Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Крестьянская реформа 1861 г




План

Государственно-правовое развитие пореформенной России (вторая половина XIX в.).

Лекция 8.

 

 

1. Крестьянская реформа 1861 г.

2. Реформы местного самоуправления

3. Судебная реформа 1864 г.

4. Реформы полиции и армии

 

Литература

 

1. Биюшкина, Н.И. Цензурное законодательство Александра III и практика его применения / Н.И. Биюшкина // История государства и права. – 2011. – № 17.

2. Кириллова, Т.К. Правовой статус крестьян Российской империи в период абсолютной монархии / Т.К. Кириллова // История государства и права. – 2006. – №2.

3. Курицын, В.М. Буржуазные реформы государственного аппарата и развитие права России в 60-80-е гг. XIX в. / В.М. Курицын. – М., 1992.

4. Лаптева, Л.Е. Земские учреждения в России / Л.Е. Лаптева. – М., 1993.

5. Попп, И.А. Добавочные мировые судьи: к вопросу реформирования судебных уставов 1864 г. / И.А. Попп. // История государства и права. – 2011. – № 23.

6. Рязанцев, В.А. Выделение уголовных дел по уставу уголовного судопроизводства 1864 года / В.А. Рязанцев // История государства и права. – 2011. – № 21.

 

 

В России развитие промышленности и экономики в целом тормозилось существованием крепостного права. Поражение России в Крымской войне обострило кризис феодально-крепостнического строя и показало отставание России от стран Запада. Попыткой преодоления кризиса были буржуазные реформы, проведенные в правление Александра II.

Из этих реформ особое место занимает крестьянская реформа, отменившая крепостное право и монополию дворян на населенные земли. 19 февраля 1861 г. Александр II утвердил Положения об отмене крепостного права и издал в связи с этим Манифест об освобождении крестьян от крепостной зависимости. Кроме Манифеста, были изданы: Общее положение о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости, Положение об устройстве дворовых людей. Положение о выкупе; Положение о губернских и уездных по крестьянским делам учреждениях, четыре местных положения о поземельном устройстве крестьян в различных губерниях России; Правила о порядке приведения в действие Положений о крестьянах.

Правовое положение крестьян в ходе реформы изменилось не сразу. В течение первых двух лет после отмены крепостного права крестьяне еще оставались в зависимости от своих прежних владельцев, продолжая отбывать в пользу помещика прежние повинности.

Помещики сразу же со дня обнародования Положений теряли право продажи крестьян, отдачи их в услужение или на другие работы и право переселения крестьян и отдачи их в исправительные учреждения.

После подписания уставной грамоты и получения вслед за этим земельного надела между помещиком и крестьянами возникали обязательные поземельные отношения. Помещик сохранял право собственности на всю прежнюю землю. Крестьяне же за полученные по реформе в пользование земельные наделы отбывали барщинную или оброчную повинность. Эти крестьяне назывались временнообязанными и, по сути, оставались зависимыми от помещика. Только после заключения выкупной сделки или выкупа земли (а это они могли сделать только с разрешения помещика) они переходили в разряд крестьян-собственников и переставали отбывать феодальные повинности. Поэтому для многих помещичьих крестьян перевод из состояния временнообязанных затянулся на многие годы и десятилетия. В 1881 г. царское правительство издало закон об обязательном переводе крестьян на выкуп и о прекращении временнообязанного состояния с 1 января 1883 г.

После выкупа земельных наделов (либо после заключения выкупной сделки) крестьяне переходили в разряд крестьян-собственников.

Наиболее тяжкие сословные ограничения были ликвидированы. По Общему положению, крестьяне стали иметь «права свободных сельских обывателей, как личные, так и по имуществу» (ст. 2). Крестьяне получили право вступать в брак без разрешения помещика, заключать сделки, принимать обязательства, обращаться в суд, быть свидетелями и поручителями (ст. 21-24).

В Общем положении были закреплены такие права крестьян, как право открывать и содержать фабрики и другие промышленные предприятия, свободно заниматься ремеслом и торговлей. Общее положение наделяло крестьян довольно полной правоспособностью: крестьяне имели право приобретать в собственность движимое и недвижимое имущество, могли отчуждать его, передавать по наследству и т. д.

Порядок наделения крестьян землей. Согласно реформе помещики сохраняли право собственности на всю землю, однако они были обязаны предоставить крестьянам «усадебную оседлость», т.е. землю для дома с приусадебным участком, которую крестьяне имели право выкупить, а также полевой надел, выкуп которого мог быть осуществлен лишь с согласия помещика.

Наделение крестьян землей производилось по ревизским душам. Женщины землей не наделялись. Крестьяне были обязаны взять предоставленный им надел. Только по истечении 9 лет крестьяне имели право от него отказаться.

Местные положения устанавливали размеры душевых наделов в зависимости от конкретных условий, имевшихся в различных губерниях: черноземных, нечерноземных и степных. Обычно определялись максимальный (высший) и минимальный (низший) размеры душевого надела.

