Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Пашарина Е.С


Социология физической культуры и спорта

Тема 1. Программа – основной документ исследования1.1. Для прочного освоения теоретических основ этой темы и выработки навыков программирования исследования необходимо внимательно ознакомиться с соответствующим разделом учебника (разд. 1, гл. 1, 2 и 3).1.2. Выбрав в иллюстративных целях определенную тему (проблему) исследования (относительно несложную, ограниченную местом и временем, которая является для студента наиболее близкой, важной, знакомой), рекомендуется в применении к этой теме разработать краткий набросок программы исследования (2-3 страницы). Вначале следует наметить содержание основных компонентов структуры программы, строго соблюдая их последовательность, обозначить роль каждого из них в обеспечении целостности процесса сбора и анализа данных.1.3. Затем важно обозначить конкретные взаимосвязи между этими компонентами, сформулировать то, как предыдущий компонент реализуется и развивается в последующем. Например, последовательно сформулировать концептуальную модель изучаемой проблемной ситуации, схематизировать ее, а затем на ее основе выработать некоторые первичные гипотезы. При этом можно использовать правила и примеры, содержащиеся в учебнике.1.4. Прорабатывая набросок программы в более детальном плане, следует добиться максимально возможного соответствия между всеми ее разделами, завершая систематизированным комплексом эмпирических индикаторов и выбором объектов и методов сбора эмпирической информации. Определение объектов предполагаемого сбора первичной информации важно для самостоятельной работы по следующей теме.

Детализированный черновик программы (4-5 страниц) следует представить к семинарскому занятию по соответствующей теме и подготовиться к ее обоснованию и обсуждению. Образцы программ также см. в книге «Как провести социологическое исследование».

Тема 2. Выборочный метод в социологическом исследовании.2.1. Ознакомьтесь с главой 2 (раздел 1) учебника, а также с частью 1.5 книги «Основы прикладной социологии».2.2. Обобщите теоретические положения, лежащие в основе выборочного метода (доказывающие его правомерность и необходимость в научном эмпирическом исследовании социальных явлений). Опираясь на сравнительный опыт массовых выборочных опросов (Literary Digest и Джона Гэллапа), выделите главные факторы надежности выборочного метода.2.3. Проработайте, с опорой на учебную литературу, особенности, ситуации, требования разных типов выборки. Уделите внимание многоступенчатым выборкам.2.4. Обобщите взгляды на проблему погрешности и надежности выборки, представленную в учебнике, в книге «Основы прикладной социологии» и других доступных источниках по теме.2.5. Попытайтесь применить математический аппарат и рассчитайте погрешность выборки применительно к разработанному в самостоятельном занятии по предыдущей теме объекту (объектам) эмпирического изучения, последовательно меняя величины генеральной совокупности и выборочной совокупности.Тема. Методы сбора социологической информации.3.1. Для более основательной проработки вопросов данной темы воспользуйтесь сделанными ранее набросками программы и другими материалами (тема 1-2).3.2. Сосредоточьтесь на изучении особенностей методов опроса. 3.3. Дополнительно ознакомьтесь со следующим учебным текстом.При разработке метода сбора социологических данных происходит перевод теоретического уровня исследовательской проблемы на уровень эмпирического описания и анализа. Это обеспечивает основу для проверки рабочих гипотез и получения нового теоретического знания. Одним из таких методов сбора социологических данных является опрос. Опрос представляет собой вопросно-ответный метод сбора социологических данных, при котором источником информации выступает словесное сообщение людей. Приоритетность опроса:- слабая обеспеченность изучаемого предмета исследования статистической и документальной информацией;- исследуемые явления мало доступны непосредственному наблюдению.Варианты опроса (по формам контакта):- личный или опосредованный (раздаточный, почтовый, прессовый, телефонный);- индивидуальный или групповой;- свободный или формализированный, фокусированный (направленный);- устный или письменный;- сплошной или выборочный;- по месту жительства или работы, временные целевые аудитории. Основные элементы опроса: . социолог, конструирующий инструментарий; . анкетер или интервьюер; . анкета или план интервью; . ситуация опроса; . респондент; . социальная реальность. Основные фазы опроса: 1. Адаптация: . обращение; . начало опроса. 2. сбор основной информации. 3. Завершение опроса. Вопросы различаются:1. По содержанию (о событиях и фактах или о мотивах, оценках, мнениях);2. По форме (прямые или косвенные);3. По структуре (открытые или закрытые) ;

