Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Образование СССР. Конституция СССР 1924 г


 

Образование СССР – это объективное закономерное явление в истории нашей Родины, обусловленное многими факторами. К ним можно отнести прежде всего внутренние экономические факторы: исторически сложившееся разделение труда между отдельными экономическими районами страны, единство транспортных сетей, невозможность в одиночку справиться со сложными экономическими проблемами. К внешним факторам относились: сохранявшаяся военная угроза, экономическая блокада и попытки дипломатического нажима на советские республики.

Эти объективные причины дополнялись и необходимыми условиями: единство идеологии, общность целей в построении социализма и коммунизма, однородность общественного и государственного строя.

В результате продолжительных дискуссий в партии и Советах были выработаны две концепции создания союзного федеративного государства: сталинская – предусматривавшая включение Белоруссии, Украины, Закавказья в РСФСР в качестве автономных республик (проект «автономизации»), и ленинский проект объединения советских республик в союзное государство с равноправным членством – Союз Советских Социалистических Республик. Пленум ЦК РКП(б) , состоявшийся в октябре 1922 г., высказался за проект, предложенный В. И. Лениным.

30 декабря 1922 г. в Москве открылся I съезд Советов Союза ССР, утвердивший в основном Декларацию и Договор об образовании СССР, которые передавались на дополнительное рассмотрение ЦИК союзных республик.

Декларация провозглашала создание СССР и определяла основные принципы объединения республик. Договор закреплял объединение РСФСР, УССР, БССР, ЗСФСР в единое союзное государство, определял систему высших органов власти и управления СССР, основные черты, взаимоотношений органов власти Союза с органами власти республик, решал вопросы гражданства, бюджетных отношений, закреплял право выхода союзных республик из состава СССР.

Сразу же после утверждения проектов Декларации и Договора об образовании СССР развернулась активная работа по подготовке проекта Конституции нового Союза. С этой целью была создана конституционная комиссия ЦИК, председателем которой был избран М. И. Калинин. Работа комиссии, носившая сложный и напряженный характер, завершилась к июню 1923 г.



6 июля 1923 г. ЦИК Союза единогласно утвердил проект Конституции и немедленно ввел ее в действие. Вместе с тем, ЦИК принял решение о вынесении текста Конституции на окончательное утверждение II съездом Советов СССР.

Конституция СССР 1924 г. окончательно оформила и закрепила образование принципиально нового государства – Союза Советских Социалистических Республик. Модель, положенная в основу создания СССР принципиально отличалась как от концепции конфедерации, так и от концепции автономизации. Республики объединились в единое государство.

Это определяется при анализе суверенных прав Союза, закрепленных в ст. 1 и 2 Основного Закона. Они относят к компетенции высших органов Союза две важнейшие группы вопросов: дела, связанные с внешними функциями государства, и хозяйственные дела. Кроме того, к общесоюзной компетенции отнесены вопросы, связанные с регулированием межреспубликанских отношений, а также некоторые социально-культурные проблемы.

Компетенция Союза распространялась также на организацию и руководство Вооруженными Силами, вопросы войны и мира, международные отношения.

Конституция отнесла к ведению Союза и общее управление народным хозяйством, его важнейшими отраслями, оставив за республиками значительные полномочия в этой сфере.

К ведению Союза были отнесены вопросы установления основ судоустройства и судопроизводства, основ гражданского и уголовного законодательства, разрешение споров между республиками и др.

Вместе с тем, суверенные права союзных республик, их независимость не ущемлялись. Права Союза, за рамки которых он выходить не может перечислялись исчерпывающе, а права республик не ограничивались ничем, за исключением тех сфер, которые переданы союзному государству.

Регулировались в Конституции и такие важнейшие вопросы, как союзное и республиканское гражданство, право субъектов федерации на выход из нее, система государственных органов, законодательство и др.

Вслед за принятием Конституции Союза ССР принимаются новые Конституции союзных республик. Полностью соответствуя Основному Закону СССР, они одновременно во многом отличались от него как по форме, так и по содержанию конкретных норм.

Таким образом, Конституция СССР 1924 г. и принятые на ее основе Конституции союзных республик стали юридической основой строительства нового социалистического общества в нашей стране.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Новая экономическая политика | Кодификация советского права

Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 319; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



ПОИСК ПО САЙТУ:


Рекомендуемые страницы:

Читайте также:
studopedia.su - Студопедия (2013 - 2021) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление
Генерация страницы за: 0.002 сек.