Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Внутренняя и внешняя культура человека

Читайте также:
  1. I. Внутренняя и внешняя политика Александра I
  2. II. Внутренняя и внешняя политика России при первых Романовых
  3. III. Внутренняя политика Александра III. Контрреформы 1880-1890-х гг.
  4. III. Культура удельной Руси.
  5. V. Культура Русских земель в XII-XIII вв.
  6. АККУЛЬТУРАЦИЯ РЕЛИГИИ
  7. Анализаторы человека. Психофизический закон Вебера-Фехнера.
  8. Антропометрические показатели физического развития человека.
  9. Архаїчні культури на території України. Трипільська культура та її здобутки.
  10. Б - Храмовая культура
  11. Базисная установка – вера в человека.
  12. Биоклимат оказывает как положительное, так и отрицательное воздействие на организм человека.



Личность западного человека

Западный человек совершенно другого склада ума и образа жизни. Западный человек более деятельный, активный, предприимчивый. Его деятельность больше направлена вовне, на внешний мир, который он стремится переделать и преобразовать в соответствии со своими интересами. Он более рационален, прагматичен, во главу угла ставит пользу и даже выгоду (утилитаризм). Западный человек более свободолюбив, независим и автономен. Личность западного человека самоценна (в соответствии с духом гуманизма), а потому она характеризуется более яркой индивидуальностью, выразительностью и потребностью в самореализации, самоутверждении и признании своих заслуг. Ведущим принципом является индивидуализм – «каждый сам за себя». Западный человек хорошо знает свои права и требует их соблюдения и беспрекословного выполнения. Обязанности у него уходят на задний план, и он ими может пренебрегать. Он не в такой степени человек долга, как восточный человек. Западный человек не столь привержен следованию традиций и норм, как восточный человек.

Западная цивилизация считается левополушарной. В деятельности и мышлении западного человека преобладает рационализм и логика. Он больше доверяет доказательству и фактам, чем интуиции. Западный человек менее религиозен по сравнению с восточным.

Западный человек отдалил себя от природы и не находится в гармонии с ней. Природу он считает ареной своей активной деятельности и стремится господствовать над ней и подчинить себе, своим корыстным интересам, не думая об отдаленных последствиях. Личная и сиюминутная польза для него – превыше всего. Он считает себя властелином природы и стремится брать от нее все, что возможно, т.е. характерно потребительское отношение к природе.

Независимость и свободолюбие западного человека порой принимают крайние формы, перерастая в нигилизм, анархизм и пр., т.е. в отрицание всяких общепринятых норм, обязанностей, долга и подчинению порядку, которые, по его мнению, подавляют его свободу, независимость и препятствуют самореализации. Смирение и покорность чужды для западного человека; гордыня и амбициозность как их антиподы – вот слабость, ловушка и «ахиллесова пята» западного человека.

Задание: Дать характеристику личности христианина, мусульманина, буддиста.

 

7. Понятие «культурный человек».

Понятие «культурный человек» многозначно, оно употребляется в широком и узком смысле слова. В широком смысле культурным называют человека духовно богатого, разносторонне образованного, интеллектуально развитого, нравственно и эстетически воспитанного, т.е. интеллигентного, обладающего прежде всего внутренней культурой.



Охарактеризуем черты культурного человека.

  1. Духовное богатство – наличие у человека широкого круга духовных потребностей и интересов и богатого внутреннего мира. Культурный человек отдает приоритет духовным, а не материальным ценностям.
  2. Разносторонняя образованность – человек компетентен не только в своей специальности, но и во многих других областях.
  3. Интеллектуальное развитие – степень и глубина развития ума, интеллекта.
  4. Нравственная воспитанность – обладание нравственной культурой, знание и соблюдение моральных норм и принципов.
  5. Эстетическое воспитание – формирование чувства красоты и эстетического вкуса.

 

В узком смысле культурным называют просто вежливого, воспитанного человека, т.е. обладающего внешней культурой, или культурой поведения. Внешняя культура состоит в соблюдении норм и правил этикета. К внешней культуре относится: манеры человека, речь, форма и стиль одежды, умение вести себя и пр. Наиболее важными чертами внешней культуры человека являются:

  • вежливость,
  • воспитанность,
  • тактичность.

Охарактеризуем их. Культурный человек прежде всего вежлив. Вежливым называют поведение, соответствующее принятым в данном обществе правилам приличия и манерам. Главное в вежливости – внимание и уважение к людям, уважение человеческого достоинства. В общении с людьми надо придерживаться золотого правила нравственности, сформулированного И.Христом: Поступай с людьми так, как ты хотел бы, чтобы они поступали с тобой.

О значении вежливости. Обсудить слова писателя Сервантеса: «Ничто не дается нам так дешево, и не ценится людьми так дорого, как вежливость».

Воспитанность – это вежливость, перешедшая в привычку, ставшая второй натурой человека. Воспитанный человек автоматически, не задумываясь, делает то, о чем вежливый человек знает, но не всегда делает, например, здороваться при встрече, пропускать вперед старшего, уступать ему место, снимать головной убор в помещении и др. Воспитанность – более высокая ступень культуры человека по сравнению с вежливостью.

Тактичность – это чувство меры в человеческих взаимоотношениях, моральная интуиция, подсказывающая человеку наиболее верную, осторожную, деликатную линию поведения по отношению к окружающим. Правила поведения тактичного человека обычно начинаются с частицы «не»: «не лезь в душу», «не затрагивай больной вопрос для человека», «не усугубляй» и пр. («не сыпь мне соль на рану»). Обсудить слова А.П.Чехова: «Хорошее воспитание состоит не в том, что ты не прольешь соуса на стол, а в том, что ты не заметишь, если это сделает кто-либо из окружающих».

Внутренняя и внешняя культура не всегда совпадают между собой и дополняют друг друга. Человек может обладать внешней культурой, безупречно овладеть правилами этикета и в то же время по своей внутренней сути быть непорядочным, безнравственным. Т.е. за внешней показной вежливостью он может маскировать свою отрицательную внутреннюю сущность (свое «гнилое нутро»). Идеалом является сочетание внутренней и внешней культуры, сочетание хороших манер и умения вести себя с внутренней красотой, нравственным совершенством человека. Формирование такого человека и есть цель воспитания. Другими словами, идеал и цель воспитания – всестороннее, гармоничное развитие личности, в единстве внутренних и внешних качеств, духовных и физических. Единство духовного и физического развития – это идеал, сформулированный еще в Древней Греции. Духовное развитие (воспитание) включает в себя: нравственное, эстетическое, политическое, правовое воспитание и т.п. И соответственно, это направлено на формирование и совершенствование нравственной, интеллектуальной, психологической, политической и т.д. культуры.

Процесс формирования и развития культуры человека – целенаправленный, длительный, постепенный и трудный процесс. Здесь многое зависит от целеустремленности, усилий, настойчивости, упорства и терпения человека. Привести поговорки: «Что посеет человек, то и пожнет». «Посеешь хороший поступок, пожнешь хорошую привычку, посеешь хорошую привычку, пожнешь хороший характер, а посеешь хороший характер, пожнешь хороший нрав и обычай». Человек создает самого себя сам. Но и ответственность за то, Чем он стал и каким стал, тоже несет он.

 

 





Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 1964; Нарушение авторских прав?;


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



ПОИСК ПО САЙТУ:


Читайте также:



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2017) год. Не является автором материалов, а предоставляет студентам возможность бесплатного обучения и использования! Последнее добавление ip: 54.80.137.168
Генерация страницы за: 0.009 сек.