1960, 1971 и 1980 гг. При этом армейские чины недолго оставались у власти, передавали ее гражданским политикам и оставляли в основном незыблемым прежний государственный строй, установленный К. Ататюрком.

В 1990-е гг. в парламенте неоднократно предпринимались попытки внести в Конституцию поправки, которые бы ограничили влияние военных. Однако механизм принятия такого рода решений, созданный именно военными, ни разу не позволил осуществить такие инициативы.

Вторая проблема социально-политической жизни Турции имеет этнополитический характер и вытекает из принципов К. Ататюрка. В частности, принцип национализма запрещал деление турецкого общества по этническому признаку. Между тем, на территории Турции всегда проживали представители многих национальностей, не желавших ассимилироваться с титульным этносом. В 1970-80-е гг. важнейшим дестабилизирующим фактором политической жизни страны стала курдская проблема.

Курды, исконные обитатели Западной Азии, за всю историю не смогли создать объединенное независимое государство. В настоящее время численность курдов насчитывает 30 млн. человек. Подавляющее большинство их проживает в Курдистане – горной стране, расположенной на смежных территориях Ирана, Ирака, Сирии и Турции. На долю Турецкого Курдистана приходится самая большая площадь 230 тыс.кв. км. И проживает на ней 48 % всех курдов. Крупнейшая нелегальная политическая партия турецких курдов, образованная в 1979 г. (были попытки создания легальных, даже парламентских партий, однако правительство запрещало их деятельность) носит название Рабочая партия Курдистана (РПК). Она располагает вооруженными силами – Армией освобождения Курдистана, которые ведут партизанскую и террористическую деятельность, направленную против турецких властей. В августе 1984 г. РПК объявила турецкому правительству войну. В 1999 г. в связи с арестом лидера партии - Абдуллы Оджалана, РПК в одностороннем порядке прекратила боевые действия, однако с 2006 г. их возобновила. Курдская проблема – одно из главных препятствий на пути формирования стабильного демократического общества в Турции. Однако признание курдов этносом и предоставление им политической автономии, как этого добивается РПК и другие курдские организации, невозможно в силу действия кемалистского принципа национализма.

Третьей глобальной проблемой социально-политической жизни Турции, однако не уникальной для стран данного региона, является исламизация общества. Этот процесс берет начало в 1946 г., когда на волне послевоенного демократического подъема парламент принял закон, положивший конец применению «крайнего лаицизма». В 1950-х г., по инициативе правившей ДП началось строительство новых и ремонт старых мечетей, было разрешено паломничество в Мекку. В университете Анкары открылся факультет богословия. Благодаря активным мерам по возрождению религиозных ценностей уже в 1960-80-е гг. исламисты стали заметной политической силой. В условиях многопартийности возникла Партия национального спасения (ПНС), впервые открыто выступившая против светского наследия К. Ататюрка. Ее лидер Наджметтин Эрбакан открыто призвал к восстановлению исламских ценностей. Дважды после переворотов 1971 и 1980 гг. запрещались созданные Эрбаканом исламистские политические партии, но каждый раз они возрождались под новым названием. С 2000 г. она носит название Партии справедливости и развития (ПСР). Возрастающую роль ислама в турецком государстве и обществе демонстрировали голоса избирателей, поданные за эту партию. С 2002 г. ПСР находится у власти, с 2004 г. премьер-министром является ее лидер Т.Р. Эрдоган.

3. Можно выделить несколько этапов экономического развития Турции в послевоенный период. В 1945 г. начался период «бессистемного капитализма», получивший название из-за неопределенности экономической политики, которая должна была преодолевать последствия военного времени. Одновременно подготавливалась почва для либеральных реформ, которые начала проводить Демократическая партия, пришедшая к власти в 1950 г. Период 1950-60 гг. – это время либерализма. Началось политическое и экономическое сближение Турции с западными державами. В 1952.г. страна вступила в НАТО и стала получать американскую финансовую и военную помощь. Особое внимание западные инвесторы уделяли сельскому хозяйству Турции, которая должна была стать продовольственной базой в регионе в случае военных действия участников альянса.

Экономический лозунг ДП гласил: «В каждом квартале вырастим своего миллионера!» и ставил целью укрепление частного предпринимательства. И, хотя планирование в духе кемалистского принципа этатизма сохранялось, ДП стремилась «уравнять» инвестиции в государственный и частный сектора. При этом удельный вес прогрессивных отраслей промышленности – металлургии, машиностроения, нефтехимии, энергетики в экономике повысился.

