Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Государственный строй. В первой половине ХIX в. Россия по форме правления оставалась абсолютной монархией

 

В первой половине ХIX в. Россия по форме правления оставалась абсолютной монархией.

Во главе громадного и разветвленного государственного аппарата по-прежнему стоял император, наделенный всеми атрибутами абсолютного монарха. Павел I в 1797 г. восстановил действовавший до Петра I порядок перехода престола от отца к старшему сыну.

Царь опирался на большую армию чиновников, на обширный аппарат управления. Основными направлениями развития государственного аппарата была дальнейшая его централизация и бюрократизация.

Центральные государственные учреждения делились на органы верховного управления и органы подчиненного управления. Органами верховного управления руководил сам царь, а органы подчиненного управления управлялись специальными должностными лицами, действующими от имени и по поручению царя.

Органы верховного управления.

Государственный совет был учрежден царским манифестом в 1810 г. и просуществовал с некоторыми изменениями до 1917 г. Инициатором создания этого органа являлся крупный государственный деятель М.М. Сперанской. Государственный совет был задуман как законосовещательный орган, разрабатывавший проекты законодательных актов, которые получали юридическую силу после утверждения императором.

Члены Государственного совета либо входили туда по своей должности, либо назначались царем. Председательствовал в Государственном совете император, в случае своего отсутствия он назначал председательствующего из членов Государственного совета. Государственный совет состоял из пяти департаментов: законов, дел военных, дел гражданских и духовных, государственной экономии, дел царства Польского.

Комитет министров начал оформляться с созданием министерств. Полномочия и формы деятельности Комитета министров вырабатывались на практике. Комитет министров рассматривал вопросы, относящиеся к компетенции нескольких министерств и поэтому требовавшие совместного обсуждения министров. Председательствовал на его заседаниях император.

В 1812 г. Комитет министров получил законодательное оформление. В его состав вошли не только министры, но и председатели департаментов Государственного совета, государственный секретарь и другие лица в соответствии с назначением императора. Комитет министров рассматривал различные вопросы управления страной.

Собственная Его Величества канцелярия постепенно приобретала особое значение, оттесняя на второй план Государственный совет и комитет министров. Во второй четверти XIX в. эта канцелярия превратилась в непосредственный аппарат при царе и рассматривала все важнейшие вопросы жизни страны. Аппарат канцелярии разрастался, ее структура усложнялась, она стала разделяться на пять отделений.

Первое отделение осуществляло контроль над министерствами, готовило законопроекты, ведало назначением и увольнением высших чиновников. Перед Вторым отделением была поставлена задача кодификации законов. Мрачную известность получило Третье отделение, созданное для борьбы с революционным движением в стране. Четвертое отделение занималось благотворительными учреждениями и женскими учебными заведениями. Пятое отделение было создано для разработки проекта реформ управления государственными крестьянами. Шестое отделение занималось подготовкой предложений по управлению Кавказом.

Органы подчиненного управления.

Сенат возглавлял генерал-прокурор. Роль Сената уменьшилась. За Сенатом в основном сохранялась роль высшего судебного учреждения страны. Его департаменты превратились в высшие апелляционные инстанции для судов губерний.

Синод. Управление аппаратом церкви было приведено в соответствие с общим уровнем централизации государственного аппарата на основе принципа единоначалия светского чиновника – обер-прокурора Синода.

Во второй четверти XIX в. проводилась политика огосударствления церкви путем передачи в ведение обер-прокурора некоторых сфер деятельности Синода.

Министерства. Коллегиальная система не обеспечивала нужное царизму управление страной. Отсутствие персональной ответственности также отрицательно сказалось на деятельности центрального аппарата. Во многих западноевропейских странах в это время уже действовали министерства.

В начале XIX в. и в России на смену коллегиям пришли министерства. В соответствии с царским Манифестом «Об учреждении министерств» 1802 г. было создано восемь министерств: военных сухопутных сил, морских сил, иностранных дел, юстиции, внутренних дел, финансов, коммерции, народного просвещения. Два из них были новыми и не имели предшественников – это Министерство внутренних дел и Министерство народного просвещения. На Министерство внутренних дел, кроме поддержания порядка в стране, возлагалась обязанность по управлению государственной промышленностью и строительством.

Издание в 1811 г. «Общего учреждения министерств» завершило оформление министерской системы управления в России. Министрам вверялась исполнительная власть в пределах деятельности порученных им министерств. Устанавливалось, что все министры подчинены непосредственно верховной власти, т.е. императору.

Местные органы управления в первой половине XIX в. почти не подвергались изменениям.

Судебные органы. В первой половине XIX в. были упразднены верхний земский суд, губернский магистрат, верхняя расправа. Палаты уголовного и гражданского суда в губерниях стали судами второй инстанции по делам всех сословий. Палата гражданского суда, кроме того, взяла на себя выполнение некоторых нотариальных функций. С 1808 г. стали создаваться коммерческие суды, которые рассматривали вексельные дела, дела о торговой несостоятельности и т.д. Дела всех сословий рассматривались и надворными судами, созданными в столицах. Действовали ведомственные суды: военные, морские, горные, лесные, путей сообщения, а также духовные и волостные крестьянские суды. Судебное управление находилось в руках созданного в 1802 г. Министерства юстиции.

Полиция. В 1837 г. в связи с делением уездов на более мелкие административно-территориальные единицы – станы – появилась специальная полицейская должность станового пристава. В своей деятельности становой пристав опирался на сельскую выборную полицию, составленную из государственных крестьян, сотских и десятских, а также на вотчинную полицию помещиков.

В 1801 г. была упразднена Тайная экспедиция, но в 1802 г. создано Министерство внутренних дел, которое наряду с другими функциями возглавляло деятельность местных административно-полицейских учреждений.

После восстания декабристов в 1826 г. по именному указу Николая I Особая канцелярия Министерства внутренних дел была присоединена к Собственной его величества канцелярии и создано, таким образом. Третье отделение Собственной его величества канцелярии. Компетенция Третьего отделения была весьма обширной: руководство полицией, борьба с революционерами, сектантами и раскольниками; высылка и размещение «людей подозрительных»; управление тюрьмами, в которых находились «государственные преступники»; наблюдение за всеми иностранцами в государстве.

Третье отделение опиралось в своей деятельности на созданный в 1827 г. жандармский корпус. Жандармский корпус подразделялся на главное, окружные (всего в стране было 7 жандармских округов) и губернские управления. Главное управление возлагалось на шефа жандармов. На жандармские команды и дивизионы возлагалась задача «рассеяния законом запрещенных скопищ», «усмирения буйства и восстановления нарушенного повиновения» и т.д.

Тюремная система регулировалась Свод учреждений и уставов о содержащихся под стражей и ссыльных 1832 г. В этом Своде закреплялась зависимость положения арестантов от их классовой принадлежности. Тюрьмы разделялись на политические, монастырские и общеуголовные.

Таким образом, можно отметить, что в начале XIX в. в России посредством государственных реформ происходила централизация и бюрократизация государственного аппарата, углублялась специализация отдельных органов власти и управления.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Общественный строй | Систематизация права
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 216; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.