Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Сущность и основные направления социальной политики




ПЛАН

ТЕМА: Социальная политика государства и распределение доходов.

Лекция 18

1. СУЩНОСТЬ И ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ

2. РЫНОЧНЫЙ МЕХАНИЗМ ФОРМИРОВАНИЯ ДОХОДОВ

3. ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ РОССИИ

 

Необходимость формирования социальной политики обусловлена тем, что функционирование рыночного механизма само по себе не га­рантирует необходимый минимальный уровень благосостояния всем гражданам, на который они имеют право

На современном этапе развития научно-технической революции ни одна экономическая система не в состоянии обеспечить экономический рост без использования творческого, инновационного потенциала чело­века и, значит, человеческий фактор становится решающим в социально-экономическом развитии общества.

Все это предопределяет необходимость участия государства в соци­ально-экономических процессах через разработку и реализацию соци­альной политики.

Исходя из этого, можно сформулировать основные задачи социаль­ной политики:

осуществление социальной защиты человека, реализации его основ­ных социально-экономических прав;

обеспечение условий для повышения благосостояния каждого чело­века и общества в целом;

поддержание определенного статуса различных социальных групп и отношений между ними, формирование и воспроизводство оптимальной социальной структуры общества;

развитие социальной инфраструктуры (жилищно-коммунальные ус­луги, транспорт и связь, образование, здравоохранение, информатиза­ция), объем, качество и характер продукции этих отраслей должны обеспечивать нормальные условия жизнедеятельности и воспроизводства населения.

Существует взаимосвязь между социальной политикой и уровнем экономического развития общества. С, одной стороны, решение многих задач социальной политики определяется экономическими ресурсами, которые может направлять государство на их осуществление. С другой стороны, социальную по­литику можно рассматривать как важнейший фактор экономического роста, так как благодаря именно целенаправленной социальной полити­ке появляются условия для возрастания и реализации инновационного потенциала трудовых ресурсов общества.

Основная задача социальной политики - формирование эффектив­ной системы социальной защиты. Выделим основные направления со­циальной политики в этой области.

Первое направление - поддержка беднейших слоев населения, как правило, это те, кто уже или еще не в состоянии самостоятельно обес­печить минимальный уровень жизнедеятельности (больные, инвалиды, старики, многодетные семьи). Для того чтобы определить, какие катего­рии населения имеют право на социальную помощь, используется пока­затель прожиточного минимума, который включает минимальные нормы удовлетворения физиологических потребностей, оплату основных услуг. Эти нормы определяются уровнем экономического развития страны и сформировавшейся системой потребностей населения.

Второе направление - обеспечение гарантии права на труд. Госу­дарство должно гарантировать равноправие субъектов на рынке труда, свободный выбор профессии, сферы и места приложения труда.

Для того чтобы граждане могли реализовать эти права, необходима общедоступная система получения среднего, специального, высшего образования, должны быть законодательно регламентированы социально допустимые условия труда, уровень минимальной оплаты труда, про­должительность рабочей недели, отпуска и т.д., определены права ра­ботников при найме или увольнении.

Третье направление, которое является логическим продолжением предыдущего, - регулирование занятости населения. Сюда входят разра­ботка и реализация программ по формированию новых рабочих мест как в государственном, так и в негосударственном секторах экономики, программы занятости инвалидов, обязывающие предприятия предостав­лять инвалидам определенный процент от общего количества рабочих мест.

Встает естественный вопрос: какие основные принципы следует учи­тывать при разработке социальной стратегии, социальной программы действий и конкретных мер социальной политики?

Выделим пять основных принципов.

Во-первых, акты государственного вмешательства необходимы по причинам социального характера, они должны соответствовать требова­ниям рынка, т.е. осуществляться так, чтобы механизм цен как сигналь­ное устройство продолжал функционировать и чтобы не нарушался ры­ночный порядок со стимулирующей и последовательной конкуренцией.

Во-вторых, механизм социальной защиты должен формироваться не на основе государственной благотворительности, а как совокупность государственных гарантий, предоставляемых каждому и обеспечиваю­щих соблюдение прав человека. Соответственно для разработки такой системы необходимо определить социальные нормативы, которые долж­ны отражать уровень жизни, быт и условия труда.

В-третьих,должен осуществляться дифференцированный подход к различным слоям и группам населения в зависимости от социального положения, возраста, трудоспособности и степени экономической само­стоятельности.

В-четвертых,система социальной защищенности должна быть ин­тегрированной, многоуровневой (государственные органы - местные органы власти - предприятия - общественные организации), действен­ной на всех уровнях с четким определением прав, ответственности и функций каждого.

В-пятых, стремление обеспечить стабильный уровень благосостоя­ния для населения вовсе не означает некоей уравниловки, т.е. масштабы перераспределительных процессов в обществе не должны превышать оптимальных размеров, позволяющих сохранить стимулы к квалифици­рованному, творческому, эффективному труду.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 218; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.032 сек.