Не будет преувеличением сказать, что правительство ДП заложило тенденции развития турецкой промышленности на перспективу. И не только на 1950-е гг., но и на последующие 15 лет. До середины 1970-х гг. развитие турецкой промышленности определялось ростом тех отраслей, которым правительство ДП открыло «зелёный свет». Десятилетие правления ДП – это также период весьма быстрого роста транспорта и связи. Движущей силой этого процесса были не столько экономические потребности страны, сколько военно-стратегические цели блоков НАТО и СЕНТО. Только после 1960 г. ситуация изменилась, и национальные экономические приоритеты страны стали определяющими в строительстве транспортных объектов.

В период правления ДП были проведены необходимые стране реформы в сельском хозяйстве. За счёт фондов государственных земель были наделены участками примерно 330 тыс. крестьянских семей. Значительно улучшилось техническое оснащение аграрного сектора. Как результат, сельское хозяйство переживало своеобразный бум. Однако уже во второй половине 1950- х. гг. стали проявляться черты экономического кризиса. Резко сократилось финансирование турецкого сельского хозяйства странами НАТО, в связи с ростом производства продукции земледелия в самих странах-участницах альянса. Уже к концу 1950-х гг. Турция из экспортёра зерновых страна превратилась в постоянного получателя сельскохозяйственных «излишков» США, а с 1960 г. Турция ввозила ежегодно 300-400 тыс. т. зерна. В 1959-60 гг. кризис в сельском хозяйстве достиг своей вершины и послужил одной из причин свержения власти ДП.

Период 1960-80 гг. получил в науке название «рывок этатистских сил» Это время планового развития долгосрочных программ с целью капиталистической модернизации форсированными темпами. Продолжилось государственное регулирование и планирование экономического развития. Капиталистическая модернизация, как и в предшествующий период, шла в основном на основе финансовой помощи Запада. Турция заявила о своем желании вступить в ЕЭС, однако в 1963 г. получила только статус «ассоциированного участника». С 1973 г. был объявлен переходный этап вступления Турции в ЕЭС на основе постепенной экономической интеграции.

До середины 1970-х гг. в Турции наблюдался ежегодный прирост ВНП 7 %. Такой показатель был достигнут за счет индустриального подъема в рамках плановой экономики. Однако повышение цен на энергоносители с 1973 г., увеличивавшаяся финансовая задолженность Западу (20 млрд. долл. в 1978 г.), нерентабельность значительной части предприятий госсектора, инфляция и девальвация турецкой лиры привели к очередному экономическому кризису, который в 1980 г. вызвал военный переворот. После принятия Конституции и возобновления деятельности гражданской власти под контролем военных были предприняты экономические реформы. Их автором был лидер победившей на выборах 1983 г. Партии отечества Т. Озал. Его программу называли «шоковой терапией» для Турции, а также «экономической перестройкой Т. Озала». Сущность реформ заключалась в том, что государственное регулирование и госкапитализм, изжившие себя, не могли обеспечить турецкой экономике процветания. Они сыграли свою роль в создании основ национального производственного комплекса. Необходимо было окончательно переходить к либерализации и поддержке частнохозяйственного предпринимательства. Таким образом, в Турции произошла смена модели экономического развития. Эффект такой перестройки давал повод говорить о «турецком экономическом чуде».

Основной пакет мер, предложенных Т. Озалом, включал, прежде всего, реорганизацию госсектора. Были поэтапно приватизированы нерентабельные государственные предприятия. Широкая программа приватизации не затронула лишь ключевые стратегические отрасли хозяйства. Были также отменены госбюджетные субсидии убыточным предприятиям. В целях перехода от импортозамещающей промышленности к экспортно-ориентированной принимались меры для повышения конкурентоспособности турецкой продукции. Для этого был либерализован импорт.

В 1987 г. вступил в действие закон «О свободных зонах». Он включал меры по развитию разветвленной сети отелей, кемпингов, строительство современных дорог, реконструкцию и реставрацию достопримечательностей. Стимулировалось развитие туризма. Уже к середине 1990-х гг. доход от иностранного туризма вырос в 2 раза и достиг 5 млрд. долларов (1/3 выручки от экспорта).

В результате повысились темпы роста валового продукта с 2,5% в 1978-83 гг. до 5,9% в 1992 г. Удалось снизить темпы инфляции в 2 раза. К концу 1980-х гг. турецкая лира стала конвертируемой. Рост производства турецких товаров и стимулирование их вывоза за рубеж привело к тому, что объем экспорта увеличился с 1980 по 1992 в 7 раз (с 2,9 до 14,8 млрд. долл.)