4. По функциям (ловушки или фильтрующие (контрольные), или основные



(контактные).

Разновидности опроса:

1. Анкетирование – опосредованный, письменный опрос;

2. Интервью – непосредственный, устный опрос;

3. Экспертный опрос – опрос компетентных лиц;

4. Социометрический опрос – выявление социально-психологических проявлений межличностных отношений.

2.1. Социологическая анкета как инструмент сбора информации.

Анкета (расследование) является одним из условий получения объективно значимых результатов о различного рода опросах населения. Поэтому разработке анкеты социологи придают особое значение. Созданию анкеты предшествует длительный этап разработки программы исследований, так как в анкету закладываются гипотезы, сформулированные задачи, которые предстоит решить в ходе социологического исследования.

Следует помнить, что при разработке анкеты исследования встречаются трудности, которые социолог непременно должен себе представлять. Если не учитывать особенностей формулировки вопросов в анкете, то даже при соблюдении всех остальных требований методики социологического исследования можно получить ошибочные результаты.

2.1.1.Композиция анкеты.

1. Титульный лист;

2. Водная часть;



3. Основная (содержательная часть);

4. Социально – демографическая часть.

Примечание: титульный лист можно исполнять вместе с вводной частью.

В вводной части описывается цель исследования, характер использования

результатов, а также способ заполнения анкеты.

Следует также проанализировать вводную часть:

1. Наличие и правильность обращения респонденту.

2. Удалось ли кратко и ясно показать цель опроса?

3. Сделано ли указание на то, как будет использоваться результат опроса?

Примечание: Не рекомендуется использовать обращения или неясные формулировки указаний, например типа: «Ваши ответы будут использоваться в чисто научных целях», так как респонденты ждут практической отдачи от своего участия в опросе.

4. Не забыли ли в сделать указание на анонимность опроса?

Примечание: Надо иметь ввиду, что сам по себе термин «анонимность» носит некоторый психологический оттенок. Поэтому лучше его не использовать.

5. Есть ли указание на то, что делать опрашиваемым с полностью заполненной анкетой?

6. Не забили ли вы поблагодарить опрашиваемых за их работу?

7. Удалось ли с помощью вводной части заинтересовать опрашиваемых участвовать в опросе?

Основная часть анкеты содержит блоки вопросов к опрашиваемым.

Вопросы могут быть открытыми или закрытыми. В первом случае опрашиваемый сам формулирует свой ответ на поставленный социологом вопрос. Например: «Как вы провели свой выходной день?» Ответы: «Ходил в кино», «Был на вечеринке» и т.д.

Ответы на закрытые вопросы, сформулированные социологом, представляют собой «меню» для выбора опрашиваемого. Например тот же самый вопрос можно «сделать» закрытым: «Как вы провели свой выходной день?» Ответы: «Положительно», «Отрицательно». В этом случае опрашиваемый отмечает то вариант ответа, который наиболее отвечает его установка.

Структура и последовательность вопросов в анкете по сути дела представляют собой установку социолога на развитие коммуникации с опрашиваемым: пробуждение интереса, завоевание доверия, подтверждение уверенности опрашиваемых в своих возможностях, дальнейшее поддержание беседы.

Как правило, хорошо разработанная анкета может быть заполнена опрашиваемым в течение не более 30 минут. В дальнейшем наступает психологический порог утомляемости и внимание к заполняемой анкете значительно снижается.