Установленные положениями нормы душевых наделов были, как правило, меньше того количества земли, которым крестьяне пользовались до реформы. Помещики имели право «отрезать» часть земли от крестьянского дореформенного надела, если этот надел был выше нормы. В результате помещики «отрезали» у крестьян 20% прежних крестьянских наделов.

Помещик имел также право уменьшить надел до 1/4 высшего надела, если крестьянин соглашался принять его без выкупа – «дарственный надел». Этот надел получил у крестьян название кошачьего – настолько он был мал. На 1 января 1881 г. число крестьян, получивших такой надел, достигло 461 тыс.

Кроме того, помещики имели право переносить крестьянские наделы на другие места и широко пользовались этим правом для того, чтобы лучшие земли оставить за собой, а крестьянам дать менее удобные, мало пригодные для обработки земли.

Выкуп земельных наделов. Земельные наделы давались крестьянам за выкуп. Крестьянин имел право выкупить свою усадьбу. Выкупить же полевой надел он мог только с согласия помещика или даже по одностороннему его требованию. Вопрос о размере выкупа, об организации выкупной операции решался в специальном положении о выкупе. Земля рассматривалась как капитал, приносящий доход. Сумма выкупа зависела от размера годового оброка. Оброк принимался за постоянный доход, составлявший 6% капитала. Соответственно, крестьянин выкупал не только землю, но и доход с нее.

Крестьянин не мог в большинстве случаев заплатить выкуп. Поэтому царское правительство, учитывая стремление помещиков получить деньги сразу, решило выплатить им всю выкупную сумму. С этой целью была организована выкупная операция. Помещику причиталось 75-80% выкупной суммы из государственной казны деньгами или ценными бумагами. Остальные 20-25% крестьянин должен был внести помещику сам. Сумму, полученную помещиком из царской казны, крестьянин должен был погашать в течение 49 лет по 6% ежегодно.

Таким образом, выкупная операция, с одной стороны, удовлетворяла интересы помещиков, ибо помещики сразу получали все причитавшиеся им деньги и могли эти деньги пустить в оборот. С другой стороны, государственная казна также имела выгоду, ибо получала большие проценты.

С помощью выкупной операции крестьяне заплатили за землю в несколько раз больше, чем она стоила на рынке в это время. Рыночная стоимость всей выкупленной крестьянами земли составила 543 млн. руб., а крестьяне заплатили за наделы свыше 2 млрд. золотом.

Таким образом, в результате реформы помещики не только сохранили за собой огромные поместья и дешевую рабочую силу, но и обеспечили на долгое время доход, который они получали от крепостных крестьян до реформы.

Формы крестьянского землевладения. Во всех губерниях, где до реформы существовала община, она была сохранена. Причем выход из общины был чрезвычайно затруднен, почти невозможен. Земля находилась в пользовании, а затем в собственности всего крестьянского общества и периодически делилась между крестьянскими дворами.

Община отвечала за каждого своего члена круговой порукой, привязывала крестьян к земле. Следует подчеркнуть, что крестьяне получили, по сути, нищенские земельные наделы, владея которыми нельзя было прокормиться. К тому же крестьянин фактически не мог распоряжаться своим наделом.

Кроме общинного землевладения, реформа установила (для тех губерний, где и до реформы не было общины) подворно-участковый наследственный принцип владения землей. Этот принцип больше отвечал интересам капиталистического развития, так как давал крестьянину большую возможность распоряжаться земельными наделами.

Органы крестьянского управления. Согласно Положениям все крестьяне-домохозяева сельского общества составляли сельский сход – низшее звено системы органов крестьянского управления.

Сельский сход избирал сельского старосту и других должностных лиц. Кроме того, ведению сельского схода подлежали вопросы о порядке и своевременности отбывания различного рода повинностей, увольнения членов общества и приеме в него, о пользовании землей, взыскании недоимок и др.

Несколько сел объединялись в волость, где создавались волостной сход во главе с волостным старшиной, волостное управление и сословный крестьянский волостной суд. Волостной сход решал хозяйственные и финансовые вопросы, ведал раскладкой сборов и повинностей.

Согласно Положениям для реализации крестьянской реформы и для контроля над органами сельского управления были созданы специальные учреждения, ведавшие крестьянскими вопросами: мировые посредники, уездные мировые съезды из мировых посредников и губернские присутствия по крестьянским делам.

Реформа не могла полностью ликвидировать прежнюю систему общественно-экономических отношений, что способствовало неизбежно сохранению феодально-крепостнических пережитков в деревне.

Однако, несмотря на все издержки, крестьянская реформа имела огромное значение для развития капитализма в России: промышленность получила свободные наемные руки, в сельском хозяйстве устанавливались капиталистические отношения, быстрее стал развиваться внутренний рынок.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 771; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.021 сек.