В то же время присутствовал и ряд негативных последствий реформ. Отказ государства от жестких мер регулирования привело к тому, что крупные государственные средства в качестве мер поощрения перетекали в частный сектор. Из-за отсутствия должного контроля значительная часть этих средств, предназначавшихся, прежде всего, для таких отраслей, как сельское хозяйство, обрабатывающая и добывающая промышленность, индустрия туризма, попала в непроизводственный сектор – торговый и финансовый. Уже к концу 1980-х гг. наметились черты очередного кризиса. Остановился рост ВНП. Введение свободной конвертируемости турецкой лиры - мера одобренная МВФ, подорвало устойчивость турецкой экономики и стало золотым дном для иностранного капитала. Снятие контроля над его перемещением и валютными операциями способствовало притоку на турецкий денежный рынок огромной массы «горячих» денег с целью спекулятивного обогащения. Казна использовала поступающую иностранную валюту для выплат по внешнему долгу, а иностранный капитал, благодаря завышению курса турецкой лиры, получал доходившую до 100% прибыль. Затем эта прибыль вновь превращалась в валюту. Всего за период 1989-1993 годов в Турцию поступило более 30 миллиардов долларов, а ее внешний долг возрос на 50%.

В начале 1994 г. произошел очередной скачок инфляции. Годовой рост потребительских цен составил 12,5 %, на повестку дня вышли проблемы экономического застоя, роста запасов нереализованной продукции и даже остановки производства. Согласно статистическим данным за 1995 г., опубликованным Всемирным Банком, Турция стала вторым после России крупнейшим должником в мире, имея внешний долг размером 70 млрд. долл. Ежегодный подушевой доход в Турции сократился до 2,2 тысяч долларов.

В условиях кризиса правительство Т. Чиллер в спешном порядке разработало программу антикризисных мер. Эти меры были направлены на ограничение внутреннего спроса путем сдерживания роста бюджетных расходов и заработной платы. Предусматривалось проведение жесткой денежной политики. Было заявлено об ускорении приватизации госсектора. По мнению некоторых экспертов, кризис 1994 г. был инспирирован оставленными без контроля банками, стремившимися быстро и напрямую заработать деньги. При этом он был искусственно раздут из-за попустительства правительства. По мнению других он являлся следствием накапливавшихся с 1987 года экономических проблем структурного характера.

Для привлечения в бюджет средств населения правительство пошло по пути выпуска государственных облигаций под «шоковые проценты», достигавшие 406 % годовых.

Со второй половины 1995 года наметились признаки выхода Турции из кризиса, однако возросла социальная напряженность. Заработная плата была заморожена с 5 апреля 1994 года, а массовые увольнения с бывших предприятий госсектора вызвали всплеск безработицы. В результате досрочных парламентских выборов 24 декабря 1995 года исламистская Партия благоденствия получила наибольшее число мест в меджлисе В феврале 1996 года было сформировано коалиционное правительство ПВП, ПО и ПБ, которое возглавил лидер ПБ Н.Эрбакан

Это правительство предложило второй пакет мер стабилизации экономики. Акцент был сделан на сокращение расходов, связанных с социальным обеспечением. В поисках компромисса между предвыборными обещаниями и конкретными проблемами экономики правительство вынуждено было отказаться от очередного эксперимента по оздоровлению госсектора. Прежний курс на приватизацию продолжился. Однако меры, предпринятые Эрбаканом, не привели к стабилизации экономики. Инфляция сохранялась на высокой отметке – 80%. Кроме того, благодаря политике сближения со странами ислама, проводимой ПБ, появилась настороженность по отношению к Турции со стороны западных стран. В результате социально-политического кризиса в 1997 г. правительство Эрбакана ушло в отставку, а сам он лишился права участвовать в политической деятельности. Коалиционное правительство под руководством лидера ПО Месута Иылмаза, а затем правительство ДЛП во главе с Б.Эджевитом пытались провести меры по оздоровлению экономики, однако эти попытки провалились вследствие финансовых кризисов в странах Юго-Восточной Азии и России, повлиявших на ситуацию в Турции, а также в результате разрушительного землетрясения в промышленно развитом и густонаселенном северо-западном регионе страны. В условиях экономического кризиса 1999 г. турецкое руководство было вынуждено принять новую стабилизационную программу, поддержанную МВФ и Всемирным банком. Турция получила кредиты на общую сумму в 6,5 млрд. долл. в период 2000-2002 гг. Но эти средства предоставлялись по мере и в зависимости от выполнения обязательств, взятых на себя турецкой стороной. Они включали завершение приватизации и других структурных реформ, которые должны сделать турецкую экономику рыночной в полном смысле слова.

ПСР, пришедшая к власти в 2002 г., программной целью поставила кардинальные преобразования в экономике. Правительство предпринимает шаги по реформированию контроля над бюджетом, ускорению приватизации, развитию реального сектора; поощряет мелкое производство товаров и услуг; в сельском хозяйстве — поддерживает развитие животноводства. Был принят рамочный закон об аграрной реформе, закон о страховании сельхозпродукции. В принятом на 2005 г. бюджете предполагалось обеспечить размер ВНП на душу населения в 4116 долл. Примечательным событием можно считать деноминацию турецкой валюты, переход с 1 января 2005 г. на новую турецкую лиру, избавленную от шести нулей.