В социально–демографической части могут содержаться блоки вопросов о социально–демографических характеристиках респондента – это «паспортичка» об объективном положении и статусе опрашиваемого. Она необходима для анализа собранных данных, для оценки представительности собранных результатов, проведения сравнительных исследований и т.д.

2.2. Интервью.

Интервью – это метод получения информации по определенной теме путем непосредственного целенаправленного диалога интервьюера с респондентом.

1. Неформализированное интервью – это свободный диалог по определенной теме, когда вопросы (открытые) формулируются в контексте обращения и формы фиксации ответов нестандартизированы.

2. Полуформализированное – в ходе диалога задаются заранее заготовленные вопросы по теме и дополнительные.

3. Формализированное – вопросы задаются по заранее подготовленному вопроснику с использованием карточек «закрытых вопросов» (анкета – интервью»), не допуская изменений в формулировке и порядке постановки вопросов.

2.2.1.Факторы смещения или искажения информации при интервьюировании.

1. Влияние индивидуальных особенностей интервьюера.

1.1. различия в возрасте.

1.2. различия пола.

1.3.различия национальной принадлежности и профессии.

1.4. негативное влияние фигуры, одежды, прически.

1.5.различия образовательного уровня.

1.6.различия в мировоззренческих взглядах и установках интервьюера и опрашиваемого.

2. Стиль поведения интервьюера.

2.1. демонстрация собственной точки зрения.

2.2. реакция на ответы и поведение опрашиваемого.

2.3. демонстрация чувства превосходства над опрашиваемым.

3. Неправильный выбор места интервьюера.

4. Неправильный выбор времени для интервьюирования

5. Неадекватное восприятие интервьюера и опрашиваемым.

6. Чрезмерная длительность интервью.

7. Запись беседы при помощи технических средств без разрешения опрашиваемого.

3. Опираясь на материалы лекции и учебных источников, самостоятельно сформулируйте основные преимущества анкетирования и интервьюирования. В связи с этим обоснуйте роль интервьюера (анкетера) применительно к особенностям той исследовательской задачи, которая поставлена Вами в самостоятельной работе ранее (темы 1, 2). Обоснуйте также особенности подготовки (инструктажа) анкетеров и интервьюеров для предполагаемой научной работы по указанной теме.

