Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Судебная реформа 1864 г


 

В 1861 г. Государственной канцелярии было поручено начать разработку «Основных положений преобразований судебной части в России». К подготовке судебной реформы были привлечены крупные юристы страны. Разработанный проект судебных уставов предусматривал бессословность суда, его независимость от административной власти, несменяемость судей и судебных следователей, равенство всех сословий переде законом, устный характер, состязательность и гласность судебного процесса с участием в нем присяжных заседателей и адвокатов (присяжных поверенных). Это являлось значительным шагом вперед по сравнению с феодальным сословным судом, его безгласностью и канцелярской тайной, отсутствием защиты и бюрократической волокитой.

20 ноября 1864 г. Александр II утвердил судебные уставы, согласно которым вводились коронный и мировой суды.

Коронный суд имел две инстанции: первой являлся окружной суд (обычно в каждой губернии, которая составляла судебный округ), второй – судебная палата, объединявшая несколько судебных округов. Принимавшие участие в судебном процессе выборные присяжные заседатели устанавливали лишь виновность или невиновность подсудимого. Меру наказания определяли судьи и два члена суда. Решения, принятые окружным судом с участием присяжных заседателей, считались окончательными, а без их участия могли быть обжалованы в судебной палате. Решения окружных судов и судебных палат, принятые с участием присяжных заседателей, могли быть обжалованы только при нарушении законного порядка судопроизводства. Апелляции на эти решения рассматривал Сенат, который являлся высшей кассационной инстанцией, имевшей право кассации (пересмотра и отмены) судебных решений. Не разбирая дела по существу. Сенат передавал его на вторичное рассмотрение либо в другой суд, либо в тот же суд, но с другим составом членов суда и присяжных заседателей.

Председатели и члены судебных палат и окружных судов утверждались царем, а мировые судьи – Сенатом. После этого они по закону не подлежали ни увольнению в административном порядке, ни временному отстранению от должности. Они могли быть отстранены от должности лишь в случае привлечения к суду по обвинению в уголовном преступлении. Суд при этом выносил решение о смещении их с должности.



Судебные уставы 1864 г. вводили институт присяжных поверенных – адвокатуру, а также институт судебных следователей – особых чиновников судебного ведомства, которым передавалось изымаемое из ведения полиции производство предварительного следствия по уголовным делам.

Надзор за законностью действий судебных учреждений осуществлял обер-прокурор Сената, прокуроры судебных палат и окружных судов. Они подчинялись непосредственно министру юстиции.

Хотя судебная реформа была наиболее последовательной и глубокой из реформ 60-х годов, она, тем не менее, не затронула некоторые сословные пережитки в жизни страны. Сохранялись духовный суд (консистория) по делам духовным и военные суды для военных. Высших царских чиновников – членов Государственного Совета, сенаторов, министров, генералов – судили особым Верховным уголовным судом

Еще положением 19 февраля 1861 г. в деревне был введен и сохранился сословный крестьянский волостной суд, который судил крестьян по мелким гражданским и уголовным делам на основе обычного крестьянского права, а не государственных законов.

Важной составляющей судебной реформы 1864 г. в России было преобразование прокурорского надзора. Прокуратура была включена в судебное ведомство, но имела свою особую организацию. Согласно судебным уставам вся система органов прокуратуры представляла сенатскую обер-прокуратуру, местный прокурорский надзор и генерал-прокурора Синода. Каждая из них действовала самостоятельно не зависела друг от друга. Объединялись они только общим подчинением генерал-прокурору, являвшемуся министром юстиции. Подчинение прокуроров осуществлялось в следующем иерархическом порядке: каждый товарищ прокурора подчинялся своему прокурору, каждый прокурор окружного суда – прокурору судебной палаты своего округа, и все лица прокурорского надзора империи были подчинены министру юстиции.

На лиц прокурорского надзора как неотъемлемой части судебного ведомства распространялись общие правила гражданской службы. Так, для пригодности к службе нужно было, прежде всего, быть русским подданным. Законодатель полагал, что только представители русского закона и правительства перед русским судом были во всех отношениях действительно русскими людьми, если не по происхождению и вероисповеданию, то по образованию, знанию языка и нравов, а главное – по взглядам.

Прокурором могло быть лицо, обладающее высшим образованием, служебным стажем и особой политической благонадежностью.

Служба прокурорского надзора формировалась, в основном, из судебных следователей, секретарей при судебных учреждениях, кандидатов на судебные должности, которые производили следствие, вели «казенные» защиты (т.е. по назначению от суда), занимались составлением различных судебных актов; мировых судей, а также членов судебных учреждений и прокурорского надзора прежнего устройства.

Производство предварительных следствий было возложено на специально учрежденных для этого должностных лиц – судебных следователей. Как уже отмечалось исследователями, создание института судебного следователя было продиктовано объективной необходимостью отделить власть судебную, представительницей которой было признано предварительное следствие, от власти административной. Именно с реформы следственной части начались первые шаги к коренному судебному преобразованию России 1864 г.

По производству предварительных следствий судебные следователи состояли под наблюдением прокуратуры и в иерархическом подчинении окружному суду. Состав судебных следователей определялся в соответствии с количеством участков округа судебной палаты.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Реформы местного самоуправления | Реформа полиции и армии

Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 197; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



ПОИСК ПО САЙТУ:


Рекомендуемые страницы:

Читайте также:
studopedia.su - Студопедия (2013 - 2021) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление
Генерация страницы за: 0.002 сек.