Подводя итоги, следует отметить, что, несмотря на долгое пребывание у власти партии «умеренного ислама» - ПСР, турецкая экономика по-прежнему остается рыночной. Этот факт, несомненно, стимулирует развития ряда негативных моментов, особенно в социальном плане, однако благоприятно отражается на имидже государства, избравшего путь сближения со странами ЕС.

 

Тема 3. Новейшая история Китая (1949-2004 гг.)

1. Образование Китайской Народной Республики. Борьба по вопросу о путях развития страны (1949-57 гг.)

2. Эпоха коммунистических экспериментов: «большой скачок» и культурная революция (1958-76 гг.)

3. Современный Китай: экономические реформы и приоритеты внутренней политики (1977-2004 гг.)

1. После завершения Второй мировой войны, частью которой стало изгнание японских военных сил из Китая, противостояние по линии «КПК-ГМД» продолжилось. В результате Гражданской революционной войны 1946-49 гг. победа осталась за КПК, и 1 октября 1949 г. была провозглашена Китайская Народная Республика.

Период 1949-57 гг. в истории нового китайского государства принято называть восстановительным – как в социально-экономическом, так и в политическом плане. Он делится на два этапа, рубежом которых служит принятие Генеральной линии КПК в 1952 г. В соответствии с ней время постепенного перехода к социализму было обозначено в три пятилетки – до конца 1960-х гг.

Во время первого этапа в экономике были поставлены задачи ликвидации последствий гражданской войны и проведение аграрной реформы, а в политике - выявление и подавление враждебных коммунистическому режиму элементов.

Во время второго этапа происходила реорганизация политического механизма по схеме, разработанной руководством КНР, и проведены социально-экономические мероприятия, которые должны были обеспечить переход к социализму.

В 1953 г. был утвержден 1-й пятилетний план, выполнение которого фактически началось в 1952 г. Однако уже тогда внутри КПК выявились разные подходы к решению задач социально-экономического развития страны. Экспрессивный и харизматичный лидер КПК Мао Цзэдун (1893-1976) выдвигал идею «особого пути» построения социализма - за 3-4 года. Его оппонент, Лю Шаоци, выступал за неуклонное следование Генеральной линии партии, которая под влиянием СССР определяла этот срок как 2-3 пятилетки. На VIII съезде КПК в сентябре 1956 г. победили сторонники Генеральной линии. Было принято решение, что Китай – часть экономической системы мирового социалистического содружества и должен идти «в ногу» с другими странами этой системы. Однако Мао все же сумел навязать свой особый путь позже, в октябре 1957 г. на III пленуме ЦК.

В 1954 г. была принята Конституция, а к концу восстановительного периода в основном сформировался партийно-политический механизм КНР. Высшим органом государства стало Всекитайское собрание народных представителей. Закон о выборах был принят 11 февраля 1953 г., а первая сессия китайского парламента состоялась в Пекине 15 сентября 1954 г. Функции правительства исполнял Государственный совет, который был подотчетен ВСНП, учреждены были также Верховный народный суд и прокуратура. Согласно Конституции, вводился пост Председателя КНР, избираемого парламентом – этот пост занял Мао Цзэдун. В отношении некоммунистических партий-союзников КПК Конституцией был подтвержден курс на длительное сосуществование и взаимный контроль. В целом характер государственного строительства был определен как демократическая диктатура народа, которая «по существу представляет собой диктатуру пролетариата». Государственный строй понимался в Конституции как сочетание высшей демократии и высшей централизации.

Особенность ситуации в Китае заключается в том, что у власти в КНР с 1949 г. находится Коммунистическая партия – КПК. Соответственно любые решения, принимаемые на ее съездах, становились автоматически обязательными для исполнения всей страной. Разумеется, в КНР существовали и существуют формальные органы власти, присущие всем демократическим государствам: парламент (Всекитайское собрание народных представителей) и правительство (Государственный совет). Но руководство всегда осуществляет КПК, точнее, сильнейшая внутрипартийная группировка. Начиная с конца 1940-х гг., сильнейшей была группа Мао Цзэдуна, которой удалось навязать стране политический и экономический курс, получивший впоследствии название «большого скачка»(1958-1960 гг.)

2. «Большой скачок» (1958-61 гг.) можно характеризовать как комплекс политических, экономических и социальных мероприятий, направленных на многократное увеличение производства важнейших видов промышленной продукции за весьма короткий срок. При этом скачок планировалось осуществить исключительно за счет трудовых ресурсов населения, увеличения продолжительности рабочего дня, сокращения заработной платы.