Тема. Анализ данных и использование результатов социологического исследования (СИ)Учитывая, что учебные тексты оказываются недостаточными, ознакомьтесь с предлагаемым описанием проблемы анализа.Данные социологических исследований сами по себе не позволяют сделать обобщённые выводы, выявить тенденции, проверить гипотезы. Необходимо данные (полученных на предыдущем этапе) путём обработки превратить в соответствующий вид. Информация собранная на предыдущем этапе может представлять собой не просто прямые ответы на вопросы СИ, а быть в форме индикаторов, полученных в процессе операционализации. Сейчас необходимо проделать обратную операцию и перевести индикаторы в форму, которая отвечала бы на вопросы СИ. Кроме того обработка больших объемов проводится на ЭВМ, поэтому необходимо закодировать информацию. Подготовка данных к обработке — один из наиболее трудоемких процессов соц исс. В нем можно условно выделить несколько шагов, например: сбор и кодировка данных; ввод данных в компьютер; проверка и чистка данных; специальная подготовка данных. Одновременно с вводом данных обычно производится проверка на допустимость значения и логическую совместимость, но это может делаться и после. В первом случае исправления обнаруженных ошибок производятся немедленно, во втором — исправление выделяют в отдельный этап, который называют чисткой данных. Специальная подготовка данных представляет собой преобразование их к виду, удобному для обработки и анализу. При сборе информации стараются обеспечить максимальную полноту и точность информации, которая впоследствии может оказаться избыточной. На этапе подготовки окончательно формируются измерительные шкалы, вычисляют вторичные переменные — индексы, осуществляют всевозможные группировки данных. Все это осуществляется с помощью ЭВМ и позволяет опробовать несколько вариантов подготовки данных с целью выбора оптимального варианта. После того как данные приведены к виду удобному для исследования, можно приступать к их обработке и анализу.3.Группировка. Ряды распределений. Составление таблиц и графиков.После того как данные приведены к виду удобному для исследования, можно приступать к их обработке и анализу. При обработке и анализе данных широко используются различные методы, так при опросах используют методы ранжирования (процедура установления значимости явления, ранг — это показатель, характеризующий порядковый номер явления среди других). Но в основном используются статистические методы обработки данных. Сначала производят группировку непрерывных количественных признаков в интервалы. В некоторых случаях строятся ряды распределения данных. После чего вычисляют на ЭВМ: проценты, коэффициенты, индексы, основные характеристики распределения рядов данных. Для номинальных порядковых и дискретных количественных признаков они показывают распределение объектов с различными значениями; для непрерывных количественных признаков — число или долю объектов попавших в каждый интервал. Частотные распределения могут быть представлены в виде графиков и диаграмм. В качестве количественных признаков используют такие характеристики распределения данных как: минимальное значение, максимальное значение, среднеарифмитическое значение, дисперсия, коэффициент ассиметрии и др. При необходимости сопоставления распределение признаков для различных групп респондентов составляют таблицы, например таблицы где приведены данные для мужчин и женщин и наглядно видно отличие между их мнениями. Различают таблицы сопряженности, которые служат для проверки гипотезы о статистической связи между признаками. Такие гипотезы чаще всего проверяются по критерию «хи-квадрат»; для измерения связи применяют различные коэффициенты. Упорядоченный при обработке материал представлены в виде таблиц, схем, графиков и диаграмм.4.Процедура интерпретации и метод исключения.Цель заключительных этапов СИ — обобщить, проанализировать и научно проинтерпретировать, дать выводы и рекомендации. Упорядоченный при обработке материал представлен в виде таблиц, схем, графиков и диаграмм. Эти материалы анализируются теоретической исследовательской подгруппой.Особенно важна процедура интерпретации. Интерпретации должны носить научный характер, иметь необходимые обоснования в материалах СИ, подтверждаться документальными и статистическими данными.. Одновременно с вводом данных в компьтер обычно производится проверка на допустимость значения и логическую совместимость, но это может делаться и после — при интерпретации. В первом случае исправления обнаруженных ошибок производятся немедленно, во втором — исправление выделяют в отдельный этап, который называют чисткой данных.Из всей совокупности данных для выявления объективной картины необходимо исключить крайние значения индикаторов, оставив только наиболее типичные, т.е. методом исключения облегчают процедуру интерпретации. Кроме того при сборе информации стараются обеспечить максимальную полноту и точность информации, которая впоследствии может оказаться избыточной — поэтому эту избыточную информацию исключают.5.Научный отчет и рекомендации.Цель заключительных этапов СИ — обобщить, проанализировать и научно проинтерпретировать, дать выводы и рекомендации. Упорядоченный при обработке материал представлен в виде таблиц, схем, графиков и диаграмм. Эти материалы анализируются теоретической исследовательской подгруппой.Завершается СИ формированием выводов, предложений и рекомендаций.Выводы, предложения и рекомендации должны носить конкретный характер, иметь

необходимые обоснования в материалах СИ, подтверждаться документальными и статистическими данными. На основе этого разрабатываются и принимаются управленческие решения. Обычно это делают заказчики СИ, но исполнители принимают участие, т.к. при принятии управленческих решений не должно остаться неучтенными ни одного значительного факта, выявленного в ходе СИ.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Основные тенденции развития российского права | Предмет культурологии

Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 200; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



ПОИСК ПО САЙТУ:


Рекомендуемые страницы:

studopedia.su - Студопедия (2013 - 2021) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление
Генерация страницы за: 0.006 сек.