В основе амбициозных замыслов китайского руководства лежали, главным образом, гегемонистские устремления (и в данном случае группе сторонников Мао Цзэдуна удалось увлечь за собой большинство руководства КПК). Надо было доказать на практике, что руководство коммунистическим движением перешло от СССР (с началом политической «оттепели», с точки зрения Мао и его сторонников, советские люди стали жить «как буржуазия») к Китаю. Многие в руководстве КПК верили в возможность за счет людских ресурсов в короткий срок вывести Китай в число передовых стран мира.

Новый вариант Генеральной линии партии гласил: «напрягая все силы, стремясь вперед, строить социализм больше, быстрее, лучше, экономнее». В реализации этой линии в политике «большого скачка» решающая роль отводилась населению. Лозунги, под которыми проводилась эта политика, впечатляли: «600 млн. человек могут победить любые стихийные бедствия», «Чем больше людей, тем больше производство зерна», «Чем больше людей, тем больше возможностей строить социализм по принципу: больше, быстрее, лучше, экономнее». Признавался необходимым пересмотр всех плановых заданий, изменение методов экономического строительства. Согласно новому курсу, темпы роста промышленного производства должны были составлять в среднем 45% в год. Общий объем промышленного производства планировалось увеличить в 6,5 раз. Среднегодовой прирост сельскохозяйственного производства должен был составлять 20%. Некоторые отрасли, особенно те, которые, по мысли Мао, символизировали мощь нации, предполагалось развивать особенно быстро. Например, черную металлургию намечалось развивать особенно быстрыми темпами. Выплавка стали должна была вырасти более чем в 18 раз. В рамках мероприятий «большого скачка» были проведены несколько массовых кампаний. Основными принято считать «битву за сталь», «битву за зерно» и «битву за народные коммуны».

Явно завышенные планки показателей экономического развития грозили обернуться катастрофой, что и произошло в действительности. К 1962 г. было выплавлено около 7 млн. т. стали, вместо запланированных 100 млн. Кроме того, сталь, полученная в основном кустарным способом (каждый китаец получал твердое задание по количеству стали, которую нужно было выплавить в печах из кирпича-сырца), не годилась для производственных нужд. Также не было построено и пущено в действие достаточного для обработки полученного сырья количества заводов. В результате проведения кампании по борьбе с вредителями было уничтожено почти все поголовье воробьев, и вследствие этого резко увеличившееся число гусениц и саранчи уничтожило большую часть урожая. В 1960 г. было собрано 175 млн. т. зерна, тогда как по плану предусматривалось получить 500-800 млн. При этом население страны по сравнению с предшествующим годом увеличилось на 100 млн. человек.

Фактически, в годы «большого скачка» экономика оказалась на грани катастрофы, и в 1960 г. впервые смертность в КНР превысила рождаемость. В то же время в сельской местности активизировались народные коммуны. 26 тыс. коммун объединили рабочих и крестьян, которые трудились за похлебку – материальные стимулы были запрещены. Куры, утки, даже предметы домашнего обихода были коллективизированы, а в выходные, в качестве культурного досуга, людей обучали военному делу и строевому шагу.

В период «большого скачка» Мао Цзэдун продолжал укреплять свое положение в руководстве страны. Средством для этого он избрал периодические чистки. Прежде всего, он начал с армии. В 1959 г. на пост министра обороны был назначен Линь Бяо, ближайший сторонник Мао. Бывший министр, Пэн Дэхуэй был объявлен лидером антипартийной группы и репрессирован. В армии началась чистка и идеологическая обработка в духе идей Мао Цзэдуна. Именно там впервые появляется опубликованный цитатник изречений Мао, которые следовало заучивать наизусть. Армия под руководством Линь Бяо должна была стать мощным инструментом в руках Мао в дальнейшем внутрипартийном противостоянии.

В условиях экономического упадка в 1959-60 гг. Мао и его сторонники столкнулись с нараставшим критическим отношением к партии и политике «большого скачка» со стороны низовых партийных руководителей. В 1959 г. Мао отказался от поста Председателя КНР, который занял его оппонент, лидер прагматиков Лю Шаоци, а с 1961 г. в экономике был взят «курс на урегулирование». Китай вступил в период ликвидации последствий «большого скачка». В целом период урегулирования принес облегчение народному хозяйству.

На этом фоне в 1963-65гг. обострилась идейно-политическая борьба в КНР. В руководстве страны все больше властных полномочий переходило к группировке прагматиков. В эту группировку входил и Дэн Сяопин, Генеральный секретарь ЦК КПК. В то же время в стране усилилась пропаганда идей и культа личности Мао Цзэдуна, с 1959 г. занимавшего только пост председателя ЦК КПК. К 1964г. цитатник Мао появился на прилавках всех книжных магазинов. Началось новое наступление маоистов в партии, которое, однако, столкнулось в 1964г. с серьезным сопротивлением со стороны большинства руководителей КПК в центре и особенно на местах.

К осени 1965 г. в руководстве КПК и КНР сложились две группировки, по-разному подходивших к вопросам внутренней и внешней политики Китая. Отношения между этими группировками становились все более напряженными. В такой обстановке Мао счел возможным разгромить оппозицию в партии и государственных органах власти. Такие меры наконец-то позволили бы без помех провести в жизнь его идеи и устранить сторонников решений VIII съезда. Это противостояние привело к новому грандиозному эксперименту – культурной революции, под знаком которой прошло целое десятилетие (1966-76 гг.)

Фактически культурная революция (Великая пролетарская культурная революция) представляла собой не только культурный, но и политический переворот в стране. Официальной причиной явилось существование заговора против Председателя Мао. Было объявлено о существовании «подпольного буржуазного штаба» в противовес «пролетарскому штабу» под руководством Мао. Поводом к началу кампании послужили обвинения историка и писателя У Ханя в том, что в своей пьесе «Разжалование Хай Жуя» он намекал на несправедливость гонений на Пэн Дэхуэя. Затем последовали обвинения в адрес всего пекинского горкома и отдела пропаганды ЦК КПК. В конце 1965 г. был снят начальник Генштаба НОАК Ло Жуйцин, обвиненный в узурпации власти в армии. Все руководство силовыми структурами перешло к маоистам.

Еще в начале 1960-х гг. началась активная работа среди молодежи (учащихся школ и вузов). В 1964 г по инициативе Мао была создана Группа по делам культурной революции для расправы над критиковавшими политику «большого скачка» деятелями искусств. С 1966 г. формировались боевые отряды хунвэйбинов – красных охранников. Именно они должны были первыми выступить на защиту Председателя Мао.

Принято различать три этапа культурной революции: 1966-1969 гг., 1969-1973 гг., 1973-1976 гг.

Первый этап был посвящен кампании по захвату власти сторонниками Мао с помощью хунвэйбинов и армии. В августе 1966 г. состоялся XI пленум ЦК КПК. Фактически именно с него началась культурная революция. На пленуме выступил сам Мао и обвинил партийных руководителей в центре и на местах в осуществлении диктатуры буржуазии. Он не указал прямо, где находятся эти подпольные штабы буржуазии, однако объявил, что их следует разгромить.

В качестве ударной силы революции выступали хунвэйбины. По сути, именно к ним обращался Мао, когда призывал громить буржуазию. В школах и вузах были прекращены занятия – дело революции признавалось более важным. Начались преследования интеллигенции. Всех подозреваемых выводили в шутовских колпаках на суд масс. Преследованиям, однако, подверглись не только представители интеллигенции, но и партийные руководители, представители исполнительной власти, члены профсоюзов, работники предприятий, крестьяне. Фактически жизнь в стране была парализована, и высшей инстанцией стала Группа по делам культурной революции, в которую входила жена Мао Цзян Цин.

В январе 1967 г. началась главная фаза кампании по захвату власти, в ходе которой впервые были использованы армейские части. Мао с трибуны ЦК призывал громить «горстку облеченных властью» и «органы буржуазной диктатуры». Фактически, шло преобразование структуры партии и государства, а Мао приобретал абсолютную власть. К марту 1967 г. по призыву Мао армия установила контроль в учебных заведениях и на транспорте, а к августу 1968 г. НОАК уже полностью контролировала Госсовет. Так был завершен слом старой партийно-государственной и административной системы управления.

Маоисты не могли не видеть бедственной ситуации в экономике. В результате первых лет культурной революции промышленное производство КНР понесло огромные потери. За один 1967 г. валовая продукция промышленности сократилась на 15-20%, добыча угля – на 40%, выработка электроэнергии – на 25-30%.

Потери также понесли образование, наука и культура. Срок обучения в вузах сокращался до 1-2 лет, а затем выпускников направляли в сельскую местность и заставляли под присмотром армии заниматься неквалифицированной работой, чтобы они «познали счастье труда и пустили корни на всю жизнь».

На волне массовых репрессий, в апреле 1967 г. Мао выдвинул лозунг «опоры на трех», то есть армию, массы и кадровых работников. Он призвал формировать на их основе временные органы власти – ревкомы. Ревкомы были созданы к сентябрю 1968 г., а в 1969 г. прошел IX съезд КПК, легализовавший результаты культурной революции. На этом съезде был принят новый партийный устав, а маршал Линь Бяо официально был объявлен преемником Мао Цзэдуна на посту председателя КПК.

Период 1969-73 гг. был посвящен «кампании по перевоспитанию партийных кадров», а затем частичному возвращению репрессированных в первые годы культурной революции к управлению страной. Такие перемены объяснялись несколькими факторами. Главным из них являлась борьба за власть в кругах, приближенных к Мао. Группа по делам культурной революции во главе с Цзян Цин последовательно устраняла с политической арены своих конкурентов, главным из которых теперь стал Линь Бяо. Победа Группы стала очевидной на Х съезде КПК, состоявшемся в августе 1973 г. Съезд прошел в обстановке секретности, делегаты назначались, а их список утверждал Мао. На этом съезде из рядов КПК навсегда исключались Линь Бяо и его сторонники. Их обвиняли в попытках захвата власти в КНР и борьбе против председателя Мао.

Третий, заключительный период культурной революции характеризовался острой борьбой между Группой по делам культурной революции и укрепившим свои позиции в государственном руководстве прагматиками, возглавлявшимися Чжоу Эньлаем и возвращенным после «перевоспитания» Дэн Сяопином. Цзян Цин и ее сторонники провели три массовых кампании в течение этого этапа, однако смерть Мао 9 сентября 1976 г. помешала окончательно осудить Дэн Сяопина и его сторонников. Группа по делам культурной революции столкнулась с противодействием со стороны Генерального секретаря ЦК КПК, председателя Госсовета Хуа Гофэна. Цзян Цин и трое ее сторонников, входившие в Группу, были объявлены «бандой четырех», арестованы в начале октября 1976 г., после чего началась кампания их критики. Хуа Гофэн вернул в ЦК КПК взятого в апреле 1976 г под домашний арест Дэн Сяопина, который, имея сторонников в руководстве партии и государства, постепенно сместил политический акцент кампании. Если критика «банды четырех» носила сугубо направленный характер и осуждала только участников Группы как нарушивших заветы Мао, то в интерпретации Дэн Сяопина было необходимо дискредитировать «вчерашний день», то есть курс самого Мао Цзэдуна, ввергнувший страну в десятилетие ужасов культурной революции.

Оценивая результаты культурной революции, завершившейся арестом «банды четырех», необходимо отметить кризисное состояние экономики. Главенство политических принципов над объективными законами развития привело к тому, что производство стагнировало, а на успешных предприятиях люди даже боялись увеличивать объемы выпуска продукции. Возможно, это стало бы поводом обвинить руководителя в ревизионизме и капитулянтстве перед капитализмом. Другим последствием культурной революции следует признать практически полное устранение демократии в политической сфере. В 1975 г. была принята новая конституция, в которой содержалось всего 30 статей, тогда как в первой (1954 г.) их было 105. Глобальным результатом наступления маоистов стали огромные потери в сфере науки и культуры, был уничтожен цвет творческой интеллигенции. В целом репрессиям в годы культурной революции подверглось порядка 100 млн. человек. И, наконец, существенным последствием стал гипертрофированный культ личности Мао Цзэдуна. Его идеальный образ, сформированный еще задолго до начала культурной революции, достиг масштабов религиозного поклонения. Трудно было заставить людей, любивших вождя, признать его неправоту даже в малом. Однако именно эта цель вставала на повестку дня в дальнейших внутрипартийных сражениях.

3. Культурная революция привела страну к нищете. Провальный экономический курс необходимо было как можно скорее сменить. В этом был уверен Хуа Гофэн, наследовавший верховную власть в КНР и КПК после смерти Мао и разгрома «банды четырех». За реформы выступал и Дэн Сяопин, лидер внутрипартийной фракции прагматиков после смерти Чжоу Эньлая в январе 1976 г. Различие в их позициях заключалось в подходе к реформам и темпах их проведения. Кроме того, Хуа Гофэн не желал признавать ошибочность курса Мао в целом. Поэтому реформы, фактически начавшиеся в 1977 г., долгое время оставались предметом острой дискуссии в ЦК КПК. Курс Хуа, по экономическим целям напоминавший большой скачок, уже на III пленуме ЦК КПК в декабре 1978 г. был отвергнут, а на смену ему пришла политика «модернизации четырех сторон». Под этими сторонами подразумевались промышленность, сельское хозяйство, военная система, а также наука и культура.

Ключевым мероприятием реформ стало внедрение подрядных отношений в сельском хозяйстве и промышленности. Реформы начались с провинции, и главнейшей из них стало внедрение семейного подряда в сельское хозяйство с целью накормить страну (был популярен лозунг: «Сельское хозяйство – основа экономики, а зерно – основа основ»). Под семейным подрядом понималась передача земли в семейную аренду на льготных условиях: определенную часть продукции крестьяне должны были поставлять государству по твердым ценам, а остальное могли реализовать на рынке по свободным ценам. Семейный подряд продемонстрировал свою эффективность достаточно быстро, и уже к середине 1980-х гг. никто не сомневался в правильности выбранной сельскохозяйственной стратегии.

В промышленности также применялись подрядные отношения. На успешных предприятиях практиковалось заключение контракта с государством, согласно которому сверхприбыль предприятие оставляло себе, а в случае невыполнения условий контракта возмещало издержки из собственных фондов. На убыточных предприятиях внедрялся принцип целевой ответственности директора-управляющего, назначаемого на определенный срок. Между ведомством-«собственником» предприятия и директором заключался подрядный контракт на 3-5 лет, в котором оговаривались цели, которые предстоит реализовать директору. Если он справлялся, то его доход устанавливается в размерах, вдвое превышающих зарплату рабочих и служащих. Если нет, он должен уйти со своей должности. Поощрения и наказания секретаря парткома и заместителей директора составляли 50-80% от уровня повышения или снижения доходов директора.

В частном секторе предприятие получало свободу в производстве предметов потребления. Но государство сохраняло за собой контроль над качеством изделий. Частью реформ стало создание «свободных экономических зон», то есть регионов, куда приходили современные технологии и зарубежные инвестиции, и откуда они распространялись по всему Китаю. Сначала таких зон было 4, сегодня – более 10. Они были узаконены на XIII съезде КПК в 1987 г. На съезде была сформулирована концепция построения в КНР социалистической товарной экономики, суть которой заключалась в «единстве социалистического планирования и рынка на основе товарного обмена и закона стоимости».

В результате проведенных реформ годовой прирост валового продукта в сельском хозяйстве уже в начале 1990-х гг. составил 11%, а в промышленности – 19%. А по объему ВВП КНР сейчас занимает четвертое место в мире.

В октябре 1992 г. XIV съезд КПК закрепил курс на продолжение реформ, а в сентябре 1997 г. XV съезд, прошедший вскоре после смерти «архитектора» китайских реформ, принял решение руководствоваться в экономическом строительстве идеями Дэн Сяопина. Таким образом, реформы стали неотъемлемой частью жизни китайского общества. Благодаря им Китай является одним из мировых лидеров экономического развития, а его граждане существенно повысили свой уровень жизни.

Однако интенсивное развитие экономики породило и ряд проблем. Прежде всего, это растущее население, несмотря на политику ограничения рождаемости достигающее 1 млрд. 200 млн. человек, является причиной все еще низкого по сравнению с западными странами уровня душевого дохода. Кроме того, избыточная масса сельскохозяйственного населения приводит к земельному голоду. В современных условиях власти КНР видят выход в создании на селе крупных аграрных комплексов, которые будут давать стабильный прирост продукции и обеспечивать работой лишившихся земли фермеров.

Другой проблемой, явившейся следствием реформ, стала безработица, которая, по неофициальным данным, в начале 2000-х гг. составила около 200 млн. человек, или треть трудового ресурса страны. Растет социальное неравенство, вызывая общественный протест в виде митингов и забастовок. Однако самой существенной проблемой на пути развития китайской экономики стал ограниченный ресурсный потенциал.

Следует отметить, что несмотря на указанные проблемы, руководство КНР в целом справляется с ситуацией, во многом благодаря более чем умеренным темпам демократизации китайского общества. Главной задачей партии и правительства на сегодняшний день является достижение «малого достатка» для жителей КНР, а не расширение политических прав и свобод.

Политический курс современной КНР сугубо прагматичен. Экономические процессы не тормозятся, однако иначе обстоит дело с выражением личного мнения и участием в акциях протеста. Яркий пример – события на площади Тяньаньмэнь в 1989 г. тогда была расстреляна мирная манифестация студентов, выступавших за развитие демократии в стране. За сочувствие студенческому движению с поста Генерального секретаря ЦК КПК был снят Чжао Цзыян.

Характерной чертой внутриполитического развития современного Китая можно назвать внутрипартийную фракционность при неизменном внешнем консенсусе. Так, споры по вопросам развития реформ были достаточно острыми в период и XIV, и XV съездов КПК. При этом имели место нападки и обвинения в адрес Дэн Сяопина. Однако эти разногласия решались неизменно в рамках партийной элиты и не выходили за рамки кулуарных дискуссий. Съезду предлагалось консолидированное решение и демонстрировалось единодушие руководящих лиц.

На современном этапе политика КПК изменилась. Так, на XVI съезде было упомянуто о том, что опорой партии являются не только рабочие, как этого требуют классические каноны коммунизма, а широкие массы народа. Под ними следует понимать также и сектор частного предпринимательства, активно развивающийся в Китае. Курс на построение «социализма с китайской спецификой», проводимый КПК, подразумевает сохранение статус-кво внешней оболочки политической власти при прагматическом рыночном характере социально-экономических процессов в стране. Насколько устойчивой будет эта комбинация, во многом зависит от сегодняшнего руководства КПК во главе с Генеральным секретарем ЦК Ху Цзиньтао.

Новейшая история Япония (1945-2004 гг.)




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 1875; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.073